СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Экопортрет города Махачкалы" .

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Экопортрет города Махачкалы" .»





"Экопортрет



г.Махачкалы"











составил: учитель биологии

МБОУ СОШ №27

Абдуллабекова Рукият Галимовна















г.Махачкала 2023г



Разработка урока
по теме:

"Экопортрет города Махачкалы" в 10 а классе

Цель урока: углубить и расширить знания по состоянию окружающей среды и экологическим проблемам города.

Тип урока: Урок-обсуждение.

Задачи урока:

  • дидактическая – закрепить, обобщить, углубить знания по загрязнению окружающей среды и экологическим проблемам города.;

  • воспитательная – продолжить формирование нравственной и гражданской позиции учащихся по вопросам решения экологических проблем и загрязнения окружающей среды, также формировать навыки бережного отношения к объектам природы, совершенствовать информационно-коммуникативные способности;

  • развивающая – продолжить развитие способностей аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, поддерживать интерес к изучению объектов и явлений природы, развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности, экологической культуры учащихся, умение применять полученные знания в конкретных жизненных ситуациях.

Оборудование: компьютер, экран, фотки с изображением экологических картин города , Интернет-ресурсы: видеоролики с www.youtube.ru 



Ход урока

Организационный момент:

Внешняя готовность учащихся к уроку, мотивация учащихся для восприятия нового материала (1 минута).

Учитель: Предлагаю вашему вниманию просмотр видеоролика, сюжет которого и определит тему нашего урока.

Просмотр видеоролика “Махачкала” (2 минуты)

Учитель: Как вы считаете, о чем будет наш с вами сегодняшний разговор?

Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всех нас, живущих в городе. Я надеюсь, что после этого урока многие из вас по – иному посмотрят на окружающий нас мир, на наш город.

Во время осенних каникул вы изучали экопротрет нашего города.

Сегодня наша цель : сбор, анализ и обобщение информации об экологическом состоянии нашего родного города.



Есть просто храм, есть храм науки,

А есть еще природы храм, 
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь

Сергей Смирнов



Мозговой штурм

Учитель: Ребята, передавая глобус, продолжите фразу: “Для меня Земля – это…”

Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой есть жизнь.

Глобус передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.

Учитель: Найдите на глобусе наш город. Сегодня мы путешествуем по нашему городу.

1. Первая остановка : Каспийское море.

( Слайды) Выступления учеников о состоянии Каспийского моря.

2. Вторая остановка: КОР (канал Октябрьской революции)

Просмотр видеоролика (соцопрос) в парке Ленинского комсомола.

(Слайды) Выступления учеников о канале, который снабжает наш город водой.

3. Парки и улицы города. Зеленые насаждения.

(Слайды) Выступление ученика.

4.Транспорт города, который определяет состояние воздуха. (Слайды ) Выступления учеников.

5. Перенаселенность города. Выступление ученика.

6.Город будущего (Слайды), видеоролик. Обсуждение будущего города

7.Беседа о воде

Учитель: ребята, мы сейчас решим экологическую задачу. У вас на партах лежат листики с задачей. (Дети читают условие задачи и решают) .Сколько воды нужно для нашего города на сутки, на год?

В результате расчетов выясняем, что за год наш город тратит 2555млн.м3

воды.

Учитель: Мы сегодня вместе просмотрели, какие экологические проблемы есть у нас в городе и как их надо решать. Их много! Наша задача помочь городу , себе, чтоб жилось комфортно и удобно. Наше здоровье в наших руках.

Выполнение теста " Окружающая среда и здоровье человека"

( Приложение)

Проверка ответов теста на проектной доске.(Приложение)

Учитель: и так мы выяснили, что очагами загрязнения нашего города являются: (дети читают)

1.Выбросы в атмосферу промышленных отходов.

2.Выхлопные газы машин.

3.Источником загрязнения является само население.

4.Загрязение воды канала (КОР) сточными водами и разными отходами.

5.Мусорные свалки в городе и полигоны за городом .

6.Загрязнение Каспийского моря канализационными стоками.

7.Перенаселенность города.

Ученики предлагают меры борьбы с загрязнением города ( запись на доске после обсуждения)

1.Вывоз мусора за пределы города в специальные места -полигоны или мусоросортировочные заводы.

2.Сортировка мусора по группам: стекло, бумага, пластмасс, металл и опасные отходы( батарейки, лампочки, термометры ртутные и др.)

3.Очистительные фильтры.

4.Насаждение деревьев.

5.Профилактическая работа среди населения.

6.Строительство мусороперерабатывающих заводов.

7.Альтернативные источники энергии.

8.Безотходное производство.

9.Экологические штрафы.

10.Соблюдение экологических норм при строительстве домов и сооружений.

11.Работа администрации города, специальных экологических служб, ветеринарных станций.

Вывод урока( выясняется вместе с детьми ):

Чтоб наш город был чистым , нужно вести борьбу с недостатками

слаженно, совместно с администрацией и людьми.

Любить и беречь свой город. Тогда мы будем жить достойно.

(ученик читает стихотворение)

Давайте будем дружить друг с другом!

Как птицы с небом , как цветы с лугом!

Как ветер с морем , поля с дождями!

Как дружит солнце со всеми нами!

( Игорь Мазнин)

Рефлексия:

1.Как вам удалось выполнить свое задание, работая группами в городе? Что было трудно сделать?

2.Чтобы вы хотели теперь сделать по другому? Или предложить какую -то помощь городу или школе?

Учитель: Уважаемые ребята! Спасибо вам за ваш труд и старание в решении экологических проблем города. И как говорит известный телеведущий А. Малахов "Берегите себя и своих близких"







Приложение 1

Тест "Окружающая среда и здоровье человека"

1.Загрязнение природной среды живыми организмами

а)радиоактивными

б)биологическими

в)химическими

2.Некачественная питьевая вода может стать причиной заражения

а)туберкулезом

б)холерой

в)корью

3.Возбудители столбняка и ботулизма обитают в

а)воде

б)воздухе

в)почве

4.Основные загрязнители Биосферы

а)промышленные и энергетические

б)транспортные, сельскохозяйственные

в)оба ответа верны

5.Большое зло цивилизации

а)наркомания

б)курение , алкоголь

в)оба ответа верны

6.Нормы поведения человека

а)духовные

б)взаимозависимые

в)нравственные

7.Бактерицитными свойствами обладают

а)лук, чеснок

б)гранаты, мясо

в)рыба, яблоки

8.причиной раковых заболеваний могут быть

а)канцерогены

б)курение

в)стрессы

9.СПИД передается

а)воздушно-капельным путем

б)половым путем

в)при использовании посудой больного

10)Важнейшей составной частью экосистемы современного города является:

а)благоустроенные жилища

б)автодороги и транспорт

в)зеленые насаждения

ответы к тесту

1 - б 6 - в

2 - б 7 - а

3 - в 8 - а

4 - в 9 - б

5 - в 10 - в









































Приложение 2

Задача по экологии

В нашем городе живет около 600 тыс человек. В сутки

требуется для города приблизительно 0,35 млн м3 воды.

Посчитайте сколько требуется воды городу за год, если

перед сбросом стоки разбавляют в 20 кратном объеме

чистой водой?







































Приложение 3