"Размножение растений".
– Развитие высших чувств – эстетических чувств (чувство прекрасного), интеллектуальных чувств (радость познания).
– Формирование чувства сопричастности ответственности человека за благосостояния общества.
– Целеполагание как постановка учебной задачи.
– Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. Оценка – оценивание качества и уровня усвоения.
– Коррекция
– Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать собственные знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
– Логические: подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений.
– для учителя: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска (экран), учебник, презентация (Приложение 1).
– для учащихся: учебник, тетрадь, биологические символы, технологические карты
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент (1 мин.) | У: Добрый день дорогие ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята, как у вас настроение сегодня? Хорошее? Вы готовы к работе на уроке? Ну, тогда… Мы начинаем наш урок! Сегодня вы работаете в группах. Каждая группа имеет свое название: “Земляничка”, “Папоротник” и “Фиалка” | Д: Приветствуют учителя. Д: Радостно отвечают |
Актуализация знаний, определение темы урока “Знаю – Рисунок” (2 мин.) | У: А сейчас посмотрите на экран, что вы здесь видите? (Слайд № 1) | Д: Цветок один – клумба цветов; на карте два города и много городов и человек с помощью ксерокса размножает рисунок. |
У: Какое понятие (процесс) объединяет эти рисунки? | Д: Размножение. |
У: Что вы понимаете под размножением? (Слайд № 2) К доске прикрепляется слово РАЗМНОЖЕНИЕ. На доске заранее вывешиваются картинки органов растения. | Д: Увеличение чего-либо. |
У: Ребята, посмотрите на доску, что изображено на этих рисунках? | Д: Органы растений: цветок, корень, плод, побег. |
У: Зачем эти органы растению нужны? | Д: для роста, питания, размножения. |
У: При помощи этих органов может, происходит размножение растений. О чем сегодня мы будем говорить? Сформулируйте тему нашего урока (Слайд № 3). | Д: Размножение растений. (Запишите тему урока в тетрадь) |
Мотивационный этап “Важность – рисунок” (3 мин.) | У: Ребята скажите, а для чего нам нужно знать, как размножаются растения? Обратите внимание на экран, что вы видите? (Слайд 4) | Д: Пшеничное поле, плоды яблони, хлопок, лес. |
У: Зачем нам нужны эти растения? | Д: Пища, одежда, отдых, свежий воздух, |
У: Скажите, человек заинтересован в том, чтобы растений было больше? | Д: Да |
У: А это и есть результат…… | Д: ... размножения. |
У: Ребята скажите, по выполняемым функциям какие здесь изображены органы? | Д: вегетативные и генеративные органы. |
У: За что отвечают генеративные органы? | Д: За половое размножение. |
У: А за что отвечают вегетативные органы? | Д: За вегетативное размножение – бесполое размножение. |
У: Молодцы! Вы сейчас сами ответили на следующий вопрос. Сколько способов размножения существует в природе? Ребята меня мучает один вопрос. “Что произойдет с растениями в природе, если они будут размножаться только бесполым способом?! Я думаю, что в конце урока вы сможете ответите на этот вопрос (мотивация) | Д: Два: половое и бесполое размножение. |
Целеполагание, объяснение алгоритма действий “Маршрут – Направление” (3 мин.) | У: Сегодня вы работаете в группах по технологическим картам (Приложение 2). Найдите свои карты и возьмите их в руки (показ технологических карт) (Приложение 3). На каждом столе есть, задание к технологической карте (Приложение 4), найдите их. Распределите между собой задания. Следуя, этой карте вы должны, выполнить задания и рассказать о проделанной работе. На работу отводится 8 минут. У: А сейчас посмотрите на технологические карты и сформулируйте свою цель, начиная со слов: Изучить… Запишите цель в тетрадь У: В конце урока как итог нашей работы мы с вами должны составить общую схему размножения растений. | Д: Цели: “Земляничка”: изучить бесполое размножение растений (технологическая карта № 1) “Папоротник”: изучить споровое размножение (технологическая карта № 2). “Фиалка”: изучить половое размножение (технологическая карта №3). |
Самостоятельная практическая работа учащихся “Поиск – Деятельность” (8 мин.) | Приступаем к работе. Сопровождение работы | Распределение заданий. Работа в группах |
Оформление информационного поля “Знания – Ресурсы” (6 мин.) | У: Сейчас представители групп дают свои ответы. Другие группы внимательно сравнивают ответы ребят с эталоном на слайде (Слайды № 5-7). Первыми отвечает группа «Земляника», затем «Папоротник» и «»Фиалка» Каждый после ответа на своём листе выставляет себе оценку по критериям, которые вы видите на экране. ( Слайд 8) У: Похвалить ребят за проделанную работу. У: О каких способах размножения мы узнали на уроке? Д: О половом и бесполом размножении (на доске прикрепляются слова бесполое и половое). | Ответы учащихся. Трансляция полученных знаний. Сравнение с образцом, исправление. Самооценка. |
Оформление знакового поля “Итог – Схема” (4 мин.) | У: А сейчас материал урока продемонстрируем в виде схемы (технологическая карта №5). Для этого у вас есть набор инструментов (показать): цветные кружки, клей, бумага формата А4, сделайте схему размножения, над которой вы работали. Предлагаю «Папоротнику» присоединиться к группе «Земляничка», поскольку вы изучали один способ размножения. Цвет имеет значение и очень важное!!! У: Демонстрация схем, сравнение и размещение на доске. При обнаружении ошибок найти и их исправить. | Все группы выполняют технологическую карту №5 “Земляничка” и “Папоротник” создают схему по бесполому размножению, а “Фиалка” создаёт схему полового размножения. |
Ну, а теперь давайте вернёмся к вопросу, который я задавала вам в начале урока «Что произойдет с растениями в природе, если они будут размножаться только бесполым способом?!» Мотив: однообразие растений, не будет видового разнообразия, а значит и развития (эволюции) растительного мира. Домашнее задание: раскрасить схему размножения растений (Приложение 5) и вклеить в тетрадь. | Ответ детей: не будет разнообразия, развития растительного мира. |
Включение в систему знаний “Я применяю” (3 мин.) | Рефлексия: У: Ребята, скажите, помогут ли нам в экономии денег семейного бюджета знания этой темы? Интересный вопрос?! Для этого давайте по-рассуждаем. Скажите, сколько, стоит 1 кг зеленого лука? Обычно продают, его граммами 100 гр. по 20 руб. Вроде и недорого. В день семья из 3 человек съедает по 100 гр. Сколько денег уйдет на лук за 1 месяц и 9 месяцев? 30•20= 600 руб. в месяц, а за 9 месяцев 600•9= 5400 руб. Получается достаточно большая сумма. А ведь он так полезен нашему организму “Лук – от всех недуг”. У: Как же мы сможем сэкономить?.. А мы с вами можем сделать подарок маме к празднику 8 МАРТА! Вырастить своими руками зеленый лук (Слайд №9). Здорово! Явная экономия для семьи. У: У кого возникло желание вырастить зеленый лук у себя дома? Для этого я вам раздам инструкции для выполнения данной работы Ну, что, ребята, на этом наш урок подошёл к концу. Я благодарю вас за интересную и плодотворную работу. Вы сегодня молодцы, поработали все от души! | Рефлексия: Дети поднимают руки и дают свое согласие. |