Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Левашинская СОШ»
ОТКРЫТЫЙ
Классный час на тему:
«День солидарности в борьбе с терроризмом»
9 класс
Подготовила: кл.рук. 9 класса
Магомедова П.Б.
Открытый классный час на тему:
«День солидарности в борьбе с терроризмом» в 9 классе
Дата проведения:
21. 10. 2023г.
Цель: сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении; акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов; содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости; содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов (на примере Беслана); ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта (памятка каждому учащемуся).
Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «Правила поведения в случае террористической угрозы». Подготовить видеосюжеты о терактах 11 сентября в США, о захвате центра «Норд-Ост» и школе в г. Беслан.
Материалы и оборудование: оборудование для демонстрации видеосюжетов (компьютер).
Ход классного часа:
Классный руководитель:
Термин «терроризм» вошёл в употребление ещё в конце 18 в. для обозначения репрессивной политики, проводившейся якобинцами в период Великой французской революции.
В современной литературе под терроризмом понимают:
а) политику насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны;
б) метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашённых ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги или взрывы жилых помещений, магазинов, вокзалов, транспортных средств, и т. д. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолётов.
Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться внешне немотивационный террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна за теракт, то к началу 21 в. это стало, лишь единичным явлением. Сменились и адресаты терактов - им стали рядовые граждане - случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное – наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время террор приобрёл самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали называть шахидами), становясь «живыми» бомбами, гибнут во время терактов.
С 1970-х гг. широко используется термин «международный терроризм», определение которому даёт проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ООН. 1 В 1977 государствами-членами Европейского Совета, принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом. В Уголовном кодексе РФ существуют четыре специальные нормы о терроризме: террористический акт (ст. 66), террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67), терроризм (ст. 213/3), заведомо ложное сообщение о терроризме (ст. 213/4).
К крупным терактам конца 1990 - начала 2000-х гг. можно отнести газовую атаку нервнопаралитическим газом зарин в Токийском метро в марте 1995 г. (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек), взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 г. (погибло 168 человек), взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 г. (погибло 300 человек), атака захваченных террористами самолётов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 г. (погибло более 3 тыс. человек), захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 г. (погибло 130 заложников), взрыв дискотеки курортного места на острове Балу в октябре 2002 г. (погибло 189 человек, ранено 300), взрывы в Грозном декабрь 2002 г. (число жертв 60 человек), в Моздоке август 2003 г. (погибло 49 человек) и захват заложников в школе североосетинского города Беслан 1-3 сентября 2004 г. (погибло 335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших – дети). Страшно подумать, что этот список может быть продолжен…
С сожалением приходится признать: мы живём в век терроризма. И поэтому каждый человек - взрослый и ребёнок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него.
Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом почему-то считается, что в истоке экстремизма – вся мировая религия ислам. Но это не так! Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и убийство, и самоубийство запрещено этой религией. Террористами являются, как правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад («священная война»), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А девчонки-самоубийцы, которые становятся «живыми бомбами» - обманутые жертвы этих преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате зомбирования.
Многострадальным детям Беслана врачи и психологи советуют как можно скорее постараться забыть тот ад, в котором они находились. А мы обязаны помнить. Помнить, чтобы разделить боль ни в чём не повинных жертв. Помнить, чтобы не допустить такой трагедии. Помнить, чтобы рассказать своим детям и внукам, как сейчас наши деды рассказывают нам о войне. Потому что это и есть война. А на войне как на войне.
Классный руководитель раздаёт учащимся памятки «Правила поведения в случае террористической угрозы».
Изучите эти памятки – правила поведения на этой войне должны знать все. Сохраните эти памятки – и когда на Земле будет только мир, наши счастливые потомки, будут знать, что довелось пережить тем, кто живёт сейчас, на этой террористической войне.
Памятка.
Правила поведения в случае террористической угрозы.
Что нужно делать, чтобы не стать жертвой террора.
Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.
Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свёртков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.
О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.
Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.
По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.
Что нужно делать, если вы оказались среди заложников.
