СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок музыки в 5 классе "Итальянская классическая опера".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Итальянская классическая опера. Урок-лекция.Изучение и первичное запоминание знаний.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок»

Открытый урок.

Тема: Итальянская классическая опера.

«Я открывал трепещущей рукой больших театров расписные двери…»

(С. Данилов)


Класс: 5

Тип урока: Урок-лекция.

Изучение и первичное запоминание знаний.


Цели:

Образовательная – Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства.

Развивающая – развитие интереса к музыке через слушание классических произведений;

Воспитательная – воспитание художественного вкуса восприятия музыки.


Наглядные пособия:

Презентация (слайды);

Фонохрестоматия.

Художественный материал.

Видео материалы на тему урока.

Наглядные материалы на тему урока.

Оборудование:

Компьютер;

Проектор;

Интерактивная доска;


Методы:

Словестно - наглядный;

Словестно - образный;

Формы:

Коллективная;

Индивидуальная.


Приемы:

Эмоциальной отзывчивости;

Объяснительно – иллюстрационный;


Ход урока:

1.Организационный момент:

Сообщение темы урока: Итальянская классическая опера.

На протяжении четверти мы с вами знакомились с музыкальной культурой разных стран. Назовите, наиболее запомнившиеся из них. Какая музыка оставила след в вашей памяти, какими впечатлениями хотелось бы поделиться. На этом уроке мы совершим небольшое путешествие в сказочную страну, страну, которая подарила миру чудо под названием опера. Это Италия. В силу своей природной музыкальности, мелодичности родного языка итальянцы всегда тяготели к музыке, к музыкальной драме, в которой «не только играли, но и пели».

Звучит итальянская народная песня (Санта Лючия) Показ слайдов.

Санта Лючия.

  1. В лунном сиянии море блистает,

Ветер попутный парус вздымает.

Лодка моя легка, весла большие,

Санта Лючия, Санта Лючия!



  1. Неаполь чудный, о край чудесный,

Где улыбается нам свод небесный!

В душу восторги льет неземные

Санта Лючия, Санта Лючия!



  1. Прочь все заботы, прочь все печали,

О мой Неаполь, чудные дали!

Радость безмерная, нет ей причины,

Санта Лючия, Санта Лючия!



2. Актуализация знаний учащихся:

Всесторонняя проверка знаний:

  1. Что такое опера?

  2. Что мы о ней знаем?

  3. Какие голоса у оперных певцов?

  4. Как называется театр, в котором ставят оперу?

Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала:

Когда попадаешь в огромный, сверкающий огнями зал оперного театра, чувствуешь себя словно окрылённым радостью!

1. Опера - сплав искусств.

Оркестранты уже настраивают инструменты. И пёстрый шум этот обещает нечто таинственное, чудесное... Но вот свет меркнет. Вспыхивает рампа. Светильники скрестили лучи на бархатном занавесе, расшитом золотыми узорами. Дирижёр взмахнул палочкой, и звуки оркестра слились в удивительную увертюру.

Большинство опер начинается с увертюры (от фр. слова «ouverture» - открывать), исполняемой оркестром до поднятия занавеса. Увертюра передает идейный замысел оперы, вводит слушателей в эмоциональную сферу спектакля, где музыкальные темы являются основными характеристиками героев и развернутся в дальнейшем в опере в большие сцены. С первых тактов слушателя захватывает стремительная, ликующая мелодия: она увлекает за собой, она обещает сюжет, полный событий и приключений.

Мелодичная музыка, прекрасные голоса, красочные декорации, костюмы, сценические эффекты - всё разворачивается на сцене, и мы с волнением следим за драматичной, порой трагической судьбой героев, сочувствуем им, переживаем или весело смеёмся вместе с ними. Воздействие оперы огромно. При всей своей сложности она предельно доходчива. Опера не только в доступной, «зримой» форме раскрывает какое-то жизненное явление, но помогает силой музыки проникнуть в его глубину - мы ощущаем, какие горячие чувства, какие душевные порывы скрыты за ним. Музыка, не спрашивая вашего согласия, проникает в сердца и вызывает восторг или слезы сочувствия.

