СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Дубровский"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект открытого урока на тему "Дубровский" и технологическая карта. Тип урока: урок-путешествие.  Урок был проведен в 6 классе после изучения романа без предварительной подготовки. Имеется видеоурок.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Дубровский"»

Урок-путешествие « По страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский»


Подготовила Мусаева Раисат Багомедовна,

учитель русского языка и литературы



























Кища-2017



Класс: 6 (общеобразовательный).

Тип урока: нестандартный.

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная.

Учебник: Литература. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2-х частях под ред. В. Я. Коровиной. — 2-е изд. – М.: Просве­щение, 2015. — 303 с.:



Цели урока:

  • Познавательные: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;

  • Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  • Воспитательные: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств; совершенствование навыков этичного межличностного общения

Методы и приемы:

Репродуктивный, эвристический, исследовательский.

  • слово учителя;

  • пересказ;

  • беседа;

  • доклады учащихся;

  • задания исследовательского характера.

Оборудование:

  • проектор, экран, ноутбук, презентация;

  • иллюстрации к роману (авторы: Б.М. Кустодиев, Д.А. Шмаринов).

  • отрывок из к/ф «Дубровский», 1988 год (режиссер – В.Никифоров).

  • картина «Неравный брак» В.В. Пукирева









 Ход урока

Этапы урока

слайда

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Оргмомент

1

Знакомство учащихся с целями урока

Слушают учителя, записывают в тетрадь тему урока

2

2

1 станция «Пушкинская»

3-4

Слушает сообщение учащегося

Слушают сообщения учащихся, отвечают на вопрос

5

3

2 станция «Теоретическая»
– Работа с терминами

6-7

Проговаривает определения терминов

Записывают в тетради

5

 

Композиция романа

8-9

Дает задание:
Расставить эпизоды по порядку
1. Обед у Троекурова.
2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку.
3. Письмо Маши князю Верейскому.
4. Саша прячет кольцо в дупле.
5. Суд
6. Ссора Дубровского и Троекурова.
7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
8. Дубровский останавливает карету князя Верейского.
9. Первое свидание Маши и Дубровского.
10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
11. Пожар.

Пишут в тетрадях:
Композиция романа:
– только цифры эпизодов
6. Ссора Дубровского и Троекурова.
7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
5. Суд
2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку
10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
11. Пожар.
1. Обед у Троекурова.
9. Первое свидание Маши и Дубровского.
3. Письмо Маши князю Верейскому.
4. Саша прячет кольцо в дупле.
8. Дубровский останавливает карету князя Верейского.

5

 

-П роверка задания

 

Говорит правильный ответ и критерии оценок

Проверяют в тетрадях, оценивают себя

 

4

3 станция «Историческая»
– Работа с устаревшими словами

11-12

Называет устаревшие слова из романа

Говорят значения этих слов
Слушают сообщение ученика

3

 

- Просмотр иллюстраций

13

Задает вопросы

Отвечают на вопросы

2

5

4 станция «Литературная»
– Пересказ эпизодов

15-19

Задает вопросы

Рассказывают эпизоды романа

5

 

- Портрет героя

20-23

Читает отрывки из романа с описанием героев

Отгадывают героев романа

5

6

5 станция «Театральная»
Просмотр отрывка из к/ф

25

Задает вопрос

Смотрят отрывок к/ф, отвечают на вопрос

5

7

6 станция «В гостях у художника»
Работа по картине Пукирева

27

Задает вопрос

Отвечают на вопрос

2

8

7 станция «Творческая»
Сочинения (индивидуальные задания)

29

Задает вопрос

Слушают сочинения учащихся

5

9

Итоги урока

 

Благодарит учащихся за активную работу, ставит отметки

Высказывают личное мнение об уроке, о прочитанном романе.

1







1. Организационный момент.

  • Ребята, сегодня вас ожидает не совсем обычный урок. Это урок-игра, путешествие по страницам романа А.С.Пушкина «Дубровский». Мы с вами прочитали это замечательное произведение, познакомились с его героями. А теперь представьте, что мы отправились в путешествие с писателем, который будет сопровождать нас от станции к станции и беседовать с нами о своем романе.

  • Цель нашего путешествия – успешно осваивать намеченный маршрут; показать не только свои знания, но и любовь к русскому слову.

2. Игра (станции).

1) 1 станция – «Пушкинская».

  • Итак, наше путешествие началось! И на 1 станции нас встречают знатоки романа «Дубровский». Послушаем их доклады.

Расскажите о Пушкине и времени создания романа

  • - Письмо П.В. Нащокина А.С. Пушкину «об одном небогатом дворянине по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить сперва подьячих, а затем и других». (Слайд 4)

  • Вопрос учителя: В чем вы видите причины написания романа «Дубровский»?

  • Ответы учащихся:
    – Пушкина интересовала историческая тема;
    не переставала волновать антикрепостническая тема, судьба русского крестьянина;
    - автор романа тревожился за будущее своей Родины.

2) 2 станция – «Теоретическая».

  • На этом этапе урока учащимся предлагается два задания:

1) Вспомнить литературоведческие понятия и записать в тетрадь : роман, композиция, сюжет, эпизод. (Слайды 6-7)

Роман – крупное эпическое произведение с развернутым сюжетом, в котором события происходят на протяжении значительного времени и в широком художественном пространстве.

Композиция – построение художественного произведения, расположение и взаимосвязь всех его частей, образов, эпизодов.

