Урок русского языка для 6 класса
Тема: «Местоимение как часть речи»
Учитель русского языка и литературы
Цель: формировать навык нахождения и распознания местоимений в речи, правильно их употреблять, определять роль местоимений в тексте, развитие умения учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы составлять алгоритм действия, развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.
Планируемые результаты
Познавательные УУД:
умение решать учебную задачу, моделировать ситуацию, используя алгоритм;
умение оценивать свой результат;
умение анализировать слова в предложении и классифицировать их по сходным признакам.
Регулятивные УУД:
развитие умения планировать свою деятельность;
выделение и осознание уже полученных знаний;
умение обсуждать возникшую проблему, используя личные знания;
Личностные УУД:
учить общению, позитивному отношению к окружающим.
Коммуникативные ууд: учитывать разные мнения, умение сотрудничать, строить монологическое
высказывание и владеть диалогической формой речи.
Ход урока
Организационный момент
Я рада видеть каждого из вас,
И пусть весна прохладой
в окна дышит,
Нам будет здесь уютно,
ведь ваш класс
Друг друга любит,
чувствует и слышит.
Добый деньребята, сегодня вместе мы с вами проведем урок
Меня зовут Котова Татьяна Юрьевна, а чтобы наш урок стал продуктивным, я предлагаю вам задание, для этого мы вместе повторим
Психологический настрой
Сначала предлагаю вам настроиться на работу.
Я смогу выполнить все задания |
Желаю успехов себе и друзьям |
Я вижу что к уроку все готовы, тогда начнем его.
II Актуализация знаний
Вы закончили изучение большой темы «Имя числительное». Давайте посмотрим как вы усвоили ее для этого сейчас в игру сыграем словесное лото
И проверим, насколько хорошо вы усвоили данную тему. по изученной теме представьте что вы саперы на войне всем известно что саперы ошибаются один раз ваша задача постараться не ошибиться для этого вам нужно достать из мешочка бочонок на котором будет цифра указывавшая на вопрос. Ну что играем .
1. Имя числительное – это часть речи, которая обозначает:
а) предмет;
б) количество предметов, число, а также порядок предметов при счете;
в) признак предмета;
2. Имена числительные делятся на:
а) качественные и относительные;
б) собственные и нарицательные;
в) количественные и порядковые.
3. Имена числительные в предложении могут быть:
а) только определением;
б) только дополнением;
в) разными членами предложения.
4. Имена числительные отвечают на вопросы:
а) Кто? Что?
б) Какой? Чей?
в) Сколько? Какой?
5. Разряды количественных числительных. Количественные числительные могут обозначать:
а) целые числа;
б) несколько предметов как одно целое;
в) действие предмета;
г) дробные числа.
9. Порядковые числительные обозначают:
а) количество предметов;
б) порядок предметов при счете;
в) несколько предметов как одно целое.
Молодцы, ребята!
III.Постановка учебной задачи
Обратите внимание на слайд: А.А. Реформатский советский лингвист, доктор филологических наук сказал
«….удобны. Они как запасные игроки на футбольном поле или дублеры в театре, выходят на поле, когда вынуждено освобождают игру другие слова».
Обратите внимание на то, что вначале стоит многоточие, почему? Какое слово здесь пропущено. Кто может сказать? Хорошо, на этот вопрос вы сможете ответить в течение урока.
А хотите, я открою вам секрет?
Сегодня, когда Я собиралась к вам в школу, то очень переживала за урок, за ВАС, как ВЫ будете отвечать на уроке, но сейчас ВЫ МЕНЯ успокоили, и Я надеюсь, что сегодня на уроке ВЫ будете активны и сообразительны. Будите?
Кто-нибудь обратил внимание на моё произношение? Какие слова я выделила голосом? Назовите их. (Я, ВАС, ВЫ, МЕНЯ)слайд
Правильно!
Я заменить могу другие части речи,
Взвалив обязанности их себе на плечи.
Когда приходится словам другие замещать,
На их значение всегда мне надо указать.
Я о себе такого мнения:
Огромна роль ...!
назовите тему урока?
И так тема нашего урока «Местоимение»
А что вы знаете о местоимении?(личные, примеры, склоняются и местоимения 3 лица изменяются по родам) Как вы думаете есть ли ещё информация о местоимении, с которой вы незнакомы? Сегодня Нам предстоит еще много чего узнать о местоимении
Какие задачи поставите перед собой?
-изучить что т
(слайд)А вот и цели урока
- ознакомить учащихся с понятием местоимения как части речи, познакомить с морфологическими признаками;
- научить находить местоимения в тексте, видить их,
. Определять их синтаксическую роль, и ваяснить для чего они нам нужны
IV. Этап изучения нового материала. Построение проекта выхода из затруднения.
-что же такое местоимение? У вас не хватает знаний? Это проблема? Давайте будем ее решать.
