СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок Коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с нарушением интеллекта

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование сенсорных эталонов пространственного положения, развитие представленных представлений

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок Коррекционно-развивающего занятия для обучающихся с нарушением интеллекта»




Открытый урок

Коррекционно-развивающего занятия

для обучающихся с нарушением интеллекта

Сенсорное развитие, класс, группа учащихся

Кравчук Татьяна Владимировна, педагог-психолог

ГБОУ школа-интернат № 111 г.о. Самара

Восприятие пространственных представлений

формирование сенсорных эталонов пространственного положения, развитие представленных представлений

По окончании изучения темы ученик:

-демонстрирует навыки программирования и контроля при выполнении перцептивных действий;

- поддерживает обратную связь с педагогом при выполнении коррекционных заданий;

- удерживает инструкцию к заданию;

- демонстрирует эмоциональную реакцию заинтересованности при выполнении заданий;

- приобретает дифференцированные сенсорные представления о схеме собственного тела;

- расширяет сенсорные представления об ориентации в пространстве помещения, в школьном здании, на пришкольной территории.

- приобретает умения ориентироваться в пространстве листа бумаги, стола.

- демонстрирует ориентацию (вербально, указательным жестом, прикосновением) в схеме собственного тела по признакам «левая ...», «правая …», «верх ...», «вниз», «перед …», «за …», «на ….»;

-располагает предмет в пространстве помещения относительно существующих объектов по инструкции из 1-2 ориентиров. Пример инструкции: «Положи мяч под стол, слева от стула».

- перемещается в помещении по инструкции или схеме Пример инструкции: «Встань между окном и стулом, ближе к окну»;

- рисует на листе отметки по инструкции, включающей один из ориентиров: в центре, в левом-правом-верхнем-нижнем углу. Пример инструкции: «Поставь точку в верхнем правом углу листа».



Педагогическая задача: Создать эмоционально-благоприятный фон для занятия. Снизить эмоциональную напряженность, визуально закрепляя последовательность этапов урока. Стимулировать активность нейродинамических процессов.

Провести диагностическое наблюдение уровня сформированности ориентации положения в пространстве помещения.

Ознакомить учащихся с заданиями для групп. Провести диагностическое наблюдение уровнясформированности функции ориентации в пространстве, всхеме собственног тела, наблюдения сформированности функции программирования контроля, удержания инструкцииучащимися. Выявить способность к удержанию инструкции при выполнении заданий.

Ход урока:



Вводный этап

Приветствие, знакомство с планом занятия в игровой форме.

Практическая работа на определение своего положения относительно других, стимулирование использования слов, указывающих на положение в пространстве: ответы на вопросы:

Педагог озвучивает вопросы детям и оценивает ответы и действия детей.

- Здравствуй, Миша! Где стоит Миша? Миша, встань за мной!

- А кто у нас стоит за Дмитрием? Иван! Здравствуй, Иван.

- Ребята, а где я стою, рядом с кем я стою (чем?).

Задания группе: Педагог даёт задания группе: найдите 3 конверта с заданиями к занятию, составить план занятия.

- Первый конверт вы найдете за шкафом. Его нужно достать, передавая друг от другу левой рукой, отдать мне.

- Второй конверт вы найдете слева от окна шкафом. Его нужно достать, передавая друг от другу правой рукой, отдать мне.

- Третий конверт вы найдете подстулом. Его нужно достать, передавая за спиной отдать мне.

Открываем первый конверт. Первый конверт. Рисунок – последовательная схема упражнений. Сначала мы будем делать зарядку. 1 ученик- прикрепи картинку магнитом на доску левой рукой, выше своей головы.

Открываем второй конверт. Рисунок – дети играют. Потом мы будем играть. 2 ученик – прикрепи картинку правой рукой справа от 1 картинки, ниже 1 картинки.

Открываем третий конверт. Рисунок – дети рисуют. В конце урока мы будем рисовать. 3 ученик – прикрепи картинку справа от 2 картинки, на уровне своей груди.

Педагог наблюдает за точностью выполнения детьми инструкции, отмечает уровень развития пространственных представлений учеников.




1 человек поочередно

Индивидуально

Взаимодействуют с педагогом с педагогом (контакт глаз, вербально, с помощью жестов).

Обозначают вербально или с помощью средств альтернативной коммуникации свое местоположение относительно других учеников и /или помещения, используют предлоги, обозначающие пространственное положение.

Выполняют перцептивные действия, перемещаясь в пространстве.






Выполняют действия по инструкции.

Знакомятся с визуальным планом этапов урока.







Основной этап

Практическая работа.

1 Этап. Коррекционное упражнение «Зарядка».

Педагог озвучивает позу человека (положение рук, ног , головы) на 1 картинке. После того, как дети на слух приняли позу, педагог открывает картинку для сравнения принятой позы и образца. Предлагает детям посмотреть на картинку и, если, нужно, улучшить свою позу.

Педагог наблюдает:

- за выполнением детьми словесной инструкции;

- за действиями детей по соотнесению своей позы и позы на картинке.

2 Этап. Коррекционное упражнение «Игра - Поиск сокровищ».

Педагог рассматривает с детьми заранее подготовленное схематическое изображение помещения, где проходит занятие проговаривает вслух, что стоит слева, что стоит справа, что посередине, одновременно соотнося схему и реальную комнату. Затем педагог обозначает на «карте сокровищ» место, где спрятан клад и просит учащихся найти обозначенное место. сверяясь с картой.

Этап 3

Коррекционное упражнение «Игра - Муха».

Педагог называет детям место, куда прилетела и села на лист муха. Первая муха села в центр листа, и т.п. Вторая муха села по центру внизу листа, и т.п. Учащиеся обозначают названных мух кружочками на своих листах.

По окончанию педагог показывает детям лист с правильным положением всех мух и организует проверку совместную с детьми листов.



Выполняют перцептивные действия, задействуют основные элементы крупной моторики, ориентируются на вербальное обозначение частей схемы тела и их положения в пространстве.

Удерживают позу.

Соотносят собственную позу с визуальным образцом.

Корректируют собственную позу.










Ориентируются в реальном пространстве, опираясь на схематическое изображение на пространстве листа.

Устанавливают соотношения между предметами и их пространственными взаимосвязями

Актуализируют вербальные обозначения пространственных обозначений.

Средства: бумага, карандаш, интересный предмет – «клад».









Обозначает на листе «муху» по словесной инструкции педагога

Проводит визуальное сравнение результатов своей деятельности с образцом


Заключительный этап

Педагог обращает внимание детей на рисунки-обозначения этапов занятия на доске, задает вопрос детям – что мы делали сначала? Что потом? Что в конце занятия? « Упражнение « Ладошки». Развитие внимания, моторного планирования, восприятия цвета и межполушарного взаимодействия.
Формирование правильной зрительно- моторной координации (глаза - руки);
Умения последовательно выполнять действия и согласованность в движениях.

Встаньте слева от меня те, кому больше всего понравилось играть, справа – кому больше всего понравилось рисовать, за мной – кому понравилось делать упражнения. Какие слова мы сегодня очень часто говорили?






Подведение итогов урока

На основе анализа наблюдений за выполнением учащимися упражнений определить степень форсированности пространственных



представлений у учеников, внести соответствующие уточнения в программу коррекционных занятий, подготовить рекомендации родителям и педагогам.

Педагог определяет: Уровень развития пространственных представлений: высокий, средний, низкий. Уровень развития функции программирования и контроля высокий, средний, низкий. К результатам собственной деятельности критичен/ не критичен. Инструкцию удерживает/не удерживает/ .