План-конспект урока по литературному чтению.
Тема: Сказ П.П. Бажова «Серебряное копытце».
Задачи:
1) познакомить с жизнью и творчеством Павла Петровича Бажова; раскрыть понятие «сказа» как эстетического жанра литературы, выявить его особенности в сопоставлении со сказкой; определить ценные качества личности.
2)совершенствовать навык беглого чтения; обогащать словарный запас; развивать внимание учащихся; учить составлению портретной характеристики героев;
3)способствовать воспитанию трудолюбия, нравственных качеств: доброты, заботы друг о друге на примере литературных героев.
Планируемые результаты:
Предметные результаты: познакомятся с понятием «сказ», научатся определять главную мысль произведения, называть героев, воспринимать и понимать их эмоционально-нравственные переживания, находить в произведении средства художественной выразительности.
Личностные: формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру, желания выполнять учебные действия, приобретать новые знания.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять известное и неизвестное, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, обобщения
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, строить связное высказывание, из 5-6 предложений по представленной теме.
Регулятивные:осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; ставить учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, карточки для работы, выставка книг П.П.Бажова, учебник «Литературное чтение» 4 класс.
Тип занятия: комбинированное занятие.
Методы: словесные; наглядные.
Литература: Литературное чтение 4 кл.
Оборудование: интерактивная доска, книга с произведением П. Бажова «Серебряное копытце», раздаточный материал с пословицами, картон, детали аппликаций, вырезанные из цветной бумаги, клей.
Ход урока.
I Организационный момент. Здравствуйте.
II Вступительное слово учителя. Сегодня нас ждет интересный и необычный урок. Мы продолжим работу над произведением Бажова «Серебряное копытце». (Слайд 1).
III. Мотивация учебной деятельности. У нас уроке работают три группы. В качестве поощрительных призов за каждое выполненное задание вам будут даны цветные камешки, которые понадобятся в конце урока.
IV. Актуализация знаний. Слова учителя: Вам были даны задания на дом: нарисовать рисунок по сказу Бажова «Серебряное копытце», а также знакомство с интересными фактами из жизни писателя.
На доске вы видите русинки, которые нарисовали. Молодцы! Все рисунки очень красивые, видно, что вы рисовали с душой. А сейчас мы послушаем сообщения о жизни и творчестве писателя. Слово 1 группе.(Слайд 2-3).
Павел Петрович Бажов родился на Урале в семье рабочего. Закончил училище, затем духовную Пермскую семинарию, но решил стать учителем. Почти 15 лет он преподавал русский язык. Павел Бажов много путешествовал по Уралу, интересуясь историей родного края, народными сказками, легендами, работал журналистом. Счастливо женился и стал главой большой семьи, в которой было семеро детей. Бажову было около 60 лет, когда он стал писателем.
Слово 2 группе (Слайд 4). Свои произведения Бажов объединил в сборник сказов «Малахитовая шкатулка».
Знаменитая “Малахитовая шкатулка” сначала называлась «Сказы старого Урала», была опубликована в 1939 году, объединила 14 произведений. Затем из года в год пополнялась всё новыми и новыми сказами.
В 1944 году "Малахитовая шкатулка" переведена на английский и вышла в Лондоне, Нью-Йорке, потом в Праге, в Париже, переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, - на 100 языков мира;
Бажов стал лауреатом Государственной премии, награжден орденом Ленина за литературную работу, всего Павел Петрович Бажов написал 56 произведений.
Слово 3 группе (Слайд 5): Главные герои произведений Павла Бажова – простые люди с чистой душой, которые верят в добро, честность, и посвящают свою жизнь труду. В своих сказах Бажов отразил тяжелую жизнь горнозаводских и приисковых рабочих. Всю свою недолгую жизнь добывали они камень малахит, а жили бедно и голодно. Несмотря на всю тяжесть жизни, рабочие не только умели хорошо работать, но и складывать сказки, примечая все интересное, отражая в них красочные, самобытные и многоцветные стороны природы Урала.
В сказах Бажова особое место занимают фантастические существа, которые являются не чем иным, как древними верованиями уральцев.
