Согласовано: Председатель МО классных руководителей _________________/М.А.Десятова/ «___»_________________2021 | Утверждаю: Зам. директора по ВСР _______________/Е.Б. Симбирева/ «___»__________________2021г. |
План открытого классного часа
Дата проведения: 18.03.2021г.
Время проведения: 14.05
Место проведения: корпус №2, кабинет №25
Количество и состав участников: 23
Группа РИП-09.19.2
Курс 2
Профессия/ Специальность: 20.02.01 Рациональное использование природохозяйственных комплексов
Тема: Конфликт и пути его решения
Цель: сформировать конфликтную компетентность, способность толерантного поведения и определить стили общения.
Формируемые ОК:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Задачи:
Определить понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация»
Рассмотреть структуру конфликта в обществе
Рассмотреть правила предупреждения конфликтов
Определить стили общения в обществе, посредством самоанализа
Направление: Профессионально - ориентирующее
Форма проведения: Беседа с элементами решения кейс – ситуаций, тренинг
Метод проведения: повествование, диалог, самоанализ, прием «5 пальцев»
Оборудование: компьютер, проектор, экран, слайдовая презентация, видеоматериал, раздаточный материал.
Продолжительность мероприятия: 40 минут
План мероприятия:
Организационный момент.
Актуализация выбранной темы.
Основная часть
Рефлексия.
Подведение итогов.
Преподаватель _____________/ А.Ю. Филимонова
План-конспект классного часа «Конфликт и пути его решения»
«Конфликты - это норма жизни.
Если в вашей жизни нет конфликтов,
проверьте, есть ли у вас пульс»
Чарльз Ликсон
1 ЭТАП - Организационный момент.
приветствие, настрой на конструктивное общение.
Классный руководитель
-Добрый день, дорогие ребята!
-Сегодняшний наш классный час я хотела бы начать с таких слов
Разгневан - потерпи, немного охладев,
Рассудку уступи, смени на милость гнев.
Разбить любой рубин недолго и несложно,
Но вновь соединить осколки невозможно.
-Ребята, я предлагаю вам послушать одну притчу и подумать, о чем сегодня будет наша с вами беседа. (Классный руководитель рассказывают притчу, играет спокойная музыка, идет видео на экране)
-Жил-был один молодой человек. Он не умел ладить с людьми: почти любое взаимодействие с людьми у него всегда превращалось в конфликт, его все не любили и старались держаться как можно дальше. У него совсем не было друзей из-за его чрезмерной агрессии и конфликтности. У него был отец, и люди часто жаловались ему на сына и просили как-то повлиять на него. Этот молодой человек однажды решил завести себе друзей, но не знал, как это сделать и решил спросить совета у отца.
Отец, сказал ему следующее: «Сын мой, я знаю, что ты часто ссоришься с людьми и поэтому у тебя нет друзей. И я знаю, что ты хочешь с кем-то подружиться, но у тебя не получается. У меня есть один совет для тебя: ты же видел наш деревянный забор? Я прошу тебя каждый раз, когда ты будешь с кем-то ссориться забивать в забор по гвоздю.»
Юноша стал делать, то что сказал отец. Каждый день он вбивал гвозди в забор и через несколько месяцев в заборе не осталось места. Гвоздей было так много, что не видно было самого забора.
И тогда юноша опять пришел к отцу: «Отец, что мне делать? В заборе больше нет места для гвоздей!»
На что отец ответил ему: «Ты можешь вынимать по гвоздю за каждый день без ссор».
Сын послушал его, и постепенно стал вынимать один гвоздь за другим. И через какое-то время забор полностью отчистился от гвоздей. Сын позвал отца: «Отец, я сделал все как ты сказал, и стал меньше ссориться с людьми, но только забор теперь весь в дырках»
И отец сказал: «Да, сынок, сколько бы ты гвоздей не вытаскивал, дырки не исчезнут никогда!»
-И так, ребята, что наблюдается в данной притче?
