СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок на тему: "Систематизация и обобщение изученного по теме «Союз»"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Систематизация и обобщение изученного по теме «Союз»

Цель: обобщение и систематизация знаний о союзе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок на тему: "Систематизация и обобщение изученного по теме «Союз»"»

Тема урока: Систематизация и обобщение изученного по теме «Союз»

Цель: обобщение и систематизация знаний о союзе.

Предметные результаты: знать определение союза как служебной части речи; синтаксическую роль союза; уметь узнавать союзы, отличать сочинительные от подчинительных, отличать союзы от омонимичных частей речи, правильно писать союзы.

Метапредметные:

познавательные: учить строить логическую цепь рассуждений, осмысливать, перерабатывать, систематизировать информацию;

- регулятивные: развивать умение проводить целеполагание и планирование собственной деятельности; умение действовать в ситуации интеллектуального затруднения; умение оценивать собственное продвижение;

- коммуникативные: уметь конструировать предложения по схемам, составлять устные высказывания по изучаемой теме, правильно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста, аргументировать свою точку зрения, работая в группе;

Личностные: усваивать традиционных ценностей российского общества; развивать уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения: репродуктивный, частично-поисковый; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование:

  • компьютер;

  • карточки

Ход урока Мотивация

- Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Начать урок я хотела бы с высказывания французского философа Р. Декарта: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять».

- О чем хотел сказать нам известный философ?

- Зачем мы пришли на урок?

Основная часть урока Актуализация знаний

- Готовясь к вашему уроку, я нашла небольшое четверостишие. Вот оно:

Объединять и связывать стараюсь

Я равных и неравных в нужный час.

Порою я совсем не повторяюсь,

Порою повторяюсь много раз.

- Как вы думаете, о какой части речи здесь говорится? (Ответы детей)

- Как вы поняли, мы сегодня продолжим разговор о союзе. (Запись темы на доске и в тетради)

Целеполагание

- Какова же цель нашего урока? (Повторить сведения о союзе как части речи и закрепить навыки правописания союзов и постановки знаков препинаний.)

- Ребята, как вы думаете, слово «СОЮЗ» имеет одно или несколько значений?

- Подберите синонимы к этому слову (один ученик работает с Толковым словарем)

-…единение, тесная связь, узы, семья, команда…

- Я думаю, что слово «союз» применимо и к нашему классу. Все мы, как мне кажется, дружная семья, команда. И сегодняшний урок либо подтвердит, либо опровергнет моё предположение.

Я знаю, что многие из вас занимаются спортом, поэтому следующий вопрос адресован им. Скажите, как называются крупнейшие международные комплексные спортивные состязания, которые проводятся один раз в 4 года? (Олимпиада)

- Я задала этот вопрос не случайно, потому что сегодня на уроке мы поговорим не только о премудростях русского языка, но и о спорте, ведь мы живём в одной из самых спортивных стран мира.

На уроке мы будем работать как самостоятельно, так и в команде, где обязательно понадобятся ваши умения слушать и слышать товарищей.

Творческая практическая деятельность

- Итак, возвращаемся к теме нашего урока. Дайте определение союзу как части речи. (Ответы детей)

- Вспомним, на какие группы делятся союзы, для этого заполним кластер (один ученик работает у доски, остальные в тетрадях).

СОЮЗ

















- Вы убедили меня в том, что правила вы знаете. А вот умеете ли их применять на практике? Следующее задание - распределительный диктант.

Прослушайте текст, выпишите из него союзы в два столбика: сочинительные и подчинительные.

На Олимпиаду огонь доставляется традиционным способом.

На юге Греции в Олимпии, от лучей солнца с помощью зеркала зажигается олимпийский огонь. Этот ритуал совершают греческие девушки.

Факел с огнем принимает бегун, и начинается факельная эстафета.

Бегуны несут горящий факел. Также на помощь им приходят то мотоциклисты, то велосипедисты, то конники. Если путь огня лежит через моря да океаны, его вручают летчикам или морякам.

Олимпийский огонь не должен потухнуть по дороге на Игры. В Олимпии зажигают не только олимпийский огонь, но и два запасных.

В честь прибытия огня устраивают праздник, а затем всю ночь он хранится в одном из самых достопримечательных зданий в городе.

Момент, когда языки пламени всплеснутся над чашей с олимпийским огнем, самый волнующий. (Взаимопроверка с экрана).

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

И

Если

То…то

Когда

Также


Да


Не только…но и


А


Или




- Ребята, а для чего нужно разграничивать союзы по значению? Какие функции выполняют сочинительные, подчинительные союзы? (Ответы детей)

Физминутка

Потрудились – отдохнём

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот,

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Сейчас мы будем работать в команде. У нас их три. Выньте из файла цветной лист с текстом об определенном виде спорта, вошедшем в Зимние Олимпийские игры. Ознакомьтесь с содержанием текста. Выпишите из него предложения, используя схемы (на слайде – схемы ССП, СПП и простого предложения с однородными членами).

