СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок истории в 6 классе Церковь и духовенство в средневековом обществе Крестовые походы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе дан краткий анализ причин Крестовых походов и их последствий  для мировой истории. 

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок истории в 6 классе Церковь и духовенство в средневековом обществе Крестовые походы»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«БЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

(ГБОУ ЛНР «Беловская СШ № 1»)












КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ

«Церковь и духовенство в средневековом обществе.

Крестовые походы»













Подготовил:

учитель истории

Ишков Андрей Владимирович.












п. Белое-1

2024 г.



Дата проведения 15.10.2024


Цель: Определение причин, характера, итогов и последствий Крестовых походов на Восток. Показать захватнический характер крестовых походов.

Задачи:
1. Осмысление изменений, произошедших в образе жизни и мировоззрении европейцев, как результат взаимодействия христианской цивилизации Европы и арабо-мусульманской цивилизации Востока;

2. Формирование умений применять теоретические знания при анализе, сопоставлении, обобщении новых фактов, при их систематизации, установлении их причин, следствий, значений;

3. Создание возможности оценить цели и итоги Крестовых походов с современных гуманистических позиций;

4. Создание ситуаций, требующих от учащихся самостоятельной гражданской оценки, выбора между разными мировоззренческими позициями, понимания иной позиции.

Планируемые результаты

Предметные:
1. Научатся определять термины: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.

2. Получат возможность научиться: называть причины и последствия крестовых походов, давать им собственную оценку.
Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Личностные УУД:

Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им.

Понятия: крестоносцы, крестовые походы, тамплиеры, госпитальеры, магистры.
Основные события и даты:

1096 – 1099 гг. – I крестовый поход;

1099 г. – захват крестоносцами Иерусалима

1189 – 1192 - III крестовый поход.

1202 – 1204 – IV крестовый поход.

Имена исторических деятелей: Фридрих I Барбаросса, Ричард I Львиное сердце, Филипп II Август

Географические объекты: Иерусалим, Акра, Иерусалимское королевство, Константинополь
Тип урока: изучение нового материала


План и этапы урока:

I. Организационный момент; актуализация знаний

II. Изучение нового материала

  1. Причины крестовых походов;

  2. Крестовые походы;

  3. Духовно-рыцарские ордена;

  4. Конец Крестовых походов и их итоги.

III. Закрепление изученного материала;

IV. Домашнее задание.




Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся.
Отметка отсутствующих на уроке. 
Проверка готовности к уроку:
учебник, тетрадь, дневник, атлас, письменные принадлежности.
2. Актуализация знаний по предыдущей теме: «Рождение и развитие исламского мира». Проверка домашнего задания. 
Фронтальная беседа по вопросам:

-Территория первоначального расселения арабов?
-Арабское государство на Пиренейском полуострове?
-Кто такие Ибн Сина и Омар Хайям?
-На ваш взгляд, какой вклад внесла исламская цивилизация в VIII – XI веков в общечеловеческую культуру?
Изучение нового материала.
Вводное слово учителя

Сегодня на уроке мы поведём речь о целой эпохе, которая изменила облик Европы и косвенно повлияла на нашу жизнь. Совершим путешествие по средневековому Западу (Европа) и Востоку (Малая Азия, Палестина). 

Католическая церковь, являясь сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность. Во всех странах Западной Европы князья и простолюдины, священники и рыцари видели отныне именно в папе римском своего главу. Христианская религия призывала прощать своих врагов, но при этом разжигала ненависть к мусульманам, язычникам, беспощадно расправлялась с еретиками.

Запишите в тетрадь число и тему урока: Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества.

Определение целей и задач урока

  • Почему были организованы Крестовые походы?

  • Каковы были итоги и последствия Крестовых походов?

II. Изучение нового материала

1. Причины крестовых походов (вступительная беседа)

В 1095 г. глава католической церкви папа Урбан II отправился из Рима в город Клермон. Выступая перед верующими, он призвал их к освобождению Гроба Господня в Иерусалиме. Он утверждал, что освобождение Святой земли от мусульман – долг каждого христианина. Так начались крестовые походы.

Ответить на вопросы: К чему призывал папа Урбан II? Для чего предлагал организовать походы на Восток?

Запись в тетрадь: Крестовые походы - это военные экспедиции западноевропейских феодалов в страны Восточного Средиземноморья с 1096 по 1270 гг.

Поводом к началу крестовых походов стали:

  • Захват в 1071 г. турками-сельджуками г. Иерусалима, прекращение доступа паломников к святым местам;

  • Обращение императора Византии Алексея Комнина к папе Римскому, с просьбой о помощи в борьбе с иноверцами.

Кто стал участниками крестовых походов?

Запись в тетради:

Участники крестовых походов:

  • Духовенство;

  • Рыцари;

  • Купцы;

  • Крестьяне.

Крестоносцы - все участники крестовых походов

В Европе с 987 по 1099 годы – 48 лет из 112 – происходили: затяжной голод, массовые эпидемии, неурожаи, падеж скота, феодальные междоусобицы, грабежи на дорогах.

