СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Система зажигания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Система зажигания"»

Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Крым «Красногвардейский агропромышленный техникум»





Методическая разработка урока

Тема: Система зажигания.


ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ


МДК.03.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «С»

МДК.04.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С»




По профессии 35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства


35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства

Профиль: технический



Преподаватель специальных дисциплин

Зинабадинов Решат Бахтиярович









п. Красногвардейское - 2018 г.

Введение



Главной задачей среднего профессионального образования является подготовка компетентных специалистов, которые способны применять знания в современных изменяющихся условиях, и чья основная компетенция заключается в умении включаться в постоянное совершенствование своей профессиональной подготовки на протяжении всей деятельности. В процессе формирования профессиональных и общих компетенций практические занятия занимают промежуточное положение между теоретическим и производственным обучением и служат одним из важнейших средств осуществления связи теории и практики.

Теоретическое знание в техникуме играют важную роль в процессе обучения, так как направлены, прежде всего, на развитие у будущих специалистов умения приобретать самостоятельные теоретические знания и применять их в решении практических задач.

Теоретическое обучение – одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении обучающимися под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретение навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.

В ходе усвоения теоретических знаний у обучающихся формируются умения наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы и обобщения, самостоятельно вести исследования, пользоваться различными приемами измерений, оформлять результаты в виде таблиц, схем, графиков.

Одновременно обучающиеся овладевают профессиональными умениями и

навыками обращения с различными приборами, аппаратурой, установками и другими техническими средствами для проведения опытов. Однако ведущей дидактической целью теоретических знаний является овладение техникой эксперимента, умением решать практические задачи путем постановки опыта.

Теоретические занятия проводятся в кабинете Управление транспортным средством и безопасность движения, где каждое кабинет оснащен необходимыми раздаточными и дидактическими материалами для выполнения работы.

В результате освоения дисциплины МДК. 03.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С»

обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по профессии

35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства следующими умениями,

знаниями, которые формируют профессиональную компетенцию:

уметь:

- соблюдать Правила дорожного движения;

- безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных и

метеорологических условиях;

- уверенно действовать в нештатных ситуациях;

- управлять своим эмоциональным состоянием, уважать права других участников дорожного движения, конструктивно разрешать межличностные конфликты, возникшие между участниками

дорожного движения;

- выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;

- заправлять транспортные средства горюче-смазочными материалами и специальными

жидкостями с соблюдением экологических требований;

- устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности,

не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;

- соблюдать режим труда и отдыха;

- обеспечивать прием, размещение, крепление и перевозку грузов;

- получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;

- принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

- соблюдать требования по транспортировке пострадавших;

- использовать средства пожаротушения;

знать:

- основы законодательства в сфере дорожного движения, Правила дорожного движения;

- правила эксплуатации транспортных средств;

- правила перевозки грузов и пассажиров;

- виды ответственности за нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации транспортных средств и норм по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов

транспортных средств;

- правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств,

проведении погрузочно-разгрузочных работ;

- порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;

- перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных

средств или их дальнейшее движение;

- приемы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;

- правила обращения с эксплуатационными материалами;

- требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и

техники безопасности;

- основы безопасного управления транспортными средствами;

- порядок оформления путевой и товарно-транспортной документации;

- порядок действий водителя в нештатных ситуациях;

- комплектацию аптечки, назначение и правила применения входящих в ее состав средств;

- приемы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

- правила применения средств пожаротушения.

















































План урока теоретического обучения №13.

МДК.03.01. Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С»

Тема 1. Устройство транспортных средств «С»

Тема 12. Система зажигания.

Цель:

Дидактическая: ознакомление учащихся с новым материалом по теме: Устройство транспортных средств «С». Система зажигания.

Развивающая: - привить учащимся умения анализировать, сравнивать, выделять основное из изученного материала

Воспитательная: – воспитывать аккуратность, внимательность, дисциплину на уроке и добросовестное отношение к изучению нового материала


Задачи:

Обучающая:

ПК 3.1. Управлять автомобилями категории «С».

ПК 3.2. Выполнять работы по транспортировке грузов.

