Конспект открытого урока по биологии
Учитель: Лаухина Анна Вениаминовна
Тема: Класс двустворчатые моллюски.
Класс: 7
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
изучить особенности двустворчатых моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни.
Задачи:
1. Образовательные: ознакомить учащихся с характеристикой класса Двустворчатые моллюски, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.
2. Развивающие: развивать навыки и умения исследовательской деятельности, самостоятельного поиска информации, интеллектуальные умения учащихся: сравнивать, анализировать, обобщать, работать с рисунками, таблицами и схемами;
способствовать развитию познавательного интереса к животному миру.
3. Воспитательные: формировать нравственные ценности у учащихся; бережное отношение к природе, в частности, к животным; способствовать воспитанию коммуникабельности учащихся при работе в группах.
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Предметные:
Знать особенности внешнего и внутреннего строения двухстворчатых моллюсков, а также особенности их жизнедеятельности в связи с особенностями среды обитания.
Уметь различать моллюсков на основании внешних признаков. Уметь правильно формулировать определения понятий изучаемой темы (моллюски, двухстворчатые, брюхоногие, головоногие и т. д).
Уметь составлять схему к теоретическому материалу, используя систему условных обозначений.
Дидактические средства:
- учебник: Константинов, В.М. Биология. 7 класс / В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. – М.: Вентана – Граф, 2017.
- рабочие листы с заданиями,
- информационные карточки.
Оборудование:
- мультимедия: проектор, ноутбук;
- презентация.
Этапы урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний.
3. Постановка учебной задачи. Изучение нового материала.
4. Первичное закрепление учебного материала.
5. Рефлексия.
6. Заключительный этап.
Ход урока:
(Перед уроком класс делиться на группы).
Здравствуйте.
Удивителен и неповторим каждый живой организм, каждое живое существо. Шагая от урока к уроку, мы вместе с вами познаем мир живой природы. И убеждаемся в необходимости любить и оберегать её.
А сейчас представьте, что мы находимся в Древнем Китае. Мы стали с вами свидетелями небесной битвы драконов. Свирепые драконы устроили в небе жесточайшую битву. Гром гремел не переставая, молнии то тут то там разрывали небосвод. Испуганные люди на земле ждали, что бой могучих драконов принесет гибель всему живому, однако, в конце битвы на зрителей пролился дождь из прекрасных жемчужин. Именно они по сей день обнаруживаются в водоемах.
Сегодня вы будете нырять в мир знаний, и добывать жемчужины. Чем больше вы добудете жемчужин, тем больше балов получите.
Вы уже познакомились с некоторыми типами представителей животного мира. Вот посмотрите эти типы. Но у меня они перепутались. Я попрошу выполнить вас задание №1. Оно одно на группу. И давайте наведем порядок, расставим представителей типа правильно. В пустых клетках поставьте цифры – тип и представитель.
Тип инфузории | Тип кишечнополостные | Тип круглые черви | Тип кольчатые черви |
1. Гидра пресноводная | 2. Инфузория туфелька | 3. Дождевой червь | 4. Печеночный сосальщик |
2 | 1 | 4 | 3 |
Проверяем на слайде последовательность цифр.
Кто справился полностью? Получает большую жемчужину. Если перепутана одна цифра, получаем маленькую жемчужину.
А мы идем дальше. И так мы изучаем с вами:
Царство – Животные
Подцарство – Многоклеточные
Тип – Моллюски
Класс - Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
Вы уже знакомы с представителями этого типа, а именно с классом брюхоногие моллюски.
Задание №2.
Надо распределить моллюсков по классам. Возьмите для этого лист с заданием № 2 просмотрите моллюсков и запишите только цифры.
1 . | 4. | 7. |
2 . | 5 . | 8. |
3 . | 6 . | 9. |
Класс Брюхоногие моллюски | Класс Двустворчатые моллюски | Класс Головоногие моллюски |
Закончили.
- Возникают трудности? В чем затруднение?
Какие признаки использовали для работы?
Ответы: нога, внешнее строение.
- И кто у вас вызвал трудность?
-Ответ: Тередо.
