Конспект внеклассного мероприятия
по экологическому воспитанию
для учащихся начальной школы
«Что наша жизнь - вода!»
Цель :
- показать значимость воды в жизни всего живого на Земле
- донести до сознания школьников понимание охраны и бережного отношения к воде, как к жизненно важному ресурсу и драгоценному дару природы ;
- побудить школьников к самостоятельному размышлению о важности воды для жизни планеты в настоящем и, главное, в будущем.
Задачи:
- расширить и обогатить кругозор учащихся о воде.
- раскрыть проблемы загрязнения и охраны вод.
- развивать интеллектуальные способности учащихся, познавательный интерес к изучению природы.
- воспитывать бережное отношение к водным ресурсам.
- разработать план мероприятий по оздоровлению экологической водной среды своей местности.
Содержательные линии мероприятия
Метод проведения: проектно-исследовательский, словесный, наглядный, метод игры.
Возраст детей: 8- 9лет.
Условия для проведения: классный кабинет. Мероприятие рассчитано на 0,5 часа.
Оборудование: плакаты о воде, бумажные цветочки по количеству детей (30 шт), плоская емкость с водой, костюм Реки, две урны, клятва «Хранителей воды», значки «Хранителей воды», магнитные капли с именами детей (30 шт).
Подготовительный период: экоуроки, опережающие задания (учащиеся разучивают стихи, интересные факты о воде)
Ход мероприятия
I. Организационный момент.
Учитель. Дорогие ребята!
На сегодняшнем мероприятии мы поговорим на очень волнующую тему. Тамила
В природе путешествует вода, она не исчезает НИКОГДА:
То в снег превратится, то в лед, растает и снова в поход.
По горным вершинам, широким равнинам,
Вдруг в небо взовьется, дождями прольется,
Нас окружает везде и всегда, это волшебница, чудо-ВОДА!
- Скажите годом чего объявил президент 2017 год? (год Экологии)
- А что такое «экология»? как страдает вода? Кто виновник загрязнения воды?
Учитель. Сегодня мы поговорим о воде ,ее значении и свойствах. Чистой воды на Земле становится меньше, а потребность в ней возрастает.
Учитель. Ребята 22 марта – Всемирный день водных ресурсов.
- как вы думаете, зачем люди создают такие праздники?
Действительно, этот день является уникальной возможностью напомнить человечеству о важности воды для окружающей среды и развития общества, для поддержания жизни на нашей планете.
Мы каждый день сталкиваемся с водой, но задумываемся ли мы о ней?
Можем ли мы прожить без чистой воды хотя бы день?
Бережно ли мы используем ценный природный ресурс?
Учитель. Что же такое вода?
Учащиеся читают стихи.
Даша:
Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.
Вика:
Самодержавная царица,
Для всех бесценная всегда,
Ты не сравнимая с жар-птицей
Её величество – вода!
Вова:
Ты землю влагой насыщаешь,
По морю гонишь корабли,
Но вот когда ты зла бываешь –
Сметаешь все с лица земли!
Ирина:
Вода! Тебе мы посвящаем
Стихи и песни, и дела!
Тебя сегодня прославляем,
Чтоб ты у нас всегда была.
Влад:
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончится может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
Саша:
Тебе, Вода, поем мы славу,
Живи на счастье и забаву!
И радуй нас собой всегда!
Её Высочество – ВОДА!
Учитель: Спасибо, ребята. Действительно важность воды преувеличить никак нельзя. Хорошо, что вы это знаете, но попробуем разобраться в том, зачем вода человеку?
Вика:
Взрослый человек на 74 % (по массе) состоит из воды , ребёнок- на 85 %, в крови – 73 %- 80 %, в костях –22 %, если человек потеряет 7% воды, наступает обморок, а если 11%- остановится сердце.
Лиля
Регулирует температуру тела.
Обеспечивает доставку кислорода и питательных веществ ко всем клеткам.
Помогает преобразовывать пищу в энергию.
Помогает усваиваться питательным веществам.
Защищает жизненно важные органы.
Выводит шлаки и отходы продуктов жизнедеятельности.
Соня
Вода – добрый друг и помощник человека! Она создает большие удобства: по морям и океанам плавают корабли. Именно поэтому многие города возникли на берегах рек и морей. Вода побеждает засуху, оживляет пустыни, повышает урожайность полей и садов.
Учитель . Давайте посмотрим на примере, как вода дает жизнь.
Опыт с цветочками.
Учитель Мы с вами сегодня уже говорили о том, что без воды не будет жизни на Земле, но совсем ничего не сказали о том, что же может случиться с самой водой, если мы не обратим свое внимание на проблему охраны водных ресурсов.
В Российской Федерации принята целевая программа. Какая, ребята? (“Чистая вода”).
Основная задача, стоящая перед Россией сохранить и преумножить - природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы.
В России разработана Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года. Этот документ определяет основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса России, обеспечивающего устойчивое водопользование, охрану водных объектов, защиту от негативного воздействия вод, а также по формированию и реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации в водной сфере. Россия может и должна стать мировым лидером в сфере водопользования.