(Учащиеся зачитывают свои предложения)

- Итак, мы повторили функции сочинительных и подчинительных союзов. Все справились с заданием. Молодцы!

- Ребята, настало время повторить правописание союзов. Какие из них вызывают трудности в правописании? (тоже, также, зато, поэтому, чтобы и др.)

- У нас уже была тренировка в команде. А теперь – соревнование-эстафета. Под диктовку записываем предложения, графически обозначаем орфограмму. (Все учащиеся пишут в тетрадях, а первый – на листе, который будет передавать следующему после написания одного предложения, таким образом, от каждого ряда будет лист с записанными предложениями).

  1. Сборные России и Чехии играли в одно и то же время.

  2. Что бы почитать о футболе?

  3. Чтобы стать здоровым, нужны собственные усилия.

  4. Фигурное катание тоже искусство.

  5. За то время он преодолел все препятствия.

  6. Лыжники очень устали, зато одержали победу.

  7. Мы упорно готовились к кроссу, поэтому и победили.

  8. Лыжня проходила по этому лесу впервые.

- Помните: победит та команда, которая качественнее выполнит задание (Самопроверка в тетрадях, а лист с предложениями проверяет учитель). Команда, занявшая первое место, награждается пятеркой.

- А теперь, ребята, индивидуальный зачёт. Вам предстоит написать словарный диктант (выполняют на листочках, которые сдают в конце урока)

Словарный диктант

Сочинительные и подчинительные союзы, зимняя Олимпиада, реальная ситуация, кромешный ад, международный кросс, масса тела, классическая литература, железнодорожные семафоры, автомобильные светофоры, автор рассказа, за то выступление, зато победили, как будто, потому что, оттого что, до тех пор пока.

Рефлексия

Наш урок подошел к концу, мы успешно преодолели все препятствия, которых как в учёбе, так и в спорте встречается на пути к победе очень много.

Нужно быть трудолюбивыми, проявлять упорство, больше тренироваться, и тогда, я уверена, у вас все получится.

А сейчас мне хочется услышать ваши впечатления от урока.

Приём «Расскажи по схеме»

- Я знаю…

- Я запомнил…

- Я смог…

Домашнее задание: §58-65 (повт.), упр. 398



Бобслей

В программу зимних Олимпийских игр бобслей был включен в 1924 году. До 2002 года соревнования проводились только среди мужчин, но уже в 2002 году на Олимпийских играх женщины приняли участие в заездах двухместных бобов.

В России началом развития бобслея считается 1980 год, когда Комитетом по физкультуре и спорту было принято Постановление о создании сборной команды СССР по бобслею.

Бобслей представляет собой скоростной спуск с гор по специально оборудованным ледовым трассам на управляемых санях (бобах). В состязаниях каждая команда совершает по 4 спуска. Победительницей становится та, чье суммарное время (по всем 4 спускам) минимально. Если две команды финишировали с одинаковым временем, то они получают одинаковые награды.

Различают соревнования мужчин и женщин. В программу Олимпийских игр входят три вида соревнований: мужчины на двух- и четырехместных бобах, женщины на двухместных санях.

Керлинг

Известно, что керлинг зародился в 16 веке в Шотландии. В него играли зимой на замерзших прудах, болотах и озерах.

Само слово «кёрлинг» означает «игра в ревущие камни». Вероятно, это связано со звуком, что издавали неровные камни, двигаясь по ледяной поверхности.

В начале 19-го столетия в Шотландии были придуманы и утверждены официальные правила игры в кёрлинг. С тех пор никаких серьёзных изменений в них не произошло.

Керлинг представляет собой спортивную игру на льду, в которой участвуют две команды по 4 игрока в каждой. Участники двух команд поочередно пускают по льду гранитные снаряды («камни») в сторону размеченной на льду мишени («дом»). Цель игры – попасть камнем ближе всего к центру «дома».

Сегодня всё больше людей начинают заниматься этим видом спорта, и многие родители отдают своих детей в специальные секции.

Скелетон

Скелетон – это зимний олимпийский вид спорта, представляющий собой спуск по ледяному жёлобу на двухполозных санях.

Спортсмен должен максимально разогнать скелетон с горы, держась за него рукой. Когда достигается максимальная скорость разгона, он должен быстро лечь на сани.

Сани изготовляют из высококачественного стекловолокна и стали.

Скелетон не имеет руля, но спортсмен использует для управления наклоны тела или обуви с шипами.

Чтобы все спортсмены были в равных условиях, сани должны быть стандартного размера.