МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
Жмакина Елена Адольфовна, преподаватель
Тема учебного занятия: «Исследование простейших линейных электрических цепей постоянного тока»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная методическая разработка учебного занятия для обучающихся по специальности 08.02.09. Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий предполагает продолжение работы по построению оптимальной модели обучения, которую отличает разумное сочетание педагогического управления с собственной инициативой, самостоятельностью и активностью обучающегося. Данная модель играет важную роль в подготовке квалифицированных кадров в области электроэнергетики, в формировании их профессиональных, личностных и социальных компетенций.
Методическая цель: Формирование навыков исследовательской работы, связанной с подтверждением теоретических сведений о линейных электрических цепях постоянного тока.
Тип занятия: Урок применения знаний и умений.
Вид занятия: Лабораторная работа.
Технологии обучения: работа в группах и в парах
Формы организации учебной деятельности: работа в группах и в парах.
Методы и приемы обучения: выполнение лабораторной работы, тестирование, методика незаконченного предложения.
Цели занятия:
Образовательные:
Закрепление теоретических сведений о линейных электрических цепях постоянного тока;
Формирование навыков исследовательской работы;
Научиться измерять токи и напряжения, убедиться в соблюдении законов Ома и Кирхгофа в линейной электрической цепи.
Воспитательные:
Воспитание чувства товарищества, взаимовыручки, навыков общения в коллективе;
Воспитание уверенности в собственных силах;
Воспитание интереса к избранной специальности.
Развивающие:
Развитие навыков групповой самоорганизации и сотрудничества;
Развитие творческой активности;
Развитие логического мышления (на основе усвоения обучающимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способностей четко формулировать свои мысли.
Развитие коммуникативных навыков.
Формируемые компетенции и ценностные ориентации:
1. Ключевые компетенции:
уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия;
осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок.
2.Учебно-познавательные компетенции:
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
выбирать необходимые приборы и оборудование;
владеть измерительными навыками;
формулировать выводы.
3. Социокультурные компетенции:
определять свое место и роль в окружающем мире, коллективе.
4. Коммуникативные компетенции:
корректно вести учебный диалог;
владеть способами совместной деятельности в группе и в парах.
5. Информационные компетенции:
владеть навыками работы с различными источникам информации: книгами, учебниками, справочниками, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, интернетом;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию;
владеть навыками использования информационных устройств: компьютер, проектор.
6. Здоровьесберегающие компетенции:
Междисциплинарные связи:
Обеспечение занятия:
Технические средства обучения:
Компьютер;
Мультимедийный проектор;
Интерактивная доска «IQ Board»;
Лабораторный стенд «Электрические цепи и основы электроники – ЭЦ и ОЭ-НРМ»;
Дидактический материал:
Методические рекомендации по выполнению лабораторной работы №1 «Исследование простейших линейных электрических цепей постоянного тока»;
Бланк выполнения лабораторной работы №1 «Исследование простейших линейных электрических цепей постоянного тока ».
Литература
Основная
Мартынова И.О. Электротехника - М.: Изд.ц. Академия, 2016. – 266с.
Методические указания по выполнению лабораторных работ. Учебный стенд «Электрические цепи и основы электроники – ЭЦ и ОЭ - НРМ»: «Учебная техника-Профи», 2013г. -74с.
Дополнительная
Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники. Ростов н/Д: Феникс, 2011г, 407с.
Ход занятия
Структура занятия
Время, мин | 1 | 2 | 4 | 7 | 10 | 13 | 15 | 30 | 35 | 40 | 43 | 44 |
№ этапа учебного занятия | I.1 | I.2 | II.1.1 | II.1.2 | II.1.3 | III.1 | III.2 | III.3 | III.4 | IV.1 | IV.2 | V |
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП
I.1. Приветствие. Определение 4-х микрогрупп
Преподаватель: ребята прежде чем приступить к выполнению лабораторной работы вам надо разделиться на4 группы по 3 человека в каждой т.к. у нас 4 лабораторных стенда. Разделились.
I.2. Проверка готовности групп к занятию.
II АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вопросы для обучающихся:
- Что такое постоянный ток?
- Что такое простая электрическая цепь?
- Какие вы знаете элементы простой электрической цепи?