ПК 3.3. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 3.4. Устранять мелкие неисправности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 3.5. Работать с документацией установленной формы.

ПК 3.6. Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно-транспортного происшествия.


Развивающая, воспитательная:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

Оснащение урока: плакаты, макеты, видеопроектор, ПК.

Литература: Власов В.М. техническое обслуживание и ремонт автомобилей, Академия, 2015,- 432





Структура урока


Организационный момент



Повторение материала



Мотивация учебной деятельности.



Изложение нового материала



Закрепление материала



Подведение итогов



Выдача заданий на дом



Ход урока


1. Организационная часть

- подготовка учащихся к восприятию нового материала;

- целевая установка на занятие (ПК- озвучиваем, ОК- нет)

2. Повторение (актуализация ранее усвоенных знаний, умений)

Вопросы на повторение материала: Устройство и принцип работы свинцового кислотного аккумулятора. Маркировка стартерных аккумуляторных батарей.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Изложение нового материала (формирование ПК, ОК).

План изложения нового материала

- Система зажигания

- Общая схема контактной системы зажигания.

- Принцип действия.

- Катушка зажигания.

- Прерыватель- Распределитель.

- Вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания.

- Искровая свеча зажигания.

- Комбинированный включатель зажигания и стартера.

- Диагностика работы двигателя по состоянию свечей зажигания

- Высоковольтный автомобильный провод.

- Строение свечного колпачка

5. Подведение итогов урока (заостряется внимание на уровень освоения ЗУНов и формирования ПК): устный опрос. Решение тестов по теме.

6. Выдача задания на дом.

Власов В.М. техническое обслуживание и ремонт автомобилей, Академия, 2015,- 432 .




Ход урока

  1. Организационный момент.

Преподаватель:

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Я вижу, что вы готовы к проведению занятия.

Итак, тема  урока – «Система зажигания». (Слайд 1-2)

2. Повторение (актуализация ранее усвоенных знаний, умений)

Преподаватель: - Давайте повторим пройденную тему

- Расскажите пожалуйста устройство и принцип работы свинцового кислотного аккумулятора.

Ответы обучающихся;

- Аккумуляторная батарея состоит из пластмассового или эбонитового корпуса;

заливной горловины и съемной пробки; сепаратора; пластин с разным потенциалом (отрицательной и положительной); межэлементного соединения; выводов со знаком «+» и «-».

Преподаватель: - Правильно

Ответы обучающихся; - Аккумуляторная батарея служит для преобразование химической энергии в электрическую.

с- Молодцы

- Кто расскажет маркировку стартерных аккумуляторных батарей? 6СТ-55АМЗ

Ответы обучающихся;

1 — цифра, указывающая число последовательно соединенных аккумуляторов в батарее (6 или 3) и характеризующая ее номинальное напряжение (12 или 6 В);
2 — буквы, характеризующие назначение батареи по.функциональному признаку (СТ- стартерная);
3 — число, указывающее номинальную емкость батареи в ампер-часах (55);
4 — буквы или цифры, дополнительной информации об исполнении батареи (при необходимости) и применяемых для ее изготовления материалах, например:

А — с общей крышкой, буква 3 — залитая и полностью заряженная, слово «необслуживаемая» — для батарей, соответствующих требованию ГОСТ по расходу воды,

Э — корпус-моноблок из эбонита,

Т — моноблок из термопластичной пластмассы

М — сепаратор типа мипласт из поливинилхлорида,

П — сепаратор-конверт из полиэтилена.

Преподаватель: - Правильно

3 Мотивация учебной деятельности.

Преподаватель:

- А начнём мы с определения темы «Система зажигания». Можете ли вы сами дать это определение?

- Обучающиеся слушают преподавателя, высказывают свою точку зрения.

Ответы обучающихся; Система зажигания — это совокупность всех приборов и устройств, обеспечивающих появление электрической искры, воспламеняющей топливовоздушную смесь в цилиндрах двигателя внутреннего сгорания.

Преподаватель: - Вы правы. Система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензиновых двигателей.

