Тема занятия: Поиск счастья. Ответственность героя за выбор жизненной философии.
Цель: осмысление понятия «счастье» для человека.
Задачи:
познавательная - познакомить обучающихся с понятием «счастья» с разных точек зрения,
развивающая — способствовать совершенствованию коммуникативных умений, развитию речевой культуры,
воспитывающая — способствовать формированию уважения личности, доверия, формированию способности ценить окружающих людей, семью, друзей, помочь осмыслить понятие «счастье» применительно к самому себе.
Форма проведения: философско-практический семинар.
Методы: индивидуальная и групповая работа, групповая дискуссия.
Оборудование: компьютер (со звуковой колонкой), мультимедийный проектор, экран, доска.
Дополнительная информация: данное занятие проводится в рамках изучения курса «Родная литература» для учащихся 10-11 классов или обучающихся 1 курса. Авторская программа «Родная литература» находится на сайте.
Ход занятия
Вступление Тема нашего занятия очень интересная и занимательная. Попробуйте определить ее сами, прослушав одну очень мудрую притчу.
Притча. Счастье бродило по белому свету и всем, кто встречался на её пути, исполняло желания. Однажды Счастье по неосторожности провалилось в яму и не смогло выбраться. Долго Счастье сидело в яме, вдруг слышит, чьи- то шаги. Счастье обрадовалось и стало звать на помощь. В яму заглянул человек и спросил:
- Если я помогу тебе, ты исполнишь моё заветное желание?
- Конечно, загадывай! Что тебе надо?
- Я, хочу иметь много денег!
Счастье исполнило желание человека, а он ушёл, оставив Счастье сидеть в яме.
Через время к яме подошел молодой парень. Он увидел счастье и спросил:
- Чем помочь тебе, Счастье?
- Помоги мне выбраться отсюда! - ответило оно.
Парень выполнил просьбу Счастья и пошел своей дорогой. А Счастье побежало за ним следом...
-О чем эта притча?
-Какая тема нашего занятия?
Беседа по теме занятия
1.- Что такое счастье?
Обратимся с толковому словарю: СЧАСТЬЕ, -я; ср.Состояние высшей удовлетворённости жизнью, чувство глубокого довольства и радости, испытываемое кем-л.; внешнее проявление этого чувства.
Счастье — это одна из главных необходимостей в жизни. Все хотят быть счастливыми, и каждый имеет на это право! Каждый сам определяет, что для него есть счастье: для кого-то это семья и здоровье, для кого-то деньги, для кого-то друзья, а для многих — все это вместе взятое.
- Как связаны понятия: счастье и смысл жизни?
- В чём смысл человеческой жизни?
Порассуждайте на эту тему, запишите свои мысли.
2. Тема счастья- вечная тема. О ней говорили и говорят до сих пор люди всех возрастов, любых рангов…
Ознакомьтесь с высказываниями о счастье философов, поэтов, актеров. (на экране мультимедийного проектора в режиме презентации)
Счастье — это не то, что мы получаем в готовом виде. Оно происходит из наших собственных действий.
Далай-лама
Счастье — это когда то, что вы думаете, говорите и делаете, пребывает в гармонии. Махатма Ганди
Счастье не зависит от внешних условий, оно регулируется нашим психологическим настроем. Dale Carnegie
Счастье не ищут, как золото или выигрыш. Его создают сами, те, у кого хватает сил, знания и любви. Иван Ефремов
Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом. Пифагор
Счастье есть смысл и цель жизни, основное назначение и венец человеческого существования. Аристотель
Счастье — это вся жизнь, за вычетом несчастий и очевидных нелепостей. Дмитрий Емец
Кто ближе вам к пониманию счастья? Устные высказывания обучающихся.
3. -Послушайте стихотворение. Э.Асадов «Что такое счастье» (запись видеоролика к данному стихотворению через проектор)
-Послушайте стихотворение Л.Рубальской «Очередь за счастьем» (запись видеоролика к данному стихотворению через проектор)
Вопросы к прослушанному:
-Как поэты относятся к категории счастья?
-Что такое в их понимании счастье7
-Кто такой счастливый человек?
О вопросе счастье задумался и наш сегодняшний автор Игорь Робертович Кузнецов «Кто сказал счастье» ссылка на текст: https://magazines.gorky.media/znamia/2014/9/kto-skazal-schaste.html
Игорь Робертович Кузнецов родился 24 декабря 1959 года. Окончил Литературный институт им. Горького в 1987 году (семинар прозы Анатолия Кима). Проза, эссеистика и критика выходили в журналах «Новый мир», «Дружба народов», «Иностранная литература», «Смена», «Ясная Поляна», «Литературная учеба». Во второй половине 90-х годов работал обозревателем «Литературной газеты», печатался в газете «Сегодня» и других изданиях. Автор книги прозы и эссеистики «Бестиарий». Составитель нескольких изданий И.А. Гончарова (биография, комментарии). Живет в Москве.
(Комментарий к дальнейшей работе: обучающиеся на занятии читают текст рассказа, практическая работа выполняется в рабочей тетради))
Практическая работа по рассказу И.Р.Кузнецова «Кто сказал счастье»
Прочитайте рассказ И.Р.Кузнецова «Кто сказал счастье», заполните таблицу и ответьте на вопросы.
Герой, мечтающий о счастье | Что значит для героя быть счастливым? В чем о видел свое счастье? | Как сложилась жизнь героев после «дня счастья»? |
| | |
Кто, по-вашему мнению, остался счастлив из героев? Свой ответ обоснуйте
Кто разочаровался в своих счастливых мечтах? Свой ответ обоснуйте.
Выпишите цитаты из рассказа о счастье. Счастье – это …
Что значит быть счастливым? Напишите свое видения счастья.
Подведение итога. Мы сегодня рассмотрели одно не простое понятие – понятие «счастье», с которым человек старается идти в ногу по жизни. Но не у всех это получается. Каждый сам распоряжается своим счастьем, может поделиться с родными и друзьями, может наслаждаться в одиночку. Никогда не забывайте, что, даря счастье близким – вы обретаете больше, ведь добро, отданное вами, вернется в большем количестве.