l.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности (1 мин) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. | (Доброе пожелание, положительный настрой на урок) (Слайд №1) Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!» Эпиграфом к нашему уроку я выбрала такие строки: Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. Я желаю вам удачи в открытии нового. И приглашаю вас к совместной работе. |
Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое. Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество. | мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер |
ll.Актуализация знаний и фиксация затруднения в проблемном учебном действии (4-5 мин) Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила. | (Создаю условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливаю тематические рамки.) - Прежде чем мы с вами начнём открывать что-то новое, мы с вами повторим. Устный счёт. (Слайд № 2) 1.«Весёлые примеры» Работаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе. Перед вами задания. Вам необходимо решить примеры и найти ответы на доске. 1 группа Число 8 умножить на количество пальцев на ноге у человека. (8*5=40) Бабушке 64 года, а внучка в 8 раз младше. Сколько лет внучке? (64:8=8) Количество месяцев в году умножить на количество голов Змея Горыныча. (12*3=36) 2 группа Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число.(5*10=50) За 4 блокнота отдали 80 рублей. Сколько будет стоить 1 такой блокнот? (80:4=20) В неделю у детей 24 урока. Сколько уроков каждый день? (24:6=4) 3 группа 100 рублей поделить между двумя детьми.(100:2=50) Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца. (33*2=66) Сколько Кот в сапогах поймает мышей за неделю, если в день ловил 5 мышей. (5*7=35) Ребята в группах устно решают, на листах записывают только ответы. Затем представители групп выходят к доске и озвучивают свои результаты. А теперь найдите на доске ваши ответы и возьмите ещё одну карточку. 40 8 36 50 20 4 50 66 35 Молодцы с заданием справились, но на обратной стороне карточек есть ещё одно задание. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20 1 группа: обведите числа, которые делятся на 2 2 группа: обведите числа, которые делятся на 3 3 группа: обведите числа, которые делятся на 4 Затем представители выходят к доске и озвучивают свои результаты. - Молодцы! А сейчас откроем тетрадь, пропустив 4 клетки вниз, подписываем число. Обратите внимание на осанку, а так же на правильное написание цифр (напоминаю, так как многие дети сидят неправильно) | Регулятивные УУД: уметь осуществлять действия по инструкции учителя, оценивать результаты своей деятельности. Познавательные УУД: развивают операции мышления (сходство и различие объектов). Коммуникативные УУД: работают в группах, формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог. | мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер, карточки |
lll.Выявление места и причины затруднения (4 мин) Цель:выявить место (шаг, операция затруднения); зафиксировать во внешней речи причину затруднения ситуации. | Выполняя эти задания, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся. Давайте попробуем назвать тему урока? (ДЕЛЕНИЕ) - Расскажите, что вы знаете о делении? (делимое, делитель, частное). Я предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила работы в паре. У вас на партах находятся карточки, на которых написано задание. 10:5= 9:3= 17:2= - Выполняем. - Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет) - Почему? В чём было затруднение? 17:2 - Есть ли ребята, которые сумели решить данные примеры? - Молодцы! А правильность решения вы докажите на уроке и будете экспертами при решении примеров данного вида. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1-2 мин) - Чтобы продолжить нашу работу, давайте подготовим наши глаза, которые внимательно будут за всем следить. | Регулятивные УУД: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу. Личностные УУД: учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. Коммуникативные УУД: работают в парах, владение диалогической формой речи.
