Повторительно- обобщающий урок в 7-м классе по теме «Наречие»
Цели урока:
образовательные:
повторить, систематизировать и расширить знания о наречии как части речи
активизировать знания, полученные на уроках;
совершенствовать навыки правильного написания наречий
развивающие:
развивать умение видеть красоту русского языка, русского слова;
формировать представление о правильной речи,
развивать речевой самоконтроль, орфографическую зоркость;
развивать навыки анализа текста
развивать внимание обучающихся;
воспитательные:
воспитывать любви к родному языку, к русской литературе
Тип урока: повторительно- обобщающий
Методы обучения: словесный, наглядный, самостоятельная работа,
работа с текстом, исследовательский, игровой
Формы обучения: индивидуальная , парная ,
устные и письменные;
Оборудование:; мультимедийный проектор; презентация,
карточки для самостоятельной работы.
Ход урока
1. Оргмомент
Мотивация. Эмоциональный настрой.
Учитель. Сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами чешского педагога Я.А. Коменского: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Очень хочется, чтобы на каждом уроке каждый из вас усваивал что-то новое и обязательно что-то прибавлял к своему образованию. Пусть этот урок не будет исключением. Итак, мы начинаем!
Сообщение темы и задач урока.
Учитель . Сегодня на уроке мы повторим и обобщим знания по теме «Наречие» , понаблюдаем за ролью наречий в тексте, закрепим знания о правилах написания наречий, а также будем совершенствовать навыки анализа текста.
После изучения темы вы будете: знать:
После освоения темы вы будете уметь:
(Запись темы урока в тетрадях).
2. Теоретическая разминка.
Начнем мы свой урок с теоретической разминки. Перед вами терминологический кроссворд, составленный на основе понятий, связанных с изучением курса «Морфология». В середине зашифровано ключевое слово по теме нашего урока. Попробуем отгадать его.

Таким образом, ключевое слово – наречие.
Молодцы , ребята, вы хорошо справились с заданием.
3 . Повторение основных сведений по теме «Наречие».
Устный опрос.
Учитель. Что такое наречие? На какие вопросы отвечает? Каким членом предложения обычно является?
Повторение основного морфологического признака наречий – неизменяемости.
Ребята, перед вами стихотворение юного поэта, который, наверняка, еще не учился в 7 классе и не знает основного морфологического признака наречия. Прочитайте это стихотворение и скажите, какие нормы нарушил юный автор?
И однажды к тебе я приду
Навсегда, навсегду, навсегдой,.
Я тебя за собой увлеку
Далеке , далеку, далекой,
Мы поселимся вместе с тобой
Наверхе, наверху, наверхой.
Таким образом, наречие – это неизменяемая часть речи.
Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием.
А теперь вспомните, пожалуйста, орфограммы, связанные с написанием наречий.
4. Орфоэпическая зарядка
Переходим к следующему этапу урока. Очень часто в своей речи мы неправильно произносим слова. Следующее задание поможет нам проверить, как вы умеете произносить наречия.
Перед вами словосочетания с наречиями. Ваша задача – расставить правильно ударения в словах. Выполняем эту работу самостоятельно.
А теперь проверьте самостоятельно свои работы по ключу. Посчитайте баллы и поставьте результаты в таблицу
5. Лексическая разминка
Чаще всего ошибки в употреблении наречий связаны с незнанием лексического значения слова. Поэтому так важно расширять свой словарный запас.
Задание. Замените фразеологизмы синонимичными выражениями.
А теперь поменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку по ключу. Посчитайте баллы и занесите результаты в таблицу
6. Повторение правописания Н и НН в наречиях
Работа с таблицей.
А сейчас мы повторим орфограмму, связанную с написанием Н и НН в наречиях. Сформулируйте, пожалуйста, это правило.
Задание . Укажите ту колонку, в которой количество согласных соответствует написанию всех приведенных слов
Какой вариант ответа отражает правильное написание?
Самопроверка с объяснением
7. Повторение слитного и раздельного написания НЕ с наречиями
Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием. А сейчас мы с вами повторим орфограмму «Слитное и раздельное написание Не с наречиями»
Пришить (не)крепко
выполнить (не)брежно
совсем (не) весело
произнести (не)громко, а тихо
Взаимопроверка
После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями, на слайде появляются верно написанные слова, по которым ученики осуществляют взаимопроверку. Ставят балл за каждый верный ответ.
8. Физкультминутка.
Руки ставим перед грудью,
Поворачиваться будем.
Там стена, а там окно,
Это знаем мы давно.
