СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Деление с остатком" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок я составляла сама для защиты на курсах в КИРО в 2016 году.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Деление с остатком" 3 класс»

Этап проведения

Ход урока

Планируемые результаты

Оборудование

l.Мотивация

(самоопределение) к учебной деятельности

(1 мин)

Цель:

- мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.

(Доброе пожелание, положительный настрой на урок)

(Слайд №1)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!»


Эпиграфом к нашему уроку я выбрала такие строки:

Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.

Я желаю вам удачи в открытии нового.

И приглашаю вас к совместной работе.




Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.

Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность.


Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество.


мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер

ll.Актуализация

знаний и фиксация затруднения в проблемном учебном действии (4-5 мин)

Цель: актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать

необходимость введения нового правила.

(Создаю условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Устанавливаю тематические рамки.)

- Прежде чем мы с вами начнём открывать что-то новое, мы с вами повторим.

Устный счёт. (Слайд № 2)
1.«Весёлые примеры»

Работаем в группах.

Давайте вспомним правила работы в группе.

Перед вами задания. Вам необходимо решить примеры и найти ответы на доске.

1 группа

Число 8 умножить на количество пальцев на ноге у человека. (8*5=40)

Бабушке 64 года, а внучка в 8 раз младше. Сколько лет внучке? (64:8=8)

Количество месяцев в году умножить на количество голов Змея Горыныча. (12*3=36)

2 группа

Любимую оценку ученика умножить на самое маленькое двузначное число.(5*10=50)

За 4 блокнота отдали 80 рублей. Сколько будет стоить 1 такой блокнот? (80:4=20)

В неделю у детей 24 урока. Сколько уроков каждый день? (24:6=4)

3 группа

100 рублей поделить между двумя детьми.(100:2=50)

Число попугаев в мультфильме умножить на порядковый номер самого короткого в году месяца. (33*2=66)

Сколько Кот в сапогах поймает мышей за неделю, если в день ловил 5 мышей. (5*7=35)


Ребята в группах устно решают, на листах записывают только ответы. Затем представители групп выходят к доске и озвучивают свои результаты.

А теперь найдите на доске ваши ответы и возьмите ещё одну карточку.

40 8 36

50 20 4

50 66 35

Молодцы с заданием справились, но на обратной стороне карточек есть ещё одно задание.


1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19,20


1 группа: обведите числа, которые делятся на 2

2 группа: обведите числа, которые делятся на 3

3 группа: обведите числа, которые делятся на 4

Затем представители выходят к доске и озвучивают свои результаты.

- Молодцы! А сейчас откроем тетрадь, пропустив 4 клетки вниз, подписываем число.

Обратите внимание на осанку, а так же на правильное написание цифр (напоминаю, так как многие дети сидят неправильно)


Регулятивные УУД: уметь осуществлять действия по инструкции учителя, оценивать результаты своей деятельности.



Познавательные УУД: развивают операции мышления (сходство и различие объектов).


Коммуникативные УУД: работают в группах, формируют умения слушать и слышать собеседника, вести диалог.









мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер, карточки

lll.Выявление места и причины затруднения (4 мин)

Цель:выявить место (шаг, операция затруднения); зафиксировать во внешней речи причину затруднения ситуации.

Выполняя эти задания, к какому арифметическому действию мы сегодня больше всего склоняемся.

Давайте попробуем назвать тему урока? (ДЕЛЕНИЕ)

- Расскажите, что вы знаете о делении? (делимое, делитель, частное).

Я предлагаю вам поработать в парах. Вспомните правила работы в паре.

У вас на партах находятся карточки, на которых написано задание.

10:5= 9:3= 17:2=

- Выполняем.

- Вы смогли полностью выполнить задание? (Нет)

- Почему? В чём было затруднение? 17:2

- Есть ли ребята, которые сумели решить данные примеры?

- Молодцы! А правильность решения вы докажите на уроке и будете экспертами при решении примеров данного вида.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1-2 мин)

- Чтобы продолжить нашу работу, давайте подготовим наши глаза, которые внимательно будут за всем следить.

Регулятивные УУД: постановка и решение проблемы, принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные УУД:

учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные УУД: работают в парах,

владение диалогической формой речи.



Познавательные УУД: уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.


Карточки.






















мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер

lV.Построение проекта выхода из затруднения (15 мин)

Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила деление с остатком

-Чем похожи эти примеры и чем отличаются?

( в примере 17:2 нет такого числа, при умножении которого на делитель можно получить делимое)

- Какой возник вопрос? (познакомиться с новым приёмом деления)

-А если все же попытаться разделить, опираясь на предметные действия.