Познавательные УУД: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания. | Карточки. мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер |
lV.Построение проекта выхода из затруднения (15 мин) Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила деление с остатком | -Чем похожи эти примеры и чем отличаются? ( в примере 17:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое) - Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления) -А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия. Практическая работа. -Предлагаю такую ситуацию – у меня на столе стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Андрею и предлагаю разделить поровну между двумя учениками. -Попробуем. -Разделили? -Делаем вывод. Сколько получит каждый? (по 8) -Вы выполняли сейчас практическую работу. -Все ли тетради разделили? (нет) -Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (потому что делили поровну) -Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (остаток Давайте запишем это выражение в тетрадь.. 17:2=8 (ост.1) -Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь? В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 17:2=8 (ост.1) 17- делимое, 2 –делитель, 8 –неполное частное, 1 – остаток. (проговорить, вспомнить компоненты) (уч-ль проговаривает) -Сколько разделили без остатка? (16 ) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу умножения) - Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов. - Так какой же будет тема урока? (Деление с остатком) (Слайд № ) Открыть вторую часть темы ДЕЛЕНИЕ С………………………. На доске высвечивается тема урока: Деление с остатком ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ: Научиться выполнять действие деление с ………….. и узнать, что такое остаток ВОПРОСЫ: Как разделить число с ……………..? (Найти ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка) Как найти …………..? ( Из числа вычесть разделившееся ) Откроем учебник на стр.26 № 1. Задание №1 -И сейчас поработаем у доски. Нам необходимо составить задачи. В 1 задаче попробуем рассадить котят по корзинкам. Как это можно сделать? - Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь. 15:2=7 (ост.1) Задание №2 - В вазу положили конфеты. Давайте попробуем разделить их между 4 детьми. - Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь. 15:4=3 (ост.3) Задание №3. А сейчас будем сажать по 3 цветка на клумбу. Запишем решение 15:3=5 Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток, А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз? Как вы думаете, что нам поможет? (Алгоритм) (карточки с алгоритмом розданы детям) Памятка Как разделить число с остатком. 1.Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка. 2.Данное число делим на делитель. Это значение частного. 3.Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток. 4. Проверяем, остаток должен быть меньше делителя. Физкультминутка (1-2 мин) Учит беречь здоровье (осанка) и здоровье окружающих. | Регулятивные: Уметь: - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; -планировать своѐ действие в соответствии с поставленной задачей; -вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок; -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; Познавательные: Уметь: - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия; -формировать способность использовать знаково- символические средства для создания моделей. Коммуникативные: -формировать умение находить общее решение, умение аргументировать своѐ предложение; -развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Личностные: - проявление любознательности к изучаемому материалу: - установка на здоровый образ жизни.
| мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер Учебник мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер, карточки |
V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5-7 мин) Цель: - организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. лайд № )ри делении? (таблицу ×))ов внутренней потребности включения в учебную деятельность. | На странице в учебнике найдите задания, соответствующие теме нашего урока. (№2) - Кто желает объяснить решение первого примера? Кто запишет на доске? -Кто желает решить второй пример? Третий? Четвёртый? Пятый? А сейчас давайте проверим. Справились мы? - Давайте сформулируем. Правило 1. При делении с остатком результат записывают двумя числами. Первое число называют неполным частным, второе – остатком. Правило 2. Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя. А сейчас решим задачу. В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?
Решение: 23:4=5 (ост.3) Ответ: 5 конфет достанется каждому внуку. | Регулятивные: -Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, сохранять заданную цель урока . Коммуникативные: -Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других; -Умение организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность; -Формирование самооценки, анализа выполненной работы, вычленение проблем; -Формирование уверенности в своих силах, положительные отношения к себе. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму. Личностные УУД: способность к самооценке, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи.
| Учебник |
Vl.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 мин) Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; проверить навык усвоения новых знаний. | Я вам по новой теме приготовила задания. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Выбираем уровень сложности. Карточки 1 уровень: выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком. 15:6= 23:3= 12:6= 40:5= 10:3= 8:4= 2 уровень: соедините выражения с результатами действий. 8:3= 3(ост.3) 11:4= 2(ост.1) 9:4= 2(ост.2) 15:4= 2(ост.3) 3 уровень: составьте 2 выражения на деление с остатком с числами 14 и 41. 4 уровень: Моряки поймали 31 рыбу. Решили разделить на 3 корабля поровну. Сколько рыб получит каждый корабль? 31:3=9 (ост.4) -Проверьте по эталону. (Слайд № ) -Поднимите руки, кто справился с заданием? - Молодцы! | Регулятивные УУД: уметь работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде деятельности. Коммуникативные УУД: осуществлять самоконтроль. Познавательные УУД: развивать операции мышления. Личностные: -Способность к самооценке на основе критерия успешности учебнойдеятельности; -Формирование самостоятельности, ответственности. | Карточки мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер, |
Vll.Рефлексия учебной деятельности Цель: оценить результаты учебной деятельности. (2-3 мин) | - Так какие же открытия, сделаны нами на уроке? - Достигли мы поставленной цели? - Какой приём деления освоили? -Какое правило узнали про остаток? Домашнее задание: С. 26 № 3, 5 -Отметьте теперь себя на лесенке знаний? Поставьте знаки «+» - да,«-» - нет. 1. Новая тема мне понятна 2.Я хорошо понял (а) алгоритм 3.Я знаю, как пользоваться алгоритмом 4.Я сумею найти частное и остаток 5.В самостоятельной работе у меня всё получилось 6.Я понял (а) алгоритм деление с остатком, но в самостоятельной работе допустил (а) ошибки 7.Я доволен (а) своей работой на уроке 8.На уроке я учился (ась) учиться: Всем спасибо за урок! Молодцы! Какой был прекрасный сегодня…(урок) И много в душе родилось у нас ….(строк) И ум наш в порядке, и есть у нас знанья Теперь не страшны нам любые ….(заданья) | Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку. Познавательные УУД: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.
Личностные УУД: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер, учебник |