Открытое занятие на тему: «Натюрморт. Рисуем в нетрадиционной технике: эскизы»
Вид занятия: Комплексное
Цель: Закрепление пройденного материала по теме «Натюрморт».
Задачи:
Углублять знания детей о графике, эскезе.
Формировать умение творчески подходить к работе с бумагой, природным и бросовым материалом.
Продолжать формировать устойчивый интерес к произведениям художественного творчества.
Оборудование и материалы: Альбомы, простые карандаши, ластики, образцы натюрмортов, кроссворд.
Ход занятия.
Организационный этап.
Приветствие. Подготовка к работе – наличие на столах необходимых материалов.
Проверочный этап.
В изобразительном искусстве натюрмортом (от фран. natur morte - "мертвая природа") принято называть изображение неодушевленных предметов, объединенных в единую композиционную группу.
Натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.
Эскиз — предварительный набросок или быстро выполненный свободный рисунок, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла.
Подготовительный этап.
Натюрмортные мотивы как детали композиций встречаются в искусстве Древнего Востока и античности, с натюрмортом отчасти сопоставимы некоторые явления в средневековом искусстве Дальнего Востока (например, так называемый жанр "цветы-птицы"), но рождение натюрморта как самостоятельного жанра происходит в новое время, в творчестве итальянских и особенно нидерландских. И древнерусской иконописи также большую роль играли те немногочисленные предметы, которые художник вводил в свои строго канонические произведения. Натюрморт - сравнительно молодой жанр. Самостоятельное значение в Европе он получил лишь в XVII веке. Особенно полно и ярко натюрморт расцвел во Фландрии и Нидерландах.
В настоящее время натюрморт может иметь как самостоятельное значение, так и быть составной частью композиции жанровой картины.
4. Основной этап.
По сравнению с тематической картиной или пейзажем, в творческом натюрморте художник свободнее распоряжается компоновкой предметов, которые можно в случае необходимости поменять местами, передвинуть, изъять, наконец, изменить уровень зрения на постановку.
Все предметы можно разделить на две больших группы: природные предметы (цветы, плоды, снедь, рыба, дичь и т.д.) и вещи, сделанные руками человека.
Золотое правило натюрморта – не перегрузить предметами.
Прежде чем начинать рисовать, подумать, как удобнее их расположить на листе — в длину или ширину листа.
Старайся, чтобы предметы получились не кривые, стояли прямо, не падали.
При изображении натюрморта, состоящего из нескольких предметов, старайся компоновать их так, чтобы они частично закрывали друг друга — это придаст большую естественность.
Натюрморт можно не только раскрасить гуашью или акварелью, но и выполнить различными материалами: бумагой, природным или бросовым материалом.
Выполнить 2-3 эскиза.
5. Контрольный этап.
Сейчас давайте разделимся на две команды и решим кроссворд: из чего состоит натюрморт. (Приложение №1)
Ответы: кувшин, банан, цветы, блюдо, грибы, лимон, самовар, торт, стакан.
6. Рефлексивный этап.
Подведём итоги занятия – над чем работали, что нового узнали, как работали?
7. Итоговый этап.
Поэтапно оценить работу детей на данном занятии.
8. Информационный этап.
На следующем занятии по одному из эскизов выполним работу, используя не традиционный материал.
Приложение №1
