СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок музыки в 7 классе Тема: Симфоническая музыка. «Гений ХХ века. Д.Д. Шостакович».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вспомнить историю ВОВ -блокада Ленинграда, на основе творчества советского композитора Д.Д. Шостаковича.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок музыки в 7 классе Тема: Симфоническая музыка. «Гений ХХ века. Д.Д. Шостакович».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯРКОПОЛЕНСКАЯ ШКОЛА»

ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ





Открытый урок музыки в 7 классе

Тема: Симфоническая музыка. «Гений ХХ века. Д.Д. Шостакович».



Подготовил и провёл:

учитель музыки и МХК

Сервуля Л.Л.

























с. Яркое Поле

Тема: Симфоническая музыка. «Гений ХХ века. Д.Д. Шостакович».

Художественное название урока: « Образ врага в симфонии №7 «Ленинградская».

Планируемые результаты:

1.Личностные: - воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;

- воспитывать нравственные качества личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны.

2. Предметные: познакомить обучающихся с творчеством советского композитора Д.Д. Шостаковича, с историей создания симфонии №7. Осуществить комплексный подход через межпредметные связи. - сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени;

- вспомнить историю ВО войны – блокада Ленинграда;

- закрепить понятия: симфония, музыкальный образ.

3. Метапредметные:

Регулятивные:

-развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения, слушательскую культуру обучающихся;

- развивать умение анализировать и сопоставлять;

- развивать вокально-хоровые навыки, память, мышление.

Коммуникативные: проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач (учащиеся выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные речевые высказывания).

Познавательные: научиться определять цель, различать содержание и сюжет при восприятии произведения.

Оборудование: доска, фортепиано, компьютер, презентация к уроку, документальный видеоролик, портрет композитора Д.Д. Шостаковича, эпиграф к уроку, наглядный материал, раздаточный материал, репродукция картины А. Смирнова «Блокада», музыкальный и нотный материал.

Тип урока: урок изучения и получения новых знаний.

Эпиграф: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию».



Ход урока:

I.Настрой к уроку: Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего её уметь слушать. Сегодня на уроке мы продолжим постигать секреты одного из самых совершенных видов искусства – музыки.

II.Мотивация учебной деятельности:

- Ребята, какие отечественные войны в истории нашей страны вы знаете?

(отечественная война 1812г.- борьба с Наполеоном, отечественная война 1941-1945гг. – борьба с фашистами).

1.Вступительное слово учителя: Есть на свете очень страшное слово «война». Слово от которого холодеет всё внутри, щемит сердце, на глаза наворачиваются слёзы.

В ходе этих войн ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь русского народа к своей Родине.

- Я предлагаю вам прослушать фрагмент песни Л. Остапенко, О. Ткач. «Ты помни» и ответить на вопрос:

-О победе, в какой войне идёт речь в данной песне?

(звучит песня)

-Песня посвящается победе русского народа в ВО войне.

- Какие поэтические строки это подтверждают?

- Какие чувства вызвала у вас эта песня? (чувство гордости, патриотизма)

-Современна ли эта песня?

-Какое искусство мы называем современным? (то, которое соответствует духу времени)

III.Определение темы урока.

-О чём будет идти речь на уроке? (ответы обучающихся)

-о каком из музыкальном жанре мы будем говорить, вы узнаете, выполнив кроссворд-ребус.

Задание: Нужно найти известные вам жанры музыки и определить какой их них симфонический.

IV.Объявление темы урока, художественного названия урока, целей.

V.Знакомство с эпиграфом.

Слова учителя: О войне говорили, и всегда будут говорить: художники-красками и образами, поэты – стихами, композиторы – песнями и музыкой.

Сегодняшний урок мы посвящаем музыке Д.Д. Шостаковича – советского композитора-гения 20 века.

1.Рассказ учителя о творчестве композитора, об истории создания симфонии №7 «Ленинградская» на фоне презентации.

Слайды № 1,2 – жизнь композитора.

Слайд №3: Осенью 1941 года вражеские войска очень близко подошли к Ленинграду. Город был окружён со всех сторон, единственный свободный путь был – это Ладожское озеро.

Слайд №4: Прекрасный город оказался в блокаде, которая длилась 900 дней и ночей и унесла тысячи жизней.

Слайд №5: Как и многие Ленинградцы, Шостакович остался в своём родном городе. Вместе со студентами выезжал за город рыть окопы.

Слайды №6,7: Во время бомбёжек в одежде пожарного дежурил на крыше дома, а когда стихал грохот бомбёжек и вой сирены, снова писал музыку.

Слайд №8: В сложных условиях сочинялась 7-я симфония, повествующая о войне, мужестве народа, о грядущей победе. Первые 3 части были написаны в Ленинграде. Взгляните на репродукцию картины А. Смирнова «Блокада».

Первая ленинградская зима. Маленькая комната, решётчатый узор окна, накрест заклеенного кусочками бумаги. Железная труба, выведена через квартиру. И одинокая фигура пожилого музыканта, который сидит на краю стула и играет.

В валенках, шапке, пальто. Играет наперекор всему: холоду, голоду, утомлённым бомбардировкам.

