Сампурский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Сатинская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок
«Мода и технология.
Подготовка к урокам швейного дела»
с. Сампур
Тема урока: Мода и технология. Подготовка к урокам швейного дела.
Тип урока: вводный
Цели урока:
- образовательная – познакомить учащихся с понятием “мода”, его историей;
повторить основные понятия по технике безопасности и
основным технологическим процессам;
- воспитательная – воспитывать у учащихся чувство ответственности,
аккуратности, инициативности, трудолюбия, умения
работать в команде;
- развивающая – продолжить развитие эстетического вкуса, умения
анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать;
подготовить учащихся к жизни.
Методы проведения занятия: беседа с закреплением материала в ходе урока, использование презентации при объяснении нового материала, тестирование, практическая творческая работа, блиц-опрос (работа в группах).
Материально-техническое оснащение:
Экран, компьютер, проектор, карточки – подсказки, ватман, фломастеры, платки (головной убор).
ХОД УРОКА
Вступление.
Изменчива, капризна, как погода,
О чём же речь?
Конечно, мода! (Слайд с картинкой модной одежды)
Мода – это красота, изысканный вкус. Но чтобы этого достичь, надо много потрудиться на уроках технологии в школе. На слайде вы видите название темы нашего урока.
(Слайд с темой урока и целями урока).
Сегодня мы повторим с вами основные понятия по технике безопасности на уроках швейного дела; повторим разделы - конструирование, моделирование и машиноведение; научимся красиво и модно выглядеть.
Мода – это сцена театра, а модели – актрисы из нашей современной жизни. Сейчас мы с вами на минутку перенесёмся в театр.
(Слайд со словами учителя и беседой подруг)
Учитель:
Недавно свидетелями стали диалога
Мы двух подруг,
Которые вели беседу,
Что такое мода?
И вот сегодня
Мы диалог хотим представить.
(Слайд с фото понёвы, кички и палантина)
Разыгрывается сценка (приглашаю двух «подруг).
Девочка 1. Вчера в газете прочитала я заметку
О том, что раньше носили наши предки.
Слова мудрые такие, хоть куда,
Что даже разболелась голова.
« Понёва».
Девочка 2. Знаю, знаю! Это юбка в клетку. (Показывает на слайд)
Девочка 1. (задумчиво разглядывая рисунок)
Вчера я видела такую на соседке,
А головной убор, ты представляешь « Кичка».
Девочка 2. Ой, представляю, шапочка такая.
(Показывает на слайд с рисунком)
А нынче носят палантины. Смотри!
(Накидывает палантин на плечи и прохаживается)
Девочка 1. Откуда ты всё это знаешь?
Ты швейный курс, наверно, посещаешь?
Девочка 2. Да, моделирую и шью,
И с гордостью всё это я ношу.
Девочка 1. И что же из этого следует?
Девочка 2. Следует шить. Шить сарафаны
И лёгкие платья из ситца.
Девочка 1. Ты полагаешь, что всё это
Будет носиться.
Девочка 2. Я полагаю, что всё это следует шить.
Время, оно ведь, поверь, быстротечно
И так будет вечно.
И если ты придёшь на курс известный,
Поверь мне, будет интересно.
Учитель:
Мода – это форма проявления культуры, отражение действительности, проявляющееся в манере поведения, а главным образом в одежде.
Вот мы с вами и увидели, как связана мода и уроки технологии.
А сейчас девочки поработаем в группах и вспомним правила техники безопасности. При обработке швейных изделий их очень важно соблюдать.
Я раздаю вам тесты с выбором ответа. Отвечать первой начнёт та группа, которая быстрее выполнит тест.
(Девочки работают, обводят правильный ответ).
А также я раздаю вам лист самоконтроля, в котором есть теоретическая и практическая часть. Ставьте, пожалуйста, + за каждый свой правильный ответ, а в конце урока мы сможем оценить вашу активность на уроке.
«Безопасность труда на технологическом оборудовании»
Приступать к работе на стачивающих и специальных машинах можно только после _________ на рабочем месте.
(проведения первичного инструктажа)
При неправильном положении рук во время работы на швейной машине можно ________.
(проколоть пальцы иглой)
Запрещается класть _______около вращающихся частей швейной машины.
(ножницы)
Запрещается охлаждать перегретый утюг ________ или
с помощью пульверизатора.
(погружением его в воду)
Включение и выключение электроутюга производить путём_______ , а не за электрошнур.
(захвата пальцами за корпус вилки)
Запрещается проверять нагрев электроутюга _________.