Чтобы суметь выжить в такой стрессовой ситуации, подготовьте себя психологически. Если вы по привычке свободной жизни рассчитываете на порядочность, сострадание, совесть людей, в руках которых оказались, вам предстоит большое разочарование, и вы «сломаетесь». Вернее будет ожидать любых подлостей, издевательств и лжи. Распрощайтесь с жизнью, постарайтесь поставить в ней приличную точку. Невозможно раздавить личность, которая готова к смерти. Но парадокс в том, что именно тот, кто психологически готов к смерти, как раз и выживет;
не впадайте в панику, а подумайте о выходе из положения;
постарайтесь понять намерения захватчиков, рассматривая возможности личного сопротивления. Почувствуйте, настроены ли они решительно или возможен диалог;
избегайте скоропалительных действий, потому что в случае неудачи можно поставить под угрозу собственную безопасность и безопасность других людей;
постарайтесь определить возможных помощников среди товарищей по несчастью;
организуйте сменное постоянное наблюдение за действиями террористов;
в ситуации, исключающей сопротивление, рассмотрите возможность побега через аварийные выходы;
старайтесь занять себя: читать, играть или разговаривать с соседями;
постарайтесь определить точное число террористов;
не употребляйте алкоголь;
не реагируйте на провокационное или вызывающее поведение;
не совершайте действия, которые привлекут внимание захватчиков;
продолжайте спокойно сидеть, не задавая вопросов и не смотря в глаза террористам, желательно подчиниться без препирательств;
прежде чем передвинуться или открыть сумочку, спрашивайте разрешения;
при стрельбе ложитесь на пол или укройтесь за сиденьем, но никуда не бегите; в подобной ситуации места у окна служат лучшим укрытием, нежели места у прохода;
иногда возникает возможность спастись, находясь на местах у выходов;
если удастся симулировать симптомы болезни, появляется возможность освободиться в результате переговоров; часто в ходе переговоров захватчики освобождают женщин, детей, пожилых и больных людей;
спрячьте компрометирующие документы и материалы;
отдайте личные вещи, которые требуют террористы;
держите под рукой фотокарточку семьи, детей - иногда это помогает растрогать захватчиков (но особенно рассчитывать на это не стоит);
захват заложников может продолжаться несколько дней, в течение которых возможно улучшение отношения к ним террористов, поэтому не теряйте веру в благоприятный исход;
может случиться, что захватчики сдадутся, чтобы не иметь дело со специальными подразделениями по борьбе с терроризмом;
освобождённые заложники должны сообщить как можно больше деталей: число захватчиков, в какой части помещения они находятся, каким оружием располагают, число заложников и их расположение, моральное состояние террористов;
запомните, что люди, которые поддерживают связь между властями и террористам – это всегда члены группы по борьбе с терроризмом или по охране правопорядка, одетые в форму сотрудников Красного Креста, обслуживающего персонала или любую другую в зависимости от требований захватчиков.
Если начался штурм здания - группа освобождения, продвигаясь в дыму, кричит заложникам, чтобы те легли на пол и беспощадно стреляет во всех вооружённых лиц или во всякого, кто останется стоять. В этот момент помните:
неприятности уже почти позади, постарайтесь успокоиться, действия порождают сумятицу и панику;
оставайтесь лежать на полу до окончания операции;
подчиняйтесь приказам и инструкциям группы по борьбе с терроризмом и не отвлекайте её членов ненужными вопросами;
не трите глаза, если применяется слезоточивый газ (особенно, если он распространяется медленно);
не покидайте помещение до того, пока не дадут специальный приказ, чтобы не быть принятыми за захватчиков и по ошибке не быть застреленным;
при освобождении выходите как можно быстрее, не останавливаясь, чтобы взять личные вещи, учтите: всегда имеется опасность взрыва или пожара.
Если существует угроза взрыва жилого дома:
При существующей опасности взрыва лучше всего, конечно, выбраться на улицу. Однако если опасность вас застала на верхних этажах высотного дома, воздержитесь от попыток спуститься – наверняка лифты уже отключились, а лестницы переполнены вашими собратьями по несчастью.
