МБОУ «Гимназия № 17»
Открытый урок
в 6 «7» классе
по изобразительному искусству
на тему:
«Метод Климта»
Учитель: Камилова Х.М.
Тема урока: Метод Климта
Цель урока: обогатить художественное мировоззрение учащихся, посредством с творчества Густава Климта
Задачи. обеспечить переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира; интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире; помочь школьнику овладеть такими способами деятельности, которые будут применимы им как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях; воспитывать интерес к предмету.
Оборудование:
Для учителя: Оборудование: иллюстративный материал, видеоряд, презентация, ИКТ, ватманы.
Для учащихся: альбом, карандаш, ластик, краски (акварель, гуашь), кисти, палитра, баночка для воды, тряпочка.
На доске:
названия картин: Афина», «Юдифь», «Древо жизни», «Золотая Адель», «Поцелуй»;
новые слова: модерн, дизайн, принт
Ход урока
Орг. момент.
Проверка и обсуждение д/з
Новая тема
Урок начинаю с того, что обращаю внимание учащихся на эпиграф к уроку: «Будущее принадлежит тем, кто приобретает больше навыков и сочетает их самым креативным образом» ( писатель американский Роберт Грин).
Данная цитата, достаточно обстоятельно (полно) раскрывает суть профессии дизайнера, так как дизайнер обладает способностью находить связи между предметами, которые на первый взгляд не имеют ничего общего. Он заимствует, накапливает, координирует и интерпретирует материалы, знания и мысли других дизайнеров, художников и свои собственные, создавая изделия совершенно «нового звучания».
Обсуждение профессии дизайнера, где в конце приходим к выводу, что дизайнер - это уникальный специалист, сочетающий в своей деятельности творческие способности и технические знания. Его нельзя назвать художником, ведь он не рисует, а только использует приемы рисования для визуализации идей, проектов и объектов.
Дизайнер – это творческий человек, который разбирается в живописи, скульптуре, архитектуре, следит за модными тенденциями в дизайне интерьера и умеет работать с такими программами, как PhotoShop, AutoCAD, 3Ds Max, ArchiCad, Autodesk VIZ.
Отмечаем, что дизайн – процесс творческий, а творчество – это процесс создания чего-либо нового.
Слово учителя
Через века дошли до нас чудесные картины художников-живописцев, великолепные здания архитекторов разных стилей и эпох, из которых сегодня черпают вдохновение современные дизайнеры.
Художник, о котором мы будем говорит придумал новый метод в живописи, на основе своих впечатлений от средневековых мозаик, которые стали для него источником вдохновения (презентация).
У нас некоторые учащиеся получили опережающие задания по творчеству Густава Климта. Давайте их послушаем.
Ученик 1. Густав Климт - широко известный австрийский художник, основоположник модерна в австрийской живописи. Родился в венском предместье Баумгартен 11 июня 1858 в семье художника-гравёра и ювелира Эрнеста Климта. Первое время Густав учился рисовать у отца, а затем с 1876 года — в венском художественно-ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности Густав Климт обучался там до 1883 года и специализировался на архитектурной живописи. Особое значение имеет так называемый золотой период его творчества, знаменующий расцвет художественного мастерства Климта. Полотна этого периода выполнены мастером в различных оттенках золотого, кроме того, применялось сусальное золото.
Золотой фон и символика, близкая византийской, восходят к мозаикам Венеции и Равенны, увиденным Климтом во время путешествия по Италии. Увлечение прикладным искусством и мозаикой способствовало формированию оригинального стиля картин Климта, благодаря которому их невозможно перепутать с произведениями других художников.
«Золотой» период в творчестве Климта продолжался примерно с 1898 по 1910 год. Самые яркие произведения этого периода: «Афина», «Юдифь», «Древо жизни», «Золотая Адель», «Поцелуй».
Ученик 2. Самые известные работы этого периода «Золотая Адель» и «Поцелуй».
Картина «Золотая Адель» была создана в 1907 году. Фигура сидящей в кресле женщины изображена схематично, она сливается с фоном. Лицо и руки, реалистично написанные в холодных тонах, являются визуальной доминантой в восприятии картины. Акцент сделан на руках и лице девушки. Моделью для полотна стала Адель Блох-Бауэр. Это картина еще называется «Австрийской Мона Лизой».
Женщина держит сцепленные в динамическом изгибе руки перед грудью и смотрит прямо на зрителя, чем достигается усиление визуального воздействия.
