СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок ИЗО по творчеству Айвазовского "Живая зыбь"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок направлен на изучение творчества маринистов, и великого русского художника Айвазовского.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок ИЗО по творчеству Айвазовского "Живая зыбь"»

МКОУ «Курбакинская СОШ Железногорского района Курской области»



Конспект открытого урока

на тему: «Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И.Айвазовского»

6 класс







Учитель ИЗО

Ермолова Ольга Александровна

Тип урока: изучение новых знаний.

Тема: Живая зыбь. Образ водной стихии в искусстве И.Айвазовского.

Цели:

  • Развитие визуально – пространственного мышления обучающихся, как формы эмоционально-ценностного освоения мира.

  • Расширить представление учащихся о художественных возможностях гуаши по средствам смешивания цветов, использования цве­тового контраста.

  • Формировать навыки изображения морского пейзажа гуашевыми красками.

  • Содействовать повышению уровня эстетического развития личности школьника при вовлечении учащихся в проектную деятельность.

  • Воспитывать интерес к предметам искусства, любовь к родной природе.

Задачи:

Познакомить учащихся с творчеством художников-моринистов.

Учить воспринимать и понимать произведения искусства, отражая свои впечатления на плоскости листа - живописно.

Расширять палитру эмоционально-чувственных ассоциаций по отношению к цвету и настроению картины.

Задание: выполнить морской пейзаж, передав в нем опре­деленное состояние водной стихии: «Море спит» .

Оборудование: компьютер, проектор, учебники, бумага, краски, кисти, раздаточный материал.

Зрительный ряд: репродукции картин Айвазовского, презентация.

Планируемые результаты:


предметные: научатся обобщать образ марины в пейзажах разных художников , определять роль и место морской живописи в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения.


метапредметные: научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.


личностные: проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников.

 

Методы и формы обучения: рассказ, объяснительно- иллюстративный, практический, выставка; индивидуальная, фронтальная




Ход урока

I. Организационная часть.

Подготовка учащихся к работе на уроке.

II. Актуализация опорных знаний. Вводная часть урока.

-Здравствуйте ребята, начать наш урок, я бы хотела со стихотворение Федора Ивановича Тютчева … а название этого стихотворения вы мне скажите после того, как прослушаете его…. (На фоне морских фотографий и звука моря (плеск волны) звучит стихотворение Ф. И. Тютчева «Конь морской».)



Конь морской

О рьяный конь, о конь морской,
С бледно-зеленой гривой,
То смирный, ласково-ручной,
То бешено-игривый!
Ты буйным вихрем вскормлен был
В широком божьем поле;
Тебя он прядать научил,
Играть, скакать по воле!

Люблю тебя, когда стремглав,
В своей надменной силе,
Густую гриву растрепав,
И весь в пару и мыле,
К брегам направив бурный бег,
С веселым ржаньем мчишься,
Копыта кинешь в звонкий брег
И - в брызги разлетишься!.. 


- Как называется это стихотворение? - С чем сравнивает поэт море, каким оно бывает в разное время, какие образ­ные определения цвета моря использованы в стихотворе­нии?

  1. Мотивация учебной деятельности.

- Тема нашего урока «Живая зыбь».

- Как вы это понимаете? (1. Незначительное колебание водной поверхности; рябь на водной поверхности. 2. Длинные и пологие волны, остающиеся после прекращения ветра или вызванные ветром в другом районе моря.)

- Сегодня во время урока мы будем учиться воспринимать, понимать произведения искусства и отражать свои впечатления на листе бумаги – живописно.

Морская стихия всегда притягивала к себе человека. Мореплаватели покоряли водные просторы, поэты слагали стихи о морских пучинах , композиторы воспевали морские красоты в звуках а художники - в красках.

  1. Введение нового материала.

1.Историческая справка.

В изобразительном искусстве водные пейзажи появи­лись не сразу. Марина (ит. таппа, от лат. таппиз — мор­ской) — один из видов пейзажа, объектом изображения ко­торого является водная стихия, море.

Рождение искусства марины происходило во многом под воздействием бурного развития мореплавания. Ранние ма­ринисты иллюстрировали сцены морских сражений, а не чисто пейзажные композиции.

Постепенно художники осознали живописную ценность окру­жающей действительности. Они внимательно изучали эффекты отражения света на морской поверхности, искали пути переда­чи в живописи естественного морского свечения.

О том как зарождался жанр марина мы узнаем из презентации, которую подготовили ребята.

Текст презентации:

Как самостоятельный жанр марина оформляется в Голландии в на­чале XVII в. Ян ван Гойен считается основоположником реалистического пейзажа в голландской живописи. Он с большой достоверностью по­казывал вересковые дюны, берега и речные заводи, деревья, ветря­ные мельницы, болота, каналы, морские просторы .В числе лучших голландских художников-моринистов – Ян Порселлис (1584-1632) и Якоб ванн Рёйсдал (1628-1682), которые передают гордость человека за свою землю, восхищение красотой моря, мельниц по берегам рек, каналов с парусными лодками, деревушек среди дюн .Для большинства голландских пейзажей характерен приглушённый колорит, состоящий из светло-серебристых, оливково-охристых, коричневатых оттенков, близких к естественным краскам природы.

