Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Стерлитамакская коррекционная школа №25
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Конспект
открытого урока
в 3б классе
чтение русской народной сказки
«Лиса и журавль»
Разработала и провела:
Гурылева Л.А
Стерлитамак 2022
Цель: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Лиса и журавль».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»;
развивать умения работать с текстом, навык правильного, выразительного чтения;
учить отвечать на вопросы полными фразами;
закрепить знания о видах сказок;
Коррекционно-развивающие:
развивать слуховое восприятие через отгадывание загадок;
развивать способности обучающихся анализировать поступки героев;
развивать и обогащать речь обучающихся (через высказывания);
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям;
прививать любовь к чтению сказок.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, разрезные картинки, карточки с пословицами.
Ход урока
Организационный момент
Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева сначала окажем им внимание.
Рустам: - Мы рады приветствовать вас в классе. Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло.
Милана: - Пусть будет уютно и очень легко.
Эмиль: - Поручено нам вас сегодня встречать. Но начнём же урок, не будем зря время терять.
- Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
Проверка домашнего задания.
Основная часть
«Жили были…..», «В некотором царстве, в некотором государстве...». Эти слова только услышишь - сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка.
- Ребята мы с вами отправимся в мир сказок!
Нет человека, который не рассказывал или не читал сказку.
- А что такое сказка?
В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мы мысленно переносимся в тот сказочный мир, где живут эти герои.
Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку (записано на доске): «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- Как вы понимаете эти слова?
Сказки бывают разные. Народные, авторские, волшебные, бытовые.
Народные и авторские.
- У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор народ.
- Что это значит? Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили на этой же земле, на которой живем мы. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек не только хорошо ее запомнил, но еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и в свою очередь рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.
Волшебные.
- Есть волшебные или фантастические.
- Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)
Все в волшебных сказках необыкновенно. Люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства.
Волшебная сказка зародилась очень давно.
Есть сказки бытовые.
-Какова особенность этих сказок? В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях.
Сказки о животных.
- Чем характерны эти сказки? Да в таких сказках говорится о животных.
- Сегодня мы познакомимся с такой сказкой. А кто герои этой сказки вы узнаете отгадав загадки.
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур посчитать (Лиса)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)
- Это сказка русская народная сказка «Лиса и Журавль».
- Какие сказки, о лисе вы знаете?
- Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)
Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.
Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.
Речевая и дыхательная разминка
Чистоговорка
Са-са-са – в лесу бегает лиса.
Су-су-су – было холодно в лесу
Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.
Се-се-се: знаем сказку о лисе.
«Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить к губам указательный палец и на выдохе произнести: ш-ш-ш.
Сейчас я начну читать сказку но, перед этим я хочу познакомить вас со словами, значение которых, вы, возможно, не знаете.
Словарная работа. (слова записаны на доске)
Пир - большой званый обед.
Потчевать - угощать.
Не обессудь - не суди строго.
Несолоно хлебавши - ни с чем.
Чтение произведения.
- Ребята, сядьте поудобнее, мы начинаем с вами читать сказку. Начну читать я. (чтение сказки учителем)
- Понравилась вам сказка? Чем особенно?
- Какая эта сказка? (сказка о животных)
- Кто является главными героями? (лиса и журавль)
- Журавль это красивая птица. Опишите ее.
- Каков журавль в этой сказке?
- В сказке лиса хочет перехитрить журавля.
- Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему?
-Какой фразой начинается сказка?
- Можно ли назвать лису и журавля друзьями? Почему?
- Какое угощение приготовила лиса журавлю?
- Получился ли званый пир? Почему?
- Каким здесь показан журавль?
- О чем думала лиса?
- Что получилось с ее планом?
- Какой урок преподал журавль лисе?
- Почему лиса перестала дружить с журавлем?
- Была ли это настоящая дружба?
Физминутка для глаз
- Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.
- Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко, далеко-далеко.
Чтение отрывка из сказки у доски.
Чтение сказки учащимися по цепочке.
Индивидуальная работа (Кадырова Диана, Долгов Кирилл)
Физминутка
Утром Лисонька проснулась,
Лапкой вправо потянулась,
Лапкой влево потянулась,
Солнцу нежно улыбнулась
Анализ произведения.
- Почему лиса пригласила журавля к себе? (они подружились)
- Как Лиса приглашала Журавля? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик, сама стряпала».)
- Правильно, ли поступила лиса?
- Что происходит дальше? (когда сели есть «лиса лижет себе да лижет, не заметила, что гость стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся»)
- А как повёл себя журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)
- Как же принял лису журавль? (Наготовил окрошки, перелил её в кувшин с узким горлышком)
- Как вы думаете, почему он так сделал? (Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл с гостей)
-Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после «угощения».
В чем он оказался неправ?
-Как бы вы повели себя на месте журавля, почему?
- Найдите в тексте последнее предложение. Прочитайте его. Как вы понимаете «Как аукнется, так и откликнется»?
Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если вы кого- то обидели, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.
- Чему учит нас эта сказка?
Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.
Рефлексия.
- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка «о ложной дружбе»)
Итог урока.
- Ребята, вы прекрасно работали.
- Наш урок закончен. Спасибо. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок?
- У вас на столах лежат карточки, где нарисован грустный и весёлый человечек. Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению. Спасибо за урок!
Домашнее задание. Читать стр. 80-81, подготовить пересказ.
Чтение сказки по ролям.
Карандашом в тексте выделим их реплики. Перед словами автора ставим букву А, пред словами лисы-Л, перед словами журавля –ж. (несколько реплик выделяем вместе, далее дети доделывают самостоятельно).
-Для чего мы выделяли слова героев?
-Не забудьте об интонации, которой мы должны передавать слова героев. Как читаем за лису, журавля?
— Читаем по ролям. (По времени 2-3 раза)
5. Домашнее задание.
Подготовить иллюстрации к сказке, пересказ.
3. Какое предложение сделала лиса журавлю?
Отобедать +
Поохотиться
Порыбачить
4. Какую кашу сварила лиса журавлю?
Гречневую
Овсяную
Манную +
5. В какой посуде лиса подала кашу на стол?
В миске
В тарелке +
В пиале
6. Почему журавль не съел кашу?
Потому что был сыт
Потому что не мог ухватить кашу клювом с тарелки +
Потому что каша была холодная
7. Какое угощение приготовил журавль для лисы?
Расстегаи
Окрошку +
Щи
8. В какой сосуд журавль налил окрошку?
В графин
В горшок
В кувшин +
9. Досыта ли наелась лиса?
Да
Нет
Ушла, не солоно хлебавши +
10. Какая пословица подходит к сказке «Лиса и журавль»?
«Не дразни собаку, так и не укусит»
«Пустая бочка пуще гремит»
- А теперь давайте побудем мультипликаторами и составим мультфильм к этой сказке.
- Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки. (см. Приложение 3)
- Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)
- Найдите и отметьте в тексте сказки одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке.(Работа в парах.)
- Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 6)
(Работа по картинкам. Если ребёнок неточно нашёл подпись к картинке, учитель обращает внимание на некоторые детали рисунка.)