СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Алфавит"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Алфавит"»

Конспект урока по литературному чтению

Класс: 1.

УМК: «Школа России», авторы: Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.

Тема урока: «Алфавит».

Тип урока:  открытия новых знаний.

Форма урока: урок-путешествие.

Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по изучению русского алфавита.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить и систематизировать теоретические знания;

  • учить использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;

  • укреплять интерес к знаниям через игру, праздник;

  • развивать интерес к литературному чтению;

  • создать условия для развития интеллектуальных умений, памяти, логического и творческого мышления;

Воспитательные:

  • формирование нравственных ценностей учащихся;

  • способствовать воспитанию бережного отношения к книге;

Развивающие:

  • развивать оценочные способности детей;

  • развивать воображение, умение сравнивать и делать выводы.

Планируемые результаты: 

личностные УУД:

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;

  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

  • способствовать формированию метапредметных УУД:

регулятивных:

  • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;

  • формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательных:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме при формулировании ответов на вопросы;

  • построение рассуждений по обозначенной проблеме;

  • самостоятельный поиск и создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативных:

  • формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  • формировать умение работать в паре и группе;

  • формировать умение слушать и понимать других.

Предметных:

  • запоминать название и последовательность букв русского алфавита;

  • учиться располагать слова в алфавитном порядке;

  • отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного.

Оборудование урока: учебник «Азбука» 1 класс. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и др.,

персональный компьютер, мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал.


Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы организации деятельности

I. Организационный момент.


- Здравствуйте, ребята!

Создание психологического настроя. Слайд 1.

Давайте с вами поиграем в игру, которая называется "Здравствуй, друг!" Повернитесь друг к другу и повторяйте за мной действия.


- Здравствуй, друг!


- Как ты тут?


- Где ты был?


- Я скучал!


- Ты пришел!


- Хорошо!


Покажите мне, как правильно должен сидеть ученик за партой.

Приветствуют.









Рукопожатие.


Хлопают друг друга по плечу.

Дергают за ухо.


Прикладывают руку к сердцу.

Разводят руки в стороны.

Обнимаются.

Словесные методы.

Активный приём начала образовательного мероприятия «Здравствуй, друг!»

II. Актуализация знаний.


Ребята, кто из вас ездил в поезде?

Слайд 2. Я вам предлагаю сегодня путешествие по одной сказочной и интересной стране, название которой можно узнать, отгадав загадку:

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

И называются все...

Правильно, так называется тема нашего урока.

Слайд 3.

А страна, по которой мы будем путешествовать, называется Алфавитляндия.

Слайд 4.

- Ребята, поезд приготовил для нас задание.

Нам нужно прочитать предложения всем вместе вполголоса, не мешая товарищам.

Итак, начинаем:


Жа-жа, жа-жа,
Мы нашли в лесу ежа.

Жу-жу, жу-жу,
Дали яблоко ежу.

Же-же, же-же,
Ёжик съел его уже.

Жи-жи, жи-жи,
Нам животик покажи!

- Молодцы! А кто такой ёжик?

На какие две большие группы можно разделить всех животных?

Скажите, а как мы – люди, должны относиться к диким животным? А к домашним?

Правильно, всех животных мы должны беречь, помогать им.

А птиц тоже нужно беречь?

Как мы можем помогать птичкам зимой?



- Отлично! Поехали!

Слайд 5.

Ответы детей.











- Алфавит.











- Жужжащее чтение.















- Животное.

- Домашние и дикие животные.

- Мы должны беречь всех животных: и домашних, и диких.



- Да.

- Делать для них скворечники и кормушки, подкармливать.

Словесные и наглядные методы. Жужжащее чтение.

III. Постановка учебной задачи.


- Подумайте, на какие вопросы вы хотели бы получить ответы в этой стране? Обратите внимание на название.


- Думаю, мы найдем ответы на все ваши вопросы.

- Для чего нам алфавит?

- Чем отличается алфавит от азбуки?


Словесные методы.

IV. Открытие новых знаний.


- Закройте глаза, представьте, как мы едем в поезде… Слайд 6. И вот наша первая остановка. Станция «Буквоград».

Посмотрите, как тут красиво. А кто это гуляет?

Ой, смотрите, так резко набежали серые тучи! Какой сильный дождь пошёл! А как дождь стучит по крышам? Давайте пальчиками покажем дождик.

Теперь наши буквы промокнут! Давайте их спасать?

На доске вы видите буквы. Вам нужно расселить буквы по домикам. Но помните, что у каждой буквы своё место.

Какие молодцы! Спасли их дождя.

Вопросы к каждому ребёнку: Почему эту букву ты поселил в такой домик? Какой звук обозначает эта буква?

Слайд 7.

Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.

Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. Слайд 8.

Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».

А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите бысто-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука».

Азбука – это тоже полное собрание всех букв, но буквы в ней стоят в другом, особом порядке. С помощью азбуки люди учатся читать, а с алфавитом этого не получится сделать.

- Теперь вы можете ответить на вопросы: Что такое алфавит и азбука? Чем они отличаются друг от друга?






- Буквы из алфавита.













































Ответы детей.


Словесные методы. Наглядные и практические методы (выполнение заданий).

V. Первичное закрепление.

Работа со стихотворением К. Льдова «Господин учитель Жук» (учебник,
с. 78–79).


- Едем дальше, друзья!

Слайд 9.

Какой красивый городок мы проезжаем. Что вы там видите?

Слайд 10.

Следующая станция «Азбука».

Буквы оставили нам задание для того, чтобы мы могли поехать дальше.

-Сколько букв в русском алфавите?

-Назовите первую букву, последнюю.