В минуты опасности инстинкт диктует нам прямолинейные решения - либо замри, чтобы не тронули, либо беги, чтобы не догнали. При взрывах такое поведение крайне опасно и фактически равнозначно панике. Даже если после взрыва ваше помещение видимо не пострадало, постарайтесь не забираться в щели между шкафами, плитами, столами и приборами. При остаточном обрушении их может завалить, и вы окажитесь в собственной ловушке.
Отключите свет, газ, воду, если это возможно.
Воздержитесь на некоторое время от выхода из помещения - возможно, не всё ещё осыпалось и именно вашей голове достанется увесистый кирпич.
При взрывах и авариях средней тяжести в домах самым безопасными местами считаются проёмы дверей в капитальных стенах или, наконец, место под большими письменными столами. Впрочем, известны случаи, когда люди выживали, прячась под большими кастрюлями (в столовых) или просто защищая голову сковородкой.
Больше всего люди гибнут возле труб, лифтов, электроприборов.
И ещё один важный момент, которого вы наверняка не знаете. При взрывах, пожарах и землетрясениях нельзя спасать вещи до того, как спасены люди. Если даже вы пытаетесь вынести свою любимую пижаму, вы, вероятнее всего, будете задержаны, и вас обвинят в мародерстве.
Теперь кое-что о том, как выжить, если вас завалило.
Во-первых, будьте готовы к тесноте и темноте, может быть, боли.
Постарайтесь переползти туда, где, по вашему мнению, вероятность обвала меньше.
Укрепите потолок своей западни – может вам придётся провести здесь около суток.
Если вы понимаете, что запас воздуха у вас ограничен, старайтесь дышать реже.
Каждый час спасатели наверху объявляют «время тишины». Это время специально для того, чтобы услышать живых. Не стесняйтесь звать на помощь. Многие из жертв позже вспоминали, что труднее всего им было откинуть странный комплекс и попросить помощи у формально неизвестных им людей.
При обнаружении пострадавшего, первое, что сделают спасатели, это просунут шланг или трубку для обеспечения подачи воздуха даже при возможных последующих обвалах.
Учтите, что разбор завала ведётся сверху вниз, а не с боков. Так поступают опять же, чтобы избежать обвалов.
Как только контакт со спасателями установлен, сообщите им своё имя, опишите ваши повреждения, состояние завала вокруг вас, место, где вы находились в здании при обвале. Обо всех ваших дальнейших инициативах консультируйтесь со спасателями.
Будьте бдительны, когда в стране существует угроза терроризма!
Викторина 01.
1. Назовите номер телефона службы спасения? А с сотового? (01, 112).
2. К чему приводит несоблюдение правил пожарной безопасности? (К пожару).
3. Первое средство пожаротушения? (Огнетушитель).
4. Установите порядок действий: что надо делать сначала: тушить, звонить, спасать? (Звонить – спасать - тушить).
5. Чем тушат огонь? (Вода, песок, пена).
6. Что нельзя тушить водой? (Электроприборы).
7. Что надевают пожарные-спасатели, чтобы предохранить себя от дыма? (Респиратор, кислородная маска, противогаз).
8. Какую травму может получить человек при небрежном обращении с огнём? (Ожог).
9. Как называется специальная одежда пожарного? (Боёвка).
10. Если вы заметили, что около леса горит трава, что вы предпримите? (Затушить, забросать землёй, сообщить взрослым).
11. Как вы поступите, если на вас загорится одежда? (Остановиться - упасть и покатиться, сбивая пламя, ни в коем случае не бежать).
12. В каких местах можно купаться? (В специально отведённых для купания местах, на пляжах).
13. Кто самый внимательный на пляже? (Спасатель).
14. Как далеко можно заплывать в организованных местах купания? (Буйки).
15. В течение, какого времени следует находиться в воде? (Не более 10-15 минут, при переохлаждении могут возникнуть судороги).
16. Что нужно делать, если в воде свело ногу? (Уколоть острым предметом, ущипнуть как можно сильнее сведённую судорогой ногу).
