СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему "Предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему "Предложение"»


Тип урока: Урок открытия нового знания

Цели урока:

Обучающая : познакомить обучающихся с обращением, научить их отличать находить в предложении, отличать от подлежащего, ставить знаки препинания.

Развивающая : развитие речи обучающихся, творческой мыслительной деятельности (фантазии и воображения), интереса к предмету.

Воспитательная : воспитание языковой культуры, уважительного отношения к русскому языку и литературному творчеству.

Задачи урока

Предметные:

Выпускник научится:

- использование обращений в речи;

-умение составлять предложения с обращениями, находить их в предложении.

Метапредметные:

  • Формирование потребности правильно употреблять предложения с обращениями , выразительно читать .

Личностные:

  •  Формирование уважительного отношения к чужому мнению;

  • Развитие умения оценивать результаты собственной деятельности.

Регулятивные:

  •  Умение обнаруживать и формировать проблему с помощью учителя, выдвигать версии самостоятельно;

Коммуникативные:

  • Излагать своё мнение, аргументируя, подтверждая фактами;

Познавательные:

  •  Осознание основных функций обращения;

  • Выбор уместного тона обращения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

УУД

Личностные:

  • положительное отношение к учебной деятельности;

  • установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке;

  • способность самооценки своих действий.

Коммуникативные:

  • выражение своих мыслей, аргументация своего мнения;

  • уметь слушать и понимать речь других.

Регулятивные:

  • обнаружение проблемы с помощью учителя;

  • выдвигать версии самостоятельно

Познавательные:

  • воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  •  преобразование информации из одной формы в другую;

  • оценка процесса и результатов деятельности.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент. (1мин.)

     

Задача: подготовить эмоциональный настрой для восприятия материала.

Приветствие учащихся:

-Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся, ведь «от улыбки станет всем теплей». Надеюсь, что сегодня мы с вами активно поработаем.

А для начала откройте тетради, запишите число, классная работа.

Здороваются, настраиваются на работу.

2.  Создание проблемной ситуации. (3 минуты)

Задача: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Каждый день многократно мы с кем-то общаемся , разговариваем, чем-то делимся, возмущаемся. Стараемся быть в центре событий. Что мы для этого делаем?

Какие слова употребляем?

Словарная работа.

Здравствуйте, будьте добры, пожалуйста, простите за беспокойство, всего доброго, до свидания.

Представьте себе, что вы , уходя в школу, забыли предупредить родителей  , что после уроков у вас будет репетиция. Чтобы родители не волновались, оставьте им записку о причине вашей возможной задержки . Напишите записку, не забыв про «вежливые слова».

Дети слушают ответы, высказывают свою точку зрения

Составляют предложения, употребляя «вежливые слова».

3.   Постановка учащимися цели
 урока как собственной учебной задачи.

 (3 минуты)

Задача: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем)

Появляется Маска, с ней Почемучка.

-Маска, кто вы? – обратился  к ней Почемучка.

- Молодец, мальчик, хорошо задал вопрос. И потому найдешь ответ на него в своем  вопросительном предложении.

-Так вас зовут …?

-Если надо обратиться, я могу вам пригодиться. Без сомнения, друзья, помогу вам только я. Могу быть выражено словом- и не одним – двумя, тремя. И в предложении готово занять любое место я.

Ребята, какое языковое явление скрывалось под маской?  (Обращение)

Кто может сформулировать тему урока?

Запись темы на доске.

Что вы на уроке хотели бы узнать об обращении?

Давайте спланируем  наш урок. (На доске прикреплены таблички с планом урока в произвольном порядке, уч-ся выбирают и составляем план урока.

Дети высказывают своё мнения. Убеждаются, что мнения разделились.

Дети высказываются, формулируют ответы.

Ребята говорят:

  1. Какова функция в речи?

  2. Какие знаки препинания в предложении с обращением?

  3. Какое место занимает обращение в предложении?

  4. Какова роль обращения в предложении?

