Открытый урок с учащимся 3 класса Кулумбеговым Артёмом на тему:
«Роль аккомпанемента в инструментальном исполнительстве»
Добрый день всем, кто изъявил желание окунуться в рабочую атмосферу преподавателей и учащихся Детской школы искусств. Сегодня мы проведём урок с учеником 3 класса по направлению «Баян» Кулумбеговым Артёмом. (Здравствуйте!).
И прежде чем озвучить тему, я бы хотела задать вопрос непосредственно Артёму. Но расскажу небольшую предысторию. Почему такой взрослый парень и только в третьем классе. В общеобразовательной школе Артём учится уже в 9 классе, в школу искусств он поступил будучи второклассником на отделение фортепиано. Отучился 5 лет, получил диплом и захотел продолжить развиваться в музыкальном направлении, но уже изучить другой инструмент. Поэтому, перейдя в 7 класс общеобразовательной школы он вновь подал документы в ДШИ на обучение по классу баян.
Внимание вопрос:
- «Артём, скажи, пожалуйста, с какой целью ты пришёл в детскую школу искусств? Какого результата ты хочешь добиться? К чему стремишься?»
Исходя из ответа Артёма, и в целом, из побуждений большинства учащихся, можно сделать вывод, что основным навыком, которому хотят научиться дети, приходящие к нам, это играть мелодии, песни, произведения, которые им нравятся! То есть основная наша задача – научить детей читать с листа ноты, так как сейчас на просторах сети интернет в доступе любая информация, в том числе и ноты произведений, и, конечно же, подбирать те самые мелодии на слух! Далее это всё развивать и дать учащимся основу для возможности самостоятельно делать аккомпанемент.
Умение поддержать мелодию аккомпанементом на разных инструментах является первостепенным навыком современного музыканта. Интерес вызывает тот инструменталист, который с лёгкостью может подобрать и сопроводить песни разного времени, в том числе и современных дней.
Навык игры с листа не менее важен. В силу того, что во всемирной сети интернет большое количество нот, аккордов и другой необходимой информации уже предостаточно, также важным является умение читать материал с листа и воспроизводить его на различных музыкальных инструментах.
На уроке мы продемонстрируем варианты того, как можно применить тот или иной инструмент в конкретном произведении. А также вариативность музыкальных жанров и изменение характера произведения путём применения различных техник игры на инструментах.
У нас нет заготовленных действий для того, чтобы идеализировать наш урок, всё будет происходить абсолютно так же, как происходит в рабочем моменте от урока к уроку.
На одном из уроков мы выбрали произведение, которое хорошо знает Артём, которое вызывает у него интерес и начали его подбирать на слух. Это песня, которая более известна в исполнении группы Любэ «Берёзы». Автор музыки - Игорь Матвиенко, автор стихов песни - Михаил Андреев.
Первое с чего начинается подбор произведения для учащегося – это проигрывание мелодии сначала одной рукой педагогом. По фразам, или если хороший слух и быстрая хватка у ученика, то по предложениям прослушивается часть произведения и ученик пытается воспроизвести услышанное. Далее несколько повторений нужно для запоминания и записи на ноты уже. Продемонстрируем, как это у нас происходит.
Начнём со вступления. Сыграла, уточнила, что в мелодии применяется навык игры гаммы, то есть важно услышать поступенное движение мелодии. И, заодно провести связь с необходимостью и важностью технических упражнений, которые мы делаем и сдаём на зачётах. Тут же мы можем услышать, в каком ладу будет звучать песня – мажор или минор.
Далее продолжаем в том же духе. Куплет. Сначала педагог – затем ученик.
После того, как правая рука подобрана и, желательно, записана на ноты. Мы приступаем к подбору левой руки. Почему я акцентирую на записи нот в тетрадь. Это на самом деле тоже очень важный навык – услышать и понять размер, длительности, паузы, то есть здесь ещё как раз таки и тренируется умение читать с листа. Этот навык пригодится ребятам, если вдруг они захотят сочинить что-либо своё.
