МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯРКОПОЛЕНСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Открытый урок музыки в 7 классе
Тема: Симфоническая музыка. «Гений ХХ века. Д.Д. Шостакович».
Подготовил и провёл:
учитель музыки и МХК
Сервуля Л.Л.
с. Яркое Поле
Тема: Симфоническая музыка. «Гений ХХ века. Д.Д. Шостакович».
Художественное название урока: « Образ врага в симфонии №7 «Ленинградская».
Планируемые результаты:
1.Личностные: - воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;
- воспитывать нравственные качества личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны.
2. Предметные: познакомить обучающихся с творчеством советского композитора Д.Д. Шостаковича, с историей создания симфонии №7. Осуществить комплексный подход через межпредметные связи. - сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени;
- вспомнить историю ВО войны – блокада Ленинграда;
- закрепить понятия: симфония, музыкальный образ.
3. Метапредметные:
Регулятивные:
-развивать эмоционально-образное мышление в процессе восприятия музыкального произведения, слушательскую культуру обучающихся;
- развивать умение анализировать и сопоставлять;
- развивать вокально-хоровые навыки, память, мышление.
Коммуникативные: проявлять активность при решении коммуникативных и познавательных задач (учащиеся выражают и контролируют свои эмоции, адекватно оценивают свою работу, строят понятные речевые высказывания).
Познавательные: научиться определять цель, различать содержание и сюжет при восприятии произведения.
Оборудование: доска, фортепиано, компьютер, презентация к уроку, документальный видеоролик, портрет композитора Д.Д. Шостаковича, эпиграф к уроку, наглядный материал, раздаточный материал, репродукция картины А. Смирнова «Блокада», музыкальный и нотный материал.
Тип урока: урок изучения и получения новых знаний.
Эпиграф: «Нашей победе над фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему любимому городу Ленинграду, я посвящаю свою седьмую симфонию».
Ход урока:
I.Настрой к уроку: Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего её уметь слушать. Сегодня на уроке мы продолжим постигать секреты одного из самых совершенных видов искусства – музыки.
II.Мотивация учебной деятельности:
- Ребята, какие отечественные войны в истории нашей страны вы знаете?
(отечественная война 1812г.- борьба с Наполеоном, отечественная война 1941-1945гг. – борьба с фашистами).
1.Вступительное слово учителя: Есть на свете очень страшное слово «война». Слово от которого холодеет всё внутри, щемит сердце, на глаза наворачиваются слёзы.
В ходе этих войн ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь русского народа к своей Родине.
- Я предлагаю вам прослушать фрагмент песни Л. Остапенко, О. Ткач. «Ты помни» и ответить на вопрос:
-О победе, в какой войне идёт речь в данной песне?
(звучит песня)
-Песня посвящается победе русского народа в ВО войне.
- Какие поэтические строки это подтверждают?
- Какие чувства вызвала у вас эта песня? (чувство гордости, патриотизма)
-Современна ли эта песня?
-Какое искусство мы называем современным? (то, которое соответствует духу времени)
III.Определение темы урока.
-О чём будет идти речь на уроке? (ответы обучающихся)
-о каком из музыкальном жанре мы будем говорить, вы узнаете, выполнив кроссворд-ребус.
Задание: Нужно найти известные вам жанры музыки и определить какой их них симфонический.
IV.Объявление темы урока, художественного названия урока, целей.
V.Знакомство с эпиграфом.
Слова учителя: О войне говорили, и всегда будут говорить: художники-красками и образами, поэты – стихами, композиторы – песнями и музыкой.
Сегодняшний урок мы посвящаем музыке Д.Д. Шостаковича – советского композитора-гения 20 века.
1.Рассказ учителя о творчестве композитора, об истории создания симфонии №7 «Ленинградская» на фоне презентации.
Слайды № 1,2 – жизнь композитора.
Слайд №3: Осенью 1941 года вражеские войска очень близко подошли к Ленинграду. Город был окружён со всех сторон, единственный свободный путь был – это Ладожское озеро.
Слайд №4: Прекрасный город оказался в блокаде, которая длилась 900 дней и ночей и унесла тысячи жизней.
Слайд №5: Как и многие Ленинградцы, Шостакович остался в своём родном городе. Вместе со студентами выезжал за город рыть окопы.
Слайды №6,7: Во время бомбёжек в одежде пожарного дежурил на крыше дома, а когда стихал грохот бомбёжек и вой сирены, снова писал музыку.
Слайд №8: В сложных условиях сочинялась 7-я симфония, повествующая о войне, мужестве народа, о грядущей победе. Первые 3 части были написаны в Ленинграде. Взгляните на репродукцию картины А. Смирнова «Блокада».
Первая ленинградская зима. Маленькая комната, решётчатый узор окна, накрест заклеенного кусочками бумаги. Железная труба, выведена через квартиру. И одинокая фигура пожилого музыканта, который сидит на краю стула и играет.
В валенках, шапке, пальто. Играет наперекор всему: холоду, голоду, утомлённым бомбардировкам.
Именно так, получал 125 гр. Блокадного хлеба, каждый ленинградец стоял на своём боевом посту, отстаивая родной от фашистских захватчиков.
