- Здравствуйте уважаемые гости и учащиеся 4 А класса, мы рады приветствовать вас на нашем открытом уроке.
Русский язык – необыкновенный язык, он полон загадок и тайн. Но его изучение приносит много радости и удовольствия. И сегодняшний урок-КВН нас в этом убедит.
– Сегодня вашу работу на уроке будут оценивать члены жюри, которое состоит из студентов педагогического колледжа, которые пришли посмотреть на ваши достижения. Итак, давайте начнем.
– О какой части речи говорится в стихотворении.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- Сегодня у нас КВН, который посвящен имени существительному.
– Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Одним из этапов, на пути изучения русского языка, было получение знаний о такой части речи как имя существительное. Наш сегодняшний урок поможет вам закрепить то, что вы узнали об имени существительном. А тем, кто не совсем хорошо усвоил эту тему, выпал шанс лучше
- За правильные ответы каждая команда будет получать баллы. В конце мы подведем итоги и выявим команду победителей.
- Сегодня у нас участвует 4 команды. Вашим командам предоставляется возможность выбрать капитана и определиться с названием своей команды, на это задание вам выделяется 2 минуты.
Капитаны представьте название своей команды.
Представление команд.
РАЗМИНКА “СНЕЖИНКА С ВОПРОСАМИ”
-Обратите внимание на доску, что вы видите? Верно, снежинки, но они не совсем простые, на каждой из них написаны вопросы, на которые вам предстоит ответить. Капитаны каждой команды должны выбрать 2-х человек.
- Выбранные участники по очереди выходите к доске, выберете снежинку и выполните задание, которое на ней написано.
- Что называется именем существительным? (часть речи, предмет)
- Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)
- Какого рода могут быть имена существительные? (ж,м,с)
- Что такое склонение? (изменение по падежам)
- Какая часть существительного изменяется при склонении? (окончание)
- Сколько падежей у имени существительного? Перечислите их(6).
- Каким членом предложения бывает имя существительное?(главный, второстепенный)
- Сколько типов склонения имён существительных вы знаете? Назовите их. (3)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Сейчас ваша задача взять листочки, которые лежат у вас на столах и записывать слова в столбик.
1) Антоним к слову скучный ( ИНТЕРЕСНЫЙ )
2) Угадать слово - Р 1 А ( РОДИНА )
3) Какой сейчас месяц ( ДЕКАБРЬ )
4) Синоним к слову радостно ( ВЕСЕЛО )
5) Приятель, друг ( ТОВАРИЩ )
6) первый день недели ( ПОНЕДЕЛЬНИК)
- Проверка по образцу .
- Прикрыть часть слова, оставив первые буквы. Что заметили интересного? Это падежи русского языка. Сейчас речь пойдет о падежах.
“Это интересно”.
- Послушайте интересные факты. Оказывается, школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить 14 падежей, в Финляндии 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа, у некоторых народностей Дагестана свыше 50 падежей. А вот, у китайцев напротив, существительные совсем не склоняются, и никаких падежей в китайской грамматике нет.
СТИХИ О ПАДЕЖАХ:
Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
- Того, - сказал, Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
- Чем отличаются падежи друг от друга? (вопрос, предлоги).
“ВСЕ МЫ ЗНАЕМ ПАДЕЖИ”
1 Задание
- У вас на столах лежат карточки с падежами, 6 человек берут по одной карточке. Я буду зачитывать словосочетания, тот ученик, чей падеж соответствует, должен быстро показать свою карточку. Участник, давший верный ответ, приносит команде очко.
- Записать в дневник (В.п.)
- Изучать на уроке (П.п.)
- Сидеть за партой (Т.п.)
- Выходить из класса (Р.п.)
- Входит учитель (И.п.)
- Помощь другу (Д.п.)
- Решать задачу (В.п.)
- Рассказывать по плану (Д.п.)
- Отвечать у доски (Р.п.)
- Интересное задание (И.п.)
- Писать мелом (Т.п.)
- Мечтать о каникулах (П.п.)
“МИНУТКА ОТДЫХА”
Мы хотим поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы русский язык знаете. Мы будем называть вам существительное в единственном числе, а вы нам в ответ – во множественном. Команда отвечает хором :
- Нога - ... (ноги)
- Рука - ... (руки)
- Дуга - ... (дуги)+
- Мука - ... (нет мн.числа)
- Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.
Продолжаем дальше:
- Ведро - ... (вёдра)
- Бедро - ... (бёдра)
- Метро - ... (нет мн.числа)
- День - ... (дни)
- Пень - ... (пни)
- Лень - ... (нет мн.чила)
- Цыплёнок - ... (цыплята)
- Козлёнок - ... (козлята)
- Бочонок - ... (бочонки)
“ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ”
- Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям.
