СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок 8 класс "Обобщающие слова при однородных членах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок 8 класс. "Обобщающие слова при однородных членах" дается понятия об обобщающем слове, правила постановки препинания.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок 8 класс "Обобщающие слова при однородных членах"»

Тема :Обобщающие слова при однородных членах.

Урок русского языка в 8 классе

Учитель русского языка и литературы Аскарбаева Гаухар Курмангаливна КГУ «средняя школа-сад имени Крупской»

Урджарского района Восточно-Казахстанской области



Цели урока:1.анализируя вместе с учащимися предложения, дать понятие об обобщающем слове ; помочь учащимся самостоятельно вывести правила постановки знаков препинания при обобщающих словах;

2 формировать умения употреблять обобщающие слова , обогащение словарного запаса учащихся ;

3.воспитывать организованность, чувство коллективизма, взаимной помощи.

Оборудование: таблица, задания на интерактивной доске,тесты, карточки,оценочные листы, слайды.

Тип урока: урок –соревнование

Методы обучения : словесный, практический, проблемно-поисковый, наглядный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация опорных знаний.



1.Письмо по памяти. Расставьте знаки препинания Составьте схемы однородных членов предложения.



Навстречу солнцу и весне

И он и ты и я

Идем сегодня по стране,

Как дружная семья.

О и О ; и О, и О , и О



2. «Кто быстрее?».Отгадать загадки,найти однородные члены предложения.(устно)

1.Летом одевается,а зимой раздевается. ( ДЕРЕВО)

2.Днем отдыхает , а ночью летает, всех криком пугает. (СОВА)

3. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (ОБЛАКА)

4.Меня бьют ,колотят, ворочают, режут,

Я же терплю и всем добром плачу. (ЗЕМЛЯ)

Одевается - раздевается

Отдыхает- летает- пугает

Летят- бегут- плывут

Бьют- колотят- ворочают – режут, терплю- плачу

3.Тестовая работа.

1) Укажите предложения с однородными членами:

А) Солнце показалось из-за туч, но скоро скрылось.

Б) Цветы издавали резкий , но приятный запах.

В)Дорога шла по просеке, где около пней цветет иван-чай.

Г)Дядя обращался с Цыганком ласково , дружески.

Д) Улетают журавли, и низкие облака заволакивают небо.

2)В предложении Весной опять запели соловьи о верности,о дружбе ,о любви. Однородными членами являются :

А) подлежащие;

Б)сказуемые;

В) дополнения ;

Г)определения;

Д) обстоятельства.

3.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?

А)Я помню лес, палатку, песни у костра.

Б)Тучи ползли по небу медленно , скучно и однообразно.

В)Снег падал медленно ,и бесшумно.

Г)Вот поспели и грибы, и ягоды, и орехи.

4) Однородные члены – это члены предложения:

А) одного рода;

Б) одного падежа , числа, лица;

В) отвечающие на один и тот же вопрос;

Г)выражающиеся только словами одной и той же части речи.

5) Синтаксически однородные члены :

А) являются разными членами предложения;

Б)являются одним членом предложения;

В)не являются членами предложения;

Г) являются грамматической основой.

6)Однородные члены предложения относятся:

А) к грамматической основе предложения;

Б) одновременно к разным членам предложения;

В)они независимы;

Г) к одному и тому же члену предложения.



Ключ : 1 -А, Б, Г; 2-В ; 3- В; 4-В ; 5- Б; 6- Г.



IY.Объяснение нового материала.

1.Исследовательская работа.

На примере опорных схем и примеров учащиеся сами формулируют правило.

  • В человеке все должно быть красиво: и лицо,и одежда, и душа ,и мысли. ((А.П.Чехов)

О: и О,и О,и О, и О. ( О – обобщающее слово)

  • Лесную тишину, твои поля и вросший в землю хутор – я помню все.

О, О, и О – О.

Всюду: среди птиц, насекомых, в сухой траве -чувствовалось приближение осени.

О : О, О, О -

Найдите в предложениях слова, объединяющие однородные члены предложения.

(все , все , всюду )

Сделайте вывод.

Y. Закрепление изученного.

1.Графический диктант.

Составьте схемы данных предложений:

1 И гам лесной ,и шум нагорный- все вторит весело громам.

2. Всюду : вверху и внизу – пели жаворонки.

3. Все: и деревья ,и трава, и цветы –дышало свежестью.

4.В корзинке была дичь: два тетерева и утка.

5. Звезды тускнеют и тлеют в синем небе.



1.и О, и О - О

2 О : О и О -

3. О : и О, и О, и О -

4. О и О

5. О и О



2.Работа по карточкам.(уровневые задания)

Карточка №1

Распространите предложения однородными членами .Подчеркните обобщающие слова.Расставьте знаки препинания.

1. На парте лежали школьные принадлежности ... … …

2.У меня есть все инструменты ... … …

3. Я занимаюсь спортом всегда ... … …

4..В лесу растут разные деревья … … …

Карточка № 2

Расставьте знаки препинания, найдите однородные члены предложения , начертите схемы.

1.Растения и животные леса и горы море и ветра дожди и зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами.

2.Как мальчики так и девочки сдали спортивные нормы.

3.Везде на полях и на лесных полянах на тропинках и на дорожках - пар поднимался от земли.

Карточка №3

Составьте предложения по схемам на тему «Книги» ,чтобы получился текст.

  1. О: О, О, О.

  2. О и О.

  3. О: О, О , О

  4. О, О,О,О.

3.Выборочное списывание.

1 вариант: предложения ,в которых однородными являются главные члены предложения.

2 вариант: Однородными являются второстепенные члены предложения.

Расставьте знаки препинания.

1. Растворились в темноте рощи сады поля.

2 .Луна освещала сад дорожки беседку.

3. Осенняя листва падала на скамейки дорожки землю.

4. Сверкала гремела извивалась молния.

5. Подарила яблоня людям крупные здоровые сочные плоды.

6 Дождь прошел но землю не напоил.

  1. вариант : 1, 4. 6 ; 2 вариант : 2, 3, 5.





4. Работа по тексту «Утро в сосновом бору» стр.177

YI.Домашнее задание. Итоги урока

Упр.5 стр.16