СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок географии на тему «Атмосфера»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок географии на тему «Атмосфера»»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Алакский лицей"











Открытый урок географии в 6 классе на тему «Атмосфера»





Провела:Пайзулаева Айшат Далгатовна

Учитель географии

МКОУ «Алакский лицей»




Цель – обобщение и систематизация знаний по теме.

Задачи:

  • Образовательная – определить уровень знания основных понятий, терминов, определений; элементов погоды и климата, приборов и способов изучения атмосферы; обобщить материал как систему знаний об атмосфере;

  • Развивающая – определить степень пространственного мышления; уровень умения выполнять практические задания по характеристике элементов погоды с использованием данных календаря; выявлять причинно-следственные связи образования ветра, облаков, атмосферных осадков; определить уровень понимания значения атмосферы для жизни и деятельности людей; развивать коммуникативные навыки;

  • Воспитательная – помочь осознать значимость географической  культуры, эстетического восприятия природных явлений через литературные произведения, музыку; культуру общения.  

Ход урока.

1. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Наш урок мне хотелось бы начать с легенды.

“Гуляя в тенистой роще, греческий мудрец беседовал со своим учеником. “Скажи мне,- спросил юноша – почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрён опытом, учился у великих людей. Как же так, что и у тебя осталось столь много неясных вопросов?»

В раздумье философ начертил посохом перед собой два круга: маленький и большой. (Учитель рисует круги на доске). “Твои знания – это маленький круг, а мои – большой. Но всё, что осталось вне этих кругов – неизвестность. Маленький круг мало соприкасается с неизвестностью. Чем больше круг знаний, тем больше его граница с неизвестным. И впредь, чем больше ты станешь узнавать, тем больше будет возникать у тебя неясных вопросов”.

Сегодня на уроке мы должны с вами выяснить, что мы знаем, а что нам ещё неведомо?

2. Итоговое повторение темы «Атмосфера»

Давайте вспомним, какую оболочку Земли мы изучили? Наш урок сегодня посвящён атмосфере. Мы обобщим знания, полученные при изучении раздела. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и тему урока.

Что такое атмосфера?

Вспомните состав атмосферы.

Расскажите о строении атмосферы.

Ученик: С высотой изменяется состав, давление, влажность воздуха. Благодаря этому атмосфера имеет слоистое строение.

1)Тропосфера- это нижний слой атмосферы. Она содержит 80% всего атмосферного воздуха, 90% водяного пара. Именно в ней содержатся облака и выпадают осадки. Верхняя граница тропосферы - 18 км на экваторе и 8-10 км на полюсах.

2) Стратосфера – это слой атмосферы, лежащий над тропосферой на высоте 50-55 км. Воздух холодный и разряжен. Облаков почти не образуется, т.к. мало водяного пара.

3) Верхние слои атмосферы.

Учитель: “Верхние слои атмосферы делятся ещё на 3 слоя. Скажите, может быть, кто-то знает на какие? (В случае, если ученики не знают ответа, то учитель сам рассказывает им.)

 “В верхних слоях атмосферы выделяют три слоя: мезосфера, термосфера, экзосфера.

Мезосфера – средняя часть атмосферной оболочки Земли. Находится на высоте 50-80 км. Температура здесь падает от +10 до - 80 градусов. Термосфера расположена на высоте от 80 до 500 км. Здесь температура быстро нарастает с высотой от +500 до +1500 градусов. В этом слое сгорают космические аппараты в результате трения об атмосферу.

Экзосфера - самая высокая часть атмосферы. Расположена на высоте от 500-8000 км. Температура +2200 градусов. Эту сферу называют земной короной. Отсюда водород и гелий рассеиваются в межпланетное пространство. Здесь проходят орбиты спутников, наблюдающих за погодой”.

При изучении темы мы сталкивались с различными приборами. Давайте вспомним, какими.

1.     Как называется прибор для измерения атмосферного давления? (Барометр)

2.     Прибор для измерения количества  выпадающих осадков?  (Осадкомер) 

3.     Прибор для измерения температуры воздуха?  (Термометр)

4.     Прибор для определения направления ветра?   (Флюгер)

Вспомните, что такое погода?

(состояние атмосферы в данное время в данном месте)

Охарактеризуйте погоду сегодняшнего дня.