Какая сила духа в этой одинокой фигуре?
-Какая сила любви к прекрастному?
2.Знакомство с высказыванием Д.Д. Шостаковича.
Слайд№9: Вскоре оставаться в городе стало совсем опасно, и Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в г. Куйбышев (ныне Самара).
Слайд №10: работа над симфонией завершилась в г. Куйбышеве. На титульном листе композитор писал: «Моему городу Ленинграду, нашей грядущей победе над фашизмом посвящается».
Слайд №11: Там же, 5 марта 1941г. состоялась премьера «Ленинградской» симфонии, её исполнил оркестр Большого театра под управлением дирижёра С.А. Самосуда.
Слайд №12: Вскоре симфония прозвучала в Москве – 29 марта 1942г. Симфония транслировалась на всю страну. Тогда и возникла идея исполнить её в Ленинграде. Специальным самолётом, прорвавшимся в город сквозь огненное кольцо, была доставлена партитура симфонии. Для исполнения такого сложного произведения нужен был большой симфонический оркестр в 100 человек.
Слайд №13: карл Ильич Элиасберг приложил немалые усилия, чтобы собрать оркестр. По радио было объявлено о регистрации оставшихся в живых музыкантов филармонии. Одни пришли самостоятельно, других вели под руки. Флейтиста привезли на санках – у него не двигались ноги.
Слайд №14: Репетиции проходили под грохот разрывов, в холодном неотапливаемом помещении. Руки быстро замерзали, люди падали в обморок, от голода. Но продолжали работать. Изнеможённые люди смотрели друг на друга полными глазами слёз и гордились, что не только выжили в эту страшную зиму, но и играли.
Слайды №15,16: Премьера состоялась 9 августа 1942г. в полуразрушенном городе.
Слайд №17: Это был самый тихий блокадный день. Артиллеристы провели огневую операцию «Шквал», уничтожив фашистские укрепления.
Все 80 минут пока звучала симфония, ни один снаряд не должен был упасть на город.
Слайд №18: После концерта ленинградцы укрепились в надежду на победу.
Есть доля правды в том, что музыка приблизила день освобождения Ленинграда и День Победы.
- Ка вы думаете, необходима ли была людям музыка во время войны? (она придавала силы и уверенность в себе)
-Как сейчас называется город Ленинград?
Слайд №19: В Санкт-Петербурге есть памятник посвящённый блокаде Ленинграда. Этот памятник называют «Разорванное кольцо».
3.Знакомство с музыкой симфонии.
Симфония №7 состоит из 4-х частей: мирная жизнь и нашествие, героические фигуры и победный финал. Мы познакомимся с 1-й частью симфонии.
- Прослушайте два фрагмента симфонии и скажите, в каком из эпизодов композитор показал сущность фашизма?
(Слушание музыки + ответы обучающихся)
Первый эпизод рассказал нам о красоте жизни, природы, которой грозит гибель. Невольно хочется прочесть отрывок стихотворения С. Щипачёва «22 июня 1941г»:
Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
О чём рассказал композитор во втором эпизоде?
-Какой образ изобразил в своей музыке?
- Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал для передачи образа?
-Вспомните, что такое музыкальный образ?
4.Повторение музыкально-теоретического понятия «музыкальный образ».
Музыкальный образ – это отображение жизни в музыкальных звуках, через средства музыкальной выразительности.
Тема, которую вы прослушали называется тема нашествия – это короткая, простая мелодия марша, повторяясь много раз, с включением всё новых и новых инструментов, превращается в образ бесчеловечной разрушительной силы.
-Как называется музыкальная форма, которая повторяется много раз?
В симфонии Шостакович раскрыл борьбу двух образов (полюсов): образов мира, разума, творчества, созидания – и мира жестокости, разрухи, войны.
5.Музыкальная разминка «Марш».
Симфонию №7 сравнивают с документальными произведениями о войне, называют «документом», «хроникой», передаёт дух событий необычайно точно.
6.Повторное слушание эпизода «Нашествие» + просмотр документального видеоролика.
7.Анализ интерпретации музыкального произведения по средствам музыкальной выразительности.
- Удалось ли композитору передать события 1942г?
-Есть ли необходимость вспоминать о войне?
(Мы должны помнить тех героических людей, которые защищали нашу землю).
8.Чтение стихотворения «Спроси у памяти».
Завтра мы проснёмся и увидим ясное солнце – и пусть так будет всегда.
Именно для того, чтоб мы жили беззаботно и счастливо, мужественно защищали свою Родину русские солдаты и офицеры.
И сегодня давайте исполним песню о нашей Родине, которую мы должны любить и беречь.
9.Хоровое исполнение: Распевка.
Исполнение песни «Любите Россию».
VI.Итог урока: «Шляпа вопросов» (обучающиеся по очереди вытаскивают вопросы из шляпы и отвечают на них)
VII.Рефлексия: Составление «паспорта» для фрагмента «Нашествие»:
Имя – (эпизод «Нашествие»)
Создатель – (Д.Д. Шостакович)
Прописка – (Ленинград)
Где служит (живёт) – в концертном зале)
Особые приметы – (маршевое звучание, исполняется симфоническим оркестром)
Оценивание обучающихся.