Давайте посмотрим, что получалось. Оказывается Тередо это двухстворчатый моллюск. Или как его называют корабельный червь. Просто его двустворчатая раковина видоизменена и похожа на сверло. И с помощью этого сверла, моллюск просверливает древесину и делает в ней ходы до 2 м длиной, а затем покрывает перламутровым слоем, образуя прочные каналы.
- Кто полностью справился с заданием. Давайте посмотрим. (Разбираем ошибки групп. Выдаем жемчужины).
Вы уже изучили класс Брюхоногие моллюски, а сегодня вам предстоит познакомиться с классом двустворчатые моллюски.
У меня к вам вопрос:
- Где обитают брюхоногие моллюски?
Ответы: в воде пресной, морской на суше.
- Получается, что среда обитания их очень большая.
- А вот почему двустворчатые обитают только в воде, и как, правило на дне? Почему?
Ответы: не могут плавать, ног нет, не могут без воды (а почему не могут без воды), легких нет.
- Т.е. им не комфортно на суше, а только в воде. И сегодня вы проведете небольшое исследование, что бы ответить на этот вопрос. А чтобы провести исследование надо четко поставить перед собой цель. Давайте сформулируем цель. Что мы будем выяснять, что нам надо узнать? Ответ: почему двустворчатые моллюски не живут на суше, а только в воде.
- Отлично значит цель урока: изучить особенности двустворчатых моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Давайте составим план исследования:
1. особенности внешнего строения
2. внутреннее строение
3. особенности размножения и развития
4. значение
Теперь, чтобы провести исследования, нам нужны знания. И у нас они уже есть. Давайте будем на них опираться и сейчас мы вспомним, что мы уже знаем о моллюсках. Посмотрите, таблица заполнена не полностью. Необходимо провести исследование и заполнить таблицу. Каждая группа исследует только несколько признаков. У каждой группы в таблице отмечен план работы. Используйте учебник для работы. Приступайте.
После исследования проговариваем, что получилось и заносим результат в таблицу.
| Группа | Класс Брюхоногие моллюски | Класс Двустворчатые моллюски |
Строение тела | 1 | Голова, туловище, нога, мантийная полость | Нога, мантийная полость, сифон |
Органы пищеварения, питание | 2 | Терка, глотка, печень, слюнные железы, растительноядные | Ротовая полость, печень, фильтранты |
Органы дыхания | 3 | Легкое | Жабры |
Сердце | 1 | Предсердие с желудочком | 2 предсердия с желудочком |
Органы выделения | 2 | Одна почка | 2 почки |
Органы чувств | 3 | Орган равновесия, головные щупальца, глаза | Органы равновесия |
Размножение и развитие | 1 | Гермафродиты, оплодотворение перекрестное, личинка парусник | Раздельнополые, личинки- парусник и глохидия |
Наше исследование подходит к концу.
-Какую цель мы ставили перед исследованием.
Ответ.
- Итак. Вы поняли, почему они не могут жить на суше
Ответы учащихся
Хорошо. Давайте тогда сформулируем вывод: все строение моллюска связано с тем, где они обитают.
- А как вы считаете, у всех живых организмов строение связано со средой обитания.
- А теперь предлагаю вам закончить фразы.
Отвечают.
Хорошо. Молодцы.
Немного интересных фактов о двустворчатых моллюсках и жемчуге:
1. Жемчужина Аллаха - самая большая жемчужина, напоминающая голову человека в чалме.
2. Самым большим в мире двухстворчатым моллюском является тридактна гигантская (Tridacna gigas). Ее вес может достигать 333 кг, а ширина раковины до 2 метров. Часто раковину тридактны используют как десткую ванну. В соборе Парижской богоматери раковина тридактны служит купелью для крещения. Существует мнение, что тридактна опасна для ныряльщиков, так как потревоженая может зажать руку ныряльщика между створок. Однако на самом деле для ныряльщиков она не представляет опасности, разве что для слишком медлительных или безрассудных (глупых).
3. Устрицы могут менять пол. Один сезон женщина, другой – мужчина.
Устрица за один сезон может произвести около миллиона яиц. Однако только единицы смогут выжить, и дорасти до взрослого состояния.
4.Некоторые разновидности гребешков имеют десятки голубых глаз по краям раковины. С помощью них, гребешки могут замечать хищников и вовремя убежать.
На этом наш урок закончен. До свидания.