Опера - это чудодейственный сплав многих искусств. И музыка играет в нём ведущую роль. Ведущую, но не исключительную.

3. Формирование новых знаний:

2. История оперы.

Первый музыкальный спектакль с пением был поставлен в итальянском городе Флоренция в 1594 году. Сюжетом для него послужил греческий миф о борьбе Аполлона с чудовищем - змеем Пифоном; Такие представления сначала назывались музыкальной сказкой, потом музыкальной драмой. Прошло немало лет, пока их стали именовать музыкальным произведением (opera in musica), и наконец, осталось одно слово опера (по латыни «opus») - деяние, труд, сочинение.

Первую настоящую оперу создал Клаудио Монтеверди. Монтеверди применил одновременное пение нескольких голосов – хоры и ансамбли. Оркестр стал у него играть самостоятельную роль, исполняя вступление к опере и к различным действиям, создавая нужное настроение.

Так возникла опера – самый сложный из всех видов музыки жанр.

Первый оперный театр был открыт в Италии в 17 веке, и он стал первым в мире театром такого рода.

В 70-80-х гг. прошлого века в итальянской опере, основными композиторами становятся Верди и Вагнер. Лучшее наследие итальянской классической оперы — творчество Россини, Беллини, Доницетти, Пуччини и Верди. Произведения именно этих композиторов входят в репертуар большинства оперных и музыкальных театров.

К 17-18 веку сложилось два вида оперы:

Опера-серия, серьезная опера, в ней очень много арий, ее содержание связано с античными сюжетами. Герои оперы принадлежат высшему свету.

Опера-буффо, комическая опера, герои из простого народа, и очень запутанный сюжет.

Поначалу спектакли предназначались только для придворной знати. Но позже в разных странах стали открываться музыкальные театры, доступные для более широких слоёв городского населения, и опера постепенно заняла важное место в жизни общества.

3. Что такое либретто?

Прежде всего, композитору необходимо либретто. Мы привыкли считать, что либретто - это содержание оперы. Это не совсем точно. На самом деле либретто - полный словесный текст музыкально-сценического произведения. Итальянское слово libretto означает «книжечка».

Либретто целиком подчинено музыке. Либреттист работает под руководством композитора, чутко прислушиваясь ко всем его замечаниям.

Но для того чтобы опера состоялась, написать музыку на литературный сюжет недостаточно. Опера – синтетический вид искусства, её исполнение - всегда спектакль, поэтому огромную роль в её создании приобретают театральное действие и декоративное оформление.

Оперный исполнитель должен быть не только хорошим певцом, но и актёром.

Выдающиеся художники нередко работали над оформлением оперных декораций. Богатство образного содержания оперы, ее психологическая глубина и красочная изобразительность музыки, эффектность театрального представления, популярность у публики - все это привлекало лучшие творческие силы живописцев.

Бельканто - стиль исполнения, отличающийся лёгкостью и красотой звучания, безукоризненной кантиленой (напевностью), изяществом и виртуозностью. Этот стиль возник в Италии в середине XVII в. и формировался на основе фонетических особенностей итальянского языка.

«Ла Скала» (итал. Teatro alla Scala или La Scala) — мировой центр оперной культуры. У этого театра блестящая история. Здание театра построено в 1776-1778 годах на месте церкви «Санта Мария делла Скала», откуда театр и получил свое название «Ла Скала» — оперный театр в Милане. Любопытно, что при раскопке площадки для строительства театра была найдена большая мраморная глыба, на которой был изображен Пилад — знаменитый мим Древнего Рима. Это было воспринято как добрый знак.


18-летняя Маша Мудряк из Павлодара закончила Миланскую консерваторию

В десять Машу, в виде исключения, приняли в миланскую Высшую академию музыки при театре Ла Скала. Позднее она поступила в Государственную консерваторию, вновь став самой юной студенткой.

В виде исключения девушке дали стипендию по президентской программе «Болашак» - за что семья очень благодарна Главе государства Нурсултану Абишевичу Назарбаеву.

В прошлом году Мария из Казахстана была признана лучшей молодой певицей Италии, победив на национальном конкурсе исполнителей. Мария Мудряк вошла в десятку лучших сопрано мира.