( Руки перед грудью, повороты корпуса вправо, влево)
Головой теперь вращаем
Вправо- влево, а потом,
( Вращение головой вправо, влево )
Три – четыре, приседаем,
Наши ножки разомнем.
( Приседания)
Мы размяться все успели
И за парты снова сели.
( Дети садятся за парты)
Мы хорошо размялись. Готовы ли вы продолжить занятие?
9 Повторение правописания О и А на конце наречий.
Ребята, обратите , пожалуйста, внимание на текст нашей физкультминутки. Какие наречия вы сейчас услышали?
А почему в одних из них пишется на конце О , а в других А?
Молодцы, верно.
Переходим к следующему этапу урока.
10. Работа с эпиграфом.
Цель: диагностирование умений работы с текстом на начальном этапе.
Если исчезнет воображение, то человек перестанет быть человеком.
К. Г. Паустовский
Беседа по вопросам:
-Как вы думаете, какой смысл вкладывал в эти слова Паустовский ?
-Какое слово ключевое?
Попробуем объяснить его значение.
Работа с Толковым словарем.
В нашем классе работает «Справочное бюро» Прочитайте, пожалуйста, значение этого слова.
Вывод. Человек стал Человеком, когда постиг Красоту окружающего мира. Не было бы нашего сознания, не было бы и красоты. Очень важно не только увидеть эту красоту, но и постараться выразить в слове , музыке, в красках, …
11. Работа с текстом
А сейчас мы понаблюдаем за работой наречий в текстах, и , я думаю, вы сумеете почувствовать, какую красоту, образность придают наречия нашей речи
Работа с деформированным текстом.
1. Перед вами три предложения. Ваша задача поставить их в таком порядке, чтобы получился текст.
2. В левой части слайда вы видите схемы разбора наречий по составу. Найдите, пожалуйста, какие наречия соответствуют заданным схемам.
Лингвистический эксперимент.
Исследуйте, как изменится смысл предложений, если изъять наречия из текста
12. Творческая работа «Включи свое воображение».
Сейчас вы услышите музыку известного композитора.
Ваша задача: записать ассоциации, которые пробуждает музыка. Постарайтесь в своих предложениях использовать и наречия.
Творческого вдохновения вам!
А теперь проверим, как работает ваше воображение. Прочтите то, что вы записали и назовите, какие наречия вы употребили.
Вывод. Молодцы, вы успешно справились с заданием. Ассоциаций много, они разные, каждый услышал в этом произведении своё.
13. Итог урока.
Сегодня на уроке мы обобщили и расширили сведения о наречии как части речи, повторили орфограммы, связанные с изучением наречия, попробовали себя в роли исследователей языка..
Выставление мотивированных оценок
- Ребята, посчитайте свои баллы. Поднимите руки те, кто за урок получает «5», «4», «3».
14. Домашнее задание:
Задание на дом: повторить 32-44 , задание по карточке , Закончи предложение “Теперь я знаю, что наречие….. » ( по желанию)
Оценочный лист
Этапы урока
Количество набранных баллов
Максимальное количество баллов
1. Орфоэпическая зарядка
3
2. Лексическая разминка
4
3. Работа с таблицей Н и НН
4
4. Слитно или раздельно ?
4
5 Творческая работа
Количество набранных за урок баллов
Оценка за урок
Выше 15 баллов
5
12-15 баллов
4
меньше 12 баллов
3
Повторительно- обобщающий урок по теме «Наречие» в 1
Задание 1. Расставьте ударение в наречиях
Пиши красивее
Сядь удобнее
Дежурить по трое
Задание 2. Замените фразеологизмы синонимичными наречиями
Черепашьим шагом -
Кот наплакал -
За тридевять земель -
Ни свет ни заря -
Задание 3. Укажите ту колонку, в которой количество согласных соответствует написанию всех приведенных слов:
Задание 4 Слитно или раздельно?
Пришить (не) крепко
выполнить (не) брежно
совсем (не) весело
произнести (не) громко, а тихо
Повторительно- обобщающий урок по теме»Наречие» в 2
Задание 1 . Расставьте ударение в наречиях
Вытереть досуха
Шли по двое
Сделай иначе
Задание 2. Замените фразеологизмы синонимичными наречиями
Черепашьим шагом -
Кот наплакал -
За тридевять земель -
Ни свет ни заря -
Задание 3. Укажите ту колонку, в которой количество согласных соответствует написанию всех приведенных слов:
Задание 4 Слитно или раздельно?
Пришить (не) крепко
выполнить (не) брежно
совсем (не) весело
произнести (не) громко, а тихо