Фериде. Одних усилий государства по сохранению водных источников недостаточно. Необходимо, чтобы каждый гражданин России принял участие в этом проекте.
А что можем сделать мы?
Мухаммед. Потребляем то мы чистую воду, а возвращаем природе загрязнённые стоки. И чистой воды на Земле становится всё меньше и меньше. Цена на питьевую воду растёт с каждым годом. А причина всё та же – загрязнение. Воду многих рек пить нельзя. Поэтому вода теперь тоже продаётся. В чем же причина ребята?
Примерный ответ учащихся: человек загрязняет воду и не экономит.
Учитель. Верно, поэтому над водой нависла страшная угроза – эта угроза – загрязнение. Что же загрязняет воду? Ответы детей
Учитель. Все верно – это заводы, фабрики, машины, сельское хозяйство и все это сделал человек. И если мы не примем срочных мер, то скоро исчезнут реки, озера, исчезнут обитатели водоемов, да и все мы с вами то же, если не будем ее беречь.
- ребята, а какую реку мы с вами должны оберегать? (реку Кача)
- Почему?
Стук в дверь
Учитель. Ребята, к нам сегодня в гости пришла наша загрязненная и пропадающая река.
Стихотворение читает река Кача (Наталья Евриковна) (одежда вида грязной реки, прищеплен мусор на прищепки для эстафеты «Очисти реку»)
Н.Е. Здравствуйте ребята!
Пришла я к вам из далека,
Пришла не просто в гости.
Пришла с мольбою и тоской
Просить вас мне помочь!
Просить защиты, умолять,
Остановитесь!
Вы посмотрите, что со мной,
Во что я превратилась.
Из полноводной и большой
Я превращаюсь в мусор.
На дне моем, где плавал сом,
Теперь лишь ил тягучий,
А в иле том вон и сапог и банки и бутылки.
А вон – пакет, мешает он
Проплыть какой-то рыбке.
Вон из завода, что с трубой,
Течет дрянная жижа,
Опять все раки наутек
Ну где же им тут выжить?
А ведь когда-то, не давно,
Журчала я, бурлила.
И рыбаки ко мне гурьбой
За рыбкой приходили.
А детвора, те сорванцы
Купались и резвились.
И вот осталась я одна,
Что делать, отзовитесь!
Прошу, молю,
О люди, оглянитесь!
Учитель. Ребята, вот такая у нас не простая гостья.
- Почему в реке исчезла вдруг вода?
- Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?
- О чём напоминает каждому это стихотворенье?
Эстафета «Очисти реку»
- Ребята, а давайте поможем очистить реку! Мне нужны 2 команды по три человека. Команды собирают мусор «из реки».
- Скажите мне дети, а можем ли мы просто выбросить этот мусор на свалку7
- а что мы можем сделать? (примерный ответ уч-ся:сортировать и перерабатывать)
- Не засоряйте водоемы напрасно! Берегите их! Чем же мы можем ей помочь, что мы можем сделать для реки?
Ответы учащихся.
Необходимо:
убрать мусор на берегу реки;
посадить по берегам деревья;
очисть от сухостоя берега;
организовать зону отдыха, сделать отдельное место для мусора,
провести акцию «Чистый берег».
выполнять эти правила самим.
Учитель. Молодцы! Знаете и принимаете активное участие ежегодно в акциях по охране реки и моря.
Учитель. Хорошо, мы с вами поговорили о том, как сберечь чистой воду в водоемах, а почему и как мы должны беречь воду дома?
Сефиля. Максим
Гонит капля дождевая
Ручеёк за ручейком,
Те бегут не унывая,
В реки быстрые. Потом,…
А потом и синь морская!
А за нею – океан!
Воду зря не выпуская,
Закрывай покрепче кран!
Учитель. Ребята, мы многое с вами знаем об охране воды. Думаю вы готовы ктому, чтобы посвятить вас в «Хранителей воды»!
Зачитывается текст клятвы. Дети произносят в конце строк «Клянемся!». Каждому ребенку прикалывается значок «Хранитель воды».
Каждый из вас получил капельку воды. Прикрепите свои капли к нашей тучке. Давайте посмотрим на тот волшебный дождик, что у нас получился!
Каждый из вас получил капельку знаний о значении воды и бережном отношении к воде. (По окончании мероприятия Река может наградить ребят их именными капелькам)
Учитель. Молодцы! Мы хотели, чтобы вы поняли, как важно беречь воду. Подведем итоги:
Кирилл. Воду надо беречь! Это должен понять и запомнить каждый. Беречь воду – значит беречь жизнь, здоровье, красоту окружающей природы..
Фатиме. Все должны знать: где бы мы ни были, кем бы ни стали, все, что будем создавать и строить, надо делать так, чтобы не наносить ущерба для природы.
На нашей прекрасной Земле должно быть вдоволь чистой воды!
Звучит музыка
Дети заводят хоровод вокруг Реки под песню «Синяя река» их м/ф «Катерок». Речка может в этот момент дуть мыльные пузыри.