- Какие вы знаете соединения простой электрической цепи?
- Встречали вы в домашних условиях простую электрическую цепь?
II.1 Презентация результатов выполнения в группах сотрудничества домашнего задания.
Сообщения обучающихся (с презентацией) по группам на следующую тематику:
II.1.1 Последовательное соединение простой электрической цепи – что это такое?;
II.1.2 Параллельное соединение простой электрической цепи – что это такое?
Обучающиеся пытаются определить и сформулировать цели занятия. Преподаватель корректирует и конкретизирует цели и задачи урока, сообщает тему.
III ВЫПОЛНЕНИЕ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ
III.1 Тестирование на получение допуска к лабораторной работе
Тестовое задание «ДОПУСК К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ»
Лабораторную установку можно включать
Что такое вольт-амперная характеристика (ВАХ)?
зависимость между напряжением и током;
зависимость между напряжением и емкостью;
зависимость между сопротивлением и емкостью;
Что такое «линейный элемент» электрической цепи?
ВАХ – прямая линия;
ВАХ – симметричная кривая;
ВАХ – несимметричная кривая.
В каких единицах измеряется сила тока?
В каких единицах измеряется напряжение?
В каких единицах измеряется сопротивление?
В каких единицах измеряется мощность?
От чего зависит сопротивление металлического проводника?
температура;
материал проводника;
длина, поперечное сечение;
Амперметр включают в цепь:
Параллельно;
Последовательно.
Вольтметр включают в цепь:
Параллельно;
Последовательно.
Допущены все. Теперь вы должны вспомнить технику безопасности при работе с лабораторными стендами:
III.2. Исследование последовательного соединения простой электрической цепи постоянного тока.
Ознакомиться с лабораторной установкой (модуль питания, модуль мультимеров, наборное поле и минимодули резисторов). Собрать линейную электрическую цепь с последовательным соединением резисторов (рис 1.).В качестве амперметров использовать стрелочные приборы магнитоэлектрической системы. В качестве вольтметра использовать мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения. Представить схему для проверки преподавателю.
Рис. 1
Включить электропитание стенда (автоматический выключатель QF1модуля питания) и источник постоянного напряжения. Измерить ток в цепи, величину напряжения U на входе цепи и напряжения U1 и U2 на резисторах R1 и R2. Результаты измерений занести в табл. 1. Выключить питание.
III.3. Исследование параллельного соединения простой электрической цепи постоянного тока.
3.1. Собрать электрическую цепь с параллельным соединением резисторов (рис. 2). В качестве амперметра PA1 использовать мультиметр в режиме измерения постоянного тока. Установить предел измерения постоянного тока 400 мА. В качестве вольтметра PV использовать мультиметр в режиме измерения постоянного напряжения. Представить схему для проверки преподавателю.
Рис. 2
3.2. Включить электропитание стенда и источник постоянного напряжения. Измерить напряжение и токи на всех участках цепи. Результаты занести в табл. 1.
Таблица 1.
Последовательное соединение | Параллельное соединение |
U,В | U1,В | U2,В | U= U1 +U2, В | I, мА | I, мА | U, В | I, мА | I, мА | I, мА | I1= I2+ I3, мА |
| | | | | | | | | | |
III.4. Расчет относительной погрешности измерения токов стрелочными амперметрами.
Рассчитать относительные погрешности измерения токов I2 и I3 стрелочными амперметрами PA2 и PA3. Результаты расчета занести в табл. 2
Таблица 2
| PA2 | PA3 |
Предел измерения прибора, мА | | |
Класс точности прибора, % | | |
Измеренное значение тока, мА | | |
Относительная погрешность измерения, % | | |
III.5. Проверка выполнения баланса мощностей.
Проверить выполнение баланса мощностей.
Сделать вывод о выполнении законов Кирхгофа и о применении закона Ома в линейной электрической цепи постоянного тока.
III.6. Защита теоретических знаний по теме лабораторной работы.
Защита теоретических знаний по теме: «Исследование простейших электрических цепей постоянного тока» проводится в виде тестового задания.
Тестовое задание «ЗАЩИТА ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ №1»
Как определить величину эквивалентного сопротивления при последовательном соединении резисторов
Как определить величину эквивалентного сопротивления при параллельном соединении резисторов
;
Rэкв=R1+R2+R3.
