Тема :Обобщающие слова при однородных членах.
Урок русского языка в 8 классе
Учитель русского языка и литературы Аскарбаева Гаухар Курмангаливна КГУ «средняя школа-сад имени Крупской»
Урджарского района Восточно-Казахстанской области
Цели урока:1.анализируя вместе с учащимися предложения, дать понятие об обобщающем слове ; помочь учащимся самостоятельно вывести правила постановки знаков препинания при обобщающих словах;
2 формировать умения употреблять обобщающие слова , обогащение словарного запаса учащихся ;
3.воспитывать организованность, чувство коллективизма, взаимной помощи.
Оборудование: таблица, задания на интерактивной доске,тесты, карточки,оценочные листы, слайды.
Тип урока: урок –соревнование
Методы обучения : словесный, практический, проблемно-поисковый, наглядный.
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
1.Письмо по памяти. Расставьте знаки препинания Составьте схемы однородных членов предложения.
Навстречу солнцу и весне
И он и ты и я
Идем сегодня по стране,
Как дружная семья.
О и О ; и О, и О , и О
2. «Кто быстрее?».Отгадать загадки,найти однородные члены предложения.(устно)
1.Летом одевается,а зимой раздевается. ( ДЕРЕВО)
2.Днем отдыхает , а ночью летает, всех криком пугает. (СОВА)
3. Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (ОБЛАКА)
4.Меня бьют ,колотят, ворочают, режут,
Я же терплю и всем добром плачу. (ЗЕМЛЯ)
Одевается - раздевается
Отдыхает- летает- пугает
Летят- бегут- плывут
Бьют- колотят- ворочают – режут, терплю- плачу
3.Тестовая работа.
1) Укажите предложения с однородными членами:
А) Солнце показалось из-за туч, но скоро скрылось.
Б) Цветы издавали резкий , но приятный запах.
В)Дорога шла по просеке, где около пней цветет иван-чай.
Г)Дядя обращался с Цыганком ласково , дружески.
Д) Улетают журавли, и низкие облака заволакивают небо.
2)В предложении Весной опять запели соловьи о верности,о дружбе ,о любви. Однородными членами являются :
А) подлежащие;
Б)сказуемые;
В) дополнения ;
Г)определения;
Д) обстоятельства.
3.В каком предложении неправильно расставлены знаки препинания при однородных членах?
А)Я помню лес, палатку, песни у костра.
Б)Тучи ползли по небу медленно , скучно и однообразно.
В)Снег падал медленно ,и бесшумно.
Г)Вот поспели и грибы, и ягоды, и орехи.
4) Однородные члены – это члены предложения:
А) одного рода;
Б) одного падежа , числа, лица;
В) отвечающие на один и тот же вопрос;
Г)выражающиеся только словами одной и той же части речи.
5) Синтаксически однородные члены :
А) являются разными членами предложения;
Б)являются одним членом предложения;
В)не являются членами предложения;
Г) являются грамматической основой.
6)Однородные члены предложения относятся:
А) к грамматической основе предложения;
Б) одновременно к разным членам предложения;
В)они независимы;
Г) к одному и тому же члену предложения.
Ключ : 1 -А, Б, Г; 2-В ; 3- В; 4-В ; 5- Б; 6- Г.
IY.Объяснение нового материала.
1.Исследовательская работа.
На примере опорных схем и примеров учащиеся сами формулируют правило.
О: и О,и О,и О, и О. ( О – обобщающее слово)
О, О, и О – О.
Всюду: среди птиц, насекомых, в сухой траве -чувствовалось приближение осени.
О : О, О, О -
Найдите в предложениях слова, объединяющие однородные члены предложения.
(все , все , всюду )
Сделайте вывод.
Y. Закрепление изученного.
1.Графический диктант.
Составьте схемы данных предложений:
1 И гам лесной ,и шум нагорный- все вторит весело громам.
2. Всюду : вверху и внизу – пели жаворонки.
3. Все: и деревья ,и трава, и цветы –дышало свежестью.
4.В корзинке была дичь: два тетерева и утка.
5. Звезды тускнеют и тлеют в синем небе.
1.и О, и О - О
2 О : О и О -
3. О : и О, и О, и О -
4. О и О
5. О и О
2.Работа по карточкам.(уровневые задания)
Карточка №1
Распространите предложения однородными членами .Подчеркните обобщающие слова.Расставьте знаки препинания.
1. На парте лежали школьные принадлежности ... … …
2.У меня есть все инструменты ... … …
3. Я занимаюсь спортом всегда ... … …
4..В лесу растут разные деревья … … …
Карточка № 2
Расставьте знаки препинания, найдите однородные члены предложения , начертите схемы.
1.Растения и животные леса и горы море и ветра дожди и зори – весь мир вокруг нас говорит с нами всеми голосами.
2.Как мальчики так и девочки сдали спортивные нормы.
3.Везде на полях и на лесных полянах на тропинках и на дорожках - пар поднимался от земли.
Карточка №3
Составьте предложения по схемам на тему «Книги» ,чтобы получился текст.
О: О, О, О.
О и О.
О: О, О , О
О, О,О,О.
3.Выборочное списывание.
1 вариант: предложения ,в которых однородными являются главные члены предложения.
2 вариант: Однородными являются второстепенные члены предложения.
Расставьте знаки препинания.
1. Растворились в темноте рощи сады поля.
2 .Луна освещала сад дорожки беседку.
3. Осенняя листва падала на скамейки дорожки землю.
4. Сверкала гремела извивалась молния.
5. Подарила яблоня людям крупные здоровые сочные плоды.
6 Дождь прошел но землю не напоил.
вариант : 1, 4. 6 ; 2 вариант : 2, 3, 5.
4. Работа по тексту «Утро в сосновом бору» стр.177
YI.Домашнее задание. Итоги урока
Упр.5 стр.16