- Давайте посмотрим презентацию

  1. Изложение нового материала (формирование ПК, ОК).

Система зажигания ( Слайд 3)

Система зажигания предназначена для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах бензиновых двигателей.

  1. Обеспечение искры в нужном цилиндре (находящемся в такте сжатия) в соответствии с порядком работы цилиндров.

  2. Своевременность момента зажигания. Искра должна происходить в определенный момент (момент зажигания) в соответствии с оптимальным при текущих условиях работы двигателя углом опережения зажигания, который зависит, прежде всего, от оборотов двигателя и нагрузки на двигатель.

  3. Достаточная энергия искры. Количество энергии, необходимой для надежного воспламенения рабочей смеси, зависит от состава, плотности и температуры рабочей смеси.

  4. Общим требованием для системы зажигания является ее надежность (обеспечение непрерывности искрообразования).

Общая схема контактной системы зажигания. (слайд 4)






Принцип действия (Слайд 5)

Кратко принцип работы выглядит следующим образом - питание от бортовой сети подается на первичную обмотку катушки зажигания через механический прерыватель.

Прерыватель связан с коленчатым валом, что обеспечивает замыкание и размыкание его контактов в нужный момент. При замыкании контактов начинается зарядка первичной обмотки катушки, при размыкании первичная обмотка разряжается, но во вторичной обмотке наводится ток высокого напряжения, который, через распределитель, также связанный с коленчатым валом, поступает на нужную свечу.

Катушка зажигания (Слайд 6-7)



К зажимам ВК и ВК-Б подсоединен добавочный резистор из спирали в керамическом изоляторе. Он предохраняет катушку

Зажигания от перегрев при малой частоте вращения коленвала. При этом контакты дольше находятся в замкнутом состоянии и сила тока в привычной обмотке увеличивается, что приводит к нагреву резистора, в результате сопротивление в первичной цепи увеличивается, А ток в катушке снижается, предохраняя её от перегрева. При включении стартера резистор закорачивается и пуск двигателя облегчается.

Прерыватель- Распределитель ( Слайд 8-9)

Предназначен для прерывания тока низкого напряжения и распределения

Высокого напряжения по цилиндрам.

Прерыватель состоит из корпуса 10, приводного валика 11, подвижног и неподвижного диска, кулачка и регуляторов опережения зажигания. На подвижном диске 15 размещены изолированный рычажок 5 с подвижным контактом 7 и неподвижный контакт 8 со стойкой. Вращающийся кулачок наступает выступом на изолированный рычаг столько раз 1 оборот, сколько выступов имеет кулачок по числу цилиндров.

Сверху на корпусе установлен распределитель , состоящий из ротора и крышки.

Ротор изготовлен из карболита с монтированной в него контактной пластиной. Крышка также из карболита, имеет центральное отверстие для провода от катушки и отверстия по окружности для

Проводов высокого напряжения к свечам зажигания. Центральный электрод имеет угольный контакт.



Вакуумный и центробежный регуляторы опережения зажигания (Слайд 10-11)


Корпус регулятора разделен диафрагмой на два объема. Один из них связан с атмосферой, а другой, через соединительную трубку, с полостью под дроссельной заслонкой. С помощью тяги, диафрагма регулятора соединена с подвижной пластиной, на которой располагаются контакты прерывателя. При увеличении угла открытия дроссельной заслонки (увеличение нагрузки на двигатель) разряжение под ней уменьшается. Тогда, под воздействием пружины, диафрагма через тягу сдвигает на небольшой угол пластину вместе с контактами в сторону от набегающего кулачка прерывателя. Контакты будут размыкаться позже - угол опережения зажигания уменьшится. И наоборот - угол увеличивается, когда вы уменьшаете газ, то есть, при- крываете дроссельную заслонку. Разряжение под ней увеличивается, передается к диафрагме и она, преодолевая сопротивление пружины, тянет на себя пластину с контактами.


















