Конспект урока русского языка в 1 классе
Тема урока: «Ударные и безударные гласные звуки. Способы проверки написания буквы, обозначающий безударный гласный звук (изменение формы слова)
Тип урока: применение знаний и умений
Форма проведения урока: урок – игра «На лесной полянке»
Цели урока: формировать умения подбирать проверочные слова, писать двусложные слова с безударными гласными, учить ставить учебную задачу, повышать уровень самоконтроля учащихся, формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать проверочные и проверяемые слова; оценивать свою работу.
Ход урока
Организационный момент
Прозвенел сейчас звонок
Он сказал, «начнем урок!»
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
- На партах у вас лежат смайлики – настроения, выберите и покажите, с каким настроением вы начинаете урок. (Дети показывают своё настроение смайликом).
Чистописание
-Как называется наш урок? (русский язык)
- Чему мы учимся на этом уроке? (красиво и грамотно писать) (СЛАЙД 2)
- Запишите дату. (13 апреля)
- Назови буквы.
- Какие это буквы? (буквы гласных звуков)
а о и е я ё п
- Какая буква «лишняя»? Почему?
(буква ё – всегда ударная п-обозначает согласный звук)
- А что скажете про остальные буквы гласных звуков, какие они могут быть? (буквы гласных звуков, требующие проверки в безударном положении)
- Запишем в следующей строчке буквы, требующие проверки в слабой позиции. (соедините их между собой, чтоб не заблудились нужным соединением.)
Самоопределение к деятельности.
- Ребята, у нас гостья. Отгадайте кто она, прочитав загадку. ( карточка)
Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.
(Сова)
- По каким признакам догадались, что это сова?
- Что мы можем узнать из загадки об этой птице? (СЛАЙД 3)
- Совы — птицы, очень умные. Совы хищные птицы, как правило, они живут по одиночки. Они охотятся на других меньших птиц, насекомых и маленьких животных. Совы — ночные охотники. - Сова в сказках – мудрая птица. Значит и мы с вами должны показать свои знания и узнать сегодня что- то новое.
- Прочитайте внимательно последнюю строчку загадки. (СЛАЙД 4)
-Обозначим опасности, которые нас подстерегают в этом предожении?
-Каких больше?
-Обозначьте в словах ударение.
- Найдите слова и подчеркните букву, обозначающую безударный гласный звук.
- Так о чём мы с вами будем говорить на уроке.
Появляется карточка: БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
- Прочитайте хором стихотворение - цель нашего урока. (СЛАЙД5)
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
- Почему причиняет много мук?
- Так чем мы сегодня будем на уроке заниматься?
- Значит цель нашего урока…
(открывается вторая половина стихотворения)
Какую гласную писать,
Будем с вами повторять!
- Для чего нам нужно это знать? (Чтобы научиться грамотно писать).
Актуализация знаний
1). Подбор проверочного слова (СЛАЙД 6)
- Давайте запишем слово сова.
-Можем ли мы сразу написать это слово?
- Почему?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать слово сова? (подобрать проверочное слово)
- Запишите проверочное слово. Поставьте ударение. Какая буква гласного звука пишется под ударением. Значит в слове с.ва какую букву гласного звука мы напишем без ударения?
- Так какой для себя сделаем вывод. (Прежде чем писать слова с буквами безударного гласного, нужно подобрать проверочное слово, так, чтобы безударный гласный стал ударным)
2) Самостоятельная работа ( СЛАЙД 7)
- Сова приглашает нас посетить лесную поляну.
На тр(о,а)ве сверкают капли р(о,а)сы.
- Выпишите слова с пропущенной буквой, подбирая проверочное слово (устно), выберите верную букву.
Проверка у компьютера- 2 человека; самооценка( если правильно, на полях поставить +, если ошиблись +,-.)
- Какие буквы выбрали? Докажите.
(открыть карточку)
-Что можно сказать о буквах, которые вставили?
-Как они называются?