-О чём дальше пойдёт речь узнаем, если в каждой группе слов найдем лишнее.
За представленными на слайде цифрами вас ждут 4 слова, где одно из них будет являться лишним. Каждая команда имеет право выбрать задание под любой цифрой, если команда отвечает верно, открывает любую букву, получает очко.
- На доске группы слов.
огонь ладонь (3 скл) сезон газон
|
сирень
справедливость
совесть
шампунь (3 скл)
|
метелица лиственница стелется (гл) туман
|
природа
программа правило (2 скл)
тревога
|
|
|
|
|
красиво(нареч) огниво полено веретено
юноша ( 1 скл), звено, тополь, мотылек
|
кенгуру какаду горилла(склоняем) шимпанзе
|
соловей
сосед
свобода (1скл ) счастье
|
Ваня Кирилл (2 скл) Коля Саша
|
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
С
|
К
|
Л
|
О
|
Н
|
Е
|
Н
|
И
|
Е
|
- Дальше речь пойдет о склонении.
“НАЙДИ СВОЕ СЛОВО”
- Задание следующее: у вас на столах карточки со словами, прочитайте эти слова, ваша задача образовать от данного слова 3 однокоренных существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Приступаем.
1 команда
|
2 команда
|
3 команда
|
4 команда
|
СТАРЫЙ
|
ЦЕННЫЙ
|
БЕДНЫЙ
|
МИЛЫЙ
|
1-скл. - старушка
|
1- цена
|
1- беднота
|
1 - милка, милашка
|
2-скл.- старик, старец.
|
2 - ценник
|
2- бедняк
|
2 - милок
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3-скл. - старость
|
3 - ценность
|
3- бедность
|
3 – милость
|
|
|
|
|
- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных)
- Как правильно написать безударное окончание имён существительных?
1) Определить падеж
2) Определить склонение (поставить существительное в И.п., ед.ч.)
- Эти знания сейчас вам пригодятся.
“УГАДАЙ СЛОВО”
- Сейчас каждая команда должна угадать слово и записать его на обратной стороне карточки.
1 – й команде.
Его корень - в слове “писать”, приставка - в слове “рассказывать”, суффикс - в слове “книжка”, окончание - в слове “вода” (Расписка).
2 – й команде.
Его корень в слове “вязать”, приставка – в слове “замолчать”, суффикс – в слове “сказка”, окончание – в слове “рыба”. (Завязка)
3 – й команде.
Его корень в слове “сказать”, приставка – в слове “подъехал ”, суффикс – в слове “печка”, окончание – в слове “кошка”. (Подсказка)
4 – й команде.
Его корень в слове “ставить”, приставка – в слове “приехать ”, суффикс – в слове “дочка”, окончание – в слове “ложка”. (Приставка)
- В угаданном слове определить склонение и изменить слово по падежам.
- Проверка по образцу.
И.
|
Расписка
|
Завязка
|
Подсказка
|
Приставка
|
Р.
|
РаспискИ
|
ЗавязкИ
|
ПодсказкИ
|
ПриставкИ
|
Д.
|
РаспискЕ
|
ЗавязкЕ
|
ПодсказкЕ
|
ПриставкЕ
|
В.
|
РаспискУ
|
ЗавязкУ
|
ПодсказкУ
|
ПриставкУ
|
Т.
|
РаспискОЙ
|
ЗавязкОЙ
|
ПодсказкОЙ
|
ПриставкОЙ
|
П.
|
РаспискЕ
|
ЗавязкЕ
|
ПодсказкЕ
|
ПриставкЕ
|
“ВОССТАНОВИ ПОСЛОВИЦЫ”
- Наиболее ярко употребляются имена существительные в пословицах, поговорках, загадках. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память.
- Сейчас вы должны восстановить пословицы и объяснить написание безударных окончаний имен существительных.
Делу время
|
здоровый дух
|
Чтоб в почёт_ быть
|
генералом не станешь.
|
Кто ничего не делает
|
а от труда здоровеет.
|
В здоровом тел_
|
надо труд свой полюбить.
|
Человек от лен_ болеет
|
тот никогда не имеет времен.
|
Сидя на печ_
|
потех_ час.
|
Пока жюри будет выявлять команду победителей, мы с вами подведем итоги урока,
а) Существительное обозначает предмет (верно)
б) У существительного 3 спряжения? (не верно)
в) Существительное изменяется по падежам и числам ( верно)
г) В русском языке 5 падежей ( не верно)
д) Существует три склонения имен существительных ( верно)
з) К первому склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце слова в именительном падеже единственного числа ( не верно)
- Какой же части речи был посвящен наш урок?
- Подведение итогов, награждение победителей.
