Открытый урок для родителей
Из опыта работы учителя физкультуры МБОУ СОШ№10 п.Степной В.И.Дудка
Развитие массовости физической культуры и спорта среди школьников реально только при условии, что родители учащихся станут активными участниками этого процесса. К сожалению, еще далеко не в каждой семье знают, как связать домашнее воспитание с требованиями физического воспитания в школе.
В своей практической работе с родителями широко используются такие хорошо зарекомендовавшие себя формы педагогического просвещения, как беседы, консультации, лекции и даже конференции по вопросам физического воспитания детей. Однако, родителям необходима еще и практическая помощь.
Для достижения единства педагогического и родительского влияния на детей, а также оказания родителям практической помощи, стали проводиться открытые уроки физической культуры с последующим их совместным обсуждением.
Наиболее эффективна эта форма работы с родителями учащихся младших классов. Поэтому, мы ежегодно проводим такие уроки в конце II учебной четверти во всех 1 и 2 классах (они организуются в субботние дни, чтобы родители могли присутствовать на занятиях).
Основная задача открытого урока для родителей первоклассников – показать, чему научились их дети за I полугодие, познакомить их с показателями физического развития учащихся, рассказать о том, как связать домашнее воспитание с требованиями школьного физического воспитания.
Открытый урок для родителей учащихся 2 классов должен продемонстрировать, какие сдвиги в показателях физического развития, умениях и навыках произошли у детей со времени проведения открытого урока в 1 классе, на что следует обратить внимание, чтобы к окончанию 2 класса все дети смогли выполнить нормативные требования программы. Организуется и проводится открытый урок по общепринятой структуре. Вводная часть включает построение, повороты на месте, ходьбу и ее разновидности, бег в чередовании с ходьбой. В основной части урока учащиеся делятся на 2 отделения (мальчики и девочки). Поэтому еще до начала урока родителей располагаем так, чтобы они могли наблюдать за своими детьми. Все планируемые для показа упражнения учащиеся выполняют точно одно за одним.
Сначала оба отделения демонстрируют упражнение из домашнего задания: сгибание рук в упоре лежа на полу (мальчики) сгибание рук в упоре на гимнастической скамейке (девочки).
Упражнение повторяется 2 – 3 раза. По ходу выполнения упражнения учитель обращает внимание родителей на положение туловища, указывает на недостатки или ошибки, допущенные отдельными учениками.
Далее учащиеся выполняют акробатические операции. 1 класс: кувырок вперед в сид с прямыми ногами, стойка на лопатках (можно согнув ноги), перекатом вперед встать. 2 класс: 2 кувырка вперед, перекатом назад стойка на лопатках, из положения лежа на спине «мост».
Родителям следует объяснить такие положения, как группировка при выполнении кувырков и перекатов, указать на ошибки при выполнении стойки на лопатках и «моста».
Следующее упражнение – лазанье. 1 класс: подтягивание на животе по горизонтальной гимнастической скамейке. 2 класс: лазанье по канату: мальчики – 3 м, девочки – 2м.
Особенно большое впечатление на родителей производит то, что отдельные учащиеся по заданию учителя легко поднимаются по канату до 5-метровой отметки, демонстрируя физические возможности данного возраста.
После упражнений в лазанье дети выполняют упражнение из домашнего задания: прыжки на месте со скакалкой. Учитель отмечает легкость, хорошую координацию движений отдельных учеников.
Затем дети показывают свои умения в метании малых мячей в цель с расстояния 5 – 6 м (3-5 попыток). (Если круг диаметром 1м начертить мелом на гимнастическом мате, подвешенном на гимнастической стенке, а под ним уложить еще один мат, то при метании в цель мяч, попадая в мат, не отскакивает).
Последнее упражнение – подтягивание: девочки на низкой перекладине (высота до 110 см) мальчики – на высокой. Каждому ученику предоставляется возможность подтянуться максимальное количество раз. При этом учитель рассказывает о программных требованиях к нормативу по подтягиванию, отмечает ребят, подтянувшихся большее по сравнению с другими количество раз (это убедит родителей в том, что и такое сложное силовое упражнение, как подтягивание, вполне по силам детям данного возраста).
После окончания урока учащиеся выходят из спортивного зала, учитель и родители приступают к обсуждению занятия, а затем и других вопросов физического воспитания. Учитель анализирует физическую подготовленность учеников, знакомит с нормативными требованиями программы, рассказывает о том, как контролировать домашние задания, формированию осанки, развитию двигательных возможностей детей. Преимущество такой формы работы с родителями очевидно. Одни получают хорошую возможность сравнить и оценить развитие и двигательные возможности своих детей, увидеть недостатки в их физической подготовленности.
В большинстве случаев родители стараются выполнить все указания учителя, в том числе и по контролю за домашними заданиями.
Результаты в физическом развитии учащихся, достигнутые благодаря единству педагогического и родительского влияния на детей младшего и школьного возраста, говорят сами за себя. К окончанию 2 класса почти все ребята полностью справляются с нормативными требованиями, большинство из них выполняют эти требования на отлично.
Кроме того у детей, и у их родителей формируется правильное отношение к физическому воспитанию. Многие родители оборудуют для своих детей домашние спортивные уголки и дворовые площадки, приобретают спортивный инвентарь.