Практическая работа.

-Предлагаю такую ситуацию – у меня на столе стопка из 17 тетрадей, я её отдаю Андрею и предлагаю разделить поровну между двумя учениками.

-Попробуем. -Разделили?

-Делаем вывод. Сколько получит каждый? (по 8)

-Вы выполняли сейчас практическую работу.

-Все ли тетради разделили? (нет)

-Почему оставшаяся тетрадь никому не досталась? (потому что делили поровну)

-Сколько осталось? (1) Так что такое 1? (остаток

Давайте запишем это выражение в тетрадь..

17:2=8 (ост.1)

-Как вы думаете, а куда записать оставшуюся тетрадь?

В математике принято количество оставшихся предметов записывать так: 17:2=8 (ост.1)

17- делимое, 2 –делитель, 8 –неполное частное, 1 – остаток.

(проговорить, вспомнить компоненты)

(уч-ль проговаривает)

-Сколько разделили без остатка? (16 ) Почему? Что важно знать при делении? (таблицу умножения)

- Попробуйте прочитать это выражение, используя названия компонентов.

- Так какой же будет тема урока? (Деление с остатком)

(Слайд № )

Открыть вторую часть темы ДЕЛЕНИЕ С……………………….

На доске высвечивается тема урока:

Деление с остатком

  • Умеем ли мы с вами делить? (да) А делить с остатком? (нет)

ОПРЕДЕЛИМ ЦЕЛЬ:

Научиться выполнять действие деление с ………….. и узнать, что такое остаток

ВОПРОСЫ:

Как разделить число с ……………..? (Найти ближайшее наибольшее число, которое разделится без остатка)

Как найти …………..? ( Из числа вычесть разделившееся )

Откроем учебник на стр.26 № 1.

Задание №1

-И сейчас поработаем у доски. Нам необходимо составить задачи. В 1 задаче попробуем рассадить котят по корзинкам. Как это можно сделать?

- Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь.

15:2=7 (ост.1)

Задание №2

- В вазу положили конфеты. Давайте попробуем разделить их между 4 детьми.

- Выполните рисунок. Запишите выражение в тетрадь.

15:4=3 (ост.3)

Задание №3.

А сейчас будем сажать по 3 цветка на клумбу. Запишем решение 15:3=5

Каждый раз наблюдаем над тем, какое число разделилось, почему получился такой остаток,

А как можно решать примеры на деление с остатком, не выполняя рисунки каждый раз?

Как вы думаете, что нам поможет?

(Алгоритм)

(карточки с алгоритмом розданы детям)

Памятка

Как разделить число с остатком.


1.Находим наибольшее число, которое можно разделить на делитель без остатка.


2.Данное число делим на делитель. Это значение частного.


3.Вычитаем разделившееся число из делителя – это остаток.

4. Проверяем, остаток должен быть меньше делителя.


Физкультминутка (1-2 мин)

Учит беречь здоровье (осанка) и здоровье окружающих.


Регулятивные:

Уметь:

- определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

-проявлять познавательную

инициативу в учебном сотрудничестве;

-планировать своѐ действие в

соответствии с поставленной

задачей;

-вносить необходимые

коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок;

-оценивать правильность

выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;


Познавательные:

Уметь:

- отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы,

используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

-анализ, синтез, сравнение,

обобщение, аналогия;

-формировать способность

использовать знаково-

символические средства для

создания моделей.


Коммуникативные:

-формировать умение находить общее решение, умение аргументировать

своѐ предложение;

-развивать способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и

взаимопомощь по ходу выполнения задания;

- уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.







































Личностные:

- проявление любознательности к изучаемому материалу:

- установка на здоровый образ жизни.

















































мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер


















Учебник


















мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер, карточки










V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(5-7 мин)

Цель:

- организовать

усвоение

учениками нового

способа действий с

проговариванием

во внешней речи.




лайд № )ри делении? (таблицу ×))ов внутренней потребности включения в учебную деятельность.

На странице в учебнике найдите задания, соответствующие теме нашего урока. (№2)

- Кто желает объяснить решение первого примера? Кто запишет на доске?

-Кто желает решить второй пример? Третий? Четвёртый? Пятый?

А сейчас давайте проверим. Справились мы?

- Давайте сформулируем.

Правило 1.

При делении с остатком результат записывают двумя числами. Первое число называют неполным частным, второе – остатком.

Правило 2.

Остаток при делении всегда должен быть меньше делителя.


А сейчас решим задачу.