При подборе левой руки, на баянной клавиатуре всё проще на самом деле. Потому что основные трезвучия лада у нас не раскиданы, а находятся максимально близко друг к другу. Артём, о каких трезвучиях речь идёт сейчас?
- Тоника, субдоминанта и доминанта.
Всё верно. Смотрите, ещё один огромный плюс. Те знания, которые ученик получает на уроке сольфеджио, при подборе мелодии закрепляются практически! То есть ты не просто учишься строить эти трезвучия от звука или в тональности, а начинаешь понимать, как они работают и, как с помощью них можно подобрать, сыграть или даже сочинить конкретное произведение.
Два этапа пройдены. Теперь самый непростой третий этап. Нам нужно соединить обе руки. Когда мы подбираем левую руку, мы не пишем ноты в басовом ключе как привыкли их видеть в программной музыке. Мы записываем левую руку в буквенной системе. Вот вам плюс еще одна отработка практического навыка. Буквенная система.
И сложность состоит в том, чтобы правильно расставить басы и аккорды, верно сделать рисунок в левой руке, сопоставив её с правой. Изначально можно заменить правую руку голосом, просто напевая мелодию. Это нужно для того, чтобы понять в каком месте сильная доля и куда играть бас.
Мы разобрались с куплетом. И давайте вспомним, как звучит тема нашего занятия: « Роль аккомпанемента в инструментальном исполнительстве».
Артём, ответь мне, пожалуйста, на вопрос – Что такое аккомпанемент?
- Аккомпанемент — это музыкальное сопровождение к сольной партии голоса или инструмента, а также к основной теме, мелодии музыкального произведения.
Я правильно понимаю, что аккомпанемент не подразумевает проигрывания всей сольной мелодии?
- Да, верно.
Если мы рассматриваем песню, то её основную мелодию поёт солист голосом, а инструмент как раз таки сопровождает лишь аккомпанементом. В нашем случае левая рука, записанная в буквенной системе, и является тем самым аккомпанементом.
Поэтому наша задача сейчас в правой руке ориентироваться на основные аккорды, и разложить их так, чтобы было разнообразно и интересно, при этом не мешало солирующей партии.
И первым этапом мы правой рукой играем те самые аккорды таким образом, чтобы они были максимально близко друг к другу. Внимание, коллеги, ещё один навык будет отработан на практике. Это обращение трезвучий. Умение видеть общий звук в аккордах. Мы сейчас это сделаем письменно, чтобы понять зрительно, как аккорды будут располагаться, затем перенесём это на инструмент.
Ну что ж, куплет готов. Приступаем к практической части.
Сначала мы просто правой рукой держим аккорд весь такт, без какого-либо ритмического рисунка.
Затем это соединяем с левой рукой, учитывая размер и считая вслух.
Следующим этапом мы уже начинаем искать ритм, импровизировать, раскладывать аккорд на арпеджио, играть не все 4 звука, а брать определёнными интервалами, тем самым придавая окрас нашему аккомпанементу.
Выводы: понимая буквенную систему, возможность менять расположение аккордов, ритмические изменения, позволяют учащемуся исполнить любой аккомпанемент на любом знакомом ему инструменте. Артём закончил ДШИ по классу фортепиано, сейчас на хорошем уровне знаком с баяном, а также посещает оркестр народных инструментов, где играет на балалайке. Соответственно, песню, которую мы сейчас разобрали, он спокойно может саккомпанировать на трёх инструментах. Я думаю, даже на 4х, так как гитара тоже есть в его обиходе.
Многогранность – качество, которое делает человека разносторонним и позволяет мыслить шире, находя применение своим способностям в разных сферах деятельности.
Я от всей души желаю и мечтаю, чтобы в каждой музыкальной школе уделялось время, на то, чтобы научить детей навыку подбора мелодии и аккомпанементу. Тому, ради чего они и приходят к нам. Считаю необходимым ввести это в основную программу. И одно из произведений сдавать именно то, которое ученик подберёт сам, с помощью педагога.
Я благодарю всех за внимание, и тебя, Артём за выдержку и стремление к лучшему. До свидания.
2