В 2010 году десять ведущих казахстанских оперных певцов прошли стажировку в знаменитом итальянском театре La Scala.


  1. Закрепление новых знаний:

Опера (от итал. opera - труд, сочинение) возникла в Италии на рубежеXVI-XVII вв..

Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические. 

По законам театра опера делится на действия (акты), действия - на картины, а картины - на сцены.

 

Обычно опера открывается вступлением, или увертюрой, в котором выражена идея спктакля. основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях. "Полупение-полуречь" называется речитативом.

 

В опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.

 

Исключительно велика в опере роль оркестра. Он аккомпанирует певцам и хору, выступает как равноправный партнер действующих лиц оперы.

Сегодня наш урок был посвящён замечательному вокально-драматическому жанру - опере. Вы узнали много разных специальных терминов, которые необходимо знать для того, чтобы быть более образованными в мире музыки.


Вопросы и задания:

1. В какой стране родилась опера?

2. Какие виды искусства объединяются в опере?

3. Как называется полный словесный текст оперы?

4. Назовите известные виды опер.


  1. Домашнее задание:

Составить кроссворд по теме «Опера»


Подведение итогов урока. Рефлексия.



Просмотр содержимого документа
«Самоанализ урока музыки в 5 классе 3 четверть»

Самоанализ урока музыки в 5 классе 3 четверть.


Тема урока: «Итальянская классическая опера»


В 5 классе уроки музыки в 3 четверти построены на тему «Классическая музыка Востока и Запада». Предыдущие и последующие уроки 3 четверти учат школьников понимать музыку, учат осознавать, что музыка может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать человека лучше, умнее, разделить с ним горе и радость. Учитывая всё это, я разработала и провела урок на тему «Итальянская классическая опера».

Тип урока: Урок-лекция.

Изучение и первичное запоминание знаний.

Цель урока:

Образовательная -Формировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки - опере как синтетическому виду искусства.

Развивающая – развитие интереса к музыке через слушание классических произведений;

Воспитательная – воспитание художественного вкуса восприятия музыки.


Задачи урока:

Содержание учебного материала: Урок соответствует требованиям Госстандарта образования РК, типу и целям урока, возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, их познавательным интересам и потребностям; прослеживается внутрипредметная связь (логический переход этапов, разнообразная деятельность на уроке).

На уроке прослеживается связь содержания образования с субъектным опытом учащихся (выполнение домашнего задания, опора на уже сформированные знания, умения и навыки учеников). Включен материал, на основе которого происходит развитие индивидуальности учащегося и проявление своих субъектных качеств.

Данный урок соответствует общей теме полугодия,

Отбор содержания зависел от целей и задач обучения, от возрастных особенностей школьников.

В самом начале урока необходимо было создать одухотворенную атмосферу, поэтому я использовала показ ознакомительных слайдов «Экскурсия по Италии» под классическую музыку.

Для установления контакта учителя и детей необходимо было общение, создание ситуации успеха, поэтому детям было предложено систематизировать приобретенные ранее знания в области мировой музыкальной культуры. Далее беседа была построена на общих знаниях об оперном искусстве. Ребята узнали о легенде появления оперы, размышляли о классике, узнали интересные факты о рождении оперы.

На уроке так же я использовала проблемно-поисковый метод. Далее, прослушав фрагменты из музыкальных классических произведений, им предстояло ответить на самый важный вопрос: В чем сила и красота классической оперной музыки? С чем они справились.

На своем уроке использовала интеграцию обучения. Прослеживалась взаимосвязь музыки и истории, взаимосвязь музыки и живописи, связь с жизнью и эстетическое развитие учащихся.

При подаче учебного материала я использовала следующие формы работы: индивидуальную, групповую и фронтальную. Формы организации обучения зависят от целей, содержания и методов. Поэтому на уроке было знакомство с новым материалом, слушание и восприятие музыкальных фрагментов, игровая творческая деятельность и получение убеждения, что действительно музыка несет в себе неповторимую красоту, силу и духовность. Что и было задумано мною.

