Педагогические цели | Создать условия для формирования представлений о причинах, ходе и результатах гуситского движения, показать роль Яна Гуса в истории Чехии; познакомить с понятиями гуситское движение, умеренные, табориты, сейм |
Тип урока | Открытие нового знания, комбинированный |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: проводят описание Чехии в XIV веке, характеризуют место действия, обстоятельства, участников гуситского движения; оценивают деятельность Яна Гуса, различают исторический факт и его описание; читают историческую карту с опорой на легенду, называют последствия гуситского движения в Чехии, умеют работать с исторической информацией. Метапредметные: Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме, составляют конспект, владеют рациональными приёмами запоминания различного по характеру учебного материала, осуществляют поиск необходимой информации в тексте. Регулятивные: планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей, выделяют и сохраняют учебные задачи, принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, осознают качество и уровень усвоения материала. Коммуникативные: адекватно используют речь для регуляции своего действия, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, стараются координировать различные точки зрения при совместной деятельности. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, учебно-познавательный интерес, понимают причины успеха в учебной деятельности. |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, карта «Европа в Средние века» |
Организационная структура урока | Планируемые результаты | |
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Предметные | Формируемые умения (УУД) | Формы контроля |
I. Организационный момент | | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место. | Фронтальная | | Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности. | |
II. Актуализация знаний | Опрос | Прием: верно-неверно - Единственной страной, которая не объединилась к XV веку была Франция. - Стремясь расширить свои владения, некоторые германские государи завоевывали английские земли - Священная Римская империя германской нации объединилась в XII-XV веках - Булла – так называется средневековая поэма - Вместо единого централизованного государства в Германии возникло множество небольших централизованных государств - Немецкие князья Альбрехт Медведь и Генрих Лев прославились в ходе реконкисты в Испании | Отвечают на вопросы | Фронтальная | Характеризуют события, происходившие в Германии и Италии в XII-XV вв. | Познавательные: осознанно и произвольно строят речевые высказывания в письменной форме. | Устный опрос |
III. Постановка темы и проблемы урока | Беседа | - К какой ветви славянских народов относятся чехи? - На каких землях образовалось Чешское королевство? Сегодня мы начнем изучать народные движения в Чехии, предположите, на какие вопросы нам необходимо ответить, чтобы понять новую тему? | Формулируют учебные задачи | Фронтальная | | Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи. | |
IV. Изучение нового материала | Беседа по пункту «Чехия в XIV веке» | Чехия в представлении ее жителей к концу 14 века становится центром мира. Сами они называли ее «Богемией» - избранной Богом. Опираясь на абзацы 1-3 п 1. Параграфа 24, постарайтесь ответить на этот вопрос Презентация-экскурсия по средневековой Чехии Однако не все были довольны положением, ознакомьтесь с документами у вас на партах. Кто мог протестовать и по каким причинам? | Выполняют задания | Фронтальная, групповая | Проводят описание Чехии в XIV веке | Познавательные: Работают с текстом Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | Устные ответы, работа с учебником, документами |
Презентация «Жизнь и деятельностьЯна Гуса» | В начале XV века проповеди в одной маленкьйо церкви привлекли многих людей. Сюда приходили послушать пламенные речи профессора пражского университета Яна Гуса. Перенесёмся в Прагу 15 века и послушаем его проповеди (слайды презентации) К чему он призывает, чьи настроения выражает? | Слушают учителя, знакомятся с презентацией, отвечают на вопросы | Фронтальная | Характеризуют место действия, обстоятельства, участников гуситского движения в Чехии; оценивают деятельность Яна Гуса. | Познавательные: владеют приёмами запоминания различного по характеру учебного материала. Личностные: Ориентируются на основные моральные нормы, проявляют уважение к чувствам других людей | Конспект |
Работа с исторически источником «Письмо участника Констанцкого собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса» с. 202 | Предлагает прочитать письмо участника Констанцкого собора о заключительном заседании по делу Яна Гуса и ответить на вопросы: - Почему враги Гуса боялись оставить его в живых? - Как вы думаете, кто из предлагавших сохранить Гусу жизнь мог стать гуситом, а кто нет? Объясните свой ответ. Прием кластера Составление кластера по гуситскому движению: участники, причины, последствия | Читают текст, формулируют ответы, составляют схему | Индивидуальная | Различают исторический факт и его описание | Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации в тексте. Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. Коммуникативные: Выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | Устные ответы |
Работа с исторической картой «Гуситские войны» с. 205. | Формулирует задания: - найдите на карте территории, куда совершали походы табориты? (Табориты совершили походы в Германию, Австрию, Венгрию, на север, где дошли до Балтийского моря.) - Предположите, с какими целями предпринимались эти походы? | Изучают карту, выполняют задания | Работа в парах | Читают историческую карту с опорой на легенду | Коммуникативные: стараются координировать различные точки зрения при совместной деятельности | Работа с картой |
Работа с учебником (п.7, с.207) | - Прочитайте п. 7 и запишите в тетрадь последствия гуситского движения в Чехии | Выполняют задание | Индивидуальная | Называют последствия гуситского движения в Чехии | Познавательные: Проводят анализ текстовой информации | Записи в тетрадях |
V. Первичное осмысление и закрепление знаний | Придумывают «Тонкие и толстые вопросы» | Предлагает придумать пять простых вопросов к тексту параграфа так, чтобы они начинались со слов «что», «когда», «где», «почему», «как». И 3 сложных «Верно ли», «Объясните: почему», «В чем различие» | Придумывают вопросы | Индивидуальная | Умеют работать с исторической информацией | Регулятивные: вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. | Составленные вопросы |
VI. Итоги урока. Рефлексия. | Обобщающая беседа | - Закончите предложения: -Самым интересным на уроке для меня было… - Мне понравилось… - Я хотел бы узнать подробнее… - я считаю, что моя работа на уроке была… - Сегодня я не понял… | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | | Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, анализируют своё эмоциональное состояние. Личностные: Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | Оценивание работы учащихся на уроке |
Домашнее задание | Учебник, параграф 24 | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | | Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения. | |