СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "На пороге экологической катастрофы"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "На пороге экологической катастрофы"»

Урок экологии

«На пороге экологической катастрофы»



Цель урока: привлечь внимание детей к возможности решения сложных экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранении окружающей среды.

Задачи урока:

Образовательные:

Создать условия для формирования у учащихся представлений о последствиях воздействий человека на окружающую среду.

Развивающие

Развить у учащихся чувство сопричастности к природе, личной ответственности за окружающую среду, развивать умение работать в группе.

Воспитательные

Воспитывать ответственное и бережное отношение к природе.

ТИП УРОКА: формирование новых знаний.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: устный журнал.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1) Видеоролики «Красоте природы посвящаю», «Экологические проблемы человечества».

2) Антивыставка

3) рисунки по экологии

4) презентация к уроку.


Ход урока

  1. Организационный этап.

  2. Этап актуализации знаний.

Вступление: звучат колокольные звоны.

Учитель: Во все времена колокола были вестниками тревоги. Они звучали в дни торжеств и людских бед, когда человеческому голосу не под силу было выкричать боль.

По ком звонят колокола сегодня? Они звонят по каждо­му из нас, живущему на планете Земля.

Сегодня на нашем уроке мы поговорим об экологических проблемах человечества. К сожалению, на протяжении тысячелетий человек настойчиво вмешивался в природу, не заботясь о поддержании в ней равновесия.

Хозяйственные нагрузки стали превышать способность экосистем к самоочищению и возобновлению. В отношениях человека и природы настал кризис, который вызвал экологические проблемы глобального характера. Есть ли острова спасения от этой беды? Таких островов нет. Всё человечество в одной лодке. И пересесть из неё некуда. Земля- маленький шар во Вселенной . и это единственное место , глее человечество может выжить или погибнуть.

А ведь наша Земля- уникальна…

Ты посмотри вокруг,

Как всё прекрасно.

К чему печали,

Злость и суета.

Мы ходим в шаге

От большой любви и счастья,

А стоит только лишь

Открыть глаза.

Ты посмотри

На голубое небо,

На солнце, озеро,

Деревья и цветы.


Ты посмотри,

Как любит нас природа ,

А мы не замечаем этой красоты.

( С.Епифанцев)

(видеоролик «Красоте природы посвящаю»)


Давайте окинем мысленным взором нашу голубую пла­нету! Ныне она уже не кажется нам огромной и бесконеч­ной, скорее хрупкой и беззащитной. Сегодня ее здоровье, ее жизнь в опасности.

Человечество стоит на пороге экологического кризиса. А как вы думаете, что такое экологический кризис?

Экологический кризис – временное напряжение состояния взаимоотношений между человечеством и природой.

(Учащимся демонстрируются кадры с мест экологических катастроф.)

(Презентация1)

Учитель:

- Посмотрите внимательно и подумайте, что иллюстрируют эти кадры? (На них изображена изуродованная природа.)

Наша планета – человеческий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком?

Где сточная канава-океан?!

Где вся природа поймана в капкан?

И вы ответите мне без труда

Проблема окружающей среды

Проста или сложна?


Давайте попытаемся найти решения этой проблемы, простые, зависящие от нас.

Прежде мы не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня её здоровье в опасности. Она нуждается в скорой экологической помощи.

Многие серьезные специалисты указывают на гигантские «гнойники» на теле Земли — свалки. Они вызывают боль и отвращение. «Шрамы» на теле Земли — асфальтовые дороги. Бетон продолжает поглощать землю. В опасности и «легкие» планеты — леса. «Полысение» планеты сегодня отчетливо видно из космоса. Возникает угроза потерять «легкие» Зем­ли. Затуманились «глаза» Земли — озера, моря, океаны.

  1. Этап усвоения новых знаний.

КАКИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ВЫ ЗНАЕТЕ? (Ответы учащихся)

  • Загрязнение атмосферы

  • Загрязнение гидросферы

  • Загрязнение литосферы

  • Истребление животных

  • Исчезновение растений и т.д.


Выступление учащегося: ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ. Часть стратосферы на высоте от 12 до 50 км, в котором под воздействием УФ- излучения Солнца кислород приобретает третий атом кислорода и получается озон. Относительно высокая концентрация озона абсорбирует опасные УФ- лучи и защищает всё живое от губительного излучения. Более того, если бы не озоновый слой, то жизнь не смогла бы вообще выбраться из океанов и высокоразвитые формы жизни типа млекопитающих, включая человека, не возникли бы. Озоновый слой исправно выполняет роль чистильщика атмосферы. Он очень терпелив к человеческим шалостям. Но человек его уничтожает. И варварски. Какие же причины ослабления озонового щита? 1) запуски космических ракет. 2) самолёты. Особенно, летящие на высотах в 12-15 км. 3) окислы азота.. 4) хлор и его соединения с кислородом. Огромное количество до 700 000 т) этого газа поступает в атмосферу, прежде всего от разложений фреонов . Каждый год количество фреонов увеличивается в атмосфере на 8-9 %. При длительном воздействии УФ- излучения происходит преждевременное старение кожи. Которое можно рассматривать как предраковое состояние. Отрицательное воздействие излучение оказывает на органы зрения, вызывая катаракту , дегенерацию роговицы и сетчатки. Избыток УФ- излучения нарушает иммунную защиту организма, способствуя появлению таких заболеваний, как волчанка, туберкулёз кожи, рожа, вирусный герпес, лейшманиоз. Сохранение озонового слоя Земли –одна из глобальных задач.