  1. Каковы, по вашему мнению, были истинные причины крестовых походов?

Причины крестовых походов

1. Желание западных феодалов и католической церкви приобрести новые владения и увеличить свои доходы;

2. Желание пап распространить свою власть на новые государства и страны.

2. I Крестовый поход (1096 – 1099 гг.) рассказ учителя, работа с картой

Раньше всех весной 1096 года к Иерусалиму двинулись крестьяне. Весной вверх по течению Рейна, а затем по Дунаю шли нестройные, плохо вооруженные, без припасов толпы бедняков, занимаясь по дороге грабежом и разбоем. С большими потерями крестьяне добрались до Константинополя. Византийский император поспешил переправить отряды крестьян в малую Азию, там, в боях с турками-сельджуками они нашли свою смерть.

Осенью 1096 года из Франции, Германии и Италии разными путями двинулись на Восток отряды рыцарей под руководством крупных феодалов. Сойдясь в столице Византии, они переправились в Малую Азию, в решающих сражениях им удалось разбить турок-сельджуков.

Итоги I Крестового похода. Работа с картой

Крестоносцам удалось захватить главные христианские святыни на Ближнем Востоке.

1099 г. – захват Иерусалима

Образование Иерусалимского королевства, графства Триполи, княжества Антиохийского, графства Эдесского

3. Духовно-рыцарские ордены (самостоятельная работа учащихся параграф 17 п.4)

Прочитать пункт 4 с.139

  • Что такое духовно-рыцарский орден? Перечислите духовно-рыцарские ордены, появившиеся после первого крестового похода.

  • С какой целью они были образованы?

  • Какова была роль духовно-рыцарских орденов в государствах крестоносцев?

4. Конец Крестовых походов и их итоги (рассказ учителя)

Духовно-рыцарские ордена были опорой крестоносцев на Востоке. Владения крестоносцев были разбросаны вдоль всего побережья. Местные жители не раз восставали против рыцарей. В 1144 г. мусульманам удалось отвоевать у крестоносцев город Эдессу. В 1147 году был организован II крестовый поход, который потерпел неудачу.

В конце XII века мусульмане создали сильное государство, в которое вошли Египет и часть Месопотамии и Сирии. Во главе этого государства стоял египетский правитель Салах ад- Дин (или как называют его европейцы - Саладин). В 1187 г. Саладин захватил Иерусалим, что послужило поводом к началу III крестового похода.

Вскоре после окончания Третьего крестового похода состоялся четвертый.

Крестоносцы постепенно теряли свои владения в Сирии и Палестине. Папы и Короли организовывали новые походы, но желающих в них участвовать было все меньше и меньше. Всего с 1096 по 1291 г. состоялось 8 крестовых походов в страны Востока. Вскоре после последнего европейцы потеряли все владения на Востоке. В 1291 г. пал последний оплот крестоносцев на востоке крепость Акра.

И народам восточных стран, и европейцам Крестовые походы принесли немало бед. И все же они не прошли бесследно для Европы.

Последствия крестовых походов: работа с учебником стр.147 пункт 8

  1. Приобщение к восточной культуре;

  2. Знакомство с новыми с/х культурами (рис, арбуз, гречиха и др.)

  3. Знакомство с новыми ремеслами;

  4. Развитие торговли в Средиземноморье;

  5. Перемены в быту европейцев (знакомство с баней, правилами гигиены).

III. Закрепление изученного материала

Почему были организованы Крестовые походы?

  • Каковы были итоги и последствия Крестовых походов?


Домашнее задание: параграф №17 выучить, ответить на вопросы с.149.






Приложение № 2


Папа Урбан II вышел из городских ворот, поднялся, поддерживаемый двумя кардиналами, на заранее сколоченный помост. Толпа стихла... 

Затаив дыхание, собравшиеся слушали слова Урбана II, говорившего о том, что европейская земля не в состоянии прокормить людей, поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке, что «персидское племя турок» захватило священные для христиан реликвии, что они превращают храмы в хлева для скота, «топчут ногами предназначенные для богослужения сосуды», наносят побои и оскорбления духовенству. О том, что нельзя более терпеть святотатства, что христиане должны подняться на бой с неверными, и каждый воин в знак этого — нашить на свою одежду крест из красной материи. Тот, кто отправится на Восток для освобождения Гроба Господня, завершал свою речь папа Урбан II, получит полное прощение всех грехов и долгов; тех же, кто примет смерть в битвах за веру, ждет вечное райское блаженство. 
Речь папы римского упала на благодатную почву. Тысячи людей, опустившись в едином порыве на колени, восклицали: «Так хочет Бог!» Когда Урбан II замолчал, к помосту тотчас устремились рыцари, вытаскивая мечи из ножен и испрашивая у Папы благословения на ратные подвиги во имя Господа. Клятву немедленно отправиться на Восток давали и простые крестьяне, и горожане. 