Новое отношение к природе появилось в искусстве во второй половине XVIII столетия. В пейзажной живописи эпохи Просвещения не осталось и следа от прежней идиллической условности искусства. Художники стремились показать зрителю естественную природу, воз­водимую в эстетический идеал.

Ярчайшим представителем романтического пейзажа в Англии пер­вой половины XIX в. был Уильям Тёрнер (1775—1851) .И в масляной живописи, и в акварели Тёрнер работал в необычайно свободной техни­ке. К концу творческой жизни в его картинах всё больше преобладала необычайная игра световоздушных и колористических эффектов.

Во второй половине XIX в. в искусстве марины появилось новое художественное видение — импрессионизма. Свет — главный герой живописи импрессионистов.

К. Моне считается подлинным зачинателем импрессионизма. Одна из многочисленных его работ — «Регата в Аржантее» (1872) .Цветовая композиция картины построена на созвучии нескольких тонов, пора­зительных по свежести и чистоте.

-В России морской пейзаж развивался под влиянием ис­кусства голландских живописцев. Интерес русских художников к изображению морских пейзажей был связан со временем вы­хода России в XVIII в. на морские просторы, с утверждением ее позиций на Балтике, в Приазовье, Причерноморье при Петре I.

В XIX в. к морской тематике обращались многие русские ху­дожники. Одним из ярчайших среди них был И. К.Айвазовский (1817—1900).

Рассказ учеников о биографии художника.(презентация)

Текст презентации:

« Иван Константинович Айвазовский (Ованес Гайвазовский) родился 17 июля 1817 года в Феодосии в семье армянского предпринимателя.

Сначала учился в гимназии в Симферополе, затем в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств, где с 1833 по 1839 год учился у М.Н.Воробьева в пейзажном классе.

В 1837 году он пишет картины «Штиль в Финском заливе» и «Большой рейд в Кронштадте», за которые удостоился большой золотой медали и звания художника.

Айвазовский много путешествовал: побывал в Италии, Париже, других европейских городах, на Кавказе, в Египте, в Америке, плавал к берегам малой Азии.

«Итальянские» полотна Айвазовского, представленные на выставках в Неаполе и Риме, принесли живописцу признание и успех. Английский художник Джозеф Мэллорд Уильям Торнер, посетивший одну из выставок, был настолько потрясен увиденным, что посвятил ему стихотворение:

«Прости меня, великий художник, если я ошибся,

Приняв твою картину за действительность.

Но работа твоя очаровала меня,

И восторг овладел мною.

Искусство твое высоко и монументально,

Потому что тебя вдохновляет гений.»


В 1848 году Айвазовский возвращается в Феодосию - навсегда. "Мой адрес всегда - город Феодосия", - напишет он в одном из писем

Одно из самых прославленных полотен Айвазовского – «Девятый вал», 1850г.Издревле для русского народа морская стихия была синонимом свободы. Айвазовский стремится передать эти чувства в картине „Девятый вал". Необычным было не только ее наименование, но и тематическое содержание. Оно построено на сложном противопоставлении драматического сюжета и яркого, мажорного, живописного воплощения образа.На картине изображено раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громадную волну — девятый вал,— готовую обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачт погибшего корабля. Зритель сразу представляет, какая страшная гроза прошла ночью и какое бедствие терпел экипаж корабля. И тем острее воспринимаются наступившее прояснение, яркий блеск утренней зари, живительный свет и тепло солнца, вселяющие уверенность в победном исходе борьбы.

 

В 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая была вершиной его творчества. Художник изобразил бушующую стихию — грозовое небо и бурное море, покрытое волнами, как бы кипящими в столкновении одна с другой

Изображая широкие просторы моря и неба, художник передавал природу в живом движении, в бесконечной изменчивости форм: то в виде ласковых, спокойных штилей, то в образе грозной, разбушевавшейся стихии.

Умер Айвазовский 19 апреля 1900 года, в возрасте 82 лет

На надгробии Ивана Айвазовского сделана

надпись: «Рожденный смертным, оставил по себе

бессмертную память"



-Да, ребята, действительно, Айвазовскому выпала великая честь быть первым подлин­ным морским баталистом в России. Только художник-поэт с горячим сердцем патриота мог создать такие картины.

За свою долгую восьмидесятитрехлетнюю жизнь Айвазов­ский написал тысячи морских пейзажей.

Давайте найдём работы Айвазовского на страницах учебника с.150 -154. Назовите эти картины.

Я прочту текст, а вы подумайте, какая картина описывается в нём.