Давайте обратимся к этимологическому словарю. Перед вами словарная статья из него. Прочитайте ее.
Местоиме́ние. Название этой части речи образовано методом кальки с греческого antonymia; как и в греческом, в русском буквальное значение этого слова — «(используемый) вместо имени (существительного или прилагательного)». (Дети читают, выделяют важную информацию )
- что главное вы выделили
-Из какого языка пришло это слово? Что оно означает?
-Давайте жедокажем мнение уважаемого этимологического словаря .
(Слайд) Такая она пришла несколько дней назад. вызвать к доске
-Запишите предложение в тетради. Понятен ли смысл этого предложения?
-Кто она такая? Мы ее ждали? Когда она пришла? Давайте ответим на этот вопросы.
поставьте вопросы над словами, которые нужно заменить, для того чтобы информация была понятна.
-Какие же слова?( такая, она, несколько) подписать сверху сами придумать предложение
(Слайд) Долгожданная весна пришла четыре дня назад.
Вместо слов каких частей речи употреблялись местоимения такая, она, несколько?
Что означает части речи, которыми мы заменили местоимения?
(признак-прил.;Предмет-сущ.; число-числительное). На какие вопросы отвечают местоимения?
Парная работа:Заполните пожалуйста кластеры которые лежат у вас на партах.
нам
(Слайд1.ВЫВОД:
) Местоимение – Самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Грамматические признаки местоимения различны и зависят того заместителем какой части речи является местоимение
V. Физминутка
2
Прочитайте и озаглавьте текст. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. 1 группа :Обозначьте род, число, падеж выделенных местоимений. 2 группа: определите синтаксическую роль выделенных местоимений.
Солнце светит ярко и лучи его, играя и улыбаясь, купают(?)ся в лужах вместе с вороб(?)ями. Речка надувает(?)ся и темне..т; она уже проснулась и не сегодня-завтра зар..вёт. Деревья голы но уже живут дыш..т.
В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязн..ю воду в к..навах пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый6 лёд. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесн..ю или лазить на деревья и привязывать там сквореч(?)ни.
Оценка)
3.Вывод: .Делаем вывод:
Местоимения, как правило, изменяются по падежам. Есть местоимения, которые, кроме того, изменяются по родам и числам
В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями и определениями.
Речь культурного человека отличается лаконичностью и красотой. Для того, чтобы красиво и грамотно разговаривать и писать, необходимо не только обогащать свой словарный запас, но и следить за построением предложений.
Сравните два текста. Какой из этих двух текстов вам больше нравится почему? В чем недочет второго текста?
(Слайд)
Родина начинается на пороге твоего дома. Родина огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого Родина одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Родина гордится своими сыновьями, дочерьми, переживает за них, приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину. Любить Родину – значит охранять Родину, жить с Родиной одной жизнью. | Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями, дочерьми, переживает за них, приходит на помощь, придаёт силы. Мы любим Родину. Любить Родину – значит охранять её, жить с ней одной жизнью. |
4.Вывод: Местоимения делают нашу жизнь богаче и красивее, помогают избежать повторов
Игра «Редактор». Исправляем речевые ошибки:
Из ихнего окна раздавались звуки мелодии
Лицо у ее было круглое
Я встретил в шляпе ковбоя.
Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуруоценка
VI. Рефлексия. Вопросы с сигнальными карточками
Поставленные задачи урока достигнуты нами?
Ребята, на следующем уроке вы узнаете, что местоимения по своему значению и грамматическим особенностям делятся на разряды, ну а для того, чтобы изучить разряды местоимений, сейчас мы должны определить:
- Достигли ли мы сегодня целей нашего урока?
- Узнали ли мы о местоимении как о части речи?
- научиль сь ли мы Находить ли мы местоимения в тексте? Видим ли их?
- знаем ли мы морфологические признаки местоимения?
определяем ли их синтаксическую роль?
- Знаем ли мы зачем они нам нужны?
Давайте вернемся к началу так какое же слово было пропущено в словах Реформаторского?
Предлагаю вам оценить сегодня
Домашнее задание по выбору Стр. 78 упр. 554, Работа по карточкам (найти предложения с местоимения м в разной учебной литературе.
Дорогие друзья наш урок подошел к концу и я хочу закончить его словами
Желаю ВАМ расти, цвести,
Копить, крепить здоровье.
ОНО для дальнего пути-
Важнейшее условие.
Пусть КАЖДЫЙ день и КАЖДЫЙ час
ВАМ новое добудет,
Пусть добрым будет ум у ВАС,
А сердце умным будет!
ВАМ от души желаю Я, друзья,
ВСЕГО хорошего,
А ВСЕ хорошее, друзья,
Дается НАМ недешево!
Пусть эти слова будут вашим призывом дальнейшим действиям в жизни.
10