СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие "Животный мир Оренбургской области"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие "Животный мир Оренбургской области"»

4



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КРУЖКОВОГО ЗАНЯТИЯ


Дата: 28.11.19

Кружок: «Моё Оренбуржье»

Тема:

Животный мир Оренбургской области

Цель содержательная:

Формирование у учащихся представления о животном мире Оренбургской области

Цель деятельностная:

Расширение понятийной базы по предмету за счёт включения в неё новых элементов

Задачи:

1) познакомить учащихся с животным миром Оренбургской области;

2) развивать познавательный интерес к занятиям;

3)воспитывать уважение к друг другу.

Основное содержание темы, термины и понятия: животный мир

Личностные результаты

-научатся ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

-приобретут способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные результаты

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные:

-осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

-выражать речь в устной и письменной форме;

-проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные:

-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Предметные умения:

Познакомятся с животным миром Оренбургской области; с Красной книгой Оренбургской области; узнают: какие животные области занесены в Красную книгу; работая в группе, подумают, что необходимо сделать для защиты животных.

Межпредметные связи: окружающий мир

Формы работы

Индивидуальная, групповая, парная

Ресурсы

презентация, карточки для работы в паре, карточки для работы в группе, наглядный материал, рисунки учеников, Красная книга Оренбургской области.


Ход занятия


Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности


Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем

-Проверьте, готовы ли вы к занятию?

Слушают учителя



Проверяют готовность

II. Этап выявления места и причины затруднения


-Для того чтобы узнать тему нашего занятия, совещаясь в паре, разгадайте ребус:


-Что у вас получилось? Верно, животные.

-Подумайте, животные какой местности нас интересуют?

-Верно, Оренбургской области.

-Сформулируйте ему нашего занятия?

Животный мир Оренбургской области

Разгадывают ребус





Отвечают на вопросы



Формулируют тему занятия

III. Этап построения проекта выхода из затруднения


-Поставьте цель к нашему занятию.

-Для чего нам нужно это знать?

-Где может понадобиться эта информация?

Формулируют цель урока

Отвечают на вопросы

IV. Этап реализации построенного проекта


-Вспомните окружающий мир. В какой природной зоне расположена наша область? Верно, зона степей.

-Для многих животных, степь – это благоприятная среда обитания.

-Животный мир Оренбургской области  характеризуется большим разнообразием. На состав животного мира большое влияние оказывает географическое положение Оренбургской области.

Слушают учителя



Отвечают



V. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


Работа в паре.

-Работа в паре, дополните схему «Группы животных»:




Группы животных



Насекомые рыбы птицы пресмыкающиеся млекопитающие


-У вас 2 минуты.

-Закончили, проверим.

-Молодцы!

-Для чего выполняли это задание?

-Познакомимся с каждой группой животных поближе.

- Заслушиваются сообщения подготовленных детей.

Сообщение «Млекопитающие»

После каждой группы животных вопросы:

-Каких млекопитающих запомнили?

-Каких встречали?

-Обратите внимание, в кабинете на стенах есть фотография сурка, распр. у нас.

Сообщение «Птицы»

-Сколько видов птиц насчитывается в нашей области?

-Каких птиц становится всё меньше и меньше?

-На доске представлены фотографии.

Сообщение «Пресмыкающиеся»

-Сколько видов рептилий насчитывается в области?

-Каких из этих рептилий вы видели вживую?

-Перечислите несколько рептилий. Найдите рептилий на доске (фотография).

Сообщение «Рыбы»

-Сколько видов рыб в области?

-Каких рыб запомнили?

Физминутка для глаз

Сообщение «Насекомые»

-Сколько видов пчелиных живет в области? Какие из них занесены в Красную книгу?

-Как вы считаете, какова роль животных в жизни человека?

-Что такое браконьерство? Чем оно опасно?

-Как называется большой список, в который занесены редкие животные, растения и грибы, которые находятся под угрозой исчезновения и требуют защиты и охраны? Верно, Красная книга.

-Вы подготовили рисунки «Защита животных», продемонстрируйте их.

