Открытый урок
на тему: «Свойства и структура железоуглеродистых сплавов»
Ф.И.О. преподавателей высшей категории: ОГАПОУ «Белгородский индустриальный колледж»
Баженова О.А. Городов А.В.
План урока
Тип урока – комбинированный
Тема: «Структуры и свойства железоуглеродистых сплавов»
Цель урока:
обобщающая – формирование навыков коллективного труда; повторение, обобщение и систематизация полученных знаний.
развивающая – развитие словесно-логического, наглядно-образного и самостоятельного мышления.
воспитательная – привлечь интерес к предмету и специальности через решение проблемных ситуаций.
Обеспечение урока:
наглядные пособия: макеты изделий; электрифицированная диаграмма состояния «Ге+Ге3С»
раздаточный материал: карточки текстового опроса, атласы микроструктуры сталей и чугунов; технические средства обучения – компьютер и металлографические микроскопы.
2. Содержание и структура урока
I этап Организационный момент 1-3 мин.
2.1. сообщение цели занятия: «научиться определять структуры сталей и чугунов и как они влияют на сварочные процессы» - 1 мин.
II этап
2.1. проверка домашнего задания (20 минут):
а) текстовый опрос по темам: «Теория сплавов», «Свойства материалов» - 10 мин.
б) продолжить предложение – 5 мин.
в) найти ошибку в определении – 3 мин.
г) карточки – «Какие свойства обозначают следующие обозначения?» - 2 мин.
III этап – актуализация знаний (подготовка к работе в освоении нового материала) – 5 мин.
Решение проблемно – поисковой ситуаций.
IV этап – изучение нового материала – 35 мин.
Вступительное слово преподавателя.
Тема: «Структуры и свойства железоуглеродистых сплавов»
Цель – научить определять структуры сталей и чугунов для сварочных работ.
Изучаемые вопросы: 1. фазы железоуглеродистых сплавов
структуры железоуглеродистых сплавов
кристаллизация или плавление сплавов
V этап – первичная проверка восприятия нового материала (4 мин)
VI этап – закрепление знаний и умений обучающихся (3 мин)
VII этап – применение знаний и умений (3 мин)
VIII этап – подведение итогов (3 мин)
IX этап – домашнее задание (3 мин)
II этап. Проверка домашнего задания
Вопросы:
Проверка домашнего задания.
Текстовые задания по теме: «Теория сплавов», «Свойства металлов»
Продолжить предложение:
Совокупность точек начала кристаллизации……………
Механическая смесь – это когда компоненты……………
Твердые растворы по растворению компонентов делятся на …………
Два компонента вступают в химическую реакцию и образуют…………
В состав сплава входят………………………….
Какую ошибку Вы встретили в определении? Исправьте ее!
Сплавы – твердые растворы имеют две решетки.
Сплавы- химические соединения имеют решетку ОЦК (ромбическую).
Легкий металл имеет = 4,5 г/см3 (до 3 г/см3)
Графическое изображение сплава называется – диаграммой – растяжения
Совокупность точек конца кристаллизации называется линией - ликвидус
Какие свойства материалов обозначаются следующими буквами? (на карточках)
В: кг/мм2 (предел прочности); т = кг/мм2 (предел текучести)
,% (относительное удлинение); ,% (относительное сужение)
КСV = кгс/см2 (вязкость); = г/см3 (плотность)
III этап Проблемно – поисковые ситуации
В 1808 году директор минералогического заведения нашел метеорит (камень) и уговорил своего сотрудника провести исследования. В статье, опубликованной в газете «Металлургия» говорилось: «Интересная структура метеоритного железа, на отшлифованном образце видна структура».
Как назвать метод исследования? Ответ: (металлография)
У наших прадедушек были ложки, которые плавились в горячем напитке, что служило шуткой за столом? Из какого материала сделана ложка? Ответ: (сплав Вуда).
3.Если согнуть лезвие, а потом убрать руки, что с ним будет и почему?
4.Почему колокол не делают из Pb = ?
V этап Первичная проверка понимания нового материала
1. Найти по учебнику: определение слова: «эвтектика» и «эвтоктоид».
2. Какую структуру имеет техническое железо и где оно применяется.
3. «Пчелиный улей» - задавать вопрос по новому материалу друг другу!
4. Нетрадиционные методы: - вопросы, которые требуют практической деятельности
4.1. Вы, сварщики, свариваете материал, который имеет структуру ледебурит, как определить, какой это сплав? И какими свойствами он характеризуется.
4.2. Конструкционные стали содержат углерода : от 0,02- до 0,83. Вы, как сварщик в сварном шве получили структуру – феррит + перлит как определить сод. С? Какие изделия, Вы, можете изготовить из них?
VI этап закрепление знаний и умений обучающихся.
Какие компоненты входят в состав железоуглеродистых сталей?
Почему железоуглеродистые сплавы рассматриваются как двоичные?
На каких осях диаграммы – состояния обозначаются концентрация компонентов?
На какой оси обозначаются точки изменения кристаллических решеток?
Что позволяет определить диаграмма?
Что называется линией ликвидус и солидус?
Чем отличается процесс кристаллизации чистых металлов от сплавов?
Зная содержание углерода в сталях 1,3% и чугунах 3% определите структуру при комнатной температуре?
Как определить температуру кристаллизации для сплавов 0,3%, 0,5%, 1,0%?
какую структуру имеют инструментальные стали?
какую структуру имеют сплавы с содержанием углерода = 4,3%
в каком состоянии находятся стали и чугуны после линии солидус?
охарактеризуйте сплав с содержанием углерода 3% при температуре 13500С; 11800С; 11450С.
определить температуры начала и конца кристаллизации: С=0,4; 0,8; 1,3; 2,5; и 4,8%
дано содержание углерода, определить, какие сплавы относятся к чугунам, какие к сталям?
С = 0,01; 4,3; 2,15; 2; 0,1; 0,35; 1,7; 5,6%
Заполнить таблицу:
Содержание углерода, % | Температуры кристаллизации | Структуры при температурах |
начало | конец | Т0С | название структуры |
| | | 20 1350 1147 727 1499 | |
VII этап Применение знаний и умений
В каких случаях и где на практике, Вы бы применили знания нового материала?
Построить блок-схему объединения слова с материалами: например, слово – «аустенит»

VIII этап Подведение итогов
8.1. Объявление оценок
8.2. Домашнее задание
Мы изучили
Тему: «Структуры и свойства железоуглеродистых сплавов»
По каким предметам Вам она поможет?
Как она поможет Вам, как специалисту-сварщику?
Если Вы не будете сварщиком, где можно применить этот материал?
Упражнение «без ограничений»
Зарисуйте изделие из стали и чугуна!
IX этап Домашнее задание
Начертить диаграмму – состояния в тетрадь и описать превращения при охлаждении сплава содержанием углерода 0,2 и зарисовать структуру. Учебник АИ. Самохоцкий, стр. 170-178