Урок экологии
«На пороге экологической катастрофы»
Цель урока: привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.
Задачи урока:
Образовательные:
Создать условия для формирования у учащихся представлений о последствиях воздействий человека на окружающую среду.
Развивающие
Развить у учащихся чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду, развивать умение работать в группе.
Воспитательные
Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.
ТИП УРОКА: формирование новых знаний.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: устный журнал.
ОБОРУДОВАНИЕ: 1) Видеоролики «Красоте природы посвящаю», «Экологические проблемы человечества».
2) Антивыставка
3) рисунки по экологии
4) презентация к уроку.
Ход урока
Организационный этап.
Этап актуализации знаний.
Вступление: звучат колокольные звоны.
Учитель: Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкричать боль.
По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждому из нас, живущему на планете Земля.
Сегодня на нашем уроке мы поговорим об экологических проблемах человечества. К сожалению, на протяжении тысячелетий человек настойчиво вмешивался в природу, не заботясь о поддержании в ней равновесия.
Хозяйственные нагрузки стали превышать способность экосистем к самоочищению и возобновлению. В отношениях человека и природы настал кризис, который вызвал экологические проблемы глобального характера. Есть ли острова спасения от этой беды? Таких островов нет. Всё человечество в одной лодке. И пересесть из неё некуда. Земля- маленький шар во Вселенной . и это единственное место , глее человечество может выжить или погибнуть.
А ведь наша Земля- уникальна…
Ты посмотри вокруг,
Как всё прекрасно.
К чему печали,
Злость и суета.
Мы ходим в шаге
От большой любви и счастья,
А стоит только лишь
Открыть глаза.
Ты посмотри
На голубое небо,
На солнце, озеро,
Деревья и цветы.
Ты посмотри,
Как любит нас природа ,
А мы не замечаем этой красоты.
( С.Епифанцев)
(видеоролик «Красоте природы посвящаю»)
Давайте окинем мысленным взором нашу голубую планету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконечной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности.
Человечество стоит на пороге экологического кризиса. А как вы думаете, что такое экологический кризис?
Экологический кризис – временное напряжение состояния взаимоотношений между человечеством и природой.
(Учащимся демонстрируются кадры с мест экологических катастроф.)
(Презентация1)
Учитель:
- Посмотрите внимательно и подумайте, что иллюстрируют эти кадры? (На них изображена изуродованная природа.)
Наша планета – человеческий дом,
Но как ей жить под дымным колпаком?
Где сточная канава-океан?!
Где вся природа поймана в капкан?
И вы ответите мне без труда
Проблема окружающей среды
Проста или сложна?
Давайте попытаемся найти решения этой проблемы, простые, зависящие от нас.
Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня её здоровье в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи.
Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли — свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли — асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать землю. В опасности и «легкие» планеты — леса. «Полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «легкие» Земли. Затуманились «глаза» Земли — озера, моря, океаны.
Этап усвоения новых знаний.
КАКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ВЫ ЗНАЕТЕ? (Ответы учащихся)
Выступление учащегося: ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ. Часть стратосферы на высоте от 12 до 50 км, в котором под воздействием УФ- излучения Солнца кислород приобретает третий атом кислорода и получается озон. Относительно высокая концентрация озона абсорбирует опасные УФ- лучи и защищает всё живое от губительного излучения. Более того, если бы не озоновый слой, то жизнь не смогла бы вообще выбраться из океанов и высокоразвитые формы жизни типа млекопитающих, включая человека, не возникли бы. Озоновый слой исправно выполняет роль чистильщика атмосферы. Он очень терпелив к человеческим шалостям. Но человек его уничтожает. И варварски. Какие же причины ослабления озонового щита? 1) запуски космических ракет. 2) самолёты. Особенно, летящие на высотах в 12-15 км. 3) окислы азота.. 4) хлор и его соединения с кислородом. Огромное количество до 700 000 т) этого газа поступает в атмосферу, прежде всего от разложений фреонов . Каждый год количество фреонов увеличивается в атмосфере на 8-9 %. При длительном воздействии УФ- излучения происходит преждевременное старение кожи. Которое можно рассматривать как предраковое состояние. Отрицательное воздействие излучение оказывает на органы зрения, вызывая катаракту , дегенерацию роговицы и сетчатки. Избыток УФ- излучения нарушает иммунную защиту организма, способствуя появлению таких заболеваний, как волчанка, туберкулёз кожи, рожа, вирусный герпес, лейшманиоз. Сохранение озонового слоя Земли –одна из глобальных задач.
Выступление учащегося: КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ увеличивают растворимость соединений тяжёлых металлов. Попадая в воду, вредные вещества, содержащиеся в осадках, растворяются и поглощаются водорослями. Водорослями питаются моллюски, а моллюсками -рыбы. В конечном итоге через рыб, раков, устриц, кальмаров тяжёлые металлы попадают в организм человека, что приводит к непоправимым последствиям. Оксиды сульфура и нитрогена, которые выбрасываются в атмосферу вследствие работы электростанций и автомобильных двигателей, соединяются с атмосферной влагой и образуют мелкие капельки сульфатной и нитратной кислот, которые переносятся ветром в виде кислотного тумана и выпадают на землю кислотными дождями. Эти дожди пагубно влияют на окружающую среду.