4.Разработка проекта выхода
из затруднения. ( 10 мин.)

 Задача этапа: исследование 1.Роль обращений в речи.

Исследование 2. Знаки препинания с обращением.

 Предлагаю вам провести исследование .

Давайте выясним, какую роль играют обращения в речи. Перед вами отрывки из сказок А.С.Пушкина. Как они называются? Внимательно прочтите и выполните задания (5мин.).

Раздаточный материал.

Дайте полный монологический ответ. Опираясь на вопросы:

-Какое предложение содержит обращение?

-К кому обращается?

-Чем выражено обращение?

-К кому обращаются?

-Чем выражено обращение? Почему именно это слово использовал автор?

Тексты написаны на листах.

 Появляется запись алгоритма на слайде:

Какие знаки препинания ставятся при обращении?

.

5. Овладение новыми знаниями. Предлагаю провести

Задача: применение и  проговаривание  нового знания в типовых заданиях, запись в тетради.

Предлагаю провести расследование. Давайте выясним, какую роль играют обращения в речи.

Элементы Театрализации.

- Маска, я вас знаю! – воскликнул Почемучка. Маска рассмеялась.

_ А вот и не угадал, мальчик. Я Подлежащее. Мы как 2 капли воды похожи с обращениями, поэтому нас путают. Я работаю в фирме под названием «Предложение» и занимаю со своим другом Сказуемым важный пост, вместе мы составляем грамматическую основу Предложения. А вот обращение не занимает никакого поста в предложении. Оно лишь изредка появляется в Предложении и все осложняет.

- Что вы узнали об отличии обращения от подлежащего. Перед вами 2 предложения. Подумайте, в каком в них есть подлежащее, а в каком –обращение .Докажите свою точку зрения.

1. Мой конь  притормозил, стоптались мои башмаки. (Б.Окуджава)

Лети, мой конь!

2. Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.

Мой друг никогда меня не подведет.

Ребята проговаривают алгоритм, находят и выписывают слова.

Работают с предложениями

Делают вывод, что одно и то же слово может быть обращением или подлежащим.

Динамическая пауза (этап физической разрядки). (1-2 мин)

Задача: сменить вид деятельности.

Учитель предлагает выполнить «Зарядку на диване»

Учащиеся выполняют упражнения.

VI. Рефлексия. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (10 минут)

Задача этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке

Домашнее задание. Выставление оценок. (8 минут).

Цель работы – проверка умения находить обращения в речи. Найдите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены).

1вар.

Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

Эй братец загораешь?

Получай свою одежду товарищ по несчастью.

Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

Цветик научи меня сочинять стихи.

                                                   (Н.Носов)

2вар.

Не трещите морозы в заповедном бору.

К утру мороз крепчал.

Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Муравьи санитары леса.

Догорай костер дотла.

Выводит на экран правильные ответы на задания первого, второго, третьего уровней. Предлагает оценить свои ответы. Просит поднять руку тех, кто справился с заданиями каждого уровня.

Оценка  содержания урока:

Занимательно, интересно, полезно, познавательно.

Оценка деятельности на уроке:

Запутался, задумался, удивился, убедился, осознал, принял решение, объяснял, понял, старался.

Оценка внутреннего состояния:

Тревожное, приподнятое, отличное.

Выставляет оценки за работу на уроке и комментирует их.

Объясняет домашнее задание по уровням.

1 уровня -  выполняют упр. №   2 уровня – выполняют упр

3 уровень – написать поздравительный текст-обращение. Адресатом может быть знакомый, незнакомый литературный герой, инопланетян, неодушевленный герой.

.

Получают листы и читают задание, слушают комментарий учителя к выполнению задания.

Проверь себя

Уровень 1 Я умею находить в предложениях слова, в которых      есть обращения.     

 



Уровень 2 Я умею отличать подлежащее от обращения.

Уровень 3  Я умею составлять предложения с обращениями.

Ситуации.

  1. Попросите родителей о покупке.

  2. Вас пригласили на день рождения, а вам надо погулять с собакой, попросите об этом своего брата.

