Открытый урок по физике в 7 классе «Атмосферное давление»
Учитель: Малютина О.А.
Цели урока:
Образовательные:
- дать определение атмосферного давления;
- рассмотреть причины, создающие атмосферное давление;
- экспериментально доказать его наличие.
Воспитательные:
- продолжить формирование познавательных интересов учащихся;
- продолжить формирование стремления школьников к глубокому усвоению теоретических знаний.
Развивающие:
- активизировать словарный запас;
- развивать аналитическое мышление и творческую самостоятельность;
- пробудить в учащихся стремление к творчеству.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Техническое оборудование: Магдебургские полушария, стакан с водой, стеклянная бутылка, яйцо, зефир, вакуумная чаша, насос Камовского, интерактивная доска.
Форма организации занятия: беседа, экспериментальная работа, работа группами.
Структура урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Целеполагание и мотивация.
Изучение нового материала.
Проведение опытов.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный этап.
Добрый день дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня, мы с вами приоткроем завесу тайны одного необычного физического явления. Но нам надо зарядиться, улыбнулись друг другу. Отлично.
2. Актуализация знаний.
-Ребята, мы изучили много разных физических величин. У вас на столах лежат конверты с заданием, откройте первый. Ваша задача, сопоставить физическую величину с ее обозначением и единицей измерения. Каждая команда вешает свои величины на своей стороне доски, выходите по одному.
За каждый правильный ответ команда будет получать лайк, ведь так вы сейчас продвигаете свою популярность в сети интернет. Начали.
Теперь проверим ваши ответы с таблицей. Команда получает лайк.
От каждой команды выходит участник и на доске прикрепляет свои карточки
1.
m | масса | Па |
P | сила | кг |
S | плотность | Н |
F | давление | м2 |
ƿ | площадь | кг/м3 |
V | объем | м3 |
| Атмосферное давление | |
-Ребята, а все карточки вы повесили на доску, что у вас осталось, почему мы ее не применили. что мы знаем об этом явлении? (Ничего, или давление воздуха).
Хорошо. Спасибо.
-Значит, как будет звучать тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы детей) Отлично
Выводится слайд. Атмосферное давление.
3. Целеполагание и мотивация.
-А давайте вспомним, что мы знаем о давлении в общем. Внимание! Второе задание
2. Напишите формулу давления.
Сверяем со слайдом и даю лайк, верно ответившим.
P=F/S
- От чего зависит давление (от силы и площади опоры). Молодцы.
Сейчас хочу показать вам один фокус, для этого мне нужны трое ребят, они должны быть сильными. (Проводим опыт с Магдебургскими полушариями, один ученик выкачивает воздух из полушарий, один держит полушария. полушария держатся крепко, я предлагаю ребятам разорвать шар.). Если полушария разорвут, указываю что с каким усилием они это сделали, и если выкачать воздух еще больше, то это сделать будет сложнее.
-Ребята, почему это так трудно сделать? Делаем вывод, что что-то давит на эти полушария? А что? Воздух? А если это воздух, то он должен иметь вес, согласно формуле, которую вы написали Р=F/S, а F=mg.? На этот вопрос мы ответим с вами на сегодняшнем уроке.
Попробуйте сформулировать цель нашего урока?
-Совершенно верно, Лайк.
Цель урока: Сформировать понятие атмосферного давления, раскрыть природу этого явления.
Что мы поставим себе в качестве задачи нашего урока?
Задача урока: Убедиться, что воздух имеет вес. Опытным путем докажем существование атмосферного давления.
4. Изучение нового материала.
-Мы предположили, что воздух имеет вес. Давайте проверим на опыте. А как мы можем это сделать (Взвесить воздух)
Я принесла вам вот такой стеклянный шар (демонстрирую вакуумный шар), для опыта нужен ученик.
Из этого шара уже выкачана часть воздуха, я предлагаю вам его взвесить и записать результат на доске. А теперь откройте кран,
воздух вошел в шар, и ребенок взвешивает его, результат записывает на доске.
Какой вывод сделаем .
Делают вывод: воздух обладает массой.
Откройте учебник на странице 88, и найдите информацию о том, сколько же весит воздух объемом 1 м3. Кто нашел, прочитай. Заработал лайк.
Дети находят заметку: Опытами установлено, что при температуре 0 С и нормальном атмосферном давлении масса воздуха, объемом 1 м3 равна 1,29 кг., следовательно, его вес примерно равен 13 Н.