-Молодцы. Прекрасные работы.

-Помимо всемирной Красной книги существует и Красная книга Оренбургской области.

Красная книга Оренбургской области — официальный документ, содержащий список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Оренбургской области, сведения о их состоянии и распространении, а также необходимых мерах охраны. Книга принята распоряжением Администрации Оренбургской области от 9 января 1996 года № 9.

В Красную книгу Оренбургской области включены 335 биологических видов: 40 видов насекомых, 12 видов рыб, 2 вида земноводных, 3 вида пресмыкающихся, 2 вида змей, 67 видов птиц, 12 видов млекопитающих, 183 видов различных растений, 14 видов грибов.

Первое издание выпущено в 1998 году Оренбургским книжным издательством.

-Познакомимся с ней поближе.

-Пока одна группа рассматривает книгу, другая - выполнит задание в карточке, потом вы поменяетесь.

Карточка

В Красную книгу Оренбургской области включены : 40 видов насекомых, 12 видов рыб, 2 вида земноводных, 3 вида пресмыкающихся, 2 вида змей, 67 видов птиц, 12 видов млекопитающих, 183 видов различных растений, 14 видов грибов.

-Узнай, что обозначают действия:

40+12+2+3+2+67+12+183+14

183-67

67-40

12+12

14:2

-У вас 2минуты.

-Закончили.

-Поменялись.

-Возьмите свои карточки, проверим.

-Для чего выполняли это задание? С каким предметом оно связано?

Просмотр презентации

Физминутка

«Звериная зарядка»
Раз -,прыжок, два - присядка (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы ноги на ширине плеч, переступать с ноги на
То одну, то обе вместе, ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало -  (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!


Работают в паре, дополняют схему



Отвечают




Слушают учителя, задают вопросы







Ученик выступает с сообщением



Отвечают на вопрос






Ученик выступает с сообщением



Отвечают на вопрос




Ученик выступает с сообщением



Отвечают на вопрос


Ученик выступает с сообщением



Отвечают на вопрос




Слушают учителя






Браконьерство

Браконье́рство — охота (а также промышленное рыболовство, любительская рыбная ловля, вырубка леса, сбор растений и т. д.), нарушающая законодательство об охране окружающей среды.


Одна группа рассматривает книгу, другая - работает с карточкой


Решают карточку

40+12+2+3+2+67+12+183+14=335 –всего различных видов

183-67=116 настолько больше видов растений, чем видов птиц

67-40=27 настолько больше видов птиц, чем видов насекомых

12+12=столько вместе видов рыб и млекопитающих

14:2=7 в столько раз больше видов грибов, чем видов земноводных










Выполняют разминку


VI. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону


-Теперь поработайте в группе.

-Вспомните правила работы в группе.

-Представьте, что вы крупная компания по охране животных.

Государство выделит 1 млрд. рублей в качестве награды той компании, которая придумает, как же можно лучше защитить животных.

-У вас 5 минут.

Прослушиваются варианты детей.

Обсуждение.

-Государство решило разделить вознаграждение для исполнения идей обеих компаний!

Работают в группе



Выполняют задание


Представляют свою компанию


Обсуждают вместе с учителем

VII. Этап включения в систему знаний и повторения


-Достигли цели занятия?

Как она звучит?

-Что нового узнали?

-Что делали на занятии?

-Каких животных Оренбургской области запомнили?

-Для чего создана Красная книга?



Подводят итоги занятия

VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

«Благодарю»

-Попрошу Вас высказать слова благодарности тем, кто, по вашему мнению, помог на занятии.

Занятие окончено.

Спасибо за работу!

Высказывают слова благодарности

























Млекопитающие.В области обитают более 80 видов млекопитающих. Встречается обыкновенный еж, который в южных районах соседствует с ушастым ежом. В лесостепных районах ведет строительство подземных тоннелей обыкновенный крот. В тихих заводях пойменных озер сохранился уникальный эндемик Русской равнины — русская выхухоль. Среди 11 видов летучих мышей наиболее крупной является гигантская вечерница, населяющая глухие леса Малого Накаса и Бузулукский бор. В крупных лесных массивах севера области встречается обыкновенная белка. Частые обитатели пашни, пастбищ, огородов и окрестностей населенных пунктов — рыжеватый и малый суслики. В большинстве степных и лесостепных районов области устраивает свои колонии байбак (сурок). Норы этого зверька с характерными бугорками .

