СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: И.А.Крылов. Басня "Осёл и соловей"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: И.А.Крылов. Басня "Осёл и соловей"»

учитель русского языка и литературы

«Ибрагимотарская СОШ

Тляратинского района»

Омарова З.И.





И.А. Крылов. Басня «Осёл и соловей»


Эпиграф:

история твердит – вот

человек каков, а

должен быть каким –

вещает басня.


Ход урока. 1. Организация класса.

СЛАЙД

Психологический настрой.

- Добрый день!

Мы сегодня снова будем читать,


Выводы делать и рассуждать.


А чтобы урок пошел каждому впрок


Активно включайся в работу, дружок!


2. Подготовка к уроку.


А) (Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель).


Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные мы творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

Крылатые крыловские слова.

Сокровищница мудрости народной

В них людям открывалась до конца,

И голос их, прямой и благородный,

К добру и правде призывал сердца.

Все знал и видел ум певца пытливый,

Всего сильней желая одного,

Чтоб жили жизнью вольной и счастливой

Народ его и родина его.

(М.Исаковский)


Учитель: о ком эти слова М. Исаковкского.


Учащиеся: О И.А. Крылове.



Тема: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей».


Цели: познакомить с краткими сведениями из жизни И.А.Крылова, с басней «Осёл и Соловей»; продолжить развитие умения понимать иносказательный подтескт басни и её мораль.


Задачи: СЛАЙД

Образовательные:

  • Развивать умение находить нужные сведения;

  • Выявить основную идею басни;

  • Подчеркнуть важность морали как композиционного элемента , являющегося сосредоточием идейного содержания басни;

  • Формирование умение анализа сюжета, системы образов и построения басни;

  • Закрепить термины «аллегория», «мораль»;

  • Формирование навыка работы с иллюстрациями ;

  • Совершенствовать навыки выразительного чтения, чтения по ролям;

  • Совершенствовать навык осознанного чтения;

Развивающее:

  • Развивать речь учащихся;

  • Активизировать познавательную активность на уроках литературы, развивать интерес к чтению;

  • Развивать коммуникативные т информационные компетентности;

  • Раскрывать творческий потенциал учащихся.

  • Развивать внимание, способность воспринимать и оценивать явления художественной литературы и формировать духовно – нравственные качества, эстетический вкус;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес, уважение к предмету, ценностное отношение к слову;

  • Формирование воспитание духовно развитой личности;

Воспитывать отрицательное отношение к порокам и недостаткам человека как глупость, невежество.


Оборудование: компьютер, презентация, портрет И.А.Крылова, фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс», иллюстрации (на случай выключения света).

Б) показ СЛАЙДОВ


Учитель: Знакомы ли Вам эти иллюстрации?

Учащиеся: (примерные ответы: Да, знакомы. Эти иллюстрации к басням Крылова…)

показ СЛАЙДОВ


Учитель: А знакома ли вам эта иллюстрация?

Учащиеся: (примерные ответы) Нет, не знакома. Вероятно, это тоже басня. Это басня «Осел и Соловей».

Учитель: Попробуйте сформулировать из вышесказанного и показанного тему урока.

Учащиеся: И.А. Крылов Басня «Осел и Соловей».

Учитель: Совершенно верно. Тема сегодняшнего нашего урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осел и Соловей». Откроем тетради и запишем тему урока в тетрадь.

Учитель: откройте учебник страницы __31 – 34____, полистайте и попытайтесь поставить для себя цели урока.

Учащиеся: (примерные ответы). Познакомиться с жизнью и творчеством И.А. Крылова. Познакомиться с басней «Осел и Соловей». Научиться выразительному чтению басни. Найти в тексте средства выразительности речи.

Учитель: (обобщает и сообщает цели урока)


3. Изучение нового материала:

СЛАЙДЫ

Учитель: Прошло более 248 лет со дня рождения И.А. Крылова, а его басни актуальны и в наши дни, потому что он помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить свою Родину. Ни один литератор не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни.

Учитель: какими были детские годы И.А. Крылова? Об этом на расскажет Шейхов Абдусалам и Магомедалиева Марям (индивидуальное задание)

Учитель: О том, как складывался творческий путь И.А. Крылова?, нам расскажет Алиева Мариян и Курамагомедова Зухра (индивидуальное задание).


Работа с учебником.

Учитель: А сейчас вы познакомились со статьей И.А. Крылове (с.30-34)


Составление плана к прочитанной статье и запись его в тетрадях.

Учитель: прочитав статью учебника и использовав материал, подготовительный учащимся, составьте план и запишите его в тетрадь.