-Вы правы! Мораль данной ситуации такова, что, если в жизни присутствует много конфликтов, только через воспитание самого себя можно научиться их избегать, и, тем не менее, помнить о том, как было раньше, и самое важное, что при желании, можно привить к себе самые прекрасные качества, которые помогут избегать конфликтов в обществе.
-Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
-Все ваши ответы верные!
-Тема классного часа: Конфликт и пути его решения.
-Цель классного часа: сформировать конфликтную компетентность, способность толерантного поведения и определение стилей общения.
2 ЭТАП - Актуальность выбранной темы
Классный руководитель
Каждому человеку необходимо общение. Общение – одно из условий его жизни. Недаром, наказывая человека, его изолируют от других. И далеко не все человеческие ценности могут сравниться с такой ценностью, как возможность общаться с умными, близкими тебе по духу и взглядам людьми. Ведь недаром говорят, что самая большая роскошь, существующая в человеческом обществе - это роскошь общения.
А чтобы стать еще и успешным человеком в обществе людей, в том числе в коллективе на работе надо обладать определенными достоинствами. Можно, конечно, иметь достоинства и суметь их реализовать.
Одним из необходимых достоинств является умение общаться. Залог успеха – богатство языка, которое определяет и богатство мыслей человека, а значит, его ум и умение жить успешно, но, к сожалению, есть люди, которые «хорошо говорят, но плохо разговаривают».
Человек чему-то учится всю свою жизнь. Накопив необходимую сумму знаний, можно всегда реализовать и с пользой для дела.
Одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.
Однако, конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушат привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта, однако не всегда знают, как это делать.
3 ЭТАП ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Классный руководитель
Ребята, сегодня на классном часе мне бы хотелось заострить внимание на том, как каждый из вас мог бы выйти из той или иной конфликтной ситуации. Скажите, что вы знаете о конфликте? (Ответы обучающихся)
Что вы не знаете о конфликте? (Ответы обучающихся)
Как вы думаете, что является главным в конфликтной ситуации? (Ответы обучающихся)
Да, ребята большая часть ваших ответов – верные. И так, Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и взгляды. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация.
Конфликтная ситуация - это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.
Инцидент- это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон.
Рассмотрим на примере, что же такое конфликт и какие пути решения существуют. Для этого я предлагаю вам воспользоваться раздаточным материалом.
В каждой карточке представлены конфликтные ситуации, ваша задача изучить её и подумать, как решить данную ситуацию. (Обучающиеся выполняют задание в парах 3 минуты)
Ситуация 1. На учебной практике обучающиеся техникума работали по группам и один студент, отличаясь от других не выполнял задания, а отвлекался на телефонные игры. Остальным студентам это не нравится, ведь оценивает преподаватель работу всей группы.
Ситуация 2. Обучающиеся группы, проживающие в общежитии в одной комнате, ссорятся по поводу уборки и приготовления пищи. Один выполняет все обязанности в назначенное время, другой выполняет несвоевременно, только после замечания, а третий совсем не хочет ничего делать.
Ситуация 3. Проживающие в одной комнате студенты не могут решить, как им готовиться ко сну, чтобы утром вовремя встать на учебу. Ведь один из них до поздней ночи шумно играет в компьютерные игры, тем самым мешает спать другим.
Ситуация 4. Студенту, проходившему производственную практику на предприятии, не совсем нравится его наставник. Он считает, что наставник относится к нему несерьезно и тем самым не назначал ему конкретных заданий. Студенту, который осваивает профессиональный модуль такое не подходит.
Ситуация 5. Родители сильно контролируют своего ребенка. Уточняют у преподавателя дошел ли их ребенок на занятия или нет, до скольки идут занятия, хотя за ребенком такого не наблюдалось, и по учебным дисциплинам он успевает. По этому поводу в семье возникает ссора.
