Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья №91»

Открытое внеклассное мероприятие «В мире занимательной физики»
составитель:
Миначетдинова Рима Хамитовна,
учитель физики
высшей квалификационной категории
Ульяновск
2016
САМОАНАЛИЗ
ОТКРЫТОГО ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ в 8-а классе
«В мире занимательной физики»,
ПРОВЕДЁННОГО УЧИТЕЛЕМ
Миначетдиновой Римой Хамитовной
Характеристика класса.
В 8-а классе 12 учащихся, на мероприятии присутствовал весь класс.
Тема: В мире занимательной физики.
Цели: сформировать устойчивую мотивацию в познавательной деятельности учащихся
Задачи: активизация познавательной деятельности учащихся посредством внеклассной игровой деятельности; формирование логического мышления у учащихся.
Содержание мероприятия:
Класс разделился на две команды по 6 человек.
Разминка. Команды отвечают без подготовки. Учитель задаёт поочерёдно каждой команде вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Что тяжелее : пуд железа или пуд пуха? ( Вес одинаков)
2. Почему нельзя сварить мясо высоко в горах? ( Из-за низкого атмосферного давления, температура кипения воды, в которой варится мясо, ниже 100 С).
3. Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная? ( Холодная. С горячего хлеба происходит более интенсивное испарение воды - и влаги в хлебе становиться меньше.)
4. Почему во время снегопада становиться теплее? ( Т.К. происходит кристаллизация воды, в процессе которой выделяется теплота.)
5. Какой тепловой процесс сопровождается понижением температуры? (Испарение)
6. Что быстрее потушит пламя – кипяток или холодная вода? (Кипяток, т.к. он превращается в пар быстрее, чем холодная вода, причём образующийся вокруг горящего тела водяной пар прекращает доступ кислорода к нему.)
7. Почему нельзя тушить горящий бензин , заливая его водой. ( т.к. плотность бензина меньше плотности воды.)
8. Верно ли, что снег греет землю? ( Верно, т.к. снег плохой проводник тепла)
2. Конкурс « Задачи по загадкам». Каждая команда получает загадку. Той команде, которая отгадает загадку, предоставляется право ответить на вопрос физического содержания. На обдумывание даётся 60 секунд. Если команда отгадала загадку, ей присуждается 2 балла, если же она ответила и на вопрос, то получает ещё 3 балла.
1.Летом навзничь лежат, зимой в гости ездят. (Сани).
Вопрос. Почему сани используют зимой, а телегу – летом? ( Летом трение скольжения полозьев намного больше, чем трение качения колёс телеги).
2.Не зная броду , лезу смело в воду. На большой глубине лишь по пояс мне. (Корабль).
Вопрос. Как изменится посадка корабля при переходе из пресной реки в море? (Уменьшиться, т. к. увеличивается плотность воды, а следовательно, увеличивается сила Архимеда, выталкивающая корабль.)
3.Крыльями машет, а улететь не может. (Ветряная мельница).
Вопрос. Какое преобразование энергии происходит при работе ветряной мельницы? (Кинетическая энергия ветра превращается в кинетическую энергию вращательного движения).
4.Вода по воде плавает? ( Лёд).
Вопрос. Почему лёд плавает по воде? (Плотность льда меньше плотности воды).
5.Дерево даёшь – съедает, а от воды – умирает. ( Огонь).
Вопрос. Какие виды теплопередачи отвечают за нагревание тел вблизи огня? (Излучение, теплопроводность).
6.Мир обогревает, усталости не знает. (Солнце).
Вопрос. Как энергия Солнца достигает Земли? (Путём излучения).
7.Хоть я не снег, но таю, не птица, а летаю. (Дым).
Вопрос. Почему дым постепенно тает? (Это можно объяснить явлением диффузии: молекулы , входящие в состав дыма , быстро проникают в промежутки между молекулами воздуха).
3. Конкурс « Кто быстрее». Командам задают вопросы. Баллы зависят от быстроты ответов команды. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Чего не спрячешь в сундук? (луч света)
2. Какого цвета белый цвет ? (всех цветов радуги)
3. Вдалеке бушует гроза. Какое явление мы зафиксируем раньше: услышим гром или увидим молнию? (раньше увидим молнию, а затем услышим раскаты грома.)
4. Когда лёд может быть нагревателем? ( Когда другое тело, находящееся с ним в соприкосновении, имеет температуру ниже , чем у льда.)
5. Когда чайник с кипятком остынет быстрее: если его поставить на лёд или если лёд положить на крышку? ( Когда лёд положен на крышку чайника; в этом случае вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной , он и будет опускаться вниз, возникнут энергетические конвекционные потоки.)
6. Почему при холодной погоде многие животные спят , свернувшись клубком? (у свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается. Из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции.)
7. Может ли горизонт являться телом отсчёта? ( Нет, т. к. при движении наблюдателя он перемещается вместе с ним.)
8. Всегда ли время идет с одинаковой скоростью? ( нет, т.к. его ход зависит от скорости движения системы отсчёта).
9. Как получить от одной палки тень разной длины? (Нужно наклонять палку под разными углами по направлению к Солнцу.)
10. Почему пила нагревается, если ею долго пилить? ( за счёт механической работы совершаемой силой трения, действующей на пилу, увеличивается внутренняя энергия пилы.)
Подведение итогов. Награждение победителей. Рефлексия.
Данное внеклассное мероприятие является неотъемлемым компонентом созданной системы работы – физического вечера, способствующего привитию интереса к предмету.
В результате данного мероприятия были сделаны следующие выводы:
Учащиеся самостоятельно добывают знания путем собственной творческой деятельности, создается и удерживается высокий и устойчивый интерес к учебному труду, развивается продуктивное мышление, прочные и действенные результаты обучения;
Творческая познавательная активность учеников на занятиях, возрастает;
3. Активизируется учебный процесс, способствуя обеспечению более полной занятости всех учащихся;
4. Расширяются наборы учебных задач, осуществляя управление процессом решения таких проблем которые трудно поддаются анализу в традиционных условиях;
Такая работа позволяет не только организовать досуг школьников, но и развить творческий потенциал, помочь учащимся самоопределиться со своими увлечениями и наклонностями для того, чтобы в будущем осознанно сделать выбор профессии.