- Раннее утро после бурной ночи. Беспощадная буря разбила в щепы корабль. Уцелела лишь горстка смельча­ков. Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громад­ную волну, готовую обрушиться на группу лю­дей, ищущих спасения на обломках мачт погибшего корабля. «Девятый вал»

- По небу мчатся косматые тучи, в прорыве которых видна луна; море бу­шует. Художник изобразил не миновавшую грозу и море после бури, прекрасное в своей взволнованности, а страшную, гроз­ную стихию в момент, когда она разбивает большой парусный корабль и швыряет плот с бедствующими после кораблекруше­ния людьми. «Буря на Ледовитом океане»

- На картине нет ничего, кроме воды и неба, но вода — это океан беспредельный, не бурный, но колыхающийся, суровый, бесконечный, а небо еще бесконеч­нее. «Чер­ное море»



IV. Живописные упражнения.

Художник изображал различные марины не только по композиции, но и по колориту. Просмотр картин на слайдах презентации.

При рассматривании его картин, обратим внимание в первую очередь на доминирующие в них цвета и к каждой картине попробуем на палитре подобрать нуж­ные цветовые смеси. Эти упражнения по смешиванию цветов пригодятся вам при выполнении творческой работы.

1 упражнение -В картине «Неаполитанский залив. Утро» преобладает жел­тый цвет. Таким образом, являясь ключевым, он входит здесь в состав любых цветов, хотя бы в небольших количествах. По­пробуем смешать на палитре желтый цвет с белилами, желтый с охрой.. Полу­ченные цветовые смеси на палитре будут накладываться друг на друга, давая нам новые цвета.

2 упражнение - В морском пейзаже «Буря на Ледовитом океане» домини­рующий цвет - синий. Он добавлен ко всем цветам, даже к бе­лым и серым оттенкам морской пены. Чтобы синеватый черный цвет оставался в рамках цветовой гаммы, его получили, смешав ультрамарин с сиеной.

3 упражнение - Перед вами полотно “Радуга”. В сюжете этой картины — буря на море и корабль, гибнущий у скалистого берега, — нет ничего необычного для творчества Айвазовского. Но ее красочная гамма, живописное выполнение были явлением совершенно новым в русской живописи семидесятых годов.

Изображая эту бурю, Айвазовский показал ее так, будто он сам находится среди бушующих волн. Тучи на небе растворились, пробился поток солнечного света, лег радугой на воду, сообщив колориту картины многокрасочную расцветку.
Вся картина написана тончайшими оттенками голубых, зеленых, розовых и лиловых красок. Этими же тонами, чуть усиленными в цвете, передана и сама радуга. Она мерцает едва уловимым миражем. От этого радуга приобрела прозрачность, мягкость и чистоту цвета.
Высокая волна закрывает линию горизонта, и преображенная радужным светом морская стихия, с которой борются люди, спасающиеся с тонущего корабля, становится главным героем полотна. новой, более высокой ступенью в творчестве Айвазовского.

V. Постановка задачи.

Попробуем изобразить свой морской пейзаж. Выстраивая цветовую композицию , про­думаем настроение этюда, ключевой цвет для спокойного моря.

Но прежде, чем приступить к работе познакомимся с некото­рыми техническими приемами И. Айвазовского:

  • в небе и дальних планах наносить краску едва замет­ным тонким слоем;

  • на освещенных местах переднего плана и бликах на воде накладывать ее жирным, «вкусным» мазком;

  • налагать красочный слой очень живо, разнообразно и полностью подчинять форме, через которую раскрыва­ется содержание замысла картины. Большие плоскости, где изображены спокойное небо с легкими прозрачными облаками или штилевая вода, писать широкой кистью;

  • никогда не переписывать небо, оно всегда выполня­лось в один прием. Это сообщает небу большую легкость, прозрачность, а облакам — слитность, вписанность в кра­сочное «тесто»;

  • при изображении воды широко прописывать форму волны;

  • большое значение придавать детальному окончанию работы. Завершающие живопись мелкие детали: кружево освещенной или затемненной пены, блики света на воде, камни и скалы переднего плана, детальная проработка оснастки парусных кораблей — все это имеет немалое зна­чение в получении правдивости общего впечатления;

  • не вносить существенных изменений в картины в про­
    цессе работы.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Творческая работа с учителем под запись шума моря.



VII. Заключительная часть.

1.Выставка работ.

2.Обобщение знаний – разгадывание кроссворда.










1

 

 

 

 

 

 

 



2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 






3

 

 

 

 

 



4

 

 

 

 

 

 

 

 







5

 

 

 

 

 










6

 

 









  1. Художник, изображающий водную стихию.(Маринист)

  2. Выдающийся русский маринист.

  3. Название картины Айвазовского (Редкое явление природы).Радуга

  4. Буря на ….океане.(Ледовитом)

  5. Название моря.(Чёрное)

  6. «Девятый …»(Вал)



По вертикали марина. Что такое марина?



3.Рефлексия.

4. Выставление оценок.