СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытое занятие на тему"Как разрешить конфликт?"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия разработам для обучения детей корректным способам межличностного общения. Помогает разобраться с возникающими конфликтными ситуациями в процессе общения и вариантами поведениями в подобных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие на тему"Как разрешить конфликт?"»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»













«Как разрешить конфликт?»



Форма работы: беседа -практикум




































Форма и методы работы: беседа-практикум, словесные, наглядные, практические.

Цель: формирование у детей конструктивных навыков решений конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Познакомить с понятием «конфликт».

2. Развивать умение работать в группе, анализировать ситуацию и самостоятельно принимать решения в конфликтных ситуациях.

3. Способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам.

Технологии: здоровьесберегающие, технологии коллективно-мыслительной деятельности, игровые, интерактивные.

Оборудование: мультимидийная доска, проектор, карточки, магнитная доска, фломастеры, слайд - презентация по теме, видеоролик, карточки облака, солнце.    

Ожидаемый результат: на занятии учащиеся познакомятся с понятием «конфликт», его видами и причинами возникновения, научатся находить конструктивные способы решения конфликтных ситуаций. 

План:

Ритуал начала. Игра «Комплименты».

Вводная часть. Видеоролик «Битва»

Знакомство с понятием «конфликт».

Основная часть:

1. Разбор ситуаций.

Определение причин конфликта.

2. Тренинговое упражнение «Облака».

Физкультпауза

3. Способы решения конфликта.

4. Раздача памяток.

Заключительная часть.

Притча «Два друга»

Рефлексия «Воздушные шарики».











Ход занятия

Ритуал начала.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые гости и ребята! Как у вас настроение? К работе готовы? Тогда начнем. Но, прежде чем перейти к основной работе, давайте с вами немного поиграем.

Игра «Комплименты».

Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он произносит комплимент своему соседу.

Ребята садятся по микрогруппам (две микрогруппы).

Вводная часть.

Воспитатель: Ребята вначале нашего занятия я предлагаю вам посмотреть видеоролик, а затем мы с вами его обсудим.

Видеоролик «Битва»

Анализ ситуации.

Как можно объяснить ситуацию.

Что произошло?

А) Из-за чего возник конфликт?

Б) Какую цель преследовал каждый из мальчиков?

В) Почему же все-таки возник конфликт?

Г) Главное, чего не смогли сделать мальчики? (Понять друг друга и договориться).

Воспитатель: Как мы можем обозначить тему нашего сегодняшнего занятия?

Дети: Как разрешить конфликт.

Слайд 1

Воспитатель: Верно! Очень часто в силу каких-либо причин, людям приходится ссориться, выяснять отношения, конфликтовать. После конфликтов многие люди жалеют о том, что вовремя не промолчали, не сменили тему разговора или не уступили собеседнику. Как вы считаете, тема конфликта актуальна для вас? Нужно ли говорить об этом? Тогда скажите, пожалуйста, а как вы вообще понимаете слово конфликт? Что оно обозначает?

Дети: Может быть это ссора или столкновение мнений.

Воспитатель: Да, безусловно, вы  правы. Давайте посмотрим с вами научное определение конфликта. Конфликт – это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и  взгляды.

Слайд 2

Основная часть.

Правильно, мир сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, в которых страдают люди. Все конфликты не только в классе, школе, но и в мире происходят от того, что люди не знают способа выхода из них. Можно научиться предотвращать конфликты и правильно себя вести в конфликтной ситуации.

Воспитатель: Скажите, а вы сами часто являетесь участниками конфликтов? А как вы думаете, люди в равной степени склонны к проявлению конфликтности, или есть те, кто в большей или меньшей степени?

Дети: Есть разные люди которые по разному ведут себя в подобных ситуация.

Воспитатель: Правильно, ребята, есть люди, которые стремятся к тому, чтобы по возможности избегать конфликтных ситуаций, но есть среди нас и такие, для которых даже небольшой раздражитель будет являться причиной или поводом для конфликта. 

Сейчас я предлагаю вам поразмышлять о причинах возникновения конфликтов. Для этого вам необходимо выполнить следующее задание. В конвертах, которые лежат у вас на столах, находятся ситуации. Внимательно прочтите их и попробуйте объяснить факторы, которые могут спровоцировать возникновение конфликтов.

Детям предлагается разделиться на две микрогруппы, прочитать задания по карточкам и разыграть данные им ситуации , другая микрогруппа должна проанализировать ситуацию, определить причины её возникновения.

А) Карточка № 1 для 1 группы.

Слайд 3

«– Петя, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Сережа.

- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Петя и убежал.

А Сережа даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу».

- Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками? (Ответы детей)

Слайд 4

Б) Карточка № 2 для 2 группы.

На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.

- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина?

(Ответы детей).

Вывод.

После совместного разбора ситуаций ребятами определяются

основные причины возникновения конфликтов:

- неумение слушать,

- непонимание;

- неумение договориться;

- несдержанность.

Данный перечень причин выставляется на экране.

Слайд 5

Воспитатель: Тренинговое упражнение: «Облака». (слайд 5)

Предлагает детям закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и поднять руку тем, кто никогда никого не обзывал обидным словом. Воспитатель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их обзывали, и что они делали в ответ.

