Открытый урок формирования УУД на уроке ОБЖ, 7 класс
«Наводнения. Виды наводнений и причины их возникновения»
Технологическая карта урока
Класс: 7
Автор: УМК С.Н. Вангородский, В.Н. Латчук, В.В.Марков
Оборудование: компьютер, проектор, учебник, карточки с заданиями
Тип урока: ОНЗ
Тема: Наводнения. Виды наводнений и причины их возникновения
Цели урока:
Содержательная цель: создание условий для формирования общего представления о природном явлении «наводнение», его видах и причинах возникновения
Деятелъностная цель: формирование УУД (самостоятельной работы с учебником, наглядным материалом выявлять главное – существенное, классифицировать, систематизировать, анализировать
УУД:
Познавательные УУД: уметь работать с дидактическим материалом, устанавливать причинно-следственные связи; называть причины возникновения и виды наводнений, делать выводы
Личностные УУД: уметь соблюдать дисциплину на уроке; анализировать, обсуждать и отстаивать свое мнение при разборе ситуационных задач
Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи; организовывать и осуществлять действия по заданию учителя
Коммуникативные УУД: сохранять доброжелательные отношения друг к другу; слушать и принимать окружающих
Планируемые результаты
Предметные: анализировать и характеризовать причины возникновения и виды наводнений, а так же последствия наводнений уметь применять полученные знания на практике (в случае возникновения пожара)
Личностные: формировать модель личного безопасного поведения в случае возникновения ч.с. природного характера
Метапредметные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу; формирование культуры безопасности;
Основные понятия: наводнение, виды наводнений
1. Этап мотивации к учебной деятельности (1 мин)
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне
Добрый день, друзья! Я рад вас видеть и очень хочу начать работу с вами. А у вас есть друзья, вы внимательны друг к другу? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! А может так случиться, что друга не окажется рядом? Свяжите свой ответ с темой последнего урока. Как уберечь друзей?
Учащиеся настраиваются на учебную деятельность
− смыслообразование
-учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
2. Этап актуализации знаний (10 мин)
Напоминание: перед вами лист самооценки урока, помните, что за каждое задание вы получаете очки. Если вы ответили все правильно ставите -5 б, если допустили ошибку -4 б, 2 ошибки-3 балла.
Учитель предлагает вспомнить, что было на прошлом уроке?
Хорошо ли вы усвоили материал прошлого урока, давайте проверим:
На рабочем листе выполните задания и проверьте друг у друга.
Задание №1
Соотнесите понятия и названия стихийных бедствий
Название стихийного бедствия | Понятия |
1. смерч | А)Сильный атмосферный вихрь, в котором воздух вращается со скоростью до 100 м/сек |
2. буря | Б) Смещение масс горных пород по склону под действием собственного веса |
3.ураган | В) Подземные толчки и колебания земной поверхности. |
4.землетрясение | Г) ветер разрушительной силы, скорость которого превышает, 32 м/сек. |
5.оползни | Д) Очень сильный (со скоростью 20 м/сек.) и продолжительный ветер. |
Ответы:
Учитель просит ответить на вопросы:
2) задание -Какие виды ч.с природного характера вы уже изучили?
3)задание –решите задачу № 9
3. Основная часть. 25 мин.
Постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации
Давайте определим, какую сегодня нам предстоит изучить тему урока:
«В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей… И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под небом. На пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрывались горы».
-Откуда эти строки?
-О чем описывается в Библии?
-Так какая у нас сегодня тема урока?
Правильно «Наводнения.»
Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь.
Наводнения. Виды наводнений и причины их возникновения
Вопрос: для эффективного изучения темы урока определите, что вы будите делать на уроке? Какова будет цель вашей деятельности?
Не забывайте за правильные ответы ставить себе баллы в лист самооценки.
Прочитайте в рабочем листе статистику наводнений
Статистика наводнений. Ныне около 1 млрд. человек живут в районах, которым постоянно угрожают наводнения. К 2050 году их число вырастет до 2 млрд. От наводнений погибло за последние 20 лет 318 тыс. человек, около 80 млн. потеряли свои дома и имущество. Иркутская область(наводнениям и паводкам подвержены 34% территории, Тулунский район (река Ия и ее притоки:Барбитай, Икей, Илир, Кирей, Зима, Карай, Курзанка и др.) В России наводнения угрожают более 40 городам и тысячам населенных пунктов, повторяемость в них от одного раза в 5-10 лет, но есть города, где наводнения происходят раз в 2-3 года (Уфа, Орск, Курск и др.) (работа с атласом)?