17. Какие опасности подстерегают при прыжках и нырянии в неизвестном месте? (Можно удариться головой о грунт, корягу, сваю, запутаться в водорослях и др.).
18. Что должен обязательно надеть на себя человек, выходящий в лодке на водоём? (Спасательный жилет).
19. Для чего в лодке может пригодиться банка? (Черпать воду).
20. Чем должно быть оборудовано судно, на котором вы собираетесь выйти в плавание? (Спасательный круг, спасательные жилеты, вёсла, черпак для отлива воды).
21. Если вы увидели, что тонет человек, ваши действия? (Вызвать спасателей, привлечь внимание окружающих).
22. Вы одни дома, звонок в дверь, незнакомый голос просит впустить в квартиру. Ваши действия? (Ни в коем случае не впускать и даже не разговаривать).
23. Вы гуляете на улице, появляется незнакомец и старается увести вас силой. Что вы предпримите? (Громко кричать, привлечь внимание прохожих).
24. Вы заблудились в лесу, что будете делать? (Остановиться – кричать – не пытаться найти дорогу (можно ещё больше заблудиться) – отметить место, где находились (например, предметом одежды) – если есть поляна или берег водоёма, переберитесь туда и ждите спасателей (время от времени кричите).
25. Что следует предпринять при тепловом ударе? (Перенести пострадавшего в тень – голову и тело протереть влажной прохладной тканью – на голову положить холодную мокрую ткань или грелку с холодной водой).
26. Если в квартире начался пожар, что следует предпринять? (Вызвать пожарных - попытаться потушить пожар с помощью воды, плотной ткани – если не удалось за короткое время этого сделать, покинуть помещение (сообщать соседям) – ждать приезда пожарных на улице).
27. Какие причины пожара вы знаете и как их избежать? (Не баловаться со спичками, выключать электроприборы, не включать газ без взрослых и т.д.).
28. Вы отправились на прогулку в лес (на водоём), началась гроза. Ваши действия? (Выйти из водоёма; укрыться под низкорослыми деревьями; избавиться от металлических предметов, например, удочки).
Отгадай загадку: Стоит дом, пятьдесят сестричек в нём, посоветую я детям - не играйте с домом этим! Коробок спичек.
Красный язык из окошка бежит, кто его коснётся, тот обожжётся. Огонь.
Красная корова всю солому съела. Огонь.
Всё ест, не наедается, а попьёт – умирает. Огонь.
Маленький лёгонький, а тяжко поднять. Уголёк.
В маленьком амбаре лежит пожар на пожаре. Коробок спичек.
Смело входит он в огонь и ведёт неравный бой. Пожарный.
Без рук, без ног к небу ползёт. Дым.
Красный бык стоит, дрожит, чёрный на небо бежит. Огонь и дым.
От огня происхожу от огня и помираю. Уголь.
Жевать не жую, а всё поедаю. Огонь.
По деревне прошёл, ничего не осталось. Пожар.
Где лежала красная коза, там трава не растёт. Место после костра.
Закопай - не гниёт, кинь в воду – поплывёт. Уголёк.
Красный язык из окошка бежит, кто его коснётся, тот обожжётся. Огонь.
Спешит, гудит - дорогу дай! Моргает, глазом синим. Помчится вовремя – беда детей и взрослых минет! Пожарная машина.
По трубе течёт, пироги печёт. Газ.
Мы были соснами и пихтами, и вот бренчим, в коробку впихнуты, мы были гордостью тайги, а вот теперь мы ей враги. Спички.
Маленькая, удаленькая большую беду принесёт. Искра.
Я мохнатый и кудрявый, я зимой над каждой хатой, над пожаром и заводом, над костром и пароходом, но нигде - нигде меня не бывает без огня. Дым.
1 «Международный терроризм – это совершение, организация, содействие осуществлению, финансирование или поощрение агентами или представителями одного государства актов против другого государства или попустительство с их стороны совершению таких актов, которые направлены против лиц или собственности и которые по своему характеру имеют цель вызвать страх у государственных деятелей, групп лиц или населения в целом».
14