Просмотр содержимого документа
«Открытый урок-КВН по теме: "Имя существительное"»
- Здравствуйте уважаемые гости и учащиеся 4 А класса, мы рады приветствовать вас на нашем открытом уроке.
Русский язык – необыкновенный язык, он полон загадок и тайн. Но его изучение приносит много радости и удовольствия. И сегодняшний урок-КВН нас в этом убедит.
– Сегодня вашу работу на уроке будут оценивать члены жюри, которое состоит из студентов педагогического колледжа, которые пришли посмотреть на ваши достижения. Итак, давайте начнем.
– О какой части речи говорится в стихотворении.
Давно живу я в мире этом,
Даю названия предметам.
- Сегодня у нас КВН, который посвящен имени существительному.
– Ребята, освоить родной язык – трудное дело. Одним из этапов, на пути изучения русского языка, было получение знаний о такой части речи как имя существительное. Наш сегодняшний урок поможет вам закрепить то, что вы узнали об имени существительном. А тем, кто не совсем хорошо усвоил эту тему, выпал шанс лучше
- За правильные ответы каждая команда будет получать баллы. В конце мы подведем итоги и выявим команду победителей.
- Сегодня у нас участвует 4 команды. Вашим командам предоставляется возможность выбрать капитана и определиться с названием своей команды, на это задание вам выделяется 2 минуты.
Капитаны представьте название своей команды.
Представление команд.
РАЗМИНКА “СНЕЖИНКА С ВОПРОСАМИ”
-Обратите внимание на доску, что вы видите? Верно, снежинки, но они не совсем простые, на каждой из них написаны вопросы, на которые вам предстоит ответить. Капитаны каждой команды должны выбрать 2-х человек.
- Выбранные участники по очереди выходите к доске, выберете снежинку и выполните задание, которое на ней написано.
- Что называется именем существительным? (часть речи, предмет)
- Как изменяются имена существительные? (по падежам и числам)
- Какого рода могут быть имена существительные? (ж,м,с)
- Что такое склонение? (изменение по падежам)
- Какая часть существительного изменяется при склонении? (окончание)
- Сколько падежей у имени существительного? Перечислите их(6).
- Каким членом предложения бывает имя существительное?(главный, второстепенный)
- Сколько типов склонения имён существительных вы знаете? Назовите их. (3)
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
- Сейчас ваша задача взять листочки, которые лежат у вас на столах и записывать слова в столбик.
1) Антоним к слову скучный ( ИНТЕРЕСНЫЙ )
2) Угадать слово - Р 1 А ( РОДИНА )
3) Какой сейчас месяц ( ДЕКАБРЬ )
4) Синоним к слову радостно ( ВЕСЕЛО )
5) Приятель, друг ( ТОВАРИЩ )
6) первый день недели ( ПОНЕДЕЛЬНИК)
- Проверка по образцу .
- Прикрыть часть слова, оставив первые буквы. Что заметили интересного? Это падежи русского языка. Сейчас речь пойдет о падежах.
“Это интересно”.
- Послушайте интересные факты. Оказывается, школьники Эстонии, изучая родной язык, должны запомнить 14 падежей, в Финляндии 15. А вот в грамматике Венгрии целых 22 падежа, у некоторых народностей Дагестана свыше 50 падежей. А вот, у китайцев напротив, существительные совсем не склоняются, и никаких падежей в китайской грамматике нет.
СТИХИ О ПАДЕЖАХ:
Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно
Науку познает!
- Того, - сказал, Родительный,
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть свое пальто.
- Тому, - ответил Дательный,
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно
Уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный, -
Я буду обвинять,
Кто книжку вразумительно
Не может прочитать.
- Чем отличаются падежи друг от друга? (вопрос, предлоги).
“ВСЕ МЫ ЗНАЕМ ПАДЕЖИ”
1 Задание
- У вас на столах лежат карточки с падежами, 6 человек берут по одной карточке. Я буду зачитывать словосочетания, тот ученик, чей падеж соответствует, должен быстро показать свою карточку. Участник, давший верный ответ, приносит команде очко.
Записать в дневник (В.п.)
Изучать на уроке (П.п.)
Сидеть за партой (Т.п.)
Выходить из класса (Р.п.)
Входит учитель (И.п.)
Помощь другу (Д.п.)
Решать задачу (В.п.)
Рассказывать по плану (Д.п.)
Отвечать у доски (Р.п.)
Интересное задание (И.п.)
Писать мелом (Т.п.)
Мечтать о каникулах (П.п.)
“МИНУТКА ОТДЫХА”
Мы хотим поиграть с вами, а заодно и проверить, как вы русский язык знаете. Мы будем называть вам существительное в единственном числе, а вы нам в ответ – во множественном. Команда отвечает хором :
- Вот и ошиблись. Существительное МУКА не имеет множественного числа.