Слова учителя: Молодцы ребята! Материал собранный вами действительно интересный и познавательный.
V Формирование новых знаний.
Слова учителя: На предыдущем уроке вы уже читали сказ Бажова «Серебряное копытце». Как вы думаете, если бы при чтении произведения звучала музыка, было бы интересней слушать?
Прослушайте музыку и определите, какая, по вашему мнению, наибольшим образом подходит к произведению и почему?
Выбор музыки.
Слова учителя: А теперь, коль мы с вами выбрали музыку, давайте вы кратко перескажите сказ «Серебряное копытце», а выбранная вами музыка будет сопровождать ваш рассказ.
Один ученик от первой группы расскажет о том, как Даренка оказалась у Коковани.
Краткий пересказ текста.
Примерный пересказ.
Главный герой рассказа – старый рабочий Кокованя, у которого не было семьи. Как-то он захотел взять к себе жить сироту, чтобы не проводить свою старость в одиночестве.
Люди рассказали Коковане, что в конце деревни растет маленькая девочка, родители которой умерли. О девочке должна была заботиться другая семья, однако ребенок не получал должной любви и ласки.
Когда наступил праздник, дед пошел уговаривать маленькую девочку переехать к нему. Чтобы заинтересовать ребенка он рассказал историю о необыкновенном козле, который топает своей волшебной ножкой.
Другой ученик от второй группы расскажет о жизни Даренки у Коковани.
Примерный пересказ:
Девочка очень хотела узнать подробности, однако дед сказал, что расскажет ей всю историю, только после того, как она переедет к нему. Девочка согласилась переехать к доброму деду. Он каждый день ходил на работу, она готовила еду и убирала избу. Дед каждый вечер рассказывал своей приемной внучке разные сказки.
Однажды, девочка попросила рассказать до конца сказку про волшебного козла. Дедушка поведал внучке, что у козла есть серебряное копытце: где оно стукнет, на том месте будет драгоценный камень. Девочка, заинтересовавшись сказкой, попросила, чтобы дед взял ее с собой в лес.
Третий ученик от третьей группы расскажет о встрече девочки с серебряным копытцем.
Примерный пересказ:
Дедушка согласился взять Даренку в лес. В лесу у него был маленький домик с печкой, в котором девочка вместе со своей кошкой ждала деда с охоты. Когда дед в очередной раз пошел в лес охотиться на дичь, девочка увидела в окошко, как ее кошка играет с тем самым волшебным козлом, о котором рассказывал старик.
Девочка выбежала на улицу и увидела, как козел запрыгнул на крышу и начал быть своим серебряным копытцем по дому. За считанные секунды дом был обсыпан драгоценными камнями.
Когда пришел дедушка, они вместе с девочкой набрали целую шапку камней. Это позволило им всю дальнейшую жизнь прожить в достатке и благополучии.
Словарная работа.
Вспомните ребята что означают слова выведенные на экран: барская рукодельня, взъесться, голбчик, пожитки, похлёбка, несподручно, пособник, покосные ложки, статочное ли дело.(Слайд 6)
Ответ: барская рукодельня - ручной труд (преимущественно вышивание, вязание, шитьё).
взъесться – невзлюбив, рассердившись, начать упрекать, обвинять, бранить.
голбчик – приступка для выхода на печь.
пожитки– мелкое имущество, домашние вещи.
похлёбка – жидкая пища, род супа из картофеля или крупы.
несподручно– неудобно, неловко.
пособник – помощник в делах.
покосные ложки – широкие, пологие овраги, покрытые травой.
статочное ли дело – (устар.) хорошее ли дело.
VI. Формирование навыков и умений.
Работа с пословицами. Для работы выбирается по одному участнику из группы.
– Вам необходимо расположить слова в правильном порядке и определить, к кому из главных героев подходит данная пословица или поговорка. (Группы получают деформированные пословицы и вывешивают их в правильном порядке на доске, объясняя, к какому главному герою она подходит).
1. Землю красит солнце, а человека – труд.
2. Каких только чудес не бывает на свете.
3. Пчела мала, да и та работает.
Беседа по тексту.
Задание 1 группе: Охарактеризуйте самого взрослого главного героя – Кокованю, используя в подтверждение своих слов текст.
