Предмет: История Казахстана
Дата_____Группа______
Тема: Казахские ханы –семинар -2ч.
Цели: Систематизация знаний о роли казахских ханов во внутренней и внешней политике Древнего Казахстана; о возникновении государственности на территории Казахстана, ее особенностях, структуре и роли исторических деятелей в ее развитии.
Образовательная: Обобщить знания об условиях формирования и образования Казахского ханства, структуре, внутренней и внешней политике, охарактеризовать проблемы изучения истории государственности;
Развивающая: Развивать умения определять причинно – следственные связи, выделять главное в исторических источниках, делать логические выводы, формировать навыки самостоятельной работы и картографических умений;
Воспитательная: Воспитание казахстанского патриотизма и уважения к историческому прошлому своего государства.
Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.
Вид урока: урок-семинар
Методы урока: словесный, наглядный. работа в группах, выполнение практических заданий.
Технологии: элементы технологии КСО, проблемно – поисковые, ИКТ.
Межпредметные связи: Казахская литература, казахский язык, география.
Наглядность и ТСО: Компьютер, проектор, карта «Казахское ханство в XV – XVI в.в.», портреты деятелей истории, хрестоматия по истории Казахстана, ноутбуки.
Эпиграф урока: «Наша история насчитывает две тысячи лет и она имеет прочные основы…» Н.Назарбаев
Литература: 1. Асфендияров С.Д. История Казахстана с древнейших времен. - Алма-Ата, 1993.
2. Байпаков К.М. История древнего Казахстана. - Алматы, 1996.
3. Кан Г. История Казахстана –Алматы, 2000.
4. Т. С. Садыков, А.Т. Толеубаев, Г. Халидуллин, Б.С. Сарсекеев
Учебник 6 класса. История древнего Казахстана Алматы 2011
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. 2 мин. Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.
- Здравствуйте ребята, улыбнемся друг другу, гостям. Поздоровайтесь. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.
Всё у нас получится!
II. Вступительное слово учителя:3мин
Сегодня у нас практическое занятие, которое пройдет в форме семинара. Тема «Казахские ханы», и сегодня мы на занятии обобщим знания о роли казахских ханов во внутренней и внешней политике Древнего Казахстана; о возникновении государственности на территории Казахстана, ее особенностях, структуре и роли исторических деятелей в ее развитии. Мы должны научиться определять причинно – следственные связи, выделять главное в исторических источниках, делать логические выводы, формировать навыки самостоятельной работы и картографических умений.
Ребята, перед вами карта Казахстана, государственность которого уходит далеко в прошлое.

В 2015 году мы отмечаем 550 – годовщину создания Казахского ханства, из прошлых уроков мы знаем, что это было непростое время, тем не менее султаны Жанибек и Керей положили начало созданию государства в условиях кочевой цивилизации.
После распада империи Чингис-хана и государства Золотая Орда в Казахстане происходили важные исторические процессы.
В 14-15 веках на территории современного Казахстана существовало несколько государств: Ногайская Орда, Ак Орда, ханство Абулхаира и Могулистан.

В эти государства входили казахские племена, населявшие обширные степи и южные предгорные районы.(уйсуны, канлы, конраты, найманы, кереи, мангыты и многие другие). Они стремились к объединению, но пока в Давайте сейчас составим кластер «Состав племен и их общие черты».). Что же объединяло эти племена? (хозяйство, культура, города, торговля, территория, язык).
III. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы, т.е. являющихся опорой.
«Мозговой штурм» с использованием слайдов программы Power Point. 5 -7 мин.
1.«Назовите предпосылки образования Казахского ханства?».
2. В каких географических регионах кочевали казахские племена в XIV-XV веках? Туркестан, Ишим, озеро Зайсан, Центральный Казахстан, Тарбагатай.
3. Почему казахские племена и их предводители стремились создать независимое Казахское ханство?