Продолжаем дальше:
“ЧТО ЗДЕСЬ ЛИШНЕЕ”
- Поиграли, а теперь приступим к серьёзным испытаниям.
-О чём дальше пойдёт речь узнаем, если в каждой группе слов найдем лишнее.
За представленными на слайде цифрами вас ждут 4 слова, где одно из них будет являться лишним. Каждая команда имеет право выбрать задание под любой цифрой, если команда отвечает верно, открывает любую букву, получает очко.
- На доске группы слов.
огонь ладонь (3 скл) сезон газон | сирень справедливость совесть шампунь (3 скл) | метелица лиственница стелется (гл) туман | природа программа правило (2 скл) тревога |
| | | |
красиво(нареч) огниво полено веретено юноша ( 1 скл), звено, тополь, мотылек | кенгуру какаду горилла(склоняем) шимпанзе | соловей сосед свобода (1скл ) счастье | Ваня Кирилл (2 скл) Коля Саша |
| | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
С | К | Л | О | Н | Е | Н | И | Е |
- Дальше речь пойдет о склонении.
“НАЙДИ СВОЕ СЛОВО”
- Задание следующее: у вас на столах карточки со словами, прочитайте эти слова, ваша задача образовать от данного слова 3 однокоренных существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Приступаем.
1 команда | 2 команда | 3 команда | 4 команда |
СТАРЫЙ | ЦЕННЫЙ | БЕДНЫЙ | МИЛЫЙ |
1-скл. - старушка | 1- цена | 1- беднота | 1 - милка, милашка |
2-скл.- старик, старец. | 2 - ценник | 2- бедняк | 2 - милок |
| | | |
| | | |
| | | |
3-скл. - старость | 3 - ценность | 3- бедность | 3 – милость |
| | | |
- Для чего нужно уметь определять склонение и падеж? (Чтобы правильно написать безударное окончание имён существительных)
- Как правильно написать безударное окончание имён существительных?
1) Определить падеж
2) Определить склонение (поставить существительное в И.п., ед.ч.)
- Эти знания сейчас вам пригодятся.
“УГАДАЙ СЛОВО”
- Сейчас каждая команда должна угадать слово и записать его на обратной стороне карточки.
1 – й команде.
Его корень - в слове “писать”, приставка - в слове “рассказывать”, суффикс - в слове “книжка”, окончание - в слове “вода” (Расписка).
2 – й команде.
Его корень в слове “вязать”, приставка – в слове “замолчать”, суффикс – в слове “сказка”, окончание – в слове “рыба”. (Завязка)
3 – й команде.
Его корень в слове “сказать”, приставка – в слове “подъехал ”, суффикс – в слове “печка”, окончание – в слове “кошка”. (Подсказка)
4 – й команде.
Его корень в слове “ставить”, приставка – в слове “приехать ”, суффикс – в слове “дочка”, окончание – в слове “ложка”. (Приставка)
- В угаданном слове определить склонение и изменить слово по падежам.
- Проверка по образцу.
И. | Расписка | Завязка | Подсказка | Приставка |
Р. | РаспискИ | ЗавязкИ | ПодсказкИ | ПриставкИ |
Д. | РаспискЕ | ЗавязкЕ | ПодсказкЕ | ПриставкЕ |
В. | РаспискУ | ЗавязкУ | ПодсказкУ | ПриставкУ |
Т. | РаспискОЙ | ЗавязкОЙ | ПодсказкОЙ | ПриставкОЙ |
П. | РаспискЕ | ЗавязкЕ | ПодсказкЕ | ПриставкЕ |
“ВОССТАНОВИ ПОСЛОВИЦЫ”
- Наиболее ярко употребляются имена существительные в пословицах, поговорках, загадках. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь, делает ее очень выразительной, заостряет ум и память.
- Сейчас вы должны восстановить пословицы и объяснить написание безударных окончаний имен существительных.
Делу время | здоровый дух |
Чтоб в почёт_ быть | генералом не станешь. |
Кто ничего не делает | а от труда здоровеет. |
В здоровом тел_ | надо труд свой полюбить. |
Человек от лен_ болеет | тот никогда не имеет времен. |
Сидя на печ_ | потех_ час. |
Пока жюри будет выявлять команду победителей, мы с вами подведем итоги урока,
а) Существительное обозначает предмет (верно)
б) У существительного 3 спряжения? (не верно)
в) Существительное изменяется по падежам и числам ( верно)
г) В русском языке 5 падежей ( не верно)
д) Существует три склонения имен существительных ( верно)
з) К первому склонению относятся имена существительные женского рода с мягким знаком на конце слова в именительном падеже единственного числа ( не верно)
- Какой же части речи был посвящен наш урок?
- Подведение итогов, награждение победителей.