Вводный этап Приветствие, знакомство с планом занятия в игровой форме. Практическая работа на определение своего положения относительно других, стимулирование использования слов, указывающих на положение в пространстве: ответы на вопросы: Педагог озвучивает вопросы детям и оценивает ответы и действия детей. - Здравствуй, Миша! Где стоит Миша? Миша, встань за мной! - А кто у нас стоит за Дмитрием? Иван! Здравствуй, Иван. - Ребята, а где я стою, рядом с кем я стою (чем?). Задания группе: Педагог даёт задания группе: найдите 3 конверта с заданиями к занятию, составить план занятия. - Первый конверт вы найдете за шкафом. Его нужно достать, передавая друг от другу левой рукой, отдать мне. - Второй конверт вы найдете слева от окна шкафом. Его нужно достать, передавая друг от другу правой рукой, отдать мне. - Третий конверт вы найдете подстулом. Его нужно достать, передавая за спиной отдать мне. Открываем первый конверт. Первый конверт. Рисунок – последовательная схема упражнений. Сначала мы будем делать зарядку. 1 ученик- прикрепи картинку магнитом на доску левой рукой, выше своей головы. Открываем второй конверт. Рисунок – дети играют. Потом мы будем играть. 2 ученик – прикрепи картинку правой рукой справа от 1 картинки, ниже 1 картинки. Открываем третий конверт. Рисунок – дети рисуют. В конце урока мы будем рисовать. 3 ученик – прикрепи картинку справа от 2 картинки, на уровне своей груди. Педагог наблюдает за точностью выполнения детьми инструкции, отмечает уровень развития пространственных представлений учеников. | 1 человек поочередно Индивидуально Взаимодействуют с педагогом с педагогом (контакт глаз, вербально, с помощью жестов). Обозначают вербально или с помощью средств альтернативной коммуникации свое местоположение относительно других учеников и /или помещения, используют предлоги, обозначающие пространственное положение. Выполняют перцептивные действия, перемещаясь в пространстве. Выполняют действия по инструкции. Знакомятся с визуальным планом этапов урока. |
Практическая работа. 1 Этап. Коррекционное упражнение «Зарядка». Педагог озвучивает позу человека (положение рук, ног , головы) на 1 картинке. После того, как дети на слух приняли позу, педагог открывает картинку для сравнения принятой позы и образца. Предлагает детям посмотреть на картинку и, если, нужно, улучшить свою позу. Педагог наблюдает: - за выполнением детьми словесной инструкции; - за действиями детей по соотнесению своей позы и позы на картинке. 2 Этап. Коррекционное упражнение «Игра - Поиск сокровищ». Педагог рассматривает с детьми заранее подготовленное схематическое изображение помещения, где проходит занятие проговаривает вслух, что стоит слева, что стоит справа, что посередине, одновременно соотнося схему и реальную комнату. Затем педагог обозначает на «карте сокровищ» место, где спрятан клад и просит учащихся найти обозначенное место. сверяясь с картой. Этап 3 Коррекционное упражнение «Игра - Муха». Педагог называет детям место, куда прилетела и села на лист муха. Первая муха села в центр листа, и т.п. Вторая муха села по центру внизу листа, и т.п. Учащиеся обозначают названных мух кружочками на своих листах. По окончанию педагог показывает детям лист с правильным положением всех мух и организует проверку совместную с детьми листов. | Выполняют перцептивные действия, задействуют основные элементы крупной моторики, ориентируются на вербальное обозначение частей схемы тела и их положения в пространстве. Удерживают позу. Соотносят собственную позу с визуальным образцом. Корректируют собственную позу. Ориентируются в реальном пространстве, опираясь на схематическое изображение на пространстве листа. Устанавливают соотношения между предметами и их пространственными взаимосвязями Актуализируют вербальные обозначения пространственных обозначений. Средства: бумага, карандаш, интересный предмет – «клад». Обозначает на листе «муху» по словесной инструкции педагога Проводит визуальное сравнение результатов своей деятельности с образцом |
Педагог обращает внимание детей на рисунки-обозначения этапов занятия на доске, задает вопрос детям – что мы делали сначала? Что потом? Что в конце занятия? « Упражнение « Ладошки». Развитие внимания, моторного планирования, восприятия цвета и межполушарного взаимодействия. Формирование правильной зрительно- моторной координации (глаза - руки); Умения последовательно выполнять действия и согласованность в движениях. Встаньте слева от меня те, кому больше всего понравилось играть, справа – кому больше всего понравилось рисовать, за мной – кому понравилось делать упражнения. Какие слова мы сегодня очень часто говорили? | |
На основе анализа наблюдений за выполнением учащимися упражнений определить степень форсированности пространственных представлений у учеников, внести соответствующие уточнения в программу коррекционных занятий, подготовить рекомендации родителям и педагогам. | Педагог определяет: Уровень развития пространственных представлений: высокий, средний, низкий. Уровень развития функции программирования и контроля высокий, средний, низкий. К результатам собственной деятельности критичен/ не критичен. Инструкцию удерживает/не удерживает/ . |