СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок чтение "Лиса и журавль" русская народная сказка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок чтение "Лиса и журавль" русская народная сказка»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Стерлитамакская коррекционная школа №25

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья






Конспект

открытого урока

в 3б классе

чтение русской народной сказки

«Лиса и журавль»








Разработала и провела:

Гурылева Л.А












Стерлитамак 2022

Цель: познакомить обучающихся с русской народной сказкой «Лиса и журавль».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

познакомить с русской народной сказкой «Лиса и журавль»;

развивать умения работать с текстом, навык правильного, выразительного чтения;

учить отвечать на вопросы полными фразами;

закрепить знания о видах сказок;

Коррекционно-развивающие: 

развивать слуховое восприятие через отгадывание загадок;

развивать способности обучающихся анализировать поступки героев;

развивать и обогащать речь обучающихся (через высказывания);

Коррекционно-воспитательные: 

воспитывать доброжелательное отношение к окружающим людям;

прививать любовь к чтению сказок.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, разрезные картинки, карточки с пословицами.

Ход урока

Организационный момент

Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева сначала окажем им внимание.

Рустам: - Мы рады приветствовать вас в классе. Возможно есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло.

Милана: - Пусть будет уютно и очень легко.

Эмиль: - Поручено нам вас сегодня встречать. Но начнём же урок, не будем зря время терять.

- Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей улучшилось и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.

Проверка домашнего задания.

Основная часть

«Жили были…..», «В некотором царстве, в некотором государстве...». Эти слова только услышишь - сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет сказка.

- Ребята мы с вами отправимся в мир сказок!

Нет человека, который не рассказывал или не читал сказку.

- А что такое сказка?

В сказках происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мы мысленно переносимся в тот сказочный мир, где живут эти герои.

Сказка обязательно чему-то учит людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет с собой мудрую реальную мысль. Недаром многие русские народные сказки имеют такую концовку (записано на доске): «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

- Как вы понимаете эти слова?

Сказки бывают разные. Народные, авторские, волшебные, бытовые.

Народные и авторские.

- У авторских сказок есть известный автор. А у народных сказок автор народ.

- Что это значит? Люди, создавшие когда-то народные сказки, жили на этой же земле, на которой живем мы. Но кто они, мы не знаем, кто-то сочинил сказку и пересказал другим. Другой человек не только хорошо ее запомнил, но еще что-то изменил в ней, что-то добавил от себя и в свою очередь рассказал еще кому-то. А тот еще кому-то. Так что у сказки много авторов, ее сочинял и переделывал народ.

Волшебные.

- Есть волшебные или фантастические.

- Какие герои встречаются в этих сказках? (Баба Яга, Кощей Бессмертный…)

Все в волшебных сказках необыкновенно. Люди, земля, горы, реки, деревья, даже вещи – предметы быта, орудия труда приобретают чудесные свойства.

Волшебная сказка зародилась очень давно.

Есть сказки бытовые.

-Какова особенность этих сказок? В них говорится о бедных и богатых. Высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка бедных людей. Действия происходят в обычных домах, деревнях.

Сказки о животных.

- Чем характерны эти сказки? Да в таких сказках говорится о животных.

- Сегодня мы познакомимся с такой сказкой. А кто герои этой сказки вы узнаете отгадав загадки.

Пришла из лесу птичница

В рыжей шубке

Кур посчитать (Лиса)


Длинноногий, длинношеий,

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Бестолковых попрыгушек. (Журавль)

- Это сказка русская народная сказка «Лиса и Журавль». 

- Какие сказки, о лисе вы знаете?

- Какая она в этих сказках? (Хитрая, умная, обманщица.)

Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все верят ей.

Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей осуществить свой план.

Речевая и дыхательная разминка

Чистоговорка

Са-са-са – в лесу бегает лиса.

Су-су-су – было холодно в лесу

Сы-сы-сы: хвост пушистый у лисы.

Се-се-се: знаем сказку о лисе.

«Тишина»: сделав глубокий вдох носом, приблизить  к губам указательный палец и на выдохе произнести: ш-ш-ш.

Сейчас я начну читать сказку но, перед этим я хочу познакомить вас со словами, значение которых, вы, возможно, не знаете.

Словарная работа. (слова записаны на доске)

  • Пир - большой званый обед.

  • Потчевать - угощать.

  • Не обессудь - не суди строго.

  • Несолоно хлебавши - ни с чем.

Чтение произведения.

- Ребята, сядьте поудобнее, мы начинаем с вами читать сказку. Начну читать я. (чтение сказки учителем)

- Понравилась вам сказка? Чем особенно?

- Какая эта сказка? (сказка о животных)

- Кто является главными героями? (лиса и журавль)

- Журавль это красивая птица. Опишите ее.

- Каков журавль в этой сказке?

- В сказке лиса хочет перехитрить журавля.

- Удалось ли хитрой лисе осуществить свой план? Почему?

-Какой фразой начинается сказка?

- Можно ли назвать лису и журавля друзьями? Почему?

- Какое угощение приготовила лиса журавлю?

- Получился ли званый пир? Почему?

- Каким здесь показан журавль?

- О чем думала лиса?

- Что получилось с ее планом?