  3. Всю перемену вы провели в столовой, опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс.

  4. Вам задали задачу по математике, но не смогли ее решить. Попросите одноклассника помочь вам.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.


  • Не тужи моя душа

          Это чудо знаю я.

  • Чем вы гости торг ведете

           И куда теперь плывете?

  • Здравствуй князь ты мой прекрасный!

          Что ты тих, как день ненастный?

  • Ты царица всех милее

           Всех румяней и белее.

  • Здравствуй зеркальце! Скажи

          да всю правду доложи.

  • Не губи меня девица.

  • Не тужи моя душа

          Это чудо знаю я.

  • Чем вы гости торг ведете

           И куда теперь плывете?

  • Здравствуй князь ты мой прекрасный!

          Что ты тих, как день ненастный?

  • Ты царица всех милее

           Всех румяней и белее.

  • Здравствуй зеркальце! Скажи

          да всю правду доложи.

          Не губи меня девица.

  • Не тужи моя душа

          Это чудо знаю я.

  • Чем вы гости торг ведете

           И куда теперь плывете?

  • Здравствуй князь ты мой прекрасный!

          Что ты тих, как день ненастный?

  • Ты царица всех милее

           Всех румяней и белее.

  • Здравствуй зеркальце! Скажи

          да всю правду доложи.

Не губи меня девица.

  • Не тужи моя душа

          Это чудо знаю я.

  • Чем вы гости торг ведете

           И куда теперь плывете?

  • Здравствуй князь ты мой прекрасный!

          Что ты тих, как день ненастный?

  • Ты царица всех милее

           Всех румяней и белее.

  • Здравствуй зеркальце! Скажи

          да всю правду доложи.

Не губи меня девица.

  • Не тужи моя душа

          Это чудо знаю я.

  • Чем вы гости торг ведете

           И куда теперь плывете?

  • Здравствуй князь ты мой прекрасный!

          Что ты тих, как день ненастный?

  • Ты царица всех милее

           Всех румяней и белее.

  • Здравствуй зеркальце! Скажи

          да всю правду доложи.

  • Не губи меня девица.

  • Не тужи моя душа

          Это чудо знаю я.

  • Чем вы гости торг ведете

           И куда теперь плывете?

  • Здравствуй князь ты мой прекрасный!

          Что ты тих, как день ненастный?

  • Ты царица всех милее

           Всех румяней и белее.

  • Здравствуй зеркальце! Скажи

          да всю правду доложи.

  • Не губи меня девица.

  • Не тужи моя душа

          Это чудо знаю я.

  • Чем вы гости торг ведете

           И куда теперь плывете?

  • Здравствуй князь ты мой прекрасный!

          Что ты тих, как день ненастный?

  • Ты царица всех милее

           Всех румяней и белее.

  • Здравствуй зеркальце! Скажи

          да всю правду доложи.

  • Не губи меня девица.

  • Не тужи моя душа

          Это чудо знаю я.

  • Чем вы гости торг ведете

           И куда теперь плывете?

  • Здравствуй князь ты мой прекрасный!

          Что ты тих, как день ненастный?

  • Ты царица всех милее

           Всех румяней и белее.

  • Здравствуй зеркальце! Скажи

          да всю правду доложи.

Не губи меня девица.


Уровень 1. Я умею находить в предложениях слова, в которых есть обращения.

Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

Эй братец загораешь?

Получай свою одежду товарищ по несчастью.

Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

Цветик научи меня сочинять стихи.

                                                   (Н.Носов)

Уровень 2. Я умею отличать подлежащее от обращения.

Не трещите морозы в заповедном бору.

К утру мороз крепчал.

Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Муравьи санитары леса.

Догорай костер дотла.

Уровень 3. Я умею составлять предложения с обращениями.

Ситуации.

  1. Попросите родителей о покупке.

  2. Вас пригласили на день рождения, а вам надо погулять с собакой, попросите об этом своего брата.

  3. Всю перемену вы провели в столовой, опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс.