4. На каких землях возникло Казахское ханство (в западном Жетысу).
5. Правитель какого государства выделил земли Керею и Жанибеку (Могулистана Есен-Буга-хан)
6. Кто стоял во главе государства? (хан)
7. Кто такой хан? тюрко-монгольский титул. Изначально ханами называли вождей племени. В государствах, образовавшихся после распада Монгольской империи, хан — титул государя,
8. К какой форме государственного правления относится ханство?
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
Учащиеся, излагают свои мысли по вопросам.
IV. Выполнение учащимися различных заданий, упражнений различных видов и степени сложности по изученному материалу.
Деление на группы 3 мин.
Разделить группу на три жуза Старший, Средний, Младший.
Учащимся предлагается выбрать стикеры, подписанные с указаниями жузов.
1 задание: Работа в группах с ноутбуками. 15 мин
1 группа: С помощью ноутбука и метода «гроздья» раскрыть тему: «Борьба султанов Керея и Жанибека за создание Казахского ханства».
2 группа: С помощью ноутбука и метода «фишбоун» раскрыть тему: «Переселение казахских племен под предводительством Керея и Жанибека».
3 группа: С помощью ноутбука приготовить презентацию на тему: «Территория, этнический состав Казахского ханства и взаимоотношения с соседними странами».
2 задание: «Определить, кто эти люди?» 5 мин.
"Ты не хан - змеиное отродье,
Всей нечисти змеиной плодородье,
Ты гад, ползущий вперед раком
И солнца свет гасящий мраком". (Жангир)
Во время его правления численность населения Казахского ханства составляет 1 миллион человек (Касым хан)
Сын Нуралы хана, он был убит во время нападения на ханскую ставку. (Есим хан)
Автор «Жеты жаргы»-свод законов (Тауке хана)
Его называли «ниспосланным Аллахом для свершения великих дел» (Абылай хан)
Первый казахский хан (Керей)
Боролся против ойратов (в Семиречье) и могулов. Вступил в союз с узбекским ханом Абдаллахом против сибирского хана Кучума. (Хак-Назар хан)
"Его называли гением степной войны. Сочетал в себе талант воина и государственного деятеля, стратега и полководца. О нем писали: "Он был человек решительный, энергичный, был жесток с побежденным врагом. Так всесильно обаяние этого человека, что стоило ему клич кликнуть, как тысячи джигитов готовы были встать в ряды, чтобы сражаться. После захвата в плен, у этого деятеля была снята голова, которая совершила долгий путь до Петербурга, где храниться до сих пор." Последний в должности хана (К.Касымов)
Этот хан возглавил борьбу казахов с джунгарами (Жангир хан)
3 задание. Расставить в хронологической последовательности правления ханов. По группам.5мин.
КАЗАХСКИЕ ХАНЫ
КЕРЕЙ 1469-1474 гг.
МУРЫНДЫК 1474-1511 гг.
КАСЫМ 151 1-1518 гг.
ТАХИР 1523-1526 гг.
ХАК-НАЗАР 1538-1580 гг.
СЫГАЙ 1580-1582 гг.
ТАУЕКЕЛЬ 1586-1598 гг.
ЕСИМ 1598-1628 гг.
ЖАНГИР 1628-1652 гг.
ТАУКЕ 1680-1715 гг.
КЕНЕСАРЫ 1840-1841 гг.
4 задание. Провести сравнительный анализ деятельности правления ханов в виде таблицы. 5 мин.
Ханы | Годы правления | Словесный портрет | Опорные высказывания (что было сделано?) |
Керей и | 1456-1472 | Славился умом, терпением и воинской доблестью. | Первый казахский хан |
Бурундук Хан | | | |
Касым хан | | | |
Хакназар хан | | | |
Есим хан | | | |
Индивидуальная творческая работа. Научно-исследовательская работа «Сравнение Жангир хана с Н.А.Назарбаевым» 7 мин.
