СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок формирования УУД на уроке ОБЖ, 7 класс «Наводнения. Виды наводнений и причины их возникновения»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для формирования общего представления о природном явлении "наводнение", его видах и причинах возникновения.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок формирования УУД на уроке ОБЖ, 7 класс «Наводнения. Виды наводнений и причины их возникновения»»

Открытый урок формирования УУД на уроке ОБЖ, 7 класс

«Наводнения. Виды наводнений и причины их возникновения»


Технологическая карта урока

Класс:  7

Автор: УМК С.Н. Вангородский, В.Н. Латчук, В.В.Марков

Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки с заданиями
Тип урока: ОНЗ

Тема: Наводнения. Виды наводнений и причины их возникновения

Цели урока:

Содержательная цель: создание условий для формирования общего представления о природном явлении «наводнение», его видах и причинах возникновения

Деятелъностная цель: формирование УУД (самостоятельной работы с учебником, наглядным материалом выявлять главное – существенное, классифицировать, систематизировать, анализировать

УУД:

Познавательные УУД: уметь работать с дидактическим материалом, устанавливать причинно-следственные связи; называть причины возникновения и виды наводнений, делать выводы

Личностные УУД: уметь соблюдать дисциплину на уроке; анализировать, обсуждать и отстаивать свое мнение при разборе ситуационных задач

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи; организовывать и осуществлять действия по заданию учителя

Коммуникативные УУД: сохранять доброжелательные отношения друг к другу; слушать и принимать окружающих

Планируемые результаты

Предметные: анализировать и характеризовать причины возникновения и виды наводнений, а так же последствия наводнений уметь применять полученные знания на практике (в случае возникновения пожара)

Личностные: формировать модель личного безопасного поведения в случае возникновения ч.с. природного характера

Метапредметные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; формирование культуры безопасности;

Основные понятия: наводнение, виды наводнений

1. Этап мотивации к учебной деятельности (1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Добрый день, друзья! Я рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами. А у вас есть друзья, вы внимательны друг к другу? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! А может так случиться, что друга не окажется рядом? Свяжите свой ответ с темой последнего урока. Как уберечь друзей?

Учащиеся настраиваются на учебную деятельность

− смыслообразование

-учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Этап актуализации знаний (10 мин)

Напоминание: перед вами лист самооценки урока, помните, что за каждое задание вы получаете очки. Если вы ответили все правильно ставите -5 б, если допустили ошибку -4 б, 2 ошибки-3 балла.

Учитель предлагает вспомнить, что было на прошлом уроке?

Хорошо ли вы усвоили материал прошлого урока, давайте проверим:

На рабочем листе выполните задания и проверьте друг у друга.

Задание №1

Соотнесите понятия и названия стихийных бедствий

Название стихийного бедствия

Понятия

1. смерч

А)Сильный атмосферный вихрь, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/сек

2. буря

Б) Смещение масс горных пород по склону под действием собственного веса

3.ураган

В) Подземные толчки и колебания земной поверхности.

4.землетрясение

Г) ветер разрушительной силы, скорость которого превышает, 32 м/сек.

5.оползни

Д) Очень сильный (со скоростью 20 м/сек.) и продолжительный ветер.

Ответы:

1-а

2-д

3-г

4-в

5-б

Учитель просит ответить на вопросы:

2) задание -Какие виды ч.с природного характера вы уже изучили?

3)задание –решите задачу № 9

3. Основная часть. 25 мин.

Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации

Давайте определим, какую сегодня нам предстоит изучить тему урока:

«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрывались горы».

-Откуда эти строки?

-О чем описывается в Библии?

-Так какая у нас сегодня тема урока?

Правильно «Наводнения.»

Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь.

Наводнения. Виды наводнений и причины их возникновения

Вопрос: для эффективного изучения темы урока определите, что вы будите делать на уроке? Какова будет цель вашей деятельности?

Не забывайте за правильные ответы ставить себе баллы в лист самооценки.