Поработайте с атласом. Раздаточный материал у вас на столе. Где больше всего происходит наводнений, ущерб от них, больше всего жертв? Оцените себя.
Задание 2.: (работа с текстом) за 5 минут самостоятельно изучить текст в учебнике на стр. 99), составить кластер –схему
Учащиеся читают текст в учебнике, составляют кластер
"Классификация наводнений" (ключевое слово - наводнение)

Наводнение








различия по масштабу по причинам возникновения
Проверьте правильность выполнения вашей работы (сверка с моим кластером)
Оцените свою работу. Поставьте очки.
Задание 3. Работа с рабочей тетрадью.
Выполните в рабочей тетради задание 2, 3
Физминутка (1 мин Учащиеся выполняют упражнения:, если нет – топают ногами, затем хлопают в ладоши и говорят «А может ДА»
-Каждый с детства твёрдо знает:
Ангара в Байкал впадает.
- Со времён далёких и поныне,
Льют дожди, как из ведра, в пустыне.
- На пруду есть развлечение:
На спине плыть по течению.
- Край снегов, морозов, вьюг
Называют словом юг
- Взял с собою зонтик Рома
Чтобы спрятаться от грома.
- Солнце и небо багряного цвета.
Ночь начинается после рассвета.
- Солнце за день устаёт
На ночь спать оно идёт
На полянку, за лесок
Ровно-ровно на восток.
- Знать, ребята, вам пора,
Что Байкал у нас – гора.
- Роща в золото одета,
Так бывает только летом.
4.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 6 мин.
Соотнести данные.
Название | Причины возникновения | Время года |
1.ПОЛОВОДЬЕ | А)обильные дожди, зимние оттепели | 1)любое время года |
2.ПАВОДОК | Б)нагромождение льдин во время ледохода | 2)весна |
3.ЗАТОР | В)воздействие ветра на водную поверхность | 2)весна |
4.ЗАЖОР | Г)весеннее снеготаяние, обильные дожди, таяние ледников | 1)любое время года |
5.ВЕТРОВОЙ НАГОН | Д)скопление рыхлого льда во время ледохода | 3) в начале зимы |
Проверка выполнения работы:
Название | Причины возникновения | Время года |
1.ПОЛОВОДЬЕ | Г) весеннее снеготаяние, обильные дожди, таяние ледников | 2)весна |
2.ПАВОДОК | А) обильные дожди, зимние оттепели | 1)любое время года |
3.ЗАТОР | Б) нагромождение льдин во время ледохода | 2)весна |
4.ЗАЖОР | Д) Скопление рыхлого льда во время ледохода | 3)в начале зимы |
5.ВЕТРОВОЙ НАГОН | В) воздействие ветра на водную поверхность | 1) любое время года |
5.Этап рефлексии учебной деятельности (3 мин)
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания
Какую цель ставили в начале урока?
Достигли ли поставленной цели?
Что нового для себя узнали?
Полезная была наша встреча или нет? Полученные знания пригодятся вам в жизни?
Давайте попробуем составить синквейн
Вспомним правила написания синквейна.
строка –существительное
строка- 2 прилагательных
строка -3 глагола
4 строка-существительное, сочетающееся с первым
5 строка –краткий вывод
Итог урока. Отметки (самооценка) Учитель предлагает оценить свою деятельность по предложенным критериям
Результат: подсчитать полученные результаты
У кого от 20 до 35 бонусов - отметка «3»
От 35 до 45 бонусов – отметка «4»
От 45 до 50 бонусов – отметка «5»
У кого какая получилась отметка? Комментарий
Учащиеся подводят итог урока и записывают домашнее задание
Домашнее задание: глава 6, 6.1,6.2, сделать подборку материалов о сегодняшних событиях в мире по данной теме. Работа будет оцениваться.