С именем Нурсултана Абишевича Назарбаева напрямую связано становление суверенитета нашего государства, с первого дня обретения независимости, провозгласившего свою миролюбивую политику сосуществования. Третье десятилетие его усилия и огромная энергия направлены на консолидацию общества и достижение достойной жизни граждан.
Реализация хорошо продуманных и грамотно выверенных планов и конкретных программ социально-экономического развития страны, осуществляемых под руководством Нурсултана Абишевича, уже принесли достойные плоды во благо Казахстана, по достоинству оценены в Республике и за ее пределами.
Первый президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев является основателем нового независимого государства, обеспечивший единство Казахстана, защиту Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Основатель казахстанской государственности, был автором глобальных инициатив, получивших признание всех казахстанцев и уважение международного сообщества.
Стоит вспомнить соглашения, подписанные в Лондоне во время официального визита Н.Назарбаева, направлены на будущее развитие казахстанской экономики. Реализовать новые совместные проекты планируется в различных отраслях. Казахстан и Великобритания также договорились о взаимной правовой помощи и развитии транспортного потенциала. Это уже девятый визит Нурсултана Назарбаева в Лондон за последние 20 лет. Но именно эта поездка носит ярко выраженный экономический характер.
Казахстан на пути к Независимости прошел трудный, но славный путь становления государственности, укрепления единства нации, создания рыночной экономики. У нас появились свои национальные праздники, широко отмечаемые всей страной. 3мин
Видеоролик «Казахскому ханству 550 лет» 8мин
5 задание Видео-вопросы от преподавателей СГД. 10 мин.
Общественный строй казахского ханства.
Общественные отношения – патриархально-феодальные Государственность – феодальная. Все ханство принадлежит правящему роду Чингизидов. Хан – распределяет земли и не относится ни к каким племенам, избирается из султанов. Ханство делилось на улусы во главе с султанами. Улус = 10т семей. Род или племя составляли определенное количество колен.
Высшее сословие – ак-суйек (белая кость): Торе (правящая группа Чингизиды: ханы, султаны, огланы или торе, ходжи (нет обязанностей)) и Кожа (мусульманское духовенство – потомки проповедников). Низшее сословие – кара-суйек (черная кость): все остальные независимо от имущественного положения. Бий – управитель рода.
Причины образования Казахского ханства.
Необходимость завершения политической консолидации племён Казахстана в единое государство.
Необходимость восстановления разрушенных хозяйственных связей между кочевыми, оседло-земледельческими и городскими районами и создание единого экономического региона.
Необходимость завершения длительного процесса сложения тюркоязычных племён Казахстана в единую народность.
Борьба за власть в ВосточномДешт-и-Кыпчаке между потомками орда-Еджена—Жанибеком, Кереем и Шайбана—Абулхаира.
Расскажите о культуре казахов 16 века
Мавзолеи Джанибека и Касыма – в Сарайчике, Казангапа – в Улутау. «Сауранская башня» - минарет.
Героический эпос: «Кобланды-батыр» (война кипчаков с иранцами), «Ер-Косай», «Ер-Таргын», «Камбар-батыр». Социально-бытовые поэмы «Козы-Корпеш и Баян-сулу», «Кыз-Жибек». Письменная литература казахского языка – книги религиозного и историко-легендарного содержания. Керамика с геометрическими мотивами. Памятники Семиречья – из белого известняка.
