учитель русского языка и литературы
«Ибрагимотарская СОШ
Тляратинского района»
Омарова З.И.
И.А. Крылов. Басня «Осёл и соловей»
Эпиграф:
история твердит – вот
человек каков, а
должен быть каким –
вещает басня.
Ход урока. 1. Организация класса.
СЛАЙД
Психологический настрой.
- Добрый день!
Мы сегодня снова будем читать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок
Активно включайся в работу, дружок!
2. Подготовка к уроку.
А) (Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель).
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные мы творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
(М.Исаковский)
Учитель: о ком эти слова М. Исаковкского.
Учащиеся: О И.А. Крылове.
Тема: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей».
Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Осёл и Соловей»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтескт басни и её мораль.
Задачи: СЛАЙД
Образовательные:
Развивать умение находить нужные сведения;
Выявить основную идею басни;
Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента , являющегося сосредоточием идейного содержания басни;
Формирование умение анализа сюжета, системы образов и построения басни;
Закрепить термины «аллегория», «мораль»;
Формирование навыка работы с иллюстрациями ;
Совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;
Совершенствовать навык осознанного чтения;
Развивающее:
Развивать речь учащихся;
Активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;
Развивать коммуникативные т информационные компетентности;
Раскрывать творческий потенциал учащихся.
Развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно – нравственные качества, эстетический вкус;
Воспитательные:
Воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;
Формирование воспитание духовно развитой личности;
Воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как глупость, невежество.
Оборудование: компьютер, презентация, портрет И.А.Крылова, фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс», иллюстрации (на случай выключения света).
Б) показ СЛАЙДОВ
Учитель: Знакомы ли Вам эти иллюстрации?
Учащиеся: (примерные ответы: Да, знакомы. Эти иллюстрации к басням Крылова…)
показ СЛАЙДОВ
Учитель: А знакома ли вам эта иллюстрация?
Учащиеся: (примерные ответы) Нет, не знакома. Вероятно, это тоже басня. Это басня «Осел и Соловей».
Учитель: Попробуйте сформулировать из вышесказанного и показанного тему урока.
Учащиеся: И.А. Крылов Басня «Осел и Соловей».
Учитель: Совершенно верно. Тема сегодняшнего нашего урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осел и Соловей». Откроем тетради и запишем тему урока в тетрадь.
Учитель: откройте учебник страницы __31 – 34____, полистайте и попытайтесь поставить для себя цели урока.
Учащиеся: (примерные ответы). Познакомиться с жизнью и творчеством И.А. Крылова. Познакомиться с басней «Осел и Соловей». Научиться выразительному чтению басни. Найти в тексте средства выразительности речи.
Учитель: (обобщает и сообщает цели урока)
3. Изучение нового материала:
СЛАЙДЫ
Учитель: Прошло более 248 лет со дня рождения И.А. Крылова, а его басни актуальны и в наши дни, потому что он помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить свою Родину. Ни один литератор не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни.
Учитель: какими были детские годы И.А. Крылова? Об этом на расскажет Шейхов Абдусалам и Магомедалиева Марям (индивидуальное задание)
Учитель: О том, как складывался творческий путь И.А. Крылова?, нам расскажет Алиева Мариян и Курамагомедова Зухра (индивидуальное задание).
Работа с учебником.
Учитель: А сейчас вы познакомились со статьей И.А. Крылове (с.30-34)
Составление плана к прочитанной статье и запись его в тетрадях.
Учитель: прочитав статью учебника и использовав материал, подготовительный учащимся, составьте план и запишите его в тетрадь.
Примерный план:
Рождение И.А. Крылова в бедной дворянской семье.
Роль отца в обучении маленького Крылова.
Разнообразные способности мальчика.
Забота матери об образовании сына и развитие его способностей.
Образованнейший человек своего времени.
Беседа с классом.
- какие способности проявил в детстве Крылов?
- почему учение далось ему дорого?
- какова была роль матери в получении Крыловым образования?
- благодаря каким качествам Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени?