  4. Вам задали задачу по математике, но не смогли ее решить. Попросите одноклассника помочь вам.

Уровень 1. Я умею находить в предложениях слова, в которых есть обращения.

Слушай Незнайка выручи меня отсюда.

Эй братец загораешь?

Получай свою одежду товарищ по несчастью.

Скажи Незнайка какая муха тебя укусила?

Цветик научи меня сочинять стихи.

                                                   (Н.Носов)

Уровень 2. Я умею отличать подлежащее от обращения.

Не трещите морозы в заповедном бору.

К утру мороз крепчал.

Вылезайте муравьи после зимней стужи.

Муравьи санитары леса.

Догорай костер дотла.

Уровень 3. Я умею составлять предложения с обращениями.

Ситуации.

  1. Попросите родителей о покупке.

  2. Вас пригласили на день рождения, а вам надо погулять с собакой, попросите об этом своего брата.

  3. Всю перемену вы провели в столовой, опоздали на урок. После звонка вам надо войти в класс.

  4. Вам задали задачу по математике, но не смогли ее решить. Попросите одноклассника помочь вам.


Оценка  содержания урока:

Занимательно, интересно, полезно, познавательно.

Оценка деятельности на уроке:

Запутался, задумался, удивился, убедился, осознал, принял решение, объяснял, понял, старался.

Оценка внутреннего состояния:

Тревожное, приподнятое, отличное.

Оценка  содержания урока:

Занимательно, интересно, полезно, познавательно.

Оценка деятельности на уроке:

Запутался, задумался, удивился, убедился, осознал, принял решение, объяснял, понял, старался.

Оценка внутреннего состояния:

Тревожное, приподнятое, отличное.

Оценка  содержания урока:

Занимательно, интересно, полезно, познавательно.

Оценка деятельности на уроке:

Запутался, задумался, удивился, убедился, осознал, принял решение, объяснял, понял, старался.

Оценка внутреннего состояния:

Тревожное, приподнятое, отличное.

Оценка  содержания урока:

Занимательно, интересно, полезно, познавательно.

Оценка деятельности на уроке:

Запутался, задумался, удивился, убедился, осознал, принял решение, объяснял, понял, старался.

Оценка внутреннего состояния:

Тревожное, приподнятое, отличное.

Оценка  содержания урока:

Занимательно, интересно, полезно, познавательно.

Оценка деятельности на уроке:

Запутался, задумался, удивился, убедился, осознал, принял решение, объяснял, понял, старался.

Оценка внутреннего состояния:

Тревожное, приподнятое, отличное.

Оценка  содержания урока:

Занимательно, интересно, полезно, познавательно.

Оценка деятельности на уроке:

Запутался, задумался, удивился, убедился, осознал, принял решение, объяснял, понял, старался.

Оценка внутреннего состояния:

Тревожное, приподнятое, отличное.

Оценка  содержания урока:

Занимательно, интересно, полезно, познавательно.

Оценка деятельности на уроке:

Запутался, задумался, удивился, убедился, осознал, принял решение, объяснял, понял, старался.

Оценка внутреннего состояния:

Тревожное, приподнятое, отличное.

Оценка  содержания урока:

Занимательно, интересно, полезно, познавательно.

Оценка деятельности на уроке:

Запутался, задумался, удивился, убедился, осознал, принял решение, объяснял, понял, старался.

Оценка внутреннего состояния:

Тревожное, приподнятое, отличное.

Оценка  содержания урока:

Занимательно, интересно, полезно, познавательно.

Оценка деятельности на уроке:

Запутался, задумался, удивился, убедился, осознал, принял решение, объяснял, понял, старался.

Оценка внутреннего состояния:

Тревожное, приподнятое, отличное.

Оценка  содержания урока:

Занимательно, интересно, полезно, познавательно.

Оценка деятельности на уроке:

Запутался, задумался, удивился, убедился, осознал, принял решение, объяснял, понял, старался.

Оценка внутреннего состояния:

Тревожное, приподнятое, отличное