Открытый урок литературы
по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро», 5 класс
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Сегодня мы продолжим работу над рассказом
В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Актуализация знаний, мотивация.
Ребята, на прошлом уроке вы получили задание по группам: 1 ряд – «Юннаты», 2 ряд – «Спасатели», 3 ряд – «Филологи». Каждая группа выполняла своё задание, проверять мы их будем на всём протяжении урока.
Прежде чем начнем урок, мне бы хотелось, чтобы вы ответили на мои вопросы.
Она величественна и похожа на океан.
Она щедра и сурова.
Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.
Действительно, это тайга. А теперь вторая часть «ребуса»:
Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
Он беззащитный и в то же время сильный.
Он сын и одновременно хозяин.
Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
Он совершает ошибку и исправляет ее.
Вы правы: это главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
- Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения).
3. Постановка целей и задач урока.
Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: «Пути не открываются перед теми, кто не борется». Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.
- Можно ли назвать наш урок «Поединок Васютки и тайги?»
Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.
Итак, обобщая сказанное, сформулируем тему урока: «Человек и природа в рассказе». Запишем тему урока в тетрадь.
Слово предоставляется нашим филологам.
1. Что вы можете рассказать об истории создания рассказа «Васюткино озеро»? Что обозначает имя «Василий»?
- «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», - напишет впоследствии В. П. Астафьев. Учитель литературы детского дома, в который попал Витя Астафьев, сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский заметил в ученике склонность к литературе и стал развивать ее. Учитель часто задавал ученикам сочинения на «вольные» темы. В одном из таких сочинений Астафьев написал о том, как мальчик заблудился в тайге и нашел неизвестное озеро. Учитель признал это сочинение лучшим и опубликовал его в рукописном школьном журнале.
Много лет спустя Астафьев вспомнил об этом школьном сочинении и написал рассказ для ребят «Васюткино озеро».
Рассказ «Васюткино озеро» автобиографичный. Что это значит?
Автобиографичность – это свойство художественного произведения отражать
реальные события жизни автора.
Какова композиция рассказа? (слайд № )
Композиционный план рассказа «Васюткино озеро».
Экспозиция.
Рассуждение об озерах и их названиях.
Неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.
Завязка.
Развитие действия.
Страх и отчаяние Васютки.
Решительные действия по своему спасению.
Просвет в пути.
Кульминация. Появление бота и возвращение героя.
Развязка.
Васютка дома.
Путь к озеру и его освоение.
Эпилог. Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».
Ребята, посмотрите внимательно на план на экране. Первый и последний пункты об озере. Начинается и заканчивается повествование одним и тем же. Такая особенность построения называется кольцевая композиция.
- Обратимся к экспозиции. экспозиция нужна, чтобы подготовить читателя к восприятию материала.
- На какой реке происходит действие рассказа? (На Енисее).
- Обратимся к тексту на стр.125 учебника. Как этот пейзаж связан с историей, которая произойдёт с Васюткой?
- А что говорит о Енисее дедушка Афанасий? (см. стр.125 учебника).
- С какой целью уходил Васютка в лес? Что является ЗАВЯЗКОЙ ?
- С чего начинается дорога?
Всякая таёжная дорога начинается с затесей...
Словарная работа. Тут нам придут на помощь «Филологи». Что такое затеси?
Затеси – сама по себе вещь древняя и ведомая многим – это зарубка, стёс, сделанный топором или каким-то острым предметом на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты до меты, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце её возникало замовье, заимка, затем село и город. В разных концах России меты называют по-разному: зарубы, затесины, затеси.
- И только ли таёжная дорога начинается с затесей?
Любая тропинка, любая дорога, любой, всякий путь человека по большой жизни начинается с Затесей (заруби себе на носу, завяжи узелок на память). Как вы понимаете эти синонимические фразеологизмы? В конце урока мы с вами и посмотрим, что же мы завяжем в узелок и зарубим на носу.
- Какой старинный порядок при отправке в тайгу обычно должен был соблюдать каждый человек? В рассказе он звучит как афоризм. Найдите его (стр.127 по тексту). Какие законы тайги мы можем сформулировать? Слово предоставляется группе спасателей, которым было дано задание: «Сформулировать Законы тайги, составить памятки – советы идущим в лес, на случай, если ты заблудился».
Законы тайги:
1. Собираясь в лес, необходимо брать с собой спички и хлеб.
2. Двигаться нужно по затесям, чтобы не заблудиться.
3. Беречь патроны.
4. Быть наблюдательным, внимательным, осторожным.
5. Уметь ориентироваться по сторонам света.
6. Помнить, что гудок парохода откликается на ближнем водоёме.
7. Не терять веры в свои силы.
- Какие советы вы дадите тем, кто идёт в лес? (Составляется и озвучивается «Памятка идущему в лес»).