Немедленно весть о призыве Церкви облетела всю Францию. Уже через несколько дней в Клермон прибыли к Урбану II послы могущественного сеньора, графа Раймунда IV Тулузского. Граф объявлял о том, что и сам он, и его вассалы, готовы отправиться в Иерусалим, чтобы покарать неверных. С воодушевлением разосланные папой послания, который еще несколько месяцев оставался во Франции, были приняты и при дворах всех других властителей, в том числе и королей... 
Так начиналось для Западной Европы самое значительное и самое яркое из всех рыцарских приключений Средневековья, — приключение, увлекшее сотни тысяч воинов, принесшее громкие победы и жестокие поражения, изменившее и карту мира, и саму жизнь людей.

Приложение № 3


ПЕРВЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД, 1096–1099 гг.

Выступление в Первый крестовый поход было назначено на 15 августа 1096 года, но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским, герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим, бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого на голову при Аскалоне.

По окончании Первого крестового похода Готфрид Бульонский был провозглашен первым иерусалимским королем, но отказался от этого звания, называя себя лишь «защитником Гроба Господня»; в следующем году он умер, и ему наследовал брат его Балдуин I (1100–1118), завоевавший Акку, Берит (Бейрут) и Сидон. Балдуину I наследовал Балдуин II (1118–31), а последнему Фульк (1131–43), при котором королевство достигло наибольшего расширения своих пределов.
Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.


ВТОРОЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД, 1147–1149 гг.

Второй крестовый поход

В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедник Бернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полной неудачей.


ТРЕТИЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД, 1189–1192 гг.

Третий крестовый поход

Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином). В этом походе участвовали три европейских государя: император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце. Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.


ЧЕТВЁРТЫЙ КРЕСТОВЫЙ ПОХОД, 1202–1204 ГГ.

Четвёртый крестовый поход отличался от всех прочих тем, что, вопреки крестоносной идее, был направлен не на мусульман, а на христианскую (православную) Византию. 
Для переезда крестоносцев в Святую землю им нужен был флот. Шестеро из них отправились просить корабли у венецианского сената. Венецианский сенат согласился перевезти и кормить в течение года армию. Крестоносцы обязывались уплатить 85 тысяч марок серебра (4 миллиона 200 тысяч франков); все, что было бы завоевано во время четвёртого крестового похода, должны были разделить между собой крестоносцы и венецианцы. Крестоносцы выбрали своим вождем одного пьемонтского князя, маркиза Монферратского Бонифация, которого рыцари любили за его храбрость, поэты – за щедрость. Венецианцами командовал их дож Дандоло, 90-летний старик.
Участники четвёртого крестового похода хотели напасть на мусульман в Египте, но в интересах Венеции было направить экспедицию против Константинополя. Крестоносцы собрались в Венеции. Так как они не могли уплатить всю сумму, то сенат предложил им взамен остальных денег послужить Венеции своим оружием. Вожди четвёртого крестового похода согласились, и венецианцы повели их осаждать город Зару на далматинском берегу, сильно вредивший их торговле на Адриатическом море (1202). Папа запретил им под страхом отлучения нападать на христианский город, но когда они взяли Зару (1203), он отлучил от церкви только венецианцев.

Между тем в столице Византии, Константинополе, произошла дворцовая революция. Император Исаак II Ангел был свергнут своим братом, Алексеем III, который велел выколоть ему глаза и держал его в заключении вместе с его сыном Алексеем. В 1201 г. последний бежал и обратился с просьбой о помощи сначала к папе, потом к германскому королю Филиппу. Алексей прибыл в их лагерь под Зарой и обещал, если они помогут ему изгнать узурпатора, уплатить им 200 тысяч марок, доставить им 10 тысяч солдат и признать верховенство папы.

Крестоносцы вышли на берег перед Константинополем. Войско Алексея III состояло исключительно из недисциплинированных наемников. Константинополь защищали одни только варяги, привыкшие хорошо драться, и пизанские купцы, враги венецианцев. После 13-дневной осады Алексей III бежал.

Исаак II, освобожденный из темницы, был провозглашен императором вместе со своим сыном Алексеем IV. Но он не имел возможности исполнить ни одного из обещаний, данных им крестоносцам: ни заплатить 200 тысяч марок, ни принудить свое духовенство к подчинению папе. Греки возмутились и провозгласили нового императора под именем Алексея V. Он потребовал, чтобы участники четвёртого крестового похода удалились в 8-дневный срок.

Крестоносцы снова осадили город (ноябрь 1203 г.). Наступила зима, и они терпели недостаток в съестных припасах; но они не могли уйти, потому что греки перебили бы их во время отступления. Эта вторая осада отличалась большой жестокостью. Наконец крестоносцы, во время одного сражения под стенами овладели императорским знаменем и чудотворной иконой Божьей Матери. Несколько дней спустя Константинополь был взят штурмом (1204). Вопреки приказаниям вождей, воины четвёртого крестового похода разграбили и сожгли город. В европейских областях православной Византии была основана просуществовавшая потом полвека католическая Латинская империя.