На уроке использовала сочетание спокойной и драматической музыки – это своего рода «музыкальный массаж», который тренирует подвижность нервных процессов, музыкотерапия.

Контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на протяжении и в конце урока.

Время на все этапы урока было распределено рационально. Подачу нового материала я разбила на 2 блока:

В конце урока предложена творческая деятельность для детей, они мысленно становились композиторами и представляли, какую оперу бы они написали. Ребята были активны, заинтересованы, вовлечены в активную деятельность. Психологическая атмосфера на уроке доброжелательная.

Средства обучения, использованные на данном уроке: мультимедиа, презентация, аудио и видео фрагменты.

Рефлексия урока доказывает, что ребята чувствовали себя комфортно, урок им понравился. И я тоже в целом, несмотря на некоторые технические заминки, осталась довольна уроком, так как все поставленные цели и задачи урока были достигнуты.



Просмотр содержимого презентации
«итальянская классическая опера»

Санта Лючия.   В лунном сиянии море блистает, Ветер попутный парус вздымает. Лодка моя легка, весла большие, Санта Лючия, Санта Лючия!   Неаполь чудный, о край чудесный, Где улыбается нам свод небесный! В душу восторги льет неземные Санта Лючия, Санта Лючия!   Прочь все заботы, прочь все печали, О мой Неаполь, чудные дали! Радость безмерная, нет ей причины, Санта Лючия, Санта Лючия!
  • Санта Лючия.
  • В лунном сиянии море блистает,
  • Ветер попутный парус вздымает.
  • Лодка моя легка, весла большие,
  • Санта Лючия, Санта Лючия!
  •  
  • Неаполь чудный, о край чудесный,
  • Где улыбается нам свод небесный!
  • В душу восторги льет неземные
  • Санта Лючия, Санта Лючия!
  •  
  • Прочь все заботы, прочь все печали,
  • О мой Неаполь, чудные дали!
  • Радость безмерная, нет ей причины,
  • Санта Лючия, Санта Лючия!
Появилась в 17 веке (1600г.) в Италии , во Флоренции и первоначально называлась «драма с музыкой ». Опера в переводе с Итальянского – труд, сочинение. В ее основе лежит либретто,
  • Появилась в 17 веке (1600г.) в Италии , во Флоренции и первоначально называлась «драма с музыкой ».
  • Опера в переводе с Итальянского – труд, сочинение.
  • В ее основе лежит либретто, в переводе с итальянского – книжечка. Это краткое содержание оперы.
2. Что мы о ней знаем ?  3. Какие голоса вы знаете ?  4. Как называется театр в котором ставят оперу?

2. Что мы о ней знаем ?

3. Какие голоса вы знаете ?

4. Как называется театр в котором ставят оперу?

Комический Трагический Эпический Лирический Сказочный Мифологический Исторический Рок-опера Опера-балет
  • Комический
  • Трагический
  • Эпический
  • Лирический
  • Сказочный
  • Мифологический
  • Исторический
  • Рок-опера
  • Опера-балет
ВСТУПЛЕНИЕ и/или УВЕРТЮРА  Завязка драмы, интрига, знакомство с героями, то есть – ЭКСПОЗИЦИЯ  Развитие действия, переплетение интриг, то есть – РАЗРАБОТКА  Наивысшая точка напряжения в развитии или КУЛЬМИНАЦИЯ  Развязка драмы, конец или ФИНАЛ
  • ВСТУПЛЕНИЕ и/или УВЕРТЮРА
  • Завязка драмы, интрига, знакомство с героями, то есть – ЭКСПОЗИЦИЯ
  • Развитие действия, переплетение интриг, то есть – РАЗРАБОТКА
  • Наивысшая точка напряжения в развитии или КУЛЬМИНАЦИЯ
  • Развязка драмы, конец или ФИНАЛ .
Композитор – пишет музыку  Либреттист – сочиняет либретто, литературный текст  Дирижер – управляет оперным оркестром  Режиссер-постановщик – ставит действия в опере, помогает артистам понять образ героя  Художник-декоратор – разрабатывает костюмы и сценические декорации для оперы  Художник осветитель – разрабатывает свет на сцене  Исполнители – солисты, певцы, хор, оркестр, балетная группа  Бутафор – изготавливает предметы для сцены  Костюмеры, гримеры, работники сцены
  • Композитор – пишет музыку
  • Либреттист – сочиняет либретто, литературный текст
  • Дирижер – управляет оперным оркестром
  • Режиссер-постановщик – ставит действия в опере, помогает артистам понять образ героя
  • Художник-декоратор – разрабатывает костюмы и сценические декорации для оперы
  • Художник осветитель – разрабатывает свет на сцене
  • Исполнители – солисты, певцы, хор, оркестр, балетная группа
  • Бутафор – изготавливает предметы для сцены
  • Костюмеры, гримеры, работники сцены
Мариинский театр Большой театр