Памятка №1. Советы идущему в лес.
Продумай тщательно маршрут.
Не забудь взять компас.
Возьми спички для костра.
Захвати с собой теплые вещи.
Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари, консервы).
- Что необходимо знать, если ты заблудился в лесу? (Составляем и озвучиваем памятку «Если ты заблудился в лесу»).
Памятка №2. Если ты заблудился.
Не паникуй, успокойся.
Прекрати бесполезное движение,
Осмотри место, где находишься.
Собери хворост, дрова для костра (на ночь).
Разожги костер, приготовь пищу.
Подготовь из веток, травы место для ночлега.
Спокойно ожидай спасателей, родственников.
Физкультминутка. А теперь отдохнем!
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз»!
А над нами весело шелестит трава.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки мы ягоды, грибы,
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять»
Станем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть»
Всем за парты тихо сесть!
Фронтальный опрос по содержанию.
- Ребята, в рассказе часто упоминаются слова мать, хлеб, краюшка, затеси, дорога. Их можно назвать ключевыми.
Пока Васютка не заблудился, он и не вспоминал эти слова, потому что у него было дело: он преследовал глухаря. Но, стоп! Вот он заблудился, пока ещё сам не осознавая этого. И сразу: - Побегу, а то мамка наподдаст по загривку. Вдруг он спохватился: где же затеси? Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоскою подумал: «Плачет, поди, мамка?»
- Посмотрим, как нагнетается тревога, нарастает испуг Васютки. (Текст на стр.131 учебника). «Лес был такой же, и все же от него веяло чем-то чужим». Неслучайно и появление паука. Какова роль образа паука? (Текст на стр.132 учебника).
Выводы: Васютка попал в плен тайги и трудных обстоятельств. С одной стороны лес, оживлённый и радостный, с другой, настроение мальчика.
Как называется приём, основанный на противопоставлении? (антитеза)Для чего он здесь используется? (для того, чтобы передать отчаяние мальчика.)
- Как ведет себя Васютка, поняв, что заблудился?
Стр.133. «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!» – вспомнились ему слова отца и дедушки». Итак, надо «взять себя в руки».
развести огонь;
собрать сухие ветки и мох, искрошить сучки;
запастись на ночь дровами;
хоть хочется плакать, но надо приготовить еду;
поужинав, убрать все в мешок и повесить на ветку, чтобы мыши не достали.
- Какие трудности пришлось преодолевать мальчику на своём пути?
пробираться через сухой валежник;
«почувствовал, что кто-то к нему крадется… - корень – выворотень»;
ночлег под пихтой во время дождя, там съедена последняя краюха хлеба.
- В чём увидел мальчик своё спасение?
В озере. «Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное».
- Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро?
Много рыбы. «В озере – белая рыба!» (Сиг, чир, пелядь)
- Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?
Чувство радости, восторга. Докажите словами текста. Стр.142.
- Обратимся к кульминации. Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот?
Учитель: Васютке в тайге встречалось множество разных живности и растений. Слово «Юннатам», которые приготовили рассказ об обитателях тайги, с которыми повстречался Васютка.
На своем пути мальчик встречался с кедровкой, белкой, глухарем, утками и гусями, вышел к озеру в котором водилось много рыбы (сиг, чир, пелядь).
С чего все началось? С желания подстрелить глухаря. Забылся Васютка, что он в тайге, хотя много раз слышал от охотников страшные рассказы о том, как блуждают люди в лесу и погибают иногда... Родилась страшная жадность. Даже собаке уподобился, чтобы перехитрить глухаря, облик человеческий потерял.
Через сколько испытаний прошёл! Дошел, добрел, оборванный, голодный, но сделавший столько открытий, не сломленный трудностями, выстоявший и преодолевший все преграды. И стал совершенно другим человеком! Первыми словами заново рожденного человека были ... Енисеюшко! славный, хороший...
Можно ли сказать, что Васютка был один в тайге? А тайга в этом рассказе друг или враг? Какие качества характера помогли Васютке всё преодолеть, вернуться домой?
Обратимся к РАЗВЯЗКЕ.
Васютка открыл озеро, его не было на карте. Васютка – проводник. Он привел отца и его бригаду к озеру, в котором водилось много речной рыбы. Тем самым помог потерявшим работу взрослым, выйти из отчаяния.
«Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять». Почему тайга стала для Васютки открытой книгой?
Что помогло Васютке познать законы природы?
Почему отражение в Енисее удивило Васютку?
Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.
Самостоятельная работа с текстом.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Подведем итоги. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?
ВЫВОД: Природа – мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы. (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.
Домашнее задание. В тетради по литературе ответить на вопрос: «Чему вы научились у Васютки?»