Тема урока: «Хранитель духовных ценностей: Дмитрий Сергеевич Лихачев» (урок-размышление).
Цель урока: 1. Познакомить с фактами биографии ученого-литературоведа,
общественного деятеля Д.С.Лихачева, его книгой «Письма о добром и прекрасном».
Развивать навыки работы с текстом публицистического жанра.
Показать, что для восприятия красоты окружающего мира человек должен быть душевно красив, глубоко, стоять на правильных жизненных позициях.
Эпиграф к уроку
В своей книге "Письма о добром и прекрасном"...
я пытаюсь самыми простыми доводами объяснить,
что следование путем добра - путь самый приемлемый и
единственный для человека. Он испытан, он верен, он
полезен... Д. С. Лихачев
I. Орг. Класса. Сообщение темы, цели урока.
II. Вступительное слово учителя.
За свою жизнь, короткую или долгую, человек делает для себя много открытий. Открывать мир нам помогают удивительные люди – художники, ученые, писатели, поэты. Перед вами портреты «великого гражданина» России Дмитрия Сергеевича Лихачева, человека высокой нравственности и морали, большого ученого, которому никогда не была безразлична судьба своей страны.
Сегодня мы погружаемся в мир незаурядной личности, приступаем к поиску ответа на вопрос о творческой и человеческой индивидуальности Д. С. Лихачева. Путеводной звездой на этом пути станет для нас маленькая книжечка «Письма о добром и прекрасном». Выпущенный в 1985 году этот сборник мудрости стал библиографической редкостью и до сих пор волнует читателя, заставляя размышлять и спорить о том, «… что есть красота».
Советы, которые можно получить, прочитав эту книгу, касаются практически всех сторон жизни. Это сборник мудрости, это речь доброжелательного Учителя, педагогический такт которого и умение говорить с учениками – один из главных его талантов.
В предисловии автор пишет: "Искренность и правдивость, честность и бескорыстие всегда добро". Именно этими качествами обладал замечательный человек - Д. С. Лихачев.
Обсуждение с учащимися темы урока.
Лексическая работа с понятиями: «нравственность», «духовно-нравственные ценности», «хранитель», «честность», «бескорыстие», «доброта» (определения понятий предложены учащимися в качестве опережающего задания).
III. Просмотр слайдов с фотографиями Д.С. Лихачева разных лет.
1. Назовите эпитеты, характеризующие человека на фотографиях (учитель записывает на доске все названные эпитеты).
2. Используя эпитеты, записанные на доске, составить текст из 3-х предложений «Человек с фотографии» (работа в парах). / учащиеся зачитывают свои работы/
Работа с текстом публицистического характера.
- В последние годы Д.С.Лихачев много работал как публицист.
Мы сегодня познакомимся с текстом именно публицистического характера («Самое большое» - Д.С. Лихачев).
Вспомним, каковы функциональные особенности публицистического стиля речи? Какие языковые средства для него характерны?
- Публицистический стиль - (publicus - общественный)
Цель – воздействовать на читателя и слушателя, т.е. в чем-то их убедить, к чему-то призвать;
Сфера функционирования – газетные и журнальные статьи, выступления на митингах, собраниях, по радио и телевидению;
Средства языка – обращения, побудительные и восклицательные предложения, торжественная лексика, антонимы, общественно-политическая лексика, фразеологические сочетания, пословицы, поговорки и т.д.
Жанры публицистического стиля - очерки, статьи, репортажи, интервью, письма.
Письмо – написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь; обращение к кому-нибудь.
И сегодня на уроке, ребята, я хочу познакомить вас с письмом третьим, которое называется «Самое большое», может быть, кто-то из вас и не согласиться со словами Д.С.Лихачева (это ваше право), но хочется, чтобы вы прислушались к его словам, проанализировали, поразмышляли, высказали свою точку зрения по этому вопрос
2. Заполнение «Двойного дневника» по ходу чтения письма._
Использование этого приема дает возможность тесно увязать содержание текста со своим личным опытом. Чтобы сделать двойной дневник, необходимо разделить страницу на 2 половины вертикальной линией.
Записываем, фразы из текста, которые произвели наибольшее впечатление вызвали согласие, протест или непонимание. | Даем комментарии: что заставило записать именно эту фразу? Какие мысли, вопросы, ассоциации и воспоминания она вызвала? |
| |
Двойные дневники ведутся по ходу чтения текста.
Используются на стадии осмысления и стадии рефлексии.
Особенно полезны, когда учащиеся получают задание прочитать какой-то большой текст дома, вне класса.
Заполнение дневника начинается с левой части страницы (левого столбика)
Цитату не обязательно выписывать полностью.
3. Чтение письма. Письмо третье САМОЕ БОЛЬШОЕ
А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас. А добро - это прежде всего счастье всех людей. Оно слагается из многого, и каждый раз жизнь ставит перед человеком задачу, которую важно уметь решать. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но мелочь и крупное нельзя разделять. Многое, как я уже говорил, начинается с мелочей, зарождается в детстве и в близком.
Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. Надо быть патриотом, а не националистом. Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. В первом - любовь к своей стране, во втором - ненависть ко всем другим.
Большая цель добра начинается с малого - с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее.
Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками - как в любимом человеке, так и в окружающих людях. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и ложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг (его даже не назовешь любовью) может привести к ужасным последствиям. Мать, всем восторгающаяся и поощряющая во всем своего ребенка, может воспитать нравственного урода. Слепой восторг перед Германией ("Германия превыше всего" - слова шовинистической немецкой песни) привел к нацизму, слепой восторг перед Италией - к фашизму.
Мудрость - это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты - хитрость. Хитрость же постепенно чахнет и непременно рано или поздно оборачивается против самого хитреца. Поэтому хитрость вынуждена скрываться. Мудрость же открыта и надежна. Она не обманывает других, и прежде всего самого мудрого человека. Мудрость приносит мудрецу доброе имя и прочное счастье, приносит счастье надежное, долголетнее и ту спокойную совесть, которая ценнее всего в старости.
Как выразить то общее, что есть между моими тремя положениями: "Большое в малом", "Молодость - всегда" и "Самое большое"? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: "Верность". Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своей безупречной молодости, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, городу, стране, народу. В конечном счете верность есть верность правде - правде-истине и правде-справедливости.
4. Анализ текста. Карта прочтения «Письма…» Д.С.Лихачева
- Неожиданным (или нет) оказалось для вас содержание «Письма…»?
- По-вашему, какова главная мысль «Письма…»?
/учащиеся зачитывают одну работу от группы/
- Скажите, какие слова этого текста звучат как афоризмы?
* Добро - это счастье всех людей.
* Надо быть патриотом, а не националистом.
* Большая цель добра начинается с малого.
* Мудрость - это ум, соединенный с добротой.
* Ум без доброты - хитрость.
- Какова их роль? Что их объединяет?
* Афоризмы подчеркивают публицистичность текста, их чеканное звучание заставляет воспринимать эти высказывания как незыблемую истину.
* В целом это размышление о такой проблеме, как значение доброты в нашей жизни.
Учитель. Вы сказали, что данный текст - это размышление. А что доказывает это?
* Начинается письмо с вопроса. "А в чем самая большая цель жизни?" Союз а как будто соединяет это предложение с какой-то прежде высказанной мыслью автора, и потому сразу начинаешь вдумываться в текст.
* Автор, по сути, сразу начинает отвечать на поставленный вопрос: "Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас".
* Лихачев последовательно доказывает свою мысль о "самом большом", приводит конкретные примеры.
* Его речь афористична. Для убедительности он использует градацию: "Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее".
Учитель. Вы сказали о последовательной аргументации автора. Так какова цепочка его рассуждений о самом главном в жизни?
* Сначала ребенок любит своих близких, свой дом. Затем "его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну". Но любовь к своей стране не должна исключать уважения к другим странам, то есть к миру вообще.
Учитель. А от чего предостерегает автор?
* Лихачев предостерегает читателей от слепой любви, когда не замечают недостатки, не говорят о них.
* Мне кажется, именно такие "слепые" люди бывают фанатами певцов, а это может привести к трагедии.
* Такое прекрасное чувство, как любовь, по мысли автора, "может привести к ужасным последствиям". Он приводит пример, когда слепая любовь матери формирует "нравственного урода".
* Лихачев считает, что именно "слепой восторг перед Германией ("Германия превыше всего"...) привел к нацизму", то есть к мировой войне.
Учитель. В чем актуальность проблем, поднятых Д. С. Лихачевым?
* Он говорит о терпимом отношении к представителям других народов, объясняя это очень просто: "Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою". Синтаксический параллелизм ("Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот") позволяет более ярко подчеркнуть разницу между патриотизмом и национализмом.
* На мой взгляд, актуален и вопрос о значении раннего воспитания доброго отношения к окружающим. Ведь дети очень восприимчивы ко всему хорошему. Автор очень уместно употребляет антонимы: мелочь - крупное ("мелочь и крупное нельзя разделять"), подчеркивая необходимость тренировать детей на добрых делах.
* А я думаю, актуальна и проблема "верности" в широком смысле этого слова. Ведь сейчас это слово почти не употребляется, мы как будто забыли его, вывели из своего лексикона за ненадобностью. А ведь за ним стоит прекрасное качество человека: хранить веру в любовь, в счастье; верный человек - надежный человек.
Учитель. Какое средство выразительности использует автор в последнем абзаце, с какой целью?
* Это лексический повтор (слова верность). Он употреблен в последнем абзаце, прежде всего, потому, что в конце статьи содержится своеобразный итог, вывод: доброе отношение к окружающему миру делает человека верным. Повтор слова верность расширяет эту мысль до философских обобщений ("В конечном счете верность есть верность правде: правде - правде-истине и правде-справедливости"). Таким образом, остро ставится проблема верности, в широком смысле этого слова.