 Вычислите среднюю температуру воздуха по следующим данным:

1 час ночи:   +9° С

4 часа утра   + 8° С

7 часов утра  +9° С

10 часов утра:  +11° С

13 часов дня :   +19° С

16 часов дня:  18° С

19 часов вечера  + 12° С

22 часа вечера   +10°  С

( Сумму этих температур делим на число измерений: 96:8=12° С

 Используя имеющиеся данные  наблюдения за погодой,  постройте в тетради график годового изменения средних температур для нашей местности.

 

месяц

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

температура

-13

-17

-8

+3

+9

+14

+15

+16

+13

+3

-9

-16

 

Учитель:  Что такое атмосферные осадки?

Ответ: Атмосферные осадки -  вода в жидком или твердом  виде, выпадающая из облаков или выделяющаяся из воздуха на охлажденных поверхностях.

Какие атмосферные осадки вы знаете?

Твердые                                           Жидкие Смешанные снег, град, крупа                         дождь  снег с дождём

 Высчитайте годовое количество осадков.

Месяц

Я

Ф

М

А

М

И

И

А

С

О

Н

Д

Кол-во осадков, мм

50

53

61

48

58

44

69

68

55

72

76

80

  (734 мм)

Все слова строки объединены какой-то логической связью, а одно выпадает. Почему? Вычеркните лишнее слово

1. Дождь, град, бриз, иней, снег (бриз – ветер)

2. Барометр, осадкомер, муссон, гигрометр (муссон – ветер)

3. Бриз, дождь, муссон, ветер ( дождь – осадки)

4. Роса, дождь, снег, ливень ( ливень – явление природы)

Учитель : Отгадайте загадку

Без рук, без ног,

А дерево гнет?

Что это такое?

Правильно – ветер.

Предлагаю  провести физкультминутку

Ветер дует нам в лицо

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

Внимание вопрос:

1.     Что называется ветром?

Ветер-движение воздуха в горизонтальном направлении.

2.     Назовите главную причину образования ветра.

Главная причина образования ветра - это разница  в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности. Ветер всегда дует из областей Земли с  высоким атмосферным давлением к областям, где атмосферное давление  ниже.

Слайд 7. Постройте « Розу ветров» по имеющимся данным

С

В

Ю

З

С-В

Ю-В

Ю-З

С-З

5

2

3

0

4

3

1

6









 

 Вопрос:  Перечислите  основные  виды облаков.

Ответ: Кучевые , слоистые и перистые

 Какой тип облаков Вы видите на фотографии?

Ответ: Кучевые облака,  состоят из  водяных капель и не дают осадков.

   Вспомните песни, в которых есть слова связанные с темой «Атмосфера», исполните сточки .  Кто больше?

(«Облака, белогривые лошадки», «Улыбка», «Вместе весело шагать по просторам», «Тучи», «Песенка Мамонтенка», и.т.д.)

Ну а сейчас мы проверим домашнее задание. Я просила вас подготовить вопросы по изученной теме друг другу. Пожалуйста, кто первый?

Ученики задают друг другу вопросы.

 «Догадайся» - коллективная работа. Разгадывание ребусов ведётся коллективно.


1)




(Температура)

2)

(Заморозок)

3)

(Влажность)

4)5)(Туман)


КРОССВОРД

По вертикали:

1. Прибор для измерения температуры воздуха.

2. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристаллов льда, выделившихся при охлаждении воздуха, насыщенного водяными парами.

3. Прибор для определения направления и силы ветра.

4. Воздушная оболочка Земли.

По горизонтали:

1. Нижний слой атмосферы от поверхности Земли до высоты 8-12 км.

5. Капелька воды, осаждающаяся при конденсации на поверхности растений.

6. Один из видов атмосферных осадков.

7. Прибор для измерения давления воздуха.

Учитель:  Расскажите о значении атмосферы в жизни человека.

Значение атмосферы для  человека огромно. Людям нужен чистый  воздух, в достатке содержащий кислород. И наша задача не допустить загрязнения атмосферы и избежать экологической катастрофы.

Главный путь в борьбе с загрязнением атмосферы - уменьшение разных выбросов. Для этого нужно, чтобы все предприятия имели специальные уловители вредных газов и пыли. Один известный исследователь сказал: «одно из двух: или люди сделают так, что воздух станет менее загрязнённым, или воздух сделает так, что на Земле станет меньше людей».

2013 год- это год чего?

А как мы с вами можем помочь в решении экологической проблемы?

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле и сами  сохранимся!

Вернёмся к легенде, которую я вам рассказала в начале урока. Скажите, вы узнали сегодня что-то новое? Расширился круг ваших знаний?

Домашнее задание: Нарисовать листовку «Охрана окружающего воздуха»