- Какой урок преподал журавль лисе?

- Почему лиса перестала дружить с журавлем?

- Была ли это настоящая дружба?

Физминутка для глаз

- Наши глазки устали. Давайте дадим им отдохнуть.

- Сядьте прямо. Смотрим перед собой. Не поворачивая головы, посмотрите налево…, направо…, вниз…, вверх… . Посмотрите в окошко, далеко-далеко.

Чтение отрывка из сказки у доски.

Чтение сказки учащимися по цепочке.

Индивидуальная работа (Кадырова Диана, Долгов Кирилл)

Физминутка

Утром Лисонька проснулась,

Лапкой вправо потянулась,

Лапкой влево потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась

Анализ произведения.          

- Почему лиса пригласила журавля к себе? (они подружились)

- Как Лиса приглашала Журавля? (По доброму, как положено в русской традиции. И каши наварила (каша тогда не каждый день и не в каждом доме водилась). И кашу по тарелке размазала, чтобы гость не обжёгся. И не швырнула тарелку на стол, а подала, да ещё с добрыми словами, обращёнными к гостю: «Покушай, голубчик, сама стряпала».)

-   Правильно, ли поступила лиса?

-  Что происходит дальше? (когда сели есть «лиса лижет себе да лижет, не заметила, что гость стучит носом по тарелке, а кашки ему при этом не достаётся»)

-  А как повёл себя журавль? (Журавль же и виду не показал, даже не намекнул лисе на то, что угощенья ему не досталось. Напротив, он лису поблагодарил за приём и пригласил к себе с ответным визитом.)

- Как же принял лису журавль? (Наготовил окрошки, перелил   её в кувшин с узким горлышком)

- Как вы думаете,  почему он так сделал? (Журавлю стало обидно, что он голодный ушёл с гостей)

-Прочитайте отрывок, рассказывающий о том, как поступил журавль после «угощения».  

В чем он оказался неправ?

-Как бы вы повели себя на месте журавля, почему?

- Найдите в тексте последнее предложение. Прочитайте его. Как вы понимаете «Как аукнется, так и откликнется»?

Русский народ в пословице заключает главную свою мудрость!.. Эта пословица обращена не к тому, кого обидели, а к каждому из нас. Она говорит нам: следи за собой, старайся никого не обижать, даже случайно. Потому что, если вы кого- то обидели, он непременно отплатит тебе ещё большей обидой.

- Чему учит нас эта сказка?

Лиса позвала журавля в гости, но оставила его голодным, и журавль отплатил лисе тем же. Скупость хитрой лисы превратилась в глупость. Она надеялась обмануть журавля, но просчиталась. Журавль преподал хороший урок кумушке лисе.

Рефлексия.

- Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а сказку о настоящей дружбе? (Нет, эта сказка «о ложной дружбе»)

Итог урока.

- Ребята, вы прекрасно работали.

- Наш урок закончен. Спасибо. Давайте посмотрим, с каким настроением вы заканчиваете урок?

- У вас на столах лежат карточки, где нарисован грустный и весёлый человечек.   Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению. Спасибо за урок!

Домашнее задание. Читать стр. 80-81, подготовить пересказ.

























Чтение сказки по ролям.

Карандашом в тексте выделим их реплики. Перед словами автора ставим букву А, пред словами лисы-Л, перед словами журавля –ж. (несколько реплик выделяем вместе, далее дети доделывают самостоятельно).

-Для чего мы выделяли слова героев?

-Не забудьте об интонации, которой мы должны передавать слова героев. Как читаем за лису, журавля?

— Читаем по ролям. (По времени 2-3 раза)




5. Домашнее задание.

Подготовить иллюстрации к сказке, пересказ.

3. Какое предложение сделала лиса журавлю?
Отобедать +
Поохотиться
Порыбачить

4. Какую кашу сварила лиса журавлю?
Гречневую
Овсяную
Манную +

5. В какой посуде лиса подала кашу на стол?
В миске
В тарелке +
В пиале

6. Почему журавль не съел кашу?
Потому что был сыт
Потому что не мог ухватить кашу клювом с тарелки +
Потому что каша была холодная

7. Какое угощение приготовил журавль для лисы?
Расстегаи
Окрошку +
Щи

8. В какой сосуд журавль налил окрошку?
В графин
В горшок
В кувшин +

9. Досыта ли наелась лиса?

Да
Нет
Ушла, не солоно хлебавши +

10. Какая пословица подходит к сказке «Лиса и журавль»?
«Не дразни собаку, так и не укусит»
«Пустая бочка пуще гремит»
- А теперь давайте побудем мультипликаторами и составим мультфильм к этой сказке.

- Вы будете работать в парах. Возьмите конверты, достаньте картинки-карточки. (см. Приложение 3)

- Разложите картинки в том порядке, в каком развивается сюжет сказки. (Работа в парах.)

- Найдите и отметьте в тексте сказки одно или несколько предложений, которые соответствуют каждой картинке.(Работа в парах.)

- Давайте озвучим наш мультфильм. (Слайд 6)

(Работа по картинкам. Если ребёнок неточно нашёл подпись к картинке, учитель обращает внимание на некоторые детали рисунка.)