Мариинский театр

Большой театр

Ла скала Ковент Гарден

Ла скала

Ковент Гарден

Сиднейский оперный театр

Сиднейский оперный театр

В создании оперы участвуют такие виды искусств как:

В создании оперы участвуют такие виды искусств как:

  • Музыка
  • Литература
  • Хореография
  • Живопись
  • Архитектура
  • Театр и актерское мастерство
Герои в опере не разговаривают, а поют  АРИИ  АРИОЗО  ПАРТИИ  КАВАТИНЫ  МОНОЛОГИ  РЕЧИТАТИВЫ

Герои в опере не разговаривают, а поют

АРИИ

АРИОЗО

ПАРТИИ

КАВАТИНЫ

МОНОЛОГИ

РЕЧИТАТИВЫ

«Риголетто» «Борис Годунов» «Снегурочка»

«Риголетто»

«Борис Годунов»

«Снегурочка»

«Борис Годунов» «Лоэнгрин» «Снегурочка»

«Борис Годунов»

«Лоэнгрин»

«Снегурочка»

«Аида» «Иван Сусанин» «Евгений Онегин» «Садко»

«Аида»

«Иван Сусанин»

«Евгений Онегин»

«Садко»

К 17-18 веку сложилось два вида оперы:

К 17-18 веку сложилось два вида оперы:

  • Опера-серия , серьезная опера, в ней очень много арий, ее содержание связано с античными сюжетами. Герои оперы принадлежат высшему свету.
  • Опера-буффо , комическая опера, герои из простого народа, и очень запутанный сюжет.
К 19 веку трагическое и комическое в опере слились воедино. Она стала отражать исторические события, реагировать на политическую обстановку в мире и показывать взаимоотношения людей, их переживания, характеры, жизненные ситуации.
  • К 19 веку трагическое и комическое в опере слились воедино. Она стала отражать исторические события, реагировать на политическую обстановку в мире и показывать взаимоотношения людей, их переживания, характеры, жизненные ситуации.
Бельканто  - стиль исполнения, отличающийся лёгкостью и красотой звучания, безукоризненной кантиленой (напевностью), изяществом и виртуозностью. Этот стиль возник в Италии в середине XVII в. и формировался на основе фонетических особенностей итальянского языка.
  • Бельканто  - стиль исполнения, отличающийся лёгкостью и красотой звучания, безукоризненной кантиленой (напевностью), изяществом и виртуозностью. Этот стиль возник в Италии в середине XVII в. и формировался на основе фонетических особенностей итальянского языка.
Появились рок-оперы Оперы-балеты Оперы на джазовой основе Оперетты Мюзиклы Радио-оперы Кинооперы
  • Появились рок-оперы
  • Оперы-балеты
  • Оперы на джазовой основе
  • Оперетты
  • Мюзиклы
  • Радио-оперы
  • Кинооперы

Э.Л.Уэббер мюзикл «Призрак оперы»

В какой стране родилась опера? 2.  Какие виды искусства объединяются в опере? 3. Как называется полный словесный текст оперы? 4. Назовите известные виды опер. Домашнее задание:  Составить кроссворд по теме «Опера» Составить кроссворд по теме «Опера»
  • В какой стране родилась опера?

2. Какие виды искусства объединяются в опере?

3. Как называется полный словесный текст оперы?

4. Назовите известные виды опер.

  • Домашнее задание:
  • Составить кроссворд по теме «Опера»
  • Составить кроссворд по теме «Опера»