Открытый урок
Практическая работа «Исследование органолептических свойств воды верхнего и среднего течения р.Итанца» (слайд 1)
Предмет изучения: Вода. Органолептические показатели проб воды верхнего и среднего течения р.Итанца, скважины с.Турунтаево.
Цель урока: Доступными методами исследовать свойства воды верхнего и среднего течения р.Итанца, скважины с.Турунтаево, сделать вывод о пригодности воды из данных источников для питьевых целей.(слайд 4)
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с органолептическами методами анализа воды.
2. Совершенствовать умения проводить химический эксперимент.
3.Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы на основе результатов исследовании.
4. Воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Тип урока: Урок – урок исследование.
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, раздаточный материал – рабочие листы, пробирки, пробиркодержатели, спиртовки,, стаканы, мерные цилиндры.
Девиз урока: «Древо науки всеми корнями связано с практикой». (ак. А.Н. Несмеянов)
Модель деятельности
1.Организационный момент. Просмотр слайдов о значении воды (слайды 2-3).
2. Вступительное слово учителя. В связи с образовательным событием , которое называется «Река Итанца», вы совершили экскурсию по верхнему и среднему течению р.Итанца, узнали о географии реки, видах живых организмов, обитающих в ней, истории сел, расположенных на берегах реки. Сегодня нам предстоит пополнить копилку знаний о реке и выяснить ценность ее воды для жителей нашего района, ответить на вопрос: можно ли воду из данных источников использовать для питьевых целей? Для этого мы с вами проведем оранолептические исследования проб воды, взятых вами в среднем и верхнем течении реки, из скважины, находящейся в 20 м. от реки. Кроме этого, проанализируем данные о солевом составе воды, которые вы получили в лаборатории СЭС с.Турунтаево на подготовительном этапе урока.
Органолептические методы анализа основаны на оценке параметров окружающей среды при помощи органов чувств (зрение, обоняние). С помощью этих методов мы можем провести исследования цвета, запаха, прозрачности воды.
3.Практическая работа включает 3 исследования, а также анализ предварительно проведенных исследований в СЭС. Учащиеся работают в группах по 3 человека, распределяют роли: статист - заполняет таблицы, лаборант – выполняет практическую часть, аналитик - делает выводы. В каждом исследовании меняются ролями.
Лабораторный опыт № 1.
Исследование № 1 «Определение цвета воды» (слайды 5-6)
Оборудование: стеклянный цилиндр, лист белой бумаги.
Ход работы:
1.Набираем воду в цилиндр и на фоне бумаги определяем цвет воды. Единицей цветности служат особые градусы. Цвет питьевой воды не должен превышать 40º по данной шкале:
Вид сверху | Вид сбоку | Цветность в градусах |
Не отмечен | Не отмечен | 0 |
Не отмечен | Очень слабый желтоватый | 2 |
Очень слабый | Желтоватый | 40 |
Бледно-желтый | Слабо-желтый | 60 |
Бледно-желтый | Желтый | 150 |
Бледно-желтый | Интенсивно-желтый | 300 |
Результаты исследования оформляем в таблицу
№ | Место забора пробы | Средний результат (в градусах) |
1 | Проба из среднего течения | |
2 | Проба из верхнего течения | |
3 | Проба из скважины (12 м) | |
4. Лабораторный опыт № 2.
Исследование №2: Определение прозрачности воды (слайд 7)
Прозрачность воды зависит от нескольких факторов: количества взвешенных частиц ила, глины, песка, микроорганизмов, а также наличия определённых веществ.
Ход работы:
Наполняем мерный цилиндр водой до высоты 20 см, ставим на текст учебника. Пытаемся сверху прочитать текст. Если текст невозможно прочитать, сливаем воду до тех пор, пока это будет возможно. Измеряем линейкой высоту столба воды и выражаем прозрачность в сантиметрах. Цвет воды в источниках хозяйственного водоснабжения не должен обнаруживаться в столбике высотой 20 см, в водоёмах культурно-бытового назначении – 10 см.
№ | Место забора пробы | Средний результат (см.) |
1 | Среднее течение р.Итанца | |
2 | Верхнее течение р.Итанца | |
3 | Скважина с.Турунтаево | |
5. Лабораторный опыт № 3.
Исследование №3: Определение запаха воды (слайды 8-9)
Запах воде придают вещества, которые попадают в неё естественным путём или со сточными водами.
Интенсивность запаха определяют при 20 и 60 ºС, используя данные:
0 баллов – запах отсутствует;
1 балл – запах очень слабый;
2 балла – запах слабый;
3 балла – запах ощутимый;
4 балла – запах отчётливый, можно определить его характер;
5 баллов – запах очень сильный.
Характер запаха воды:
ароматический (огуречный, цветочный);
болотистый (илистый, тинистый);
гнилостный (фекальный, сточной воды);
древесный;
землистый (прелой земли, глинистый);
плесневый (затхлый, застойный);
рыбий (рыбы, рыбьего жира);
сероводородный (тухлых яиц);
травянистый (сена);
неопределённый.
Ход работы:
Закрываем пробирку с водой пробкой и интенсивно встряхиваем. Открываем пробирку и осторожно нюхаем воду. Отмечаем интенсивность и характер запаха воды. Закрепляем пробирку в держателе и осторожно нагреваем воду примерно до 60 ºС. Оцениваем интенсивность и характер запаха воды. Запах в 4 балла может быть причиной отказа от питья.
№ пробы | Запах при 200 С | Запах при 600 С |
1 | | |
2 | | |
3 | | |
6. По результатам химического исследования, проведенного на подготовительном этапе в лаборатории СЭС, учащиеся делают вывод о качестве воды в трех источниках.(слайды 10-13)
Результаты исследования проб воды в
санитарно-гигиенической лаборатории
| Показатели | ср.теч. | вер.теч. | скваж. | норма | ед.изм. |
1 | Хлориды | 3 | 4,5 | 28,3 | Не более 350 | Мг /дм3 |
2 | Сульфаты | 9,8 | 17,5 | - | Не более 500 | Мг /дм3 |
3 | Железо | 0,17 | 0,23 | 4,4 | Не более 0,3 | Мг /дм3 |
4 | Жесткость | 1,57 | 2,3 | 4 | 7,0 | моль/л |
7. После проведенных исследований, учащиеся оформляют отчет ввиде сводной таблицы, под которой делают общий вывод о пригодности воды из данных источников для питьевых целей, сравнивают показатели всех трех источников в виде рейтинга качества (слайд 14)
№ пробы | Цвет(в градусах) | Запах при 200 (в баллах) | Запах при 600 (в баллах) | Прозрачность (см.) | Химический анализ |
Среднее теч. | | | | | |
Верхнее теч. | | | | | |
Скважина | | | | | |
Вывод: 1. Пригодность воды для питьевых целей (слайд 15)
2. Рейтинг качества воды данных источников.
8. Публичная защита работ. В результате защиты, выяснилось, что практически все учащиеся пришли к единому выводу, что самая чистая вода оказалась в среднем течении реки Итанца, а непригодная для питьевых целей оказалась вода из скважины.
9. Заключительное слово учителя о нехватке питьевой воды на планете, о ценности и чистоте воды рек Прибайкальского района, р.Бурятии, так как они являются источниками уникального и самого чистого оз.Байкал.(слайды 16-17)