Тема урока «Местоимение»
Цель урока: Обобщение знаний учащихся по теме « Местоимение»
Задачи:
1.Совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи.
2.Закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода;
3.Формировать навык правописания местоимений с предлогами;
4.Коррегировать и развивать память, орфографическую зоркость на основе упражнений припоминании и воспроизведении изученного;
Коррекция мышления на основе упражнений в классификации лица и падежа местоимений;
5.Формировать у учащихся навык работы в парах, в группах, а также навык самоконтроля и взаимоконтроля, оценки и самооценки;
6.Воспитывать положительную мотивацию к обучению, прививать навыки к самостоятельности, умения работать в коллективе.
Оборудование: учебник русского языка (авторы Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская), карточки с заданиями для работы по дифференцированным группам), презентация…
Ход урока:
Организационный момент
Сегодня у нас необычный урок,
На нем подведем мы работы итог.
Сегодня ждут нас старые друзья,
Побываем у них вместе - вы и я!
II. Введение в тему урока.
-А что это за старые друзья вы, надеюсь, догадаетесь, послушав стихотворение о них.
Применяем мы всё это
Вместо имени предмета,
Нам на всё оно укажет,
Но ничьих имён не скажет.
Часто очень применяется,
Сильно очень изменяется.
Без него как не крутись,
В речи нам не обойтись!
-Ребята, вы узнали, о чём идет речь?
-Верно, это наши друзья местоимения. Тема нашего урока «Местоимения». На у3роке мы должны с вами вспомнить всё, что изучили о местоимениях.
Работать будем не в тетрадях (карточки)
III. Психологический настрой
Учитель:
– Сначала я предлагаю вам настроиться на работу (дети хором повторяют за учителем)
Я смогу выполнить все задания
У меня всё получится
Желаю успехов себе и друзьям.
IV. Актуализация знаний
Массаж кистей рук
1.Возьмите карандаш. Зажав его между ладонями, растирайте их, перекатывая карандаш, постепенно увеличивая усилие до появления ощущения в ладонях приятного тепла.
2.После этого кистью правой руки растирайте карандашом тыльную поверхность левой кисти. Затем тоже левой рукой.
3.А теперь разотрите каждый палец движениями вдоль пальца.
4.Прислоните руки к лицу. Ощущаете тепло? Руки теплые, ласковые.
Цветик-само цветик (выполнить задание, получить буквы-в конце урока нужно собрать слово-местоимение)
Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Быть по-моему вели.
Вели, …Выполнить задание…
Задание 1.
Я и мы, ты и вы.
Он, она, оно, они-
Все слова отличные.
Важные и личные.
Это без сомнения
Все местоимения.
Назовите местоимения в этом стихотворении.
Дополните определение.
Местоимение – это часть речи. Указывает на предметы, но не называет их. Употребляется в речи вместо существительных.
Вы на строчки посмотрите –
Что заметили-скажите ?
В, НА, НОС, Я,ОН,ТЫ, МНЁМ, НАС, МНЕ, ВЫ
-Здесь записаны разные части речи.
-Давайте разобьём их на группы (дети выходят к доске и вычеркивают разноцветными маркерами разные части речи, называя их)
Предлоги-В, на
Имясущ- нос,
Глагол-мнём,
Местоимения-я, он, ты, нас, мне, вы
Задание 2.
Ребята давайте вспомним, как изменяются личные мнстоимения.
2.Перед вами глаголы, подберите к каждому из них личные местоимения.
А что означает слово ПОДКОРМИТЬ? Кого мы можем подкормить зимой?
В зимнее время, как никогда мы должны не забывать о братьях наших меньших-птицах. Мы можем помочь им, подкармливая их, делая для них кормушки.
Подберите к каждому глаголу личные местоимения. Впишите их.
Подкормишь подкормят подкормим, подкормлю, подкормит, подкормите
Задание 3. Упражнение «Кормушка»
Соедините прилетевших воробьев стрелками с нужными кормушками, для этого поставьте местоимения в именительный падеж.
Ребята этим упражнением мы вспомнили еще одно свойство местоимений – они изменяются по падежам.
Дополним определение:
Личные местоимения 1,2 и 3 лица в единственном и множественном числе изменяются по падежам, то есть…
Местоимение отвечает на тот же вопрос, что и существительное, которое местоимение заменяет.
Задание 4. Упражнение в парах.
-Зачем нам нужно местоимение?
Я о себе такого мнения:
Огромна роль местоимения!
Я делу отдаюсь сполна, я заменю имена!
Вставьте вместо изображения дятла существительное или местоимение в нужном падеже, чтобы текст был понятным, без повторений.
Проверяем…
Живет в лесу___. Спинка у ____ черная, крылья пестрые, шапочка красная. Бежит ____ вверх, клювом по коре стучит. Нашел ____в лесу корявое дерево и стал туда шишки таскать. Засунет ___ шишку в трещину и семена выбирает.
Найдите в тексте местоимение с предлогом. Как пишутся с предлогом?
Дополните определение:
Местоимения с предлогами всегда пишутся раздельно
В 3 лице к местоимению добавляется буква, если оно стоит после предлога.
Физминутка.
Я, ты, он, она
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья.
В слове МЫ сто тысяч Я.
-Это стихотворение написал Роберт Рожденственский. На его стихи Положена музыка и получилась песня.
я | мы | ты |
вы | он | она |
оно | они | |
почитаю |
почитаем |
почитаешь |
почитаете |
почитает |
почитают |
убегу |
убежим |
убежишь |
убежите |
убежит |
убегут |
подкормишь |
подкормят |
подкормим |
подкормит |
подкормите |
подкормлю |
в, на, нос, я, |
они, ты, он, |
мнём, вы |
Местоимение - |
Имя существительное - |
Имя прилагательное - |
Имя числительное - |
Предлог - |
Глагол - |
Я, ты, он, она-
Вместе целая страна.
Вместе дружная семья,
В слове МЫ сто тысяч Я