Именно так, получал 125 гр. Блокадного хлеба, каждый ленинградец стоял на своём боевом посту, отстаивая родной от фашистских захватчиков.

Какая сила духа в этой одинокой фигуре?

-Какая сила любви к прекрастному?

2.Знакомство с высказыванием Д.Д. Шостаковича.

Слайд№9: Вскоре оставаться в городе стало совсем опасно, и Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в г. Куйбышев (ныне Самара).

Слайд №10: работа над симфонией завершилась в г. Куйбышеве. На титульном листе композитор писал: «Моему городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается».

Слайд №11: Там же, 5 марта 1941г. состоялась премьера «Ленинградской» симфонии, её исполнил оркестр Большого театра под управлением дирижёра С.А. Самосуда.

Слайд №12: Вскоре симфония прозвучала в Москве – 29 марта 1942г. Симфония транслировалась на всю страну. Тогда и возникла идея исполнить её в Ленинграде. Специальным самолётом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, была доставлена партитура симфонии. Для исполнения такого сложного произведения нужен был большой симфонический оркестр в 100 человек.

Слайд №13: карл Ильич Элиасберг приложил немалые усилия, чтобы собрать оркестр. По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии. Одни пришли самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги.

Слайд №14: Репетиции проходили под грохот разрывов, в холодном неотапливаемом помещении. Руки быстро замерзали, люди падали в обморок, от голода. Но продолжали работать. Изнеможённые люди смотрели друг на друга полными глазами слёз и гордились, что не только выжили в эту страшную зиму, но и играли.

Слайды №15,16: Премьера состоялась 9 августа 1942г. в полуразрушенном городе.

Слайд №17: Это был самый тихий блокадный день. Артиллеристы провели огневую операцию «Шквал», уничтожив фашистские укрепления.

Все 80 минут пока звучала симфония, ни один снаряд не должен был упасть на город.

Слайд №18: После концерта ленинградцы укрепились в надежду на победу.

Есть доля правды в том, что музыка приблизила день освобождения Ленинграда и День Победы.

- Ка вы думаете, необходима ли была людям музыка во время войны? (она придавала силы и уверенность в себе)

-Как сейчас называется город Ленинград?

Слайд №19: В Санкт-Петербурге есть памятник посвящённый блокаде Ленинграда. Этот памятник называют «Разорванное кольцо».

3.Знакомство с музыкой симфонии.

Симфония №7 состоит из 4-х частей: мирная жизнь и нашествие, героические фигуры и победный финал. Мы познакомимся с 1-й частью симфонии.

- Прослушайте два фрагмента симфонии и скажите, в каком из эпизодов композитор показал сущность фашизма?

(Слушание музыки + ответы обучающихся)

Первый эпизод рассказал нам о красоте жизни, природы, которой грозит гибель. Невольно хочется прочесть отрывок стихотворения С. Щипачёва «22 июня 1941г»:

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала казалось,

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

О чём рассказал композитор во втором эпизоде?

-Какой образ изобразил в своей музыке?

- Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал для передачи образа?

-Вспомните, что такое музыкальный образ?

4.Повторение музыкально-теоретического понятия «музыкальный образ».

Музыкальный образ – это отображение жизни в музыкальных звуках, через средства музыкальной выразительности.

Тема, которую вы прослушали называется тема нашествия – это короткая, простая мелодия марша, повторяясь много раз, с включением всё новых и новых инструментов, превращается в образ бесчеловечной разрушительной силы.

-Как называется музыкальная форма, которая повторяется много раз?

В симфонии Шостакович раскрыл борьбу двух образов (полюсов): образов мира, разума, творчества, созидания – и мира жестокости, разрухи, войны.

5.Музыкальная разминка «Марш».

Симфонию №7 сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», передаёт дух событий необычайно точно.

6.Повторное слушание эпизода «Нашествие» + просмотр документального видеоролика.

7.Анализ интерпретации музыкального произведения по средствам музыкальной выразительности.

- Удалось ли композитору передать события 1942г?

-Есть ли необходимость вспоминать о войне?

(Мы должны помнить тех героических людей, которые защищали нашу землю).

8.Чтение стихотворения «Спроси у памяти».

Завтра мы проснёмся и увидим ясное солнце – и пусть так будет всегда.

Именно для того, чтоб мы жили беззаботно и счастливо, мужественно защищали свою Родину русские солдаты и офицеры.

И сегодня давайте исполним песню о нашей Родине, которую мы должны любить и беречь.

9.Хоровое исполнение: Распевка.

Исполнение песни «Любите Россию».

VI.Итог урока: «Шляпа вопросов» (обучающиеся по очереди вытаскивают вопросы из шляпы и отвечают на них)

VII.Рефлексия: Составление «паспорта» для фрагмента «Нашествие»:

  1. Имя – (эпизод «Нашествие»)

  2. Создатель – (Д.Д. Шостакович)

  3. Прописка – (Ленинград)

  4. Где служит (живёт) – в концертном зале)

  5. Особые приметы – (маршевое звучание, исполняется симфоническим оркестром)

Оценивание обучающихся.