Искровая свеча зажигания ( слайд 12-13)


Детали свечи, находящиеся в камере сгорания, подвергаются высоким термическим, механическим, электрическим нагрузкам, а также химическому воз действию продуктов не полного сгорания топлива. Температура в ней изменяется от 70 до 2500°С, давление газов достигает 50-60 бар, а напряжение на электродах доходит до 20 кВ и выше

Диагностика работы двигателя по состоянию свечей зажигания ( Слайд 14-15)

Свеча зажигания может обеспечить беспере- бойную работу только при соблюдении нижеперечисленных условий:

- используются свечи, рекомендованные изготовителем двигателя;

- используется марка бензина, указанная в руководстве по эксплуатации автомобиля;

- исправны системы зажигания и питания;

- не превышено усилие при вворачивании свечи в головку блока двигателя

(Слайд 16)


(Слайд 17)




(Слайд 18)













(Слайд 19)


(Слайд 20)











(Слайд 21)


(Слайд 22)












(Слайд 23)


(Слайд 24)

На фото №1 изображена свеча, вывернутая из двигателя, работу которого можно считать отличной. Юбка центрального электрода имеет светло-коричневый цвет, нагар и отложения минимальны. Полное отсутствие следов масла. Владельцу данного мотора можно только позавидовать, и есть чему: это экономичный расход топлива и отсутствие необходимости доливать масло от замены до замены.

Фото №2 - типичный пример свечи от двигателя с повышенным расходом топлива. Центральный электрод покрыт бархатисто-черным нагаром. Причин тому несколько: богатая воздушно-топливная смесь (неправильная регулировка карбюратора, угла опережения зажигания или неисправность системы впрыска), засорение воздушного фильтра.

(Слайд 25)

Фото №3 - наоборот, пример чрезмерно бедной воздушно-топливной смеси. Цвет электрода от светло-серого до белого. Здесь есть повод для беспокойства. Езда на слишком обедненной смеси и при повышенных нагрузках может стать причиной значительного перегрева, как самой свечи, так и камеры сгорания, а перегрев камеры сгорания прямой путь к прогару выпускных клапанов.

На фото №4 юбка центрального электрода свечи имеет характерный красноватый оттенок. Этот цвет можно сравнить с цветом красного кирпича. Покраснение вызвано работой двигателя на низкокачественном топливе, содержащем избыточное количество присадок, которые имеют в своем составе металл. Длительное использование такого топлива приведет к тому, что отложения металла образуют на поверхности изоляции токопроводящий налет, через который току будет легче пройти, чем между электродами свечи, и свеча перестанет работать.


(Слайд 26)

На фото № 5 свеча имеет ярко выраженные следы масла, особенно в резьбовой части. Двигатель с такими свечами после длительной стоянки имеет обыкновение после запуска "троить" некоторое время, а по мере прогрева работа стабили зируется. Причина этого - неудовлетворительное состояние маслоотражательных колпачков. Налицо повышенный расход масла. В первые минуты работы двигателя, в момент прогрева, характерный бело -синий выхлоп.

Фото № 6 - свеча вывернута из неработающего цилиндра. Центральный электрод, его юбка покрыты плотным слоем масла, смешанного с каплями несгоревшего топлива и мелкими частицами от разрушений, произошедшими в этом цилиндре. Причина этого - разрушение одного из клапанов или поломка перегородок между поршневыми кольцами с попаданием металлических частиц между клапаном и его седлом. В данном случае двигатель "троит" уже не переставая, заметна значительная потеря мощности, расход топлива возрастает в полтора, два раза. Выход один - ремонт.

(Слайд 27)

Фото № 7 - полное разрушение центрального электрода с его керамической юбкой. Причиной данного разрушения мог стать один из перечисленных ниже факторов: длительная работа двигателя с детонацией, применение топлива с низким окта- новым числом, очень раннее зажигание, и просто бракованая свеча. Симптомы работы двигателя такие же, как в предыду- щем случае. Единственное, на что можно надеяться, - на то, что частицы центрального электрода сумели проскочить в выхлопную систему, не застряв под выпускным клапаном, иначе тоже не избежать ремонта головки блока цилиндров.