Задание 2 группе: Опишите характер девочки Дарёнки. Как вы думаете, почему Дарёнке так хотелось увидеть чудо – Серебряное копытце?
Задание 3 группе: Опишите внешний вид кошки Мурёнки. Можем ли мы сказать, что у неё есть свой характер? Подтвердите словами из текста.
На подготовку и выбор того, кто будет отчитываться о проделанной работе дается 10 минут.
Анализ характеристики главного героя прилагается.
Примерный анализ Коковани.
1 Большой да бородатый.
2. До Даренки жил один. С Даренкой жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил.
3. Добрый «веселый да ласковый».
Примерный анализ Даренки.
1. Маленькая девочка шести лет.
2. До знакомства с Кокованей житье у нее было плохое. Приказчик избу Григорьеву отдал какому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастет. А у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят. Вот хозяйка и взъедается на сиротку, попрекает ее куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. С Кокованей жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила.
3. Была трудолюбивой.
4. Любопытно стало про козла-то узнать . "Нельзя ли, - думает, - этой веревкой Серебряное копытце поймать?"
Примерный анализ Муренки.
1. Кошка бурая. Кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Кошка звонко мурлычет.
2. До Коковани ее не любили «. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала, да еще корми ее!». С Кокованей жилось хорошо. Муренка на охоту ходила - мышей ловила.
3. Умная. С характером. К добрым людям шла, а к злым нет « так еще кошку драную где-то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала… Неласковые, видно, твои ребята…»
Вопрос ко всем:
– Как жили наши главные герои?
– Как вы думаете, почему с главными героями всё-таки произошло чудо – Дарёнка и Кокованя увидели Серебряное копытце? (Оба героя добрые, умные, терпеливые, трудолюбивые, отзывчивые, жалостливые, любопытные, ласковые).
Физкультминутка.
Чтение по ролям
– Найдите отрывок – диалог Коковани и Дарёнки, в котором Кокованя описывает Серебряное копытце. Читаем этот отрывок по ролям. Выбираются по одному чтецу из трех команд.
Впиши нужные слова. Чья группа быстрее справится с заданием той и будет дано слово.
Козлик этот __________________. У него на правой______________ ноге______________ копытце. Ростом он __________ стола, ножки_______________, головка ____________. А рожки у козлика на _____________. Шерстка у него летом _________________, а зимой_________ . Кормится ______________, а зимой________.
Самостоятельная работа.
– Каждый из вас сейчас будет творцом. Вам будут даны заготовки из цветной бумаги героев сказа «Серебряное копытце». Вы должны создать композицию. А затем мы проведем выставку ваших творений.
VII. Итог урока
Подведение итогов по произведению дается в виде теста.
( Тест по произведению на слайдах7-8, дети произносят только в ответах необходимую букву).
1. Где родился П.Бажов?
а) в Сибири; б) на Урале; в) на Камчатке.
2. Кем работал Бажов, перед тем, как стать писателем?
а) учителем; б) строителем; в) каменщиком
3. Чем сказ отличается от сказки?
а) реальным описанием жизни героев; б) волшебными событиями; в) составными частями.
4. Сколько лет было Дарёнке?
а) 8; б) 6; в) 7.
5. Из скольких веточек были рога у козлика?
а) 5; б) 2; в) 6.
6. На какой ноге у козлика серебряное копытце?
а) левая передняя; б) правая передняя; в) обе передние ноги.
7. Какое полное имя было у Дарёнки?
а) Дарья Григорьевна; б) Дарёнка Григорьевна; в) Даша Георгиевна.
8. Какого цвета были камни, которые находили люди на покосном лужке?
а) зелёные; б) фиолетовые; в) голубые.
9.Кошка Мурёнка была…
А) серой Б) белой В) бурой
10.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?
А) 1 Б) 2 В) 3
– Чему нас учит сказ Бажова?
– С какими людьми происходят чудеса?
– Какой вид работы на уроке понравился больше всего?
– Спасибо за урок. (Слайд 12)
VIII. Домашняя работа.
Описать кошку Муренку и сделать иллюстрацию.