Вольт-амперной характеристикой называется:
зависимость силы тока от сопротивления проводника;
зависимость силы тока от подаваемого напряжения;
зависимость силы тока от температуры проводника.
В чем заключается баланс мощностей в цепи постоянного тока?
потребляемая мощность равна сумме мощностей потребляемых каждым элементом цепи, и равна мощности, отдаваемой источником;
работа, производимая или потребляемая в одну секунду;
источник электрической энергии затрачивает энергию, равную произведению ЭДС на количество электричества, перенесенного через эту цепь.
Формула баланса мощностей:
I = U/R;
Pи=UI = I2 R = PЭЦ ;
P = P1 + P2 + P3 .
Определите последовательное соединение электрической схемы:
Определите параллельное соединение электрической схемы:
Что произойдет с елочной гирляндой, если одна из ламп сгорит (параллельное соединение)?
гирлянда будет работать;
лампа не будет гореть, гирлянда будет работать;
лампа будет гореть, гирлянда не будет работать.
Что произойдет с елочной гирляндой, если одна из ламп окажется закороченной (последовательное соединение)?
кроткозамкнутая лампа будет гореть, а вся гирлянда не будет работать ;
кроткозамкнутая лампа не будет гореть, а вся гирлянда будет работать ;
вся гирлянда не будет работать .
Какими параметрами определяется сопротивление проводника?
материал;
длина, поперечное сечение;
температура.
VII ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ. РЕФЛЕКСИВНАЯ ОЦЕНКА ЗАНЯТИЯ.
VIII. Анализ результатов измерения параметров и тестирования.
IX. Анализ проведения лабораторной работы. Из проделанной лабораторной работы мы убедились, что сила тока в последовательном соединении одинакова, а напряжение в соответствии со 2-м правилом Кирхгофа на каждом из потребителей падает. При параллельном соединении в соответствии с 1-м правилом Кирхгофа сила тока в цепи не одинакова, а напряжение в соответствии с законом Ома одинакова. Остается добавить, что законы Ома и Кирхгофа в простой линейной электрической цепи работают.
Преподаватель: Объявление результатов занятия и подведение итогов:
1. Мне было интересно –
2. Я научился на сегодняшнем занятии -
3. Я узнал информацию о –
4. Полученные сегодня знания мне помогут -
Обучающиеся делятся впечатлениями о занятии. Записывают вывод выполнения лабораторной работы.
X. Инструктирование о выполнении домашнего задания
XI. Подготовиться к лабораторной работе №2 «Исследование разветвленной линейной электрической цепи постоянного тока »:
прочитать методические указания;
устно ответить на контрольные вопросы;
заготовить бланк выполнения лабораторной работы №2 «Исследование разветвленной линейной электрической цепи постоянного тока».
Преподаватель: Спасибо, занятие окончено.
Тестовое задание «ДОПУСК К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ»
по теме: «Исследование простейших электрических цепей постоянного тока»
Лабораторную установку можно включать
а) перед сборкой цепи;
б) сразу после сборки цепи;
с) после проверки цепи преподавателем;
Что такое вольт-амперная характеристика (ВАХ)?
а) зависимость между напряжением и током;
б) зависимость между напряжением и емкостью;
с) зависимость между сопротивлением и емкостью;
Что такое «линейный элемент» электрической цепи?
а) ВАХ – прямая линия;
б) ВАХ – симметричная кривая;
с) ВАХ – несимметричная кривая.
В каких единицах измеряется сила тока?
а) Вольт;
б) Ампер;
с) Ом;
В каких единицах измеряется напряжение?
а) Ампер;
б) Ватт;
с) Вольт.
В каких единицах измеряется сопротивление?
а) Ватт;
б) Ом;
с) Ампер;
В каких единицах измеряется мощность?
а) Ампер;
б) Вольт;
с) Ватт;
От чего зависит сопротивление металлического проводника?
а) температура;
б) длина проводника, поперечное сечение;
с) материал;
Амперметр включают в цепь:
а) параллельно;
б) последовательно.
Вольтметр включают в цепь:
а) параллельно;
б) последовательно.