В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?

Решение: 23:4=5 (ост.3)

Ответ: 5 конфет достанется каждому внуку.

Регулятивные:

-Уметь проговаривать

последовательность

действий на уроке, сохранять заданную цель урока

.

Коммуникативные:

-Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной

форме, слушать и понимать речь других;

-Умение организовать,

контролировать и оценивать учебную деятельность;

-Формирование самооценки, анализа выполненной

работы, вычленение проблем;

-Формирование уверенности в своих силах, положительные

отношения к себе.


Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания, уметь работать по алгоритму.

Личностные УУД: способность к самооценке, умение анализировать соответствие результатов требованиям конкретной задачи.




Учебник



































Vl.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5-7 мин)

Цель: организовать

выполнение

учащимися

самостоятельной

работы на новое

знание;

проверить навык усвоения новых знаний.

  1. Я вам по новой теме приготовила задания. Сейчас вы будете работать самостоятельно.

Выбираем уровень сложности.

Карточки 1 уровень: выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.

15:6= 23:3=

12:6= 40:5=

10:3= 8:4=

2 уровень: соедините выражения с результатами действий.

8:3= 3(ост.3)

11:4= 2(ост.1)

9:4= 2(ост.2)

15:4= 2(ост.3)

3 уровень: составьте 2 выражения на деление с остатком с числами 14 и 41.

4 уровень: Моряки поймали 31 рыбу. Решили разделить на 3 корабля поровну. Сколько рыб получит каждый корабль?

31:3=9 (ост.4)

-Проверьте по эталону.

(Слайд № )

-Поднимите руки, кто справился с заданием?

- Молодцы!

Регулятивные УУД: уметь работать по выведенному алгоритму; уметь удерживать внимание на данном виде деятельности.


Коммуникативные УУД: осуществлять самоконтроль.


Познавательные УУД: развивать операции мышления.

Личностные:

-Способность к самооценке на

основе критерия успешности

учебнойдеятельности;

-Формирование

самостоятельности,

ответственности.


Карточки




























мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер,







Vll.Рефлексия учебной деятельности

Цель: оценить результаты учебной деятельности. (2-3 мин)

- Так какие же открытия, сделаны нами на уроке?

- Достигли мы поставленной цели?

- Какой приём деления освоили?

-Какое правило узнали про остаток?

Домашнее задание:

С. 26 № 3, 5

-Отметьте теперь себя на лесенке знаний? Поставьте знаки «+» - да,«-» - нет.

1. Новая тема мне понятна

2.Я хорошо понял (а) алгоритм

3.Я знаю, как пользоваться алгоритмом

4.Я сумею найти частное и остаток

5.В самостоятельной работе у меня всё получилось

6.Я понял (а) алгоритм деление с остатком, но в самостоятельной работе допустил (а) ошибки

7.Я доволен (а) своей работой на уроке

8.На уроке я учился (ась) учиться:


Всем спасибо за урок! Молодцы!


Какой был прекрасный сегодня…(урок)

И много в душе родилось у нас ….(строк)

И ум наш в порядке, и есть у нас знанья

Теперь не страшны нам любые ….(заданья)

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.

Познавательные УУД:

уметь осознано и произвольно строить устные речевые высказывания.









Личностные УУД:

способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


мультимедийная презентация, экран, проектор, компьютер, учебник







Предмет: математика, УМК «Школа России», 3 класс

Тема: Деление с остатком.

Планируемые результаты:

предметные (объём освоения и уровень владения компетенциями): уметь составлять алгоритм деления с остатком и применять его при решении с опорой на схематический чертёж; способствовать формированию умения составлять правила на деление с остатком; фиксировать результаты разными способами;
метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта/ приобретённая компетентность):

- регулятивные:
- уметь удерживать цель учебной деятельности; сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем; адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок;
- познавательные:
развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы; находить нужную информацию в учебнике; планировать свою деятельность, время;
- коммуникативные:
уметь сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в парах, группах, вести диалог, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли; устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

личностные:

- формирование положительного отношения и интерес к изучению математики через открытие новых знаний; развитие доброжелательности;
- понимания причин собственной успешности (неуспешности).

Здоровьесберегающие - учиться беречь своё здоровье (осанка, зрение) и здоровье окружающих (культура общения);

- развивать эмоционально-волевую сферу учеников;

-создавать ситуацию успеха.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, мультимедийная презентация к уроку, Моро М.И. и др. Математика. Учебник для 3, в 2-х частях.- М: Просвещение,2013, карточки (у каждого ученика).