1.Организацион ный момент (1мин) | Создать положитель ный эмоциональ ный настрой учащихся к работе на уроке. | «Ровно встали, тихо сели, Головами повертели. Очень сладко потянулись И друг другу улыбнулись. Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок». Ребята, у вас на партах у каждого лежит желтый круг, нарисуйте на нем смайлик, соответствующий вашему настроению на начало урока, пожелайте друг другу хорошего настроения. | Учащиеся выполняют команды учителя. | |
2.Актуа лизация знаний (4 мин) | Актуализиро вать мыслитель ные операции, необходимые для проблемного изложения нового знания Организовать фиксацию затруднений в выполнении учащимися индивидуаль ного задания. | 1.Сегодня у нас будет новая тема, а какая, вы догадаетесь сами, оставьте пустую строчку для записи темы. 2.А сейчас давайте вспомним, что мы уже знаем по теме «Отношения и пропорции». Слайд 1. Ответьте на вопросы математического диктанта: «Да» и «нет» не говорите, А значком изобразите. «Да» значком «+», нет значком «-». Ответы записывайте в строчку. Верно ли, что… 1) Отношение двух чисел - это произведение одного из них на другое? 2)Верное равенство двух отношений называют пропорцией? 3)Произведение крайних членов пропорции равно сумме её средних членов? 4)Найти неизвестный член пропорции – это значит решить пропорцию? 5)В пропорции m:n=p:q числа m и q называют средними, а числа n и p называют крайними членами пропорции? 6)Является ли пропорцией данное равенство: 8:5=4:2,5? 7)Можно ли составить пропорцию из чисел 4,9,12 и 27? 8)Пройденный путь пропорционален времени движения, когда скорость постоянна? 9)Рост человека пропорционален его возрасту? 3. Слайд 2.Проверка диктанта, на слайде правильный ответ: - + - + - + + (+ -) Где возникли затруднения? 4.Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, на сколько вопросов вы правильно ответили. (первые 7 заданий) | 2.Учащиеся, работая индивидуально, отмечают знаком «+» верные высказывания, «-» неверные. 3.Учащиеся самостоятельно проверяют, верно, ли выполнено задание, выясняется, что с №8 и №9 дети не справились. 4.Заполняют лист самооценки. | выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р); структурирование знаний, подведение под понятие (П); умение аргументировать свою точку зрения (К); самооценка (Л). |
3.Проб лемное объясне ние нового знания (20 мин) | Зафиксиро вать причину затруднения. Организовать уточнение и согласование темы урока. Сформулиро вать и согласовать цели урока. Организовать подводящий или побуждаю щий диалог по проблемному объяснению нового знания. Соотнести новое знание с правилом в учебнике. Организовать фиксацию преодоления затруднения. | 1.Почему не смогли ответить на последние два вопроса? 2.Ребята, кто догадался, какую же тему мы сегодня будем изучать? Слайд 3. 3.Предлагает заполнить таблицу целеполагания: Слайд 4 | Знаю | Не знаю | Хочу знать | Умею | Не умею | Хочу нау читься | Что такое прямо пропорциональные величины | | | | | | | Все ли величины связаны между собой пропорциональной зависимостью | | | | | | | Приводить примеры прямо пропорциональных величин | | | | | | | Устанавливать вид зависимости между величинами | | | | | | | Где в жизни применяется пропорциональность величин | | | | | | | 4.Предлагает обсудить задачи урока 5. У нас сегодня три группы исследователей: Физики, Географы и Математики. Для каждой группы дается задание: провести исследование в области географии, физики и математики. Группам дается время 7 минут. После этого каждая группа представляет свое исследование. (1-2 мин) (Приложение 1). Результаты исследования занести в таблицу на слайде 5. 6. Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, как вы оцениваете свою работу в группе. 7. Посмотрите на слайд 5, что общего у всех групп? 8.Итак, какой общий вывод можно сделать? 9. Как называются такие величины? Слайд 6 - Дайте определение пропорциональных величин. 10. Сверьте свои предположения с учебником с.231 11. Итак, вернёмся к математическому диктанту, задание №8 и №9. Верно ли, что 8)Пройденный путь пропорционален времени движения, когда скорость постоянна? 9)Рост человека пропорционален его возрасту? Объясните почему? 12. Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько заданий из МД (№ 8 и 9) выполнили верно..