Учитель. Подводя итог, скажу, что талантливый публицист Д. С. Лихачев всегда пишет очень искренне, для убеждения читателей в своей правоте использует различные языковые приемы (так, в этом тексте мы отметили вопросно-ответную форму изложения, афоризмы, градацию, синтаксический параллелизм, антонимы, лексический повтор). Его статьи будут актуальны всегда, ибо в них поднимаются вечные проблемы. Одно из писем, обращенных к молодым, Лихачёв закончил, так: "Итак, прочтя, отложите мои письма в сторону и сами находите для себя правильные решения и стремитесь, чтобы не оступиться, чтобы все решения шли прямо от сердца. А я помашу вам вслед..."
Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру по тексту Д. С. Лихачева на одну из проблем, раскрываемых в тексте.
«Десять заповедей человечности» (из кн. Д.С. Лихачева «Раздумья», 1991)
Не убий и не начинай войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
Чти природу как матерь свою и помощницу.
Пусть труд и мысли твои будут трудом
И мыслями свободного творца, а не раба.
Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
Пусть свободным будет все,
Ибо все рождается свободным
«Десять заповедей человечности» (из кн. Д.С. Лихачева «Раздумья», 1991)
Не убий и не начинай войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло или ради корысти.
Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
Чти природу как матерь свою и помощницу.
Пусть труд и мысли твои будут трудом
И мыслями свободного творца, а не раба.
Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
Пусть свободным будет все,
Ибо все рождается свободным
Сочинение
Как известно, Д. С. Лихачев, замечательный человек и публицист, ряд своих книг посвятил юношеству. В данном тексте рассуждения автора касаются очень важных для подрастающего поколения проблем. Одна из них - это терпимое отношение к людям другой национальности. Причем Д. С. Лихачев начинает свои рассуждения с того, что доказывает необходимость воспитания добра с детских лет, а потом показывает, применяя градацию, рост, увеличение этого чувства по мере взросления. От любви к своей семье - к любви к стране, к миру. Но автор предостерегает читателей от "слепой любви". Причем любой: к человеку, к стране, к нации.
Запоминающе и емко звучат слова: "Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот". Этот синтаксический параллелизм позволяет нам ясно представить четко сформированную позицию публициста, с которой нельзя не согласиться. А действительно, почему бы нам просто не любить свою землю, свою страну, свой край, делая все для их процветания, не отвлекаясь на неприязнь, ненависть к другим. Ведь ненависть, как и любовь, сильное чувство. Оно тоже требует сил, здоровья, материальных затрат. Если просто понять, что "превыше всего" не Германия, не США, не Ирак или Турция, а гуманизм, терпимость к другим, интерес к разным культурам, то насколько проще и ярче могла бы быть наша жизнь...
Вообще, весь текст пронизан желанием Д. С. Лихачева внушить читателям простым и убедительным языком незыблемые истины: любовь и добро - это главное в жизни. Без них невозможны ни счастье одного человека, ни благополучие страны. Именно это позволяет ему сделать поистине философские выводы о "правде-истине и правде-справедливости", в основе которых всегда лежит добро...
Сочинение ученицы Оксаны Х.
Есть такая публицистика, которая привлекает необыкновенной искренностью, правдивостью, актуальностью. Именно этим отличается статья-письмо Д. С. Лихачева "Самое большое". Безусловно, текст многопроблемный, но мое внимание привлек вопрос о значении раннего воспитания доброго отношения к миру. Автор взволнованно говорит об этой проблеме, подчеркивая необходимость тренировать детей на "добрых делах". А ведь в самом деле, разве можно научиться плавать, не вступив в воду? Так как же можно требовать от подростка или даже взрослого человека, чтобы они были добры, если им в детстве не приходилось приносить домой бездомного котенка, если не жертвовали своими детскими удовольствиями ради больной бабушки, с которой надо было "посидеть", если не делились с мамой или младшей сестренкой чем-то вкусным...
Замечательный публицист и мудрый человек, Д. С. Лихачев, конечно, понимает всю значимость доброго раннего воспитания человека. "Большая цель добра начинается с малого", - афористично звучат его слова, употребляемые для доказательства тезиса о добре. Антонимы "мелочь" - "крупное" тоже подчеркивают значение этой проблемы. Важно, по-моему, и то, что весь текст проникнут убеждением автора, что люди должны "увеличивать добро в окружающем нас". В этом его незыблемая позиция, позиция человека и гражданина. И конечно, он последовательно доказывает ее, начиная свои рассуждения с такого аргумента, как воспитание любви маленького человека к своему дому, своей семье. Если вдуматься, это очень важно: любовь. Именно любовь формирует добро. А "добро - это счастье всех людей" - так считает Д. С. Лихачев. И я, безусловно, не могу с ним не согласиться, ведь именно добра, милосердия нам так сейчас не хватает. И мир в доме, в семье, в стране, на планете зависит от того, каким вырастет маленький человек, играющий сейчас в "доброго доктора" или в "безжалостного террориста"...
7