Беседа с классом. Работа со словарем и тетрадью.
Учитель: Что было основным в творчестве И.А. Крылова?
Учащиеся: Басня.
Учитель: Вспомним, что такое басня? Посмотрим определение басни по словарю. Запишем в тетрадь. (Затем открываем СЛАЙД)
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Учитель: давайте покажем несколько сценок поставленные по басням И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица».
Учитель: А какие две части включает в себя басня?
Учащиеся: Повествование и мораль. (Открываем СЛАЙД)
Учитель: Что такое мораль? Найдем объяснение этому понятию в словаре. Затем запишем в тетрадь. (Открываем СЛАЙД)
Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который лаётся в начале или в конце басни. (По словарю)
Учитель: Назовите основные компоненты басни.
Учащиеся: (затрудняются). СЛАЙД
Аллегория – иносказание – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Сатира – злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.
Олицетворение – наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.
Эзопов язык – умение замаскировать главную мысль.
Учитель: Откуда берёт свои строки басня? СЛАЙД
3) составление схемы:
Учитель: А сейчас посмотрите на все вышесказанное и записанное и составьте схему.
СЛАЙД
ФИЗМИНУТКА
Литературу любим мы друзья,
Читаем крыловские мы строки…
Но нам без отдыха никак нельзя!
Так отдохнем мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять….
Мы не будем уставать!
Руки – вверх, потом – направо…
И начнем считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять…
Нам приятно отдыхать!
Руки – вверх, потом налево…
Отдохнул? Работай смело!
Знакомство с басней И.А. Крылова «Осел и Соловей»
- инсценирование басни
- прослушивание фонохрестоматии
- выразительное чтение самими учащимися
Работа над текстом басни.
Учитель: Какой жанр этого произведения?
Учащиеся: Басня.
Учитель: а сейчас вам нужно постараться доказать, что это произведение – басня. По ходу рассуждения вы построите домик из признаков жанра и выясните, что же является фундаментом.
Учащиеся находят: Аллитерацию – повторение согласных Р, Д, которые передают звуки мелодии Соловья; повторение гласных А, Е, И, которые передают очарование пения;
Метафора: тянул, переливался, отдавался, мелкой дробью рассыпался, которые показывают живость, разнообразие, музыкальность пения;
Сравнение со свирелью.
Эпитет: «томной» свирелью.
Находят повествование, мораль.
Проверка схемы – домика.
Учитель: Что же явилось фундаментом в нашем домике?
Учащиеся: …мораль.
Учитель: Какова мораль этой басни?
Учащиеся: «Избави бог и нас от этаких судей».
Учитель: А если этот признать убрать? Что произойдёт с жанром?
Учащиеся: приходят к выводу, что это будет уже не басня, а стихотворение или сказка. Значит, главным признаком басни является мораль.
М) Рассказ учителя о том, как была написана басня. И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вчера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил в аллегорической форме героев.
4. Релаксация:
Учитель: А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке.
Проведём тест. (Раздатка) СЛАЙД
Басней называется:
А) рассказ в стихах о каком- либо событии, случае;
Б) краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;
В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое – либо лицо, группу лиц или общественное явление.
2. Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:
А) аллегория;
Б)сравнение;
В) метафора;
3. Мораль басни служит для раскрытия:
А) характера героя;
Б) главной мысли произведения;
В) темы произведения.
4. Моралью басни «Осел и Соловей» является:
А) сожаление от утраченном сыре;
Б) осуждение глупости и тупости;
В) поощрение хитрости;
5. где находится мораль в басне «Осел и Соловей»:
А) в начале басни;
Б) в конце басни;
В) вообще ее нет;
Учитель: А теперь обменяйтесь тетрадочками и проверьте задание друг у друга (взаимопроверка)
СЛАЙД 15
5) Итоги урока .
Выставление оценок.
Домашнее задание:
- Нарисовать иллюстрацию к басне.
- Выразительное чтение (наизусть)
- Ответить на вопрос №2 стр. 37.
-Индивидуальное задание: Омарову Шахбану.