Выступление учащегося: КИСЛОТНЫЕ ДОЖДИ увеличивают растворимость соединений тяжёлых металлов. Попадая в воду, вредные вещества, содержащиеся в осадках, растворяются и поглощаются водорослями. Водорослями питаются моллюски, а моллюсками -рыбы. В конечном итоге через рыб, раков, устриц, кальмаров тяжёлые металлы попадают в организм человека, что приводит к непоправимым последствиям. Оксиды сульфура и нитрогена, которые выбрасываются в атмосферу вследствие работы электростанций и автомобильных двигателей, соединяются с атмосферной влагой и образуют мелкие капельки сульфатной и нитратной кислот, которые переносятся ветром в виде кислотного тумана и выпадают на землю кислотными дождями. Эти дожди пагубно влияют на окружающую среду.

Выступление учащегося: СМОГ может образовываться практически при любых природных и климатических условиях в крупных городах и индустриальных центрах с сильным загрязнением воздуха . Наиболее он вреден в тёплое время года, в солнечную безветренную погоду, когда верхние слои воздуха достаточно тёплые, чтобы останавливать вертикальную циркуляцию воздушных масс. Смог является большой проблемой во многих мегаполисах мира. Он особенно опасен для детей, пожилых людей и людей с пороками сердца и лёгких, больных бронхитом, астмой. Смог может стать причиной одышки, затруднения и остановки дыхания, головных болей, кашля. Также он вызывает воспаление слизистых оболочек глаз, носа и гортани, снижение иммунитета

Выступление учащегося:

  • Вместе с тем резко возросли в последние десятилетия использование химических удобрений, а также различных химических средств защиты растений стало одной из важнейших причин глобального загрязнения окружающей среды. Разносимые водой и воздухом на огромные расстояния, они включаются в геохимический круговорот веществ по всей Земле, нанося нередко значительный ущерб природе, да и самому человеку.

  • Нитраты - это соли азотной кислоты, которые накапливаются в продуктах и воде при избыточном содержании в почве азотных удобрений. Безопасным считается- 5 мг на 1 кг человеческого тела. Т.е. взрослый человек может получать 350 мг нитратов без последствий для здоровья.

  • . Нитраты вступают в реакцию с гемоглобином в крови и лишают красные кровяные тельца возможности насыщать клетки кислородом. В результате нарушается обмен веществ, дестабилизируется нервная система, ослабевают защитные функции организма. Кроме того, нитраты снижают содержание витаминов в пище. Регулярное их поступление в организм человека даже в небольших дозах уменьшает количество йода, а это приводит к увеличению щитовидной железы. Установлено, что нитраты также связаны с возникновением опухолей в желудочно-кишечном тракте и способствуют развитию вредной кишечной микрофлоры, которая выделяет в организм человека токсины, что ведет к отравлениям. Так что вред нитратов для здоровья человека является неоспоримым.

Уменьшить содержание нитратов в продуктах питания можно следующим образом:

---- зелень нужно вымачивать, поставив в воду как букет на 2-3 часа.

----нитраты хорошо растворяются в тёплой воде, поэтому перед приготовлением овощи желательно бланшировать, помещая в горячую воду на несколько минут.

---- не стоит варить овощи в алюминевой посуде, т к алюминий как катализатор ускоряет превращение нитратов в нитриты.

---- собирать овощи в период физиологической зрелости, а очень ранняя и очень поздняя продукция имеет высокое содержание нитратов.

---- во время консервирования нитраты переходят в маринад.


Учитель:

Очень серьезным диагнозом является уменьшение биологического разнообразия, т.е. сокращение видов организмов.

- Какие царства живых организмов вам известны? (Растения, животные, грибы, простейшие, бактерии.)

Потеря биологического вида из любого царства крайне нежелательна для биосферы (живой оболочки Земли), т.к. он участвует в круговороте веществ, поддержании равновесия в природе. Каждый вид уникален и обладает только ему присущими особенностями.

С 1600 года исчезновение видов начали подтверждать документально. С тех пор на Земле вымерло 94 вида птиц, 63 вида млекопитающих. Гибель большинства из них связана с деятельностью человека.

- Как вы думаете, какие глобальные государственные меры предпринимаются по охране биологического разнообразия? (Создание Красной книги, закон о сохранении биологического разнообразия, создаются заповедники, заказники, парки, питомники.)

А вот ещё одна болезнь – исчезновение лесов. Сведение их приобрело всемирный характер: «полысение планеты». К настоящему времени в зоне субтропиков сведено 80% первоначальной площади. Тропические леса деградируют и сокращают площадь со скоростью 260000 квадратных метра в минуту, есть опасения, что исчезнут через 25 лет.

- Какая часть планеты занята океанами, морями, реками? (3/4 планеты занято водой.)

(Видеоролик «Экологические проблемы человечества»)





5.Итог урока


Всякое загрязнение вызывает у природы защитную реакцию, направленную на её нейтрализацию. Эта способность природы долгое время эксплуатировалась человеком бездумно и хищнически. Отходы производства выбрасывались в воздух в расчете на то, что будут обезврежены и переработаны самой природой. Однако способность атмосферы к самоочищению имеет определенные границы.

Уже через несколько лет мы все рискуем оказаться в незнакомом и пугающем мире.

Разве вы хотите жить на такой Земле?!

Давайте любить и ценить природу!

Ведь мир вокруг нас так прекрасен!

Давайте сохраним то, что у нас ещё осталось!

ВЕДЬ СОХРАНЯЯ МИР ВОКРУГ НАС, МЫ СОХРАНЯЕМ СЕБЯ…

Есть такое правило : встал по утру, умылся, привел
себя в порядок - и сразу же приведи в порядок
свою планету.

А. Де Сент-Экзюпери