1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. У нас гости и мы им рады. Присаживаемся.
Равнодушие — наивысшая жестокость. Сострадание — высочайшая форма человеческого существования. Мы испытываем это чувство, когда переживаем чужое горе, чужую боль, как свою собственную.
А можно ли научиться состраданию? Можно ли развить в себе способность к сочувствию? Конечно же, можно. Для этого нужно просто уметь ставить себя на место другого, помочь ему тем, что для него в данный момент нужнее всего. А может быть, нужно просто побыть рядом, помолчать.
На протяжении многих лет русские писатели, художники и музыканты стремились пробудить наши души своими произведениями.
С одним из таких произведений мы с вами познакомились несколько уроков назад. Сегодня заключительный урок по повести «В дурном обществе», которая была написана удивительным человеком, «нравственным гением» русской литературы Владимиром Галактионовичем Короленко.
Он поступал не так «как все», а так как велит сердце, стремился улучшить жизнь простого народа, облегчить участь обездоленных детей.
Записываем число и тему нашего урока
Нравственные уроки повести В. Г. Короленко «В дурном обществе».
А эпиграфом служат слова одного из героев повести «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня».
В своей повести Владимир Галактионович задает нам вопрос: способны ли мы к состраданию, милосердию, отзывчивости и мы постараемся на него ответить на этом уроке
- Какое у вас осталось настроение от этого произведения.
С каким цветом ассоциируется у вас это произведение
Учитель: А сейчас прозвучит музыкальный фрагмент. Прослушаете и подумайте Кто из героев произведения мог бы петь эту песню.
3. Учитель: Неспроста серый цвет стал отражателем вашего настроения, где этот цвет присутствует в повести.
ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ
Учитель: На доске перед нами камни как символы одиночества, печали, страха, голода, нищеты. Постараемся к концу урока доказать, что в нашей жизни нет места серости, и этот камень мы способны разрушить своими делами, поступками, чувствами, как удалось это сделать главному герою произведения В. Г. Короленко.
В центре повести Вася. Пройдем с ним той дорогой, какой шел он, определим, что помогло ему пройти этот нелегкий путь.
Интервью
Ж. Вася, у тебя есть семья, ты живешь в прекрасном доме, ты ни в чем не нуждаешься, а ты несчастлив, тебе плохо. Почему?
Вася: Мне не хватает материнской любви, ведь мама умерла, когда мне было 6 лет. Отец словно забыл о моем существовании. Меня называли бродягой, испорченным мальчишкой. И так часто упрекали в этом, что я и сам поверил.
Ж. Что для тебя было самым страшным?
Вася: Самое страшное то, что в 6 лет я ощутил весь ужас одиночества.
Ж. Почему ты, ощущая свое одиночество, не обратился за помощью к родным близким людям например сестре?
Вася: Самым близким и родным человеком для меня была Соня. Но чем она могла мне помочь? Ведь ей всего четыре года. Да, я любил ее страстно, и она платила мне такою же любовью. Но моя репутация маленького разбойника воздвигла между нами высокую стену.
Ж. Что мешало тебе сблизиться с отцом, ведь ему тоже было тяжело от потери жены, твоей матери? Вместе же горе легче пережить.
Вася: Между нами была пропасть, и со временем она становилась все глубже. Отец очень любил маму, когда она была жива, он не замечал меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало от него тяжелое горе.
- К чему привело Васю непонимание, равнодушие, безразличие, царившее в его семье?
(Вася начал бродяжничать, жизнь свела его с дурным обществом)
- Что это за общество?
(это общество нищих, бездомных, обездоленных)
Учитель: рассмотрим картины какие из них могли бы проиллюстрировать нашу повесть.
Учитель: Нелегко жилось представителям дурного общества, изображенном в повести Короленко. Вспомните. Чего же были лишены Валек и Маруся при сложившихся обстоятельствах.
Ответы детей
Физкультминутка
Игрушки Музыка
Цветок
- Чем похожи и чем различны семьи? (ответы детей)
Журналист: Объясни, почему в семье Тыбурция ты чувствовал себя уютно?
Вася: Там никогда не попрекали меня моей испорченностью, меня считали хорошим парнем. Мое появление всегда вызывало румяней на щеках Маруси. Валек обнимал меня, как брата. Я ощущал, что я им нужен.
Учитель: Однажды Тыбурций сказал Васе: «…может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу». И он был прав: знакомство с Тыбурцием, дружба с его детьми помогли Васе зажечь в себе те добродетели, которыми должен быть наделен человек, имеющий сердце.
- Какие это добродетели?
(ответы детей) СЛАЙД
ДОБРОДЕТЕЛЬ ВСЯКАЯ ЕСТЬ СВЕТ ДУШЕВНЫЙ
Нравственность-
Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности.
Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Милосердие - готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Сострадание - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.
Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других.
Толковый словарь С. Ожегова
Учитель: Приведите примеры, подтверждающие, что Вася стал добрым и милосердным, научился любить и сострадать, способен на самопожертвование.
(ответы детей:
Дружба –яблоки
Никому не сказал о дурном обществе
Осуждал воровство, но сумел понять и простить-булка
Обед у Тыбурция
Доброта, желание помочь отцу
Сострадание- отношение к Марусе
Самопожертвование, сострадание – кукла)
Учитель: Маруся умерла. Валек и Тыбурций исчезли из Княж-городка навсегда. Но эта встреча открыла Васе путь к себе, к своим близким. Я думаю, вы все согласны с тем, что для доброты нет «дурного общества», сострадание вне деления на группы, эти понятия – общечеловеческие.
Встречи с такими людьми просветляют душу, делают её чище. И тогда навсегда исчезают серые камни.
Давайте разрушим серый камень нашими добрыми пожеланиями и символами добрых дел.
Яблоки-символ дружбы
Булка-символ милосердия
Цветок-символ красоты
Кукла-символ счастья
Солнышко-символ радости и света
Улыбка-символ доброты
Свеча-символ надежды
Учитель: изменилось ли ваше настроение. !!!!С момента написания произведения прошло более 120 лет. Исчезли ли проблемы сегодня
ОТВЕТЫ детей
Нет эти проблемы актуальны и сегодня.
Учитель Но, к счастью, мир не без добрых людей, и детям, лишенным родительской опеки улыбается счастье.
Хочется быть оптимистом и верить, что наше общество станет духовно совершенным и каждый научиться делать добро своими руками.
Помните, Вася и Соня на могилке Маруси давали обещания. СЛАЙД
Давайте и мы на наших сердечках напишем свои клятвы, стремления, которые спасут мир. Это ваше домашнее задание.
Учитель: и в заключении урока поэтическое наставление всем нам:
Не стой в стороне равнодушно
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
Если когда-то кому-то
Поможет улыбка твоя
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
Помните, что “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других».