В последнее время по рекам и водоемам области широко распространились обыкновенный бобр и ондатра. Самые многочисленные представители млекопитающих области — грызуны семейств хомяковых и мышиных. Среди хомяковых типичны обитатели степных ландшафтов — хомячок Эверсманна, обыкновенный хомяк, обыкновенная полевка, обыкновенная слепушонка, а из мышиных — полевая мышь, мышь-малютка. В лесах же из хомяковых многочисленны — рыжая полевка, а из мышиных — лесная мышь.

В лесах среди крупных копытных обитают кабан, косуля, лось и благородный олень. За исключением последнего они являются объектами лицензионного охотничьего отстрела.


Птицы.К настоящему времени в пределах области насчитывается более 280 видов птиц.

Распашка степей привела к тому, что большинство крупных птиц, водившихся в Оренбуржье — дрофа, стрепет, журавль-красавка, серая куропатка, — теперь относятся к числу редких и исчезающих.

. Для степей характерным видом является полевой жаворонок.. Очень богат мир пернатых, населяющих водоемы. . Встречаются виды, занесенные в Красную книгу области — краснозобая казарка, ходулочник, шилоклювка. Как и прежде облик степи невозможно представить без дневных хищников — степного орла, а также мелких соколов

Пресмыкающиеся (рептилии) на территории области представлены 13 видами.

Во всех водоемах бассейнов Урала и Самары, по ручьям и степным речкам обитает болотная черепаха. Самыми многочисленными и повсеместно встречающимися рептилиями являются прыткая и живородящая ящерицы. На песках в южных районах области отмечается пустынный вид ящерицы из семейства агамовых — круглоголовка-вертихвостка. 

На степных пастбищах, сенокосах, в зарослях кустарников широко встречается степная гадюка. Лесистые районы предпочитает обыкновенная гадюка.

Рыбы. Озера, ручьи, пруды, водохранилища области населяют свыше 60 видов рыб.

Очень редкие для Оренбуржья осетровые — белуга, русский осетр, шип, севрюга, стерлядь. 

Горные ручьи и речки, впадающие в Сакмару, населяют форель и хариус. Важнейшими объектами рыболовства являются: щука, лещ, сазан, жерех, язь,. Практически во всех водоемах области соседствуют карась и окунь.

Глубоководные реки населяет сом, нередко достигающий массы 80—120 кг. В малых реках, впадающих в Илек и Урал, обитает налим. Он предпочитает реки с каменистым дном и родниковым питанием, с температурой воды не выше 16—18°С.


Насекомые. Много в оренбургских степях насекомых— кузнечики и саранча. 

Украшением степей области являются жуки. Огромную роль в переработке отмершей растительной массы и обогащении таким образом почвы органическими веществами играют жуки-чернотелки.  Серьезным вредителем для посевов пшеницы в западной части области является один из видов хлебных жуков — жук-кузька.

В жаркий солнечный день степь наполнена несмолкаемым тонким жужжанием, которое создает небольшая (длиной до 1 см) мохнатая муха — большой жужжало. Самая крупная муха Оренбургской области — ктырь гигантский длиной 5 см живет на песках в южных районах.

Более 200 видов пчелиных живет в области, в их число входят занесенные в Красную книгу степной шмель и пчела-плотник. Разнообразны и осы. Повсеместно встречается оса французская (полист). Многие осы для питания личинок охотятся на пауков, не исключая и тарантулов.

Великолепным дополнением в нашей области являются бабочки: голубянки, чернушки и другие,  которые придают местности разнообразие расцветок. На каменистых возвышенностях можно встретить махаона — крупную красивую бабочку, которая внесена в Красную книгу области.