Появляется карточка: ПРОВЕРЯЕМЫЕ
- Как проверить безударную гласную в корне слова?
Появляется карточка: ПРОВЕРЯЙ УДАРЕНИЕМ!
Физминутка 38 (СЛАЙД 8)
Работа по теме урока
1. Нахождение проверочного слова
- Сова приготовила нам новое задание. (СЛАЙД 9)
Работа по теме урока
1.Первоначальное закрепление
Работа в паре
-не забываем о правилах работы в группе (карточка)
-Сова хочет нам рассказать, кто и как живёт в лесу. Для этого она нам приготовила необычные предложения.
-Выберите для себя одно из предложение и поработайте с ним в паре .
зеленая полоса- облегченный вариант;
желтая полоса- средней сложности;
красная полоса- усложненный вариант)
(Проверка у доски – 3 ученика- устно(выходят по одному)
(СЛАЙД 10,11,12)
Живёт в л.су л.са.
Летит за мёдом пч.ла.
Гр.чата пищат в гн.зде.
-С каким предложением вы работали?
- Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.
- Так как проверить безударный гласный?
- Оцените работу ребят. Правильно или нет?
1. Словарная работа.
А). - А всегда ли можно проверить безударную гласную в корне?
- Как называются в этом случае безударные гласные? (Непроверяемые безударные гласные)
Появляется карточка: НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ
- Как быть в этом случае? (Запомнить, проверить себя по словарю)
Появляется карточка: ЗАПОМНИ!
Б). Отгадывание загадок
- Сова предлагает отгадать загадки и написать отгадки.
1. Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет.
Видишь кружит двадцать пар
И кричит «кар – р» (ворона) (СЛАЙД13, ЩЕЛК)
2. Маленький мальчишка,
В сером армячишке.
По дворам шныряет,
Крохи собирает.
В полях ночует,
Семечки ворует. (воробей) (СЛАЙД13,ЩЕЛК)
-Ребята, как вы думаете , сколько непроверяемых безударных гласных будет в этом слове
-Какие буквы здесь надо запомнить
- А кто не согласен? Кто по- другому думает
-Значит, у нас есть словарные слова в которых мы какую то букву можем проверить, а какую-то запоминаем.
Его включили в словарные слова, но его же можно проверить, оно словарное только для одной буквы
3. Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее ... (сорока). (СЛАЙД13, ЩЕЛК)
- Где записаны такие слова? (в словаре)
- Открой орфографический словарь в учебнике на стр.137
Проверьте себя по словарю. Кто правильно все слова написал, на полях может поставить +.
Только бег его спасает.
От врагов он убегает.
Прыгает, как мячик
Быстроногий…» (Зайчик) (СЛАЙД 14 )
- Вспомни, когда так говорят: (СЛАЙД 15 )
Убить двух зайцев. (выполнить сразу два дела)
Заячья душа. (о трусливом человеке)
- Послушайте четверостишье: (СЛАЙД 16 )
Едет зайка на трамвае,
Едет зайка, рассуждает:
Если я купил билет,
Кто я заяц или нет?
- В каком значении употребляется слово заяц? (пассажир, не имеющий билета)
Рефлексия. Оценивание
Впомните, какую цель ставили вначале урока, удалось ее достичь
-Прочитайте то, что составлено из карточек. (на доске)
- Как проверить безударный гласный звук в слове?
- Где можно найти слова с непроверяемой гласной?
- Как нужно поступить со словами, где есть непроверяемая гласная?
- Кто из вас уже хорошо научился подбирать проверочные слова.
Продолжите высказывание: (СЛАЙД 17 )
Мне запомнилось…
У меня получилось …
Мне было трудно ….
Я постараюсь лучше…
Молодцы ребята! Сова рада, что вы справились со всеми заданиями. И думает, что урок пойдёт вам на пользу, не только при написании слов с безударной гласной, но и при посещении леса.
– Покажите своё настроение смайликом
Спасибо за урок .