ВОПРОСЫ |
ОТВЕТЫ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | | а | а | | | | | а | | а |
В | | | | б | | б | | б | б | |
С | с | | | | с | | с | с | | |
Тестовое задание «ЗАЩИТА ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ»
Защита теоретических знаний по теме: «Исследование простейших электрических цепей постоянного тока»
Как определить величину эквивалентного сопротивления при последовательном соединении резисторов
Как определить величину эквивалентного сопротивления при параллельном соединении резисторов
;
Rэкв=R1+R2+R3.
Вольт-амперной характеристикой называется:
зависимость силы тока от сопротивления проводника;
зависимость силы тока от подаваемого напряжения;
зависимость силы тока от температуры проводника.
В чем заключается баланс мощностей в цепи постоянного тока?
потребляемая мощность равна сумме мощностей потребляемых каждым элементом цепи, и равна мощности, отдаваемой источником;
работа, производимая или потребляемая в одну секунду;
источник электрической энергии затрачивает энергию, равную произведению ЭДС на количество электричества, перенесенного через эту цепь.
Формула баланса мощностей:
I = U/R;
Pи=UI = I2 R = PЭЦ ;
P = P1 + P2 + P3 .
Определите последовательное соединение электрической схемы:
Определите параллельное соединение электрической схемы:
Что произойдет с елочной гирляндой, если одна из ламп сгорит (параллельное соединение)?
гирлянда будет работать;
лампа не будет гореть, гирлянда будет работать;
лампа будет гореть, гирлянда не будет работать.
Что произойдет с елочной гирляндой, если одна из ламп окажется закороченной (последовательное соединение)?
кроткозамкнутая лампа будет гореть, а вся гирлянда не будет работать ;
кроткозамкнутая лампа не будет гореть, а вся гирлянда будет работать ;
вся гирлянда не будет работать .
Какими параметрами определяется сопротивление проводника?
материал;
длина, поперечное сечение;
температура.
ВОПРОСЫ |
ОТВЕТЫ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | а | а | | а | б | | | | | а |
В | | | б | | | | | б | б | б |
С | | | | | | с | с | | | с |
Обучающийся группы № ______
_______________________________________________________________
(Фамилия, имя)
Тестовое задание «ДОПУСК К ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ»
по теме: «Исследование простейших электрических цепей постоянного тока»
ВОПРОСЫ |
ОТВЕТЫ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | | | | | | | | | | |
В | | | | | | | | | | |
С | | | | | | | | | | |
Тестовое задание «ЗАЩИТА ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ»
Защита теоретических знаний по теме: «Исследование простейших электрических цепей постоянного тока»
ВОПРОСЫ |
ОТВЕТЫ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
А | | | | | | | | | | |
В | | | | | | | | | | |
С | | | | | | | | | | |
ПРОТОКОЛ ИСПЫТАНИЙ И ОТЧЕТ ПО РАБОТЕ №1
Исследование простейших линейных электрических цепей постоянного тока.
Цель работы: Получение навыков сборки простых электрических цепей, включения в электрическую цепь измерительных приборов. Научиться измерять токи и напряжения, убедиться в соблюдении законов Ома и Кирхгофа в линейной электрической цепи.
Выполнение работы
Собрать линейную электрическую цепь с последовательным соединением:
Измерить мультиметром напряжения U1 и U2 .
Занести показания мультиметра в таблицу 1.
Занести показания приборов РА1 и РА2 в таблицу 1.
Таблица 1.
Последовательное соединение | Параллельное соединение |
U,В | U1,В | U2,В | U= U1 +U2, В | I1, мА | I2, мА | U, В | I1, мА | I2, мА | I3, мА | I1= I2+ I3, мА |
| | | | | | | | | | |
Собрать линейную электрическую цепь с параллельным соединением:
Измерить силу тока I1 мультиметром .
Снять показания амперметров РА2 и РА3
Занести показания приборов в таблицу 1.
Рассчитать относительные погрешности измерения токов I2 и I3
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результаты расчета занести в таблицу 2.
Таблица 2
| PA2 | PA3 |
Предел измерения прибора, мА | | |
Класс точности прибора, % | | |
Измеренное значение тока, мА | | |
Относительная погрешность измерения, % | | |
Проверить выполнение баланса мощностей:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Краткие выводы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Обучающиеся ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Преподаватель ____________________