Примерный план:

  1. Рождение И.А. Крылова в бедной дворянской семье.

  2. Роль отца в обучении маленького Крылова.

  3. Разнообразные способности мальчика.

  4. Забота матери об образовании сына и развитие его способностей.

  5. Образованнейший человек своего времени.


Беседа с классом.

- какие способности проявил в детстве Крылов?

- почему учение далось ему дорого?

- какова была роль матери в получении Крыловым образования?

- благодаря каким качествам Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени?

Беседа с классом. Работа со словарем и тетрадью.

Учитель: Что было основным в творчестве И.А. Крылова?

Учащиеся: Басня.

Учитель: Вспомним, что такое басня? Посмотрим определение басни по словарю. Запишем в тетрадь. (Затем открываем СЛАЙД)


Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.


Учитель: давайте покажем несколько сценок поставленные по басням И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица».

Учитель: А какие две части включает в себя басня?

Учащиеся: Повествование и мораль. (Открываем СЛАЙД)

Учитель: Что такое мораль? Найдем объяснение этому понятию в словаре. Затем запишем в тетрадь. (Открываем СЛАЙД)


Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который лаётся в начале или в конце басни. (По словарю)


Учитель: Назовите основные компоненты басни.

Учащиеся: (затрудняются). СЛАЙД


Аллегория – иносказание – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.


Сатира – злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.


Олицетворение – наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы.


Эзопов язык – умение замаскировать главную мысль.


Учитель: Откуда берёт свои строки басня? СЛАЙД

3) составление схемы:

Учитель: А сейчас посмотрите на все вышесказанное и записанное и составьте схему.


СЛАЙД

ФИЗМИНУТКА

Литературу любим мы друзья,

Читаем крыловские мы строки…

Но нам без отдыха никак нельзя!

Так отдохнем мы на уроке:

Раз, два, три, четыре, пять….

Мы не будем уставать!

Руки – вверх, потом – направо…

И начнем считать сначала.

Раз, два, три, четыре, пять…

Нам приятно отдыхать!

Руки – вверх, потом налево…

Отдохнул? Работай смело!


Знакомство с басней И.А. Крылова «Осел и Соловей»

- инсценирование басни

- прослушивание фонохрестоматии

- выразительное чтение самими учащимися


Работа над текстом басни.

Учитель: Какой жанр этого произведения?

Учащиеся: Басня.

Учитель: а сейчас вам нужно постараться доказать, что это произведение – басня. По ходу рассуждения вы построите домик из признаков жанра и выясните, что же является фундаментом.


Учащиеся находят: Аллитерацию – повторение согласных Р, Д, которые передают звуки мелодии Соловья; повторение гласных А, Е, И, которые передают очарование пения;


Метафора: тянул, переливался, отдавался, мелкой дробью рассыпался, которые показывают живость, разнообразие, музыкальность пения;

Сравнение со свирелью.


Эпитет: «томной» свирелью.

Находят повествование, мораль.


Проверка схемы – домика.


Учитель: Что же явилось фундаментом в нашем домике?

Учащиеся: …мораль.

Учитель: Какова мораль этой басни?

Учащиеся: «Избави бог и нас от этаких судей».

Учитель: А если этот признать убрать? Что произойдёт с жанром?

Учащиеся: приходят к выводу, что это будет уже не басня, а стихотворение или сказка. Значит, главным признаком басни является мораль.

М) Рассказ учителя о том, как была написана басня. И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вчера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил в аллегорической форме героев.


4. Релаксация:

Учитель: А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке.

Проведём тест. (Раздатка) СЛАЙД

  1. Басней называется:

А) рассказ в стихах о каком- либо событии, случае;

Б) краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;

В) короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое – либо лицо, группу лиц или общественное явление.

2. Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:

А) аллегория;

Б)сравнение;

В) метафора;

3. Мораль басни служит для раскрытия:

А) характера героя;

Б) главной мысли произведения;

В) темы произведения.

4. Моралью басни «Осел и Соловей» является:

А) сожаление от утраченном сыре;

Б) осуждение глупости и тупости;

В) поощрение хитрости;

5. где находится мораль в басне «Осел и Соловей»:

А) в начале басни;

Б) в конце басни;

В) вообще ее нет;

Учитель: А теперь обменяйтесь тетрадочками и проверьте задание друг у друга (взаимопроверка)

СЛАЙД 15

5) Итоги урока .


Выставление оценок.


Домашнее задание:

- Нарисовать иллюстрацию к басне.

- Выразительное чтение (наизусть)

- Ответить на вопрос №2 стр. 37.

-Индивидуальное задание: Омарову Шахбану.