Сюжет– последовательность и связь событий в художественном произведении.

Эпизод – отрывок, фрагмент художественного произведения. 

2) Задание на знание сюжета романа – расставить эпизоды в нужной последовательности: (Слайды 8-9)

1. Обед у Троекурова.
2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку.
3. Письмо Маши князю Верейскому.
4. Саша прячет кольцо в дупле.
5. Суд
6. Ссора Дубровского и Троекурова.
7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
8. Дубровский останавливает карету князя Верейского
(после венчания).
9. Первое свидание Маши и Дубровского.
10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
11. Пожар.

6. Ссора Дубровского и Троекурова.
7. Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.
5. Суд
2. Возвращение Владимира Дубровского в родную Кистеневку
10. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского.
11. Пожар.
1. Обед у Троекурова.
9. Первое свидание Маши и Дубровского.
3. Письмо Маши князю Верейскому.
4. Саша прячет кольцо в дупле.
8. Дубровский останавливает карету князя Верейского.



3) 3 станция – «Историческая».

  • Название станции говорит само за себя. Первое задание исторического характера и связано с историей слова. (Слайд 11-12)

Учащиеся должны назвать значения устаревших слов и выражений, которые есть в тексте произведения: холоп, стремянный, гувернер, стряпчий, купчая, исправник, плетью обуха не перешибешь, гол как сокол.

- у учителя есть помощник-ученик, который работал со словарями русского языка (словарь В.Даля, фразеологический словарь, словарь пословиц и поговорок) и самостоятельно выписал все значения слов:

Холоп – крепостной человек, раб, слуга.

Стремянный – конюх

Гувернёр – воспитатель, надзиратель за детьми

Стряпчий – чиновник, правовед, наблюдающий за правильным ходом дела

Купчая – законное свидетельство на купленное именье, утвержденное в суде

Исправник – начальник уездной полиции

Плетью обуха не перешибёшь (пословица) – невозможно, бесполезно противостоять силе, власти.

Гол как сокол – страшно беден, ничего не имеет

  • Второе задание – на знание текста. (Слайд 13)

Учащиеся должны представить дома двух помещиков, сравнить их и выбрать нужный вариант.

4) 4 станция – «Литературная».

  • На этом этапе урока учитель обращает внимание учащихся к тексту романа Пушкина и предлагает поработать с эпизодами произведения:
    Угадайте эпизод романа и кратко перескажите, обязательно подтвердите свой ответ цитатами из текста (Слайды 15-19).
    - Угадайте по цитате героя произведения, докажите свое мнение. Объясните, почему так решили (Слайды 20-23).

5) 5 станция – «Театральная».

Учащиеся знакомы с фильмом «Дубровский» (1988 г.) режиссера В.Никифорова. Некоторые эпизоды были просмотрены на уроках литературы во время изучения романа А.Пушкина. На открытом уроке используется отрывок из 4 серии кинофильма о последней встрече Владимира и Маши. Ученики искренне сочувствуют несчастной Маше, которую насильно выдали замуж за старого, но состоятельного князя Верейского. Автор дает возможность влюбленным стать счастливыми. Победно и решительно звучит фраза Дубровского: «Маша, вы свободны!» Но оказалось, что он говорит ее уже не любимой Марии, а княгине Верейской.

Учитель задает вопрос классу: «Почему Маша не захотела стать свободной и убежать с Владимиром?» (Слайд 25)

Ученики отвечают по-разному:

  • Маша боялась отца, не могла его ослушаться;

  • была напуганной и слабовольной девушкой;

  • новый статус не позволял ей поступить по-своему;

  • она не видела будущего с Дубровским.

6) 6 станция – «В гостях у художника»

По окончании интересной дискуссии учащиеся видят на слайде репродукцию с картины В.В.Пукирева «Неравный брак» (Слайд 27).

Учитель: Сравните картину Пукирева и кадр из фильма «Дубровский».

Учащиеся сравнивают, рассуждают и приходят к выводу, что поступок Кирилла Петровича не какое-то варварство по отношению к дочери, а лишь родительское беспокойство о будущем своего ребенка, желание сделать лучше. Ведь неравный брак – это типичная ситуация для того времени, когда пожилой и знатный мужчина брал себе в жены молодую бесприданницу. Маша имела хорошее приданое, но бедный Дубровский не рассматривался в качестве жениха.



7) 7 станция – «Творческая» (Слайд 29).

В заключение урока ученики слушают небольшие творческие работы нескольких одноклассников, которые попробовали дописать историю Маши и Дубровского. Ведь сам автор тоже мечтал это сделать. В детских работах видна надежда на счастливое завершение романтической истории.

III. Итоги урока.

В конце урока-путешествия учитель благодарит учащихся за активную работу, ставит отметки ученикам, которые работали в течение урока, а также высокий балл получают ребята, выполнявшие задания самостоятельно.





Литература:

  • А.С. Пушкин. Дубровский – М: «Художественная литература», 1985.

  • Толковый словарь живого великорусского языка. Под ред. проф. И.А. Бодуэна де Куртенэ – М.:ТЕРРА -Книжный клуб, 1998.

  • Фразеологический словарь русского языка. Под ред. А.И. Молоткова – М: «Советская энциклопедия» – 1967.

  • Словарь русских пословиц и поговорок. Сост. В.П. Жуков – М: «Советская энциклопедия» – 1966.

  • Literatura 5.narod.ru

  • www.a4format.ru

  • ru.wikipedia.org

  • www.literature – XIX.ru

7