Выступление учащегося: СМОГ может образовываться практически при любых природных и климатических условиях в крупных городах и индустриальных центрах с сильным загрязнением воздуха . Наиболее он вреден в тёплое время года, в солнечную безветренную погоду, когда верхние слои воздуха достаточно тёплые, чтобы останавливать вертикальную циркуляцию воздушных масс. Смог является большой проблемой во многих мегаполисах мира. Он особенно опасен для детей, пожилых людей и людей с пороками сердца и лёгких, больных бронхитом, астмой. Смог может стать причиной одышки, затруднения и остановки дыхания, головных болей, кашля. Также он вызывает воспаление слизистых оболочек глаз, носа и гортани, снижение иммунитета
Выступление учащегося:
Вместе с тем резко возросли в последние десятилетия использование химических удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной из важнейших причин глобального загрязнения окружающей среды. Разносимые водой и воздухом на огромные расстояния, они включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку.
Нитраты - это соли азотной кислоты, которые накапливаются в продуктах и воде при избыточном содержании в почве азотных удобрений. Безопасным считается- 5 мг на 1 кг человеческого тела. Т.е. взрослый человек может получать 350 мг нитратов без последствий для здоровья.
. Нитраты вступают в реакцию с гемоглобином в крови и лишают красные кровяные тельца возможности насыщать клетки кислородом. В результате нарушается обмен веществ, дестабилизируется нервная система, ослабевают защитные функции организма. Кроме того, нитраты снижают содержание витаминов в пище. Регулярное их поступление в организм человека даже в небольших дозах уменьшает количество йода, а это приводит к увеличению щитовидной железы. Установлено, что нитраты также связаны с возникновением опухолей в желудочно-кишечном тракте и способствуют развитию вредной кишечной микрофлоры, которая выделяет в организм человека токсины, что ведет к отравлениям. Так что вред нитратов для здоровья человека является неоспоримым.
Уменьшить содержание нитратов в продуктах питания можно следующим образом:
---- зелень нужно вымачивать, поставив в воду как букет на 2-3 часа.
----нитраты хорошо растворяются в тёплой воде, поэтому перед приготовлением овощи желательно бланшировать, помещая в горячую воду на несколько минут.
---- не стоит варить овощи в алюминевой посуде, т к алюминий как катализатор ускоряет превращение нитратов в нитриты.
---- собирать овощи в период физиологической зрелости, а очень ранняя и очень поздняя продукция имеет высокое содержание нитратов.
---- во время консервирования нитраты переходят в маринад.
Учитель:
Очень серьезным диагнозом является уменьшение биологического разнообразия, т.е. сокращение видов организмов.
- Какие царства живых организмов вам известны? (Растения, животные, грибы, простейшие, бактерии.)
Потеря биологического вида из любого царства крайне нежелательна для биосферы (живой оболочки Земли), т.к. он участвует в круговороте веществ, поддержании равновесия в природе. Каждый вид уникален и обладает только ему присущими особенностями.
С 1600 года исчезновение видов начали подтверждать документально. С тех пор на Земле вымерло 94 вида птиц, 63 вида млекопитающих. Гибель большинства из них связана с деятельностью человека.
- Как вы думаете, какие глобальные государственные меры предпринимаются по охране биологического разнообразия? (Создание Красной книги, закон о сохранении биологического разнообразия, создаются заповедники, заказники, парки, питомники.)
А вот ещё одна болезнь – исчезновение лесов. Сведение их приобрело всемирный характер: «полысение планеты». К настоящему времени в зоне субтропиков сведено 80% первоначальной площади. Тропические леса деградируют и сокращают площадь со скоростью 260000 квадратных метра в минуту, есть опасения, что исчезнут через 25 лет.
- Какая часть планеты занята океанами, морями, реками? (3/4 планеты занято водой.)
(Видеоролик «Экологические проблемы человечества»)
5.Итог урока
Всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную на её нейтрализацию. Эта способность природы долгое время эксплуатировалась человеком бездумно и хищнически. Отходы производства выбрасывались в воздух в расчете на то, что будут обезврежены и переработаны самой природой. Однако способность атмосферы к самоочищению имеет определенные границы.
Уже через несколько лет мы все рискуем оказаться в незнакомом и пугающем мире.
Разве вы хотите жить на такой Земле?!
Давайте любить и ценить природу!
Ведь мир вокруг нас так прекрасен!
Давайте сохраним то, что у нас ещё осталось!
ВЕДЬ СОХРАНЯЯ МИР ВОКРУГ НАС, МЫ СОХРАНЯЕМ СЕБЯ…
Есть такое правило : встал по утру, умылся, привел
себя в порядок - и сразу же приведи в порядок
свою планету.
А. Де Сент-Экзюпери