Прочитайте в рабочем листе статистику наводнений

Статистика наводнений. Ныне около 1 млрд. человек живут в районах, которым постоянно угрожают наводнения. К 2050 году их число вырастет до 2 млрд. От наводнений погибло за последние 20 лет 318 тыс. человек, около 80 млн. потеряли свои дома и имущество. Иркутская область(наводнениям и паводкам подвержены 34% территории, Тулунский район (река Ия и ее притоки:Барбитай, Икей, Илир, Кирей, Зима, Карай, Курзанка и др.) В России наводнения угрожают более 40 городам и тысячам населенных пунктов, повторяемость в них от одного раза в 5-10 лет, но есть города, где наводнения происходят раз в 2-3 года (Уфа, Орск, Курск и др.) (работа с атласом)?

Поработайте с атласом. Раздаточный материал у вас на столе. Где больше всего происходит наводнений, ущерб от них, больше всего жертв? Оцените себя.

Задание 2.: (работа с текстом) за 5 минут самостоятельно изучить текст в учебнике на стр. 99), составить кластер –схему

Учащиеся читают текст в учебнике, составляют кластер

"Классификация наводнений" (ключевое слово - наводнение)

Наводнение





различия по масштабу по причинам возникновения





Проверьте правильность выполнения вашей работы (сверка с моим кластером)

Оцените свою работу. Поставьте очки.

Задание 3. Работа с рабочей тетрадью.

Выполните в рабочей тетради задание 2, 3

Физминутка (1 мин Учащиеся выполняют упражнения:, если нет – топают ногами, затем хлопают в ладоши и говорят «А может ДА»

-Каждый с детства твёрдо знает: 
Ангара в Байкал впадает. 

- Со времён далёких и поныне, 
Льют дожди, как из ведра, в пустыне.


- На пруду есть развлечение: 
На спине плыть по течению.



- Край снегов, морозов, вьюг
Называют словом юг

- Взял с собою зонтик Рома

Чтобы спрятаться от грома.

- Солнце и небо багряного цвета. 
Ночь начинается после рассвета.

- Солнце за день устаёт
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок
Ровно-ровно на восток.
- Знать, ребята, вам пора,
Что Байкал у нас – гора.

- Роща в золото одета,

Так бывает только летом.
4.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 6 мин.

Соотнести данные.


Название

Причины возникновения

Время года

1.ПОЛОВОДЬЕ

А)обильные дожди, зимние оттепели

1)любое время года

2.ПАВОДОК

Б)нагромождение льдин во время ледохода

2)весна

3.ЗАТОР

В)воздействие ветра на водную поверхность

2)весна

4.ЗАЖОР

Г)весеннее снеготаяние, обильные дожди, таяние ледников

1)любое время года

5.ВЕТРОВОЙ НАГОН

Д)скопление рыхлого льда во время ледохода

3) в начале зимы



Проверка выполнения работы:


Название

Причины возникновения

Время года

1.ПОЛОВОДЬЕ

Г) весеннее снеготаяние, обильные дожди, таяние ледников

2)весна

2.ПАВОДОК

А) обильные дожди, зимние оттепели

1)любое время года

3.ЗАТОР

Б) нагромождение льдин во время ледохода

2)весна

4.ЗАЖОР

Д) Скопление рыхлого льда во время ледохода

3)в начале зимы

5.ВЕТРОВОЙ НАГОН

В) воздействие ветра на водную поверхность

1) любое время года


5.Этап рефлексии учебной деятельности (3 мин)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания

Какую цель ставили в начале урока?

Достигли ли поставленной цели?

Что нового для себя узнали?

Полезная была наша встреча или нет? Полученные знания пригодятся вам в жизни?

Давайте попробуем составить синквейн

Вспомним правила написания синквейна.

  1. строка –существительное

  2. строка- 2 прилагательных

  3. строка -3 глагола

  4. 4 строка-существительное, сочетающееся с первым

  5. 5 строка –краткий вывод

Итог урока. Отметки (самооценка) Учитель предлагает оценить свою деятельность по предложенным критериям

Результат: подсчитать полученные результаты

У кого от 20 до 35 бонусов - отметка «3»

От 35 до 45 бонусов – отметка «4»

От 45 до 50 бонусов – отметка «5»

У кого какая получилась отметка? Комментарий

Учащиеся подводят итог урока и записывают домашнее задание

Домашнее задание: глава 6, 6.1,6.2, сделать подборку материалов о сегодняшних событиях в мире по данной теме. Работа будет оцениваться.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!