Слайд 7 | 1.Не знаем, как определять пропорциональность величин. 2.Формулируют тему урока: «Пропорциональность величин» и записывают в тетрадь. 3.Отмечают в таблицах целеполагания что уже знают, что умеют делать (плюсами или «галочками»), что не знают, хотят узнать и чему хотят научиться. 4.Проговаривают свои результаты работы с таблицей целеполагания, выделяют задачи на урок. 5. Дети, работая в группах, делают предположение о том, как называются данные величины и формулируют свойства. Представляют свои выводы для обсуждения другим группам. 6. Заполняют лист самооценки. 7. С увеличением одной величины, другая тоже увеличивалась во столько же раз. 8. Формулируют вывод. 9. Пропорциональными или прямо пропорциональными. 10. Работа с учебником, удостоверяются, что их выводы сделаны верно. 11. Теперь мы знаем, что путь и время пропорциональны, а рост и возраст человека не пропорциональны. Объясняют почему. 12. Заполняют лист самооценки. | фиксирование проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, извлечение необходимой информации из текста, построение логической цепи рассуждений, доказательство (П); самоопределение (Л); Постановка целей занятий, планирование деятельности (Р); умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса (К). |
5.Пер вичное закрепление во внеш ней речи. (7 мин) | Организовать усвоение детьми новых правил с их проговари ванием во внешней речи: - фронтально, - в парах. | 1.Итак, вернемся к нашей теме урока, проговорите друг другу в парах, какие величины называются прямо пропорциональными? 2.Выполните устно №1034. | 1.Проговаривают 2. Отвечают на вопросы задания. | структурирование собственных знаний, поиск и выделение необходимой информации (П); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
6.Самос тоятель ная работа с самопроверкой (5 мин) | Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. Организовать самопроверку самостоятельной работы. По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. | 1..Предлагает выполнить самостоятельную работу: Проверка Слайд 8. 2. Заполните лист самооценки, поставьте себе столько баллов, сколько пар величин указали верно. 3. По наличию допущенных ошибок учитель возвращается к тому или иному этапу урока с целью ликвидации пробелов знаний учащихся. | 1.Выполняют и проверяют. 2. Заполняют лист самооценки. | Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); формирование готовности к самообразованию (Л); использование критериев для обоснования своего суждения (К); планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата (Р). |
7.Итог урока (7 мин) | Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | 1.Ребята, а вы задумались, зачем мы изучаем данную тему? Давайте попытаемся ответить на вопрос. Где в нашей жизни может пригодиться знание о пропорциональности величин? 2.Предлагает детям взять таблицу целеполагания и проанализировать, все ли намеченные цели были выполнены, в чём была трудность, довольны ли своей работой на уроке? 3.Возьмите лист самооценки, спросите у своего напарника, сколько баллов он вам поставит за работу в группе. Посчитайте общее количество баллов и оцените свою работу на уроке. Слайд 9 Набрано баллов | Оценка деятельности на уроке | 20-23 | Я работал (а) отлично | 15-19 | Я работал (а) хорошо | 10-14 | Я работал (а) удовл | Менее10 | Нужно ещё поработать над темой | 4.Запишите домашнее задание: стр.235 учебник Контрольные вопросы №1, №2. С 231 выуч. Опр.Слайд 10 У вас на партах остался еще один кружок, нарисуйте на нем смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока. Сравните ваше настроение с предыдущим смайликом. | 1.Дети предлагают свои версии о том, как может в жизни использоваться знание о пропорциональности величин. 2. Каждый высказывается о выполнении или невыполнении своих целей. 3.Заполняют листы самооценки и делают выводы о своей деятельности на уроке. 4.Записывают дом.задание, если что непонятно, задают вопросы. | формирование позитивной самооценки (Л);
управление поведением партнёра, умение слушать и понимать речь других (К); умение адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы (Р); построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия (П). |