-Какая буква стоит перед буквой м, д, т? После буквы ж, р, ц?

-Какая буква стоит между буквами ф и ц, щ и ы, л и н?

-Какая буква в алфавите по счёту идёт третьей, восьмой?

Слайд 13.

Посмотрите, что вы видите на экране? Вот конверт в травке лежит, наверное, это нам.

«Задание: на стр. 78-79 Азбуки прочитайте стихотворение и ответьте на наши вопросы».

– Откройте страницу 78-79. Сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением Константина Льдова «Господин учитель Жук». Читаем по одной строчке по цепочке.

– О чем это стихотворение?

Разбор значения слов: Что такое розги? Это тонкие и упругие ветви деревьев или кустарников, которые давно применялись для наказания.

Что такое жаркое? Это мясное блюдо, проще говоря, жареное мясо.

– Поможет ли вам это стихотворение выучить алфавит?

Конечно, поможет, в стихотворной форме намного легче что-то выучить.

- Отлично, быстро справились с заданием! Закройте и отложите учебники на край стола, чтобы они нам не мешали.

Слайд 14.
































- 33 буквы.


- А, Я.


- Л, Г, С.

- З, С, Ч.

- Х, Ъ, М.


- В, Ж, Т.












Наглядные методы (презентация, раздаточный материал «Русский алфавит»).

VI. Первичная проверка понимания.


- Двигаемся дальше.

Станция «Угадай-ка».

Ох, ребята, здесь 2 конверта, а значит – два задания. Придется потрудиться.

Задание 1: расшифруйте слово, используя алфавит.

1 12 22 12 10 20 (алфавит).

Раздаточный материал.

Для того, чтобы верно расшифровать эти слова, вы должны пользоваться алфавитом.

1 ряд, у вас первая цифра 1, это будет буква А. 2 ряд, а у вас стоит цифра 2, вторая по счету стоит буква Б. 3 ряд, у вас цифра 1, какая это буква? Правильно, буква А. Выполняем задание.

Проверка.

Задание 2. На слайде написаны заколдованные слова. Нужно «расколдовать» слово, прочитав его правильно, без лишнего слога.

Слова: саПОхар, пиНОрожки, пеРАченье, ваСУренье, конРАфеты, мармеКОлад. Проверка по ходу чтения.


















Выполняют задание.






По желанию 5-6 человек читают слова.

Практические методы (выполнение заданий с помощью алфавита).

VII. Физ. минутка


Слайд 15.

Долго мы с вами ехали, давайте немного разомнемся.

Физминутка у нас будет необычная, сейчас вы будете изображать собой букву, которую я назову.

Ф, О, Р, Т, Г, У, Я.

- Ну что, поедем дальше?

Слайд 16.







Активно изображают буквы.


VIII. Закрепление полученных знаний.


- Следующая станция «Поисковая». Посмотрите, тут снова два конверта, поторопимся.

1 задание звучит так: «Знаешь алфавит – угадаешь слово».

Чтобы выполнить это задание вам нужно очень внимательно меня слушать.

Первая буква этого слова стоит в алфавите за буквой “Б”. Какая это буква? правильно, буква В. Все буквы у нас есть на доске. Вы выходите и крепите буквы в той последовательности, в которой я говорю. В итоге у нас должно получиться какое-то слово. Давайте попробуем. Вторая за – буквой “Н”, третья – за “К”, последняя – за буквой “Й”. (волк)

Первая буква этого слова стоит в алфавите перед буквой “Л”, вторая – перед буквой “П”, третья – перед “Т”, четвёртая – перед “Б”. (коса)

2 задание «Помогите, всё смешалось, разбежалось!»

Карточки.

1 ряд – в ЗООПАРКЕ убежали животные. Составьте список беглецов в алфавитном порядке (бегемот, жираф, крокодил. слон, обезьяна).

2 ряд – помогите составить в алфавитном порядке названия улиц вашего села (Октябрьская, Садовая, Додонова, Красная, Мира).

3 ряд – расставьте в алфавитном порядке названия школьных принадлежностей (пенал, тетрадь, ручка, дневник, учебник).

Проверка. Если есть, указать на ошибки.

- Что вам помогло расставить слова по порядку?

- Для чего же людям алфавит?

- Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.

Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются наши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. А иначе будет полная неразбериха!

Слайд17.










- Выполняют задание.


































Наглядные (использование мультимедиа) и практические (выполнение задания) методы.


IX. Рефлексия.



- Посмотрите, знакомое место?

Да, ребята, наше путешествие подошло к концу. Интересная страна Алфавитляндия?

Что в ней необычного вы заметили?

- Мне тоже очень понравилось с вами путешествовать, вы отличные попутчики. Слайд 18.

Посмотрите на доску. Что это за цветок? Конечно, ромашка. А на её лепестках вопросы. Давайте ответим на них, покажем, как хорошо мы узнали новую страну.

«Ромашка»

Что такое алфавит?

Что такое азбука?

Чем алфавит отличается от азбуки?

Для чего нам нужен алфавит?

Из каких двух букв произошло название алфавит?

Из каких двух букв произошло название азбука?

Слайд 19.

На память о сегодняшнем уроке я дарю вам игру «Алфавит – художник». Когда соедините все буквы алфавита по порядку - у вас получится картинка, которую нужно раскрасить. Её вы выполните дома и расскажете родным о путешествии по стране «Алфавитляндия».

- Отвечают на вопросы.









- Ромашка.






- Желающие выходят к доске и берут лепесток ромашки. Читают и отвечают на вопрос. Остальные дети помогают, дополняют.

Наглядные (раздаточный материал) и практические методы (приём «Ромашка»).