Давайте вспомним из курса географии как называется воздушная оболочка вокруг Земли - атмосфера. Принято считать, что атмосфера Земли состоит из 5 слоев: тропосферы, стратосферы, мезосферы, термосферы и экзосферы. (СЛАЙД).
-А почему существует воздушная оболочка Земли?
-Вспомним из чего состоят все тела. (Молекул). Как они движутся? (хаотически, беспорядочно). Массой обладают? Так почему же они не разлетаются? Получается, что атмосфера как слоеный пирог, верхний слой давит на нижний. Где давление воздуха максимально?
Как изменяется плотность воздуха с высотой? С высотой плотность (ρ) воздуха уменьшается.
Почему?
А давление? Вот поэтому, когда человек поднимается в горы он испытывает кислородное голодание. Наша кровь не насыщается кислородом и человек может потерять сознание.
Сделайте вывод о зависимости давления и высоты. Наибольшее давление испытывает поверхность Земли, а также все тела, находящиеся на ней.
5. Проведение опытов.
Предлагаю теперь и вам опытным путем доказать, что атмосферное давление существует.
У каждой группы на столах приготовлено оборудование и инструкция к выполнению задания.
У каждой группы свое задание. Распределите, кто будет экспериментатор, помощник, фотограф и ученый совет. Экспериментатор проводит опыт, помощник помогает ему. Фотограф должен сделать фото на каждом этапе эксперимента, и прислать свои фотографии на мой номер телефона, он записан у вас на рабочем листе. Остальные делают вывод, который озвучите позже. Изучите ваши инструкции перед выполнением эксперимента, помним, что при работе мы всегда соблюдаем технику безопасности. Время для выполнения эксперимента 4 минуты.
1. Группа - опыт стакан, наполненный водой и лист бумаги.
2. Группа — опыт с бутылкой и воздушным шариком.
3. Группа — опыт с зефиром и насосом Камовского.
-Закончили. Садимся по местам. Выступает первая группа. В чем заключался ваш опыт? Вывод. Отлично. Лайк вам за работу.
А вот третья группа показала нам, что может произойти с телами, если будет отсутствовать атмосферное давление.
После завершения опытов, каждая группа рассказывает об опыте и делает вывод о существовании атмосферного давления и его проявлении в разных случаях, за свою работу получают лайк.
Ребята, мы выполнили нашу задачу урока? Доказали существование атмосферного давления?
Давайте дадим определение атмосферному давлению.
Делают вывод: Атмосфера оказывает давление на земную поверхность и тела, находящиеся на ней вследствие действия силы тяжести.
Даем определение:
Атмосферное давление – это сила с которой воздух давит на земную поверхность.
Определение записано в ваши рабочие листы, вы их заберете с собой и вложите в ваши рабочие тетради.
А теперь давайте вернемся к нашему опыту с полушариями, который мы провели в начале урока и дадим ответ, что же не дает нам разорвать эти полушария? (Ответ ребят)
Этот опыт был проведен еще в 1654 г. в г. Магдебург физиком Отто фон Герике. Он показал опыт с более большими полушариями, откачал воздух с помощью самодельного насоса и эти полушария пытались разорвать с помощью 16 коней.
А вы знали, что "магдебургские полушария" имеются у каждого человека:- головки бедренных костей удерживаются в тазовом суставе атмосферным давлением.
6. Закрепление изученного материала.
Ребята, давайте подведем итоги урока. Для этого восстановите предложения, заполнив пропуски в высказывании в ваших рабочих листах.
Вокруг Земли существует ______, которая удерживается благодаря ______тяжести.
Воздух имеет ___ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела.
С увеличением высоты плотность атмосферы ___________ и давление _________.
Сверьте свои записи с правильным ответом на экране, у всех так, кто ошибся, отлично вы справились с заданием.
7. Подведение итогов.
Ребята, вы сегодня хорошо потрудились на уроке. Давайте подсчитаем, сколько лайков вы сегодня набрали, молодцы. Ваши фотографии я сегодня выложу в телеграмм канал «Юные экспериментаторы», а что бы посмотреть результаты нашей работы, вы можете подписаться на этот канал, QR код на экране, присоединяйтесь и обязательно поделитесь своим опытом со своими друзьями, покажите им, что мир физики прекрасен.
8. Домашнее задание.
И в заключении нашего урока, я хочу сделать вам небольшой подарок (Выношу шары). Но дарю вам их не просто так, а с домашним заданием, (оно есть у вас в рабочих листах), подумайте, что происходит с гелевым шариком, если мы отпускаем его в свободный полет. Спасибо вам всем и удачи.