На картине преобладает на ней золотой оттенок. Поверх обтягивающего фигуру платья наброшена шаль. Она струится, расширяясь от рук к нижнему краю картины. Здесь также преобладают золотые тона. Декольте платья украшает тонкая кайма из прямоугольников и широкая полоса с двойным рядом треугольников. Затем использован узор из беспорядочно расположенных стилизованных глазков, вписанных в треугольники. Накидка с орнаментом из спиралей, фигур-листьев и едва обозначенных складок кажется чуть светлее платья. Кресло, также золотое, выделяется на общем фоне только благодаря рисунку из спиралей - на нём полностью отсутствуют какие-либо тени, полутона или контуры. Небольшой салатово-зелёный фрагмент пола вносит цветовой акцент в общую гамму и помогает придать фигуре устойчивость.
Ученик 3. «Поцелуй» - одна из самых известных работ художника, созданная в 1907-1908 годах. Именно это полотно наиболее полно отражает традиции золотого периода в творчестве Климта. В первую очередь зрителя удивляет сияющее золото. Присутствие золотых капель фона и ниспадающих золотых тканей, золота стебельков и листочков занимает около семидесяти процентов всего полотна.
На цветочном поле из орнамента и абстрактных форм вырастает силуэт целующейся пары. В колорите картины преобладает золотой тон с вкраплением ярких пятен полевых цветов и богатого узора одежд. Золотые одеяния сливают их в единую фигуру, и лишь разность орнаментов позволяет визуально отделить одну фигуру от другой. Если присмотреться, то можно заметить контраст в одежде – мужчине присущи жесткие, четкие формы, поля в тонах серого, черного и белого, тогда как у женщины наблюдаются нежные округлые изгибы, выделенные пестрой палитрой. В связи с тем что их объединяет общий золотой ореол, этим различием в образах пренебрегают, тем более что оно сглаживается из-за общего мозаичного орнамента картины. Одежда мужчины украшают черные прямоугольники, а девушки - нежные разноцветные овалы и завитки.
Учитель. Густав Климт один из самых известных художников прошлого столетия его творчество и сегодня влияет на мир искусства, моды и дизайна. Многие современные дизайнеры черпают вдохновение для своих произведений, обращаясь к творчеству легендарного живописца.
Картины художника послужили мотивами для коллекций известных кутюрье Джону Гальяно, Александру Макуин, Джону Гальяно, Кристиана Диора, Карла Лагерфельда, Оскара де ла Рента и др.
Картины Климта стали трендовым принтом коллекций одежды лета 2017 -18 годов.
Также в коллекциях дизайнеров можно встретить множество деталей одежды и аксессуаров (платки, шарфы, сумки и портмоне, галстуки, гольфы, палантины, часы и броши), ювелирные изделия, чашки и тарелки, вазы, шкатулки, записные книжки, мебель и другие дизайнерские изделия, созданные по мотивам картин Густава Климта.
Также фрагменты картин можно встретить в дизайне витрин сувенирных магазинов и художественных салонов и интерьеров квартир.
Р аботы Климта наполнены изысканной символикой и декоративными эффектами, которые вдохновляют современных дизайнеров на поиск все новых художественных форм.
Давайте сегодня мы временно станем дизайнерами, создадим творческий проект, но сначала, давайте изучим и проанализируем картины золотого периода Густава Климта.
Творческий проект на выбор учащихся (дизайн посуды, одежды, машины и т.д.)
Затем переходим к практической части урока. Поясняю последовательность работы учащимся. И переходим к обсуждению орнаментального декора картин Густава Климта
Давайте составим «азбуку» декоративных элементов, которых использует автор и цветовой колорит.
какие графические элементы использует художник в картинах золотого периода
Большое количество треугольников, квадратов и овалов, черные прямоугольники, завитки и овалы, россыпи пестрых цветов, разбегающиеся завитки, шахматный мотив из черных, белых и зеленых прямоугольников, ленточные арабески, скручивающиеся спирали. Беспорядочно расположенные стилизованные глаза, вписанные в треугольники, волнистые линии, спирали.
Какой цвет является доминантным в картинах Климта в золотой период? (желтый). Художник не зря обратился к золотому цвету, символу жизни. Желтый и различные оттенки желтого - это основные цвета картины, остальные исполняют роль дополнительных оттенков к золотому цвету.
- Помимо желтого еще какие цвета мы видим на полотнах (Зеленый, бордовый, коричневый и т.д.).
Творческая деятельность учащихся.
Рефлексия
Что нового вы сегодня узнали?
С какими новыми терминами вы сегодня познакомились?
Творчество какого художника мы сегодня изучали?
Вам понравился урок?
Где, в каких сферах вы можете применить полученные сегодня знания?
Завершение урока.