Слайд 6

- Давайте вместе с вами попытаемся узнать, можно ли разрешать конфликты и как это делается?

Ведущий раздает всем детям листки, вырезанные в форме облака, на котором ребенок пишет обидное слово, сказанное ему.

Воспитатель собирает облака и прикрепляет их на большой оранжевый кружок, символизирующий солнце.

(музыка «Гроза»)

Воспитатель: Ребята посмотрите на доску «Что вы видите, что может сейчас произойти?».

Дети: Облака закрыли солнце, превратились в тучу, может разразиться гроза и пойти дождь.

Слайд 7

- Как вы думаете, только что-то плохое предвещает эта туча?

Дети: не совсем из тучи может пойти дождь, а может наоборот туча рассеится и выглянет солнце

Правильно, туча символизирует то что из нее может разразиться громом, с молнией, но также может из-за тучи выглянуть яркое солнышко. Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно. В конфликтных ситуациях все зависит от вашего умения находить способ их решения. От вас зависит, как может закончиться конфликт дракой ссорой или же примирением и умением договориться.

Физкультпауза.

Воспитатель проводит разминку «Кошки-собаки». Условия: дети встают в круг. По кругу они передаю два маркера (в левую сторону-красный, в правую – синий, соответственно кошка и собака). При этом тот, кому передают маркер спрашивает: «Кто это?». А передающий отвечает «Кошка» или «Собака».

Воспиатель: Ребята я предлагаю вам найти выход из данной ситуации, и сделать так чтобы погода стала вновь ясной и тучи на небе рассеялись. Теперь, когда вы знаете, что такое конфликт, умеете анализировать и определять причины конфликтов, то, наверное, сможете назвать и способы их разрешения.

Для этого я предлагаю вам разделиться на две группы, и прикрепить на доску под знаком «+» слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов, а под знаком « - » - отрицательные. Затем представитель каждой группы должен прокомментировать свой выбор.

(Детям раздаются карточки со словами: (Уступать, разгневаться, промолчать,простить, договориться, ударить, упрямиться, понять).

Дети объясняют свой выбор и делают вывод о положительных и отрицательных способах разрешения конфликтов.

- Ребята, как вы думаете, есть ли еще другие способы поведения, положительно разрешающие конфликтную ситуацию? (Ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, вы самостоятельно смогли сформулировать правила выхода из конфликтов. Тучи на нашем небе рассеялись и появилось вновь солнце.

Слайд 8

Давайте назовем еще раз как правильно предотвратить подобные конфликты.

1. Чаще говорите вежливые слова.

2. Говорите всегда правду. Ложь не красит человека.

3.Будьте естественны в общении.

4.Не бойтесь правды, высказанной в ваш адрес .

5.Не перебивайте старших.

6. Не загрязняйте свою речь нецензурными словами.

7. Никогда не оправдывайте себя. ( Меня не понимают, не ценят).

8. Помните, по своей природе общение - это ежедневный труд.

Слайд 9

Вопитатель: Данные правила я поместила вот в таких памятках которые помогут вам когда у вас возникнет подобная ситуация.

Воспитатель раздает памятки «Как предотвратить конфликт?»

Заключительная часть.

Чтобы подвести итог нашего занятия послушайте притчу: «Два друга»

Презентация

Слайды 10-16

Как-то два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал
Однажды они поспорили и один из них дал пощёчину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: 

- Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину. 

Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Тот, кто дал пощёчину и который спас жизнь своему другу спросил его: 

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? 

Друг ответил: 

- Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.

Воспитатель просит детей высказать мнение о том, чему учит данная легенда.

Подведение итогов: Таким образом, сегодня мы сегодня узнали?

Дети: Мы узнали, что такое конфликт, выяснили причины возникновения конфликтов, а самое главное рассмотрели способы, которые помогают человеку достойно выйти из конфликта. Скажите, информация, которую получили на занятии, была для вас полезна?

Рефлексия: «Воздушные шарики»

Слайд 17

В завершении, мне хотелось бы узнать: с каким настроением вы покините занятие. Для этого вам необходимо выбрать воздушный шар такого цвета, значение которого подходит вашему настроению.

Красный - плохое настроение, желание отдохнуть, безразличие;

Желтый – хорошее настроение, легкое чувство усталости, удовлетворенность работой

Зеленый – отличное настроение, интерес, активность, стремление к общению

Вижу, что у всех хорошее настроение, а теперь давайте поделимся отличным настроением  с нашими гостями и поблагодарим их за внимание.

Спасибо за внимание, до новых встреч!

Слайд 18

Список литературы:

1. Воронин, Г. Л. Конфликты в школе / Г. Л. Воронин// Социол. ис-след. — 1994. — 3.

2. Добрович, А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения//А. Б.Добрович. — М.: Просвещение, 1996.

3. Драгунова, Т. В. Проблема конфликта в подростковом возрасте/Т. В. Драгунова // Вопр. психологии. — 1972. — 2. —С. 25-39.

4. Журавлев, В. И. Основы педагогической конфликтологии: Учебник / В. И. Журавлев. — М.: РПА, 1995.