И так ребята, давайте обсудим ситуации. (Классный руководитель обсуждает с группой ситуации)
А сейчас, попробуем по-другому, каждый из вас представит свой один конфликт из жизни. У каждого на парте лежит чистое облако, напишите, пожалуйста, на нем свою конфликтную ситуацию. (Обсуждение конфликтных ситуаций из жизни обучающихся)
Все ваши жизненные ситуации разные. И каждый из вас относится к ним различно. И все-таки чаще всего ссорясь друг с другом, люди поражают своими обидами самые ценные человеческие органы сердце и душу. И очень часто мы, плачем тихо затаившись от всех.
Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых с помощью разыгранной ситуации.
Участвуют 4 обучающихся
Конфликтная ситуация 1. Студент в течение полугодия не писал лекции по дисциплине, по которой нужно сдавать экзамен.
-Привет, Дима!
-Привет!
-Можно я у тебя одолжу тетрадь с лекциями для подготовки к экзамену?
-Мне не хочется ссориться, но мне тоже нужно готовиться. У нас экзамен в один день. И вообще, ты за все полугодие не написал даже половины, отвлекаясь на занятиях в телефон, а я всю информацию конспектировал.
-Я понял. Постараюсь в следующем полугодии быть ответственней.
Конфликтная ситуация 2. Студент в течение полугодия не писал лекции по дисциплине, по которой нужно сдавать экзамен.
-Привет, Дима!
-Привет!
-Можно я у тебя одолжу тетрадь с лекциями для подготовки к экзамену?
-Я предлагаю тебе сделать копии всего лекционного материала и переписать себе, ведь лекции на экзамене преподаватель будет проверять.
-Хорошо, договорились. Спасибо!
В первой ситуации мягко намекают, а во второй предлагают компромисс
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется «конструктивное предложение» это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.
Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.
В качестве напоминания о возможных путях решения конфликта и выхода из него, я для вас приготовила памятные подарки в виде брошюры. Так став специалистами среднего звена, вы можете применять данные пожелания, они будут сопровождать вас в будущей бесконфликтной счастливой жизни и профессиональной деятельности.
Таким образом, ребята, разобрав и проанализировав все жизненные ситуации, посредством самоанализа, мы можем вынести следующие стили общения в обществе:
Манипулятивный – подразумевает скрытое воздействие на поведение и мысли человека.
Демократический – любая проблема обсуждается совместно. Каждому активному участнику со своими ценностями и интересами предоставляется право проявления инициативы, анализа ситуации, принятия решений.
Либеральный – совместная деятельность предусматривает минимальное и формальное взаимодействие между людьми, концентрации на процессе общения практически нет. Каждый участник, при всей доброжелательности не вмешивается ни в какие проблемы и равнодушен к ним.
Деловой – возможно исключительно деловое общение, которое не выходит за рамки профессионального диалога.
ВЫВОД: Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст и внешность, мы по–разному можем воспринимать одни и те же вещи, явления Настоящий конфликт часто проявляется при попытке убедить другую сторону. Человек может попытаться убедить других принять его точку зрения или заблокировать чужую с помощью таких средств, как принуждение, вознаграждение, обращение к традициям, экспертной оценке, убеждения. Нужно понять, что по большему счету совершенно не важно, насколько правы мы и ошибаются они. Если ни цель, ни отношения не являются для нас особо важными, благоразумнее уклониться от конфликта.
4 ЭТАП - РЕФЛЕКСИЯ
Метод «Все в твоих руках»
На слайде выведена картинка с значениями каждого пальца человеческой руки, которое соответствует определенному понятию, преподаватель, загибая их по очереди, узнает у обучающихся следующие моменты классного часа:
состояние духа, настроение (каким было эмоциональное состояние);
близость цели (что сегодня сделал и чего достиг);
мышление (какие знания и опыт сегодня был получен);
услуга, помощь (чем сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал);
бодрость на занятии (каким было физическое состояние на занятии).
5 ЭТАП - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
В заключении нашей с вами сегодняшней встречи, я хотела бы показать вам небольшой видеоролик. (На экране идет видеоролик о конфликтной и ситуации, и ее решении на примере)
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Всем спасибо! До новых встреч!