(пальцами)
Учитель. Итак, первой работу закончила эта группа девочек. Вам слово.
(Девочки отвечают). Все ли ответы верны? (Обращаясь к другой группе) Прокомментируйте ответ девочек.
Учитель. Подведём итог.
(Слайд со словами учителя - напоминание по ТБ)
Помни, каждый ученик,
Знай, любая кроха:
Безопасность – хорошо,
А халатность – плохо.
Учитель. Дома каждая группа девочек моделировала платье для выпускницы 2014 года и составляла рекламный проспект одежды, аксессуаров к одежде. Пожалуйста, вам слово. Первой отвечала эта группа. Теперь слово вам, девочки. Начнём с моделирования платья. Затем перейдем к рекламе.
(Слайд с модной одеждой)
(Девочки представляют свои модели и комментируют их. Затем представляют рекламное агентство и характеризуют его)
Учитель. Вы прекрасно потрудились, теперь давайте вспомним, чтобы данные модели превратились в готовое изделие, необходимо правильно сконструировать выкройку, а для этого нужно знать, как правильно снимать мерки. Я буду задавать вопрос, вы можете посовещаться, можете воспользоваться словами – подсказками, они лежат перед вами, а затем ответить, подняв руку.
(Слайд с вопросами по разделу – конструирование)
(Учитель задаёт вопросы, вопросы высвечиваются на слайдах, выслушивает ответы, поправляет в случае необходимости).
Какие величины записывают полностью при снятии мерок?
( Длина, высота, обхват).
По какой стороне фигуры снимают мерки?
( По правой).
Какую мерку снимают для определения размера мужской сорочки?
( Ош – обхват шеи).
Какие изделия относятся к поясным?
( Юбка, брюки, шорты)
Какие изделия относят к плечевым изделиям?
(Платье, сарафан, пальто…)
Какую мерку снимают для определения длины пояса? (Ст)
А сейчас девочки выполните практическое задание: снимите мерки с одной из девочек вашей группы для конструирования юбки и запишите результаты измерений (Ст; Сб; Д тс; Дю).
(Слайд для практической работы: снятие мерок)
(Девочки снимают мерки, записывают. Группы обмениваются записями и проверяют, правильно ли выполнена работа.).
Учитель. Чтобы снять напряжение и отдохнуть, давайте вспомним пословицы о труде, связанные со швейным делом.
1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.
2. Длинная нитка – ленивая швея.
3. Глаза боятся, руки делают.
4. Всякое дело терпением одолеть можно.
5. Ленивому всегда праздник.
6. Про нашу пряжу плохо не скажут.
7. Как скроишь, так и шить станешь.
8. Бережная вещь два века живёт.
9. На хотенье есть терпенье.
10. Труд человека кормит, а лень – портит.
(Слайд с пословицами, если девочки мало их назвали)
Учитель. Платье мы смоделировали, по разделу конструирование - повторили, а теперь подготовимся к работе со швейной машиной.
(Слайд с вопросами по машиноведению)
С каким приводом бывают швейные машины?
( Ручным, ножным, электрическим).
Какие регуляторы имеются в швейной машине?
( Длина стежка, натяжение верхней нити, натяжение нижней нити).
Изобретатель швейной машины современной конструкции?
(Исаак Зингер).
Часть строчки? (Стежок).
Место соединения двух и более деталей? (Шов).
Ряд повторяющихся стежков? ( Строчка).
(Учитель задаёт вопросы, вопросы высвечиваются на слайдах, выслушивает ответы, поправляет в случае необходимости).
Учитель. Девочки, вы знаете, что любое платье будет выглядеть эффектнее, если дополнить его аксессуарами. Давайте научимся красиво завязывать платок, палантин или шарф.
(Слайд с образцами завязывания платков, палантинов).
Девочки работают в группе, затем демонстрируют, что у них получилось.
Учитель. Наш урок подходит к концу, сегодня мы повторили технику безопасности на уроках швейного дела, повторили, как снимать мерки, как работать со швейной машинкой, научились завязывать платки и палантины. Но нет предела совершенству. Я вам желаю удачи в жизни, изысканного вкуса.
(Слайд со смайликами – символами хорошего и плохого настроения).
На столах у вас лежат символы хорошего и плохого настроения. Выберите и поднимите тот, который соответствует вашему настроению. Спасибо за урок.
(Слайд с «Памяткой»)
На память разрешите подарить вам памятки, которые всегда пригодятся вам как на уроках технологии, так и дома.