Фото № 8 последнее в этом обзоре. Электрод свечи оброс зольными отложениями, цвет не играет решающей роли, он лишь свидетельствует о работе топливной системы. Причина этого нароста - сгорание масла вследствие выработки или залегания маслосъемных поршневых колец. У двигателя повышенный расход масла, при перегазовках из выхлопной трубы сильное синее дымление, запах выхлопа похож на мотоциклетный.




Высоковольтный автомобильный провод (Слайд 28)


Строение свечного колпачка (Слайд 29)






























Высоковольтные провода с различными типами токопроводящей жилы

(Слайд 30)


  1. Подведение итогов урока(заостряется внимание на уровень освоения ЗУНов и формирования ПК)

Преподаватель: А теперь мы с вами к концу урока по решаем тесты по теме


Тесты по теме « Система Зажигания» (Слайд 31-34)

  1. Перечислите элементы, входящие в электронную систему зажигания:
    а) катушка зажигания
    б) прерыватель-распределитель
    в) конденсатор
    г) насвечник

д) свечи
е) высоковольтные провода


2. Какую электрическую цепь размыкают контакты прерывателя?
а) первичную цепь обмотки катушки зажигания
б) вторичную цепь обмотки катушки зажигания
в) цепь обмотки возбуждения


3. В зависимости от каких параметров вакуумный регулятор изменяет угол опережения зажигания?
а) частоты вращения коленчатого вала 
б) изменения напряжения в цепи катушки зажигания
в) изменения нагрузки на двигатель
г) от всех указанных параметров




4. Какой прибор системы зажигания обеспечивает преобразование тока низкого напряжения в ток высокого напряжения?
а) катушка зажигания
б) прерыватель-распределитель
в) искровые свечи зажигания


5.какое напряжение возникает во вторичной обмотке катушки?
а) 220 В

б) 380 В

в) 30 000 В

6. Куда далее поступает ток высокого напряжения от катушки зажигания?
а) на центральный контакт крышки распределителя
б) на контакты прерывателя 
в) на искровые свечи зажигания

7. Как изменяется угол опережения зажигания при уменьшении нагрузки на двигатель?
а) увеличится
б) уменьшится
в) не изменится

8. В зависимости, от каких параметров центробежный регулятор опережения зажигания прерывателя-распределителя изменяет угол опережения зажигания?
а) мощностных нагрузок на двигатель
б) скоростных параметров
в) октанового числа бензина
г) всех названных параметров

9. Куда поступает ток с контактов прерывателя-распределителя?
а) на первичную обмотку катушки зажигания
б) на вторичную обмотку катушки зажигания
в) на конденсатор
г) во все названные приборы

10. Когда возникает искра на электродах свечи зажигания?
а) при подаче тока в цепь конденсатора
б) при смыкании контактов прерывателя-распределителя
в) при размыкании контактов прерывателя-распределителя 
г) во всех перечисленных случаях

11. Какое устройство изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки на двигатель?
а) октан-корректор
б) конденсатор
в) вакуумный регулятор
г) центробежный регулятор

12. Каким образом центробежный регулятор изменяет угол опережения зажигания?
а) водителем вручную, поворачивая корпус прерывателя
б) автоматически, с помощью центробежных грузиков
в) обоими способами

13. На какой угол повернется ротор распределителя в 4-х тактном 4-цилиндровом двигателе, если коленчатый вал сделает один оборот?
а) 15 градусов

б) 45 градусов
в) 90 градусов

г) 180 градусов
д) 270 градусов

е) 360 градусов
ж) 540 градусов

з) 720 градусов


Ответы на тестовые задания (Слайд 35)
1 – г, д;
2 – а;
3 – в;
4 – а;
5 – в;
6 – а;
7 – б;
8 – б;
9 – а;
10 – в;
11 – в;
12 – б;
13 – в.


Критерии оценивания
Оценка «неудовлетворительно» – 7 правильных ответов и меньше
Оценка «удовлетворительно» – 8-10 правильных ответов
Оценка «хорошо» – 11-12 правильных ответов
Оценка «отлично» – 13 правильных ответов

6. Выдача задания на дом. (Слайд 36)

Власов В.М. техническое обслуживание и ремонт автомобилей, Академия, 2015,- 432 .




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!