Расскажите о крупных городах того времени
Сыгнак – «торговая гавань»; столица первых казахских правителей; некрополь Шайбанидов
Туркестан (Яссы) – крупный торговый пункт, центр земледельческого округа; на рубеже 16в – 17в стал столицей; религиозный центр
Сауран – система оборонительных сооружений
Сайрам (Испиджаб) – хорошо укрепленная крепость, крупный торгово-ремесленный центр юга на стыке торговый и военных путей; административный центр вилайета
Сузак – главный город севера Каратау, главная стратегическая опора казахских правителей, хорошая крепость; торгово-ремесленный центр, выдвинутый в степь
Отрар – крупный торгово-ремесленный центр юга; в 16в здесь были наместники Шайбанидов; памятник городской культуры 15в; единственный спецквартал - «квартал гончаров»
На какие три жуза делилось Казахское ханство? Что такое жуз?Территории Старшего жуза-Семиречье, Южный Казахстан, Эго-Восточный Казахстан; Территории Младшего жуза-Западный Казахстан, Северо-западный, Приаралье; Средний жуз-Центральный, Северо-восточный, Северный Казахстан.Значение термина «жуз» -историко-хозяйственный регион.
Расскажите об основателях Казахского ханства.
Возникновение Казахского ханства было закономерным итогом социально-экономических и этнополитических процессов на обширной территории Восточного Дешт-и-Кипчака, Семиречья и Туркестана. Ход его образования связан с Могулистаном и Ханством Абулхаира. Джанибек и Керей (Гирей) (потомки Урус-хана – родоначальника династии казахских ханов) – авторитетные казахские лидеры. Постоянные войны, усобицы, набеги ойратов (джунгар) вызывали большие народные возмущения, поэтому с конца 50-х годов в течение 10 лет как протест происходила массовая откочевка из В. Дешт-и-Кипчака, Туркестана, Каратау на запад Семиречья, территорию Могулистана. Джанибек и Керей возглавили племена, уходившие из Ханства Абулхаира на запад Могулистана (200т человек).
Раскажите как возник термин «казах»?
Особенностью Казахстана является то, что на его территории возникли жузы - племенные объединения, принадлежавшие к казахской народности и населявшие общеказахскую территорию. К XV - XVI векам жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности. Сложившаяся народность со второй половины XV века стала известна среди соседей и в письменных источниках под именем "казахи". Происхождение этнонима казах являлось предметом дискуссий, оно отражено в многочисленных легендах. Казах - тюркское слово, употребляемое как нарицательное в социальном смысле и означало человека свободного, скитальца, искателя приключения, то есть - это вольный, свободный, независимый человек. Такой трактовки придерживались видные исследователи В. В. Вельяминов-Зернов, В. В. Бартольд, С. Ибрагимов, В. П. Юдин. Когда Джанибек и Керей откочевали от Абулхайра их сторонники стали называться узбек-казахи. С укреплением ханства Джанибека и Керея казахами стало называться все подвластное им население. Постепенно этот термин приобрел этнический смысл и стал употребляться как этноним.
Какие государства повлияли на создание Казахского ханства?
(Ханство Абулхаира и Могулистан)
На какой территории первоначально было образовано Казахское ханство?
(На территории ЗападногоЖетысу)
6 задание Разгадать филворд. Найти 10 терминов.5 мин.
К | С | Т | З | У | Ж |
А | Х | А | Ч | И | Н |
З | А | Н | З | И | Г |
Р | О | Т | И | Д | Х |
Е | Я | С | С | Ы | А |
А | Н | Г | Ы | С | Н |
К | А | С | А | Н | К |
Б | А | Ы | Г | Й | А |
У | Л | Х | А | И | Р |
Ж | К | А | З | А | Х |
А | Н | И | Б | Е | К |
Казахстан
Жуз
Чингизид
Торе
Яссы
Сыгнак
Асанкайгы
Абалхаир
Жанибек
Казах
IV. Краткая заключительная часть урока посвящается подведению итогов работы учителем. 3 мин.
В истории Казахстана тема исследования роли личности, роли политического и общественного лидера в государстве всегда имела особое значение. Как известно, на развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет и человек, осуществляющий определенную функциональную деятельность. Значимость роли человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти, обладает достаточными административно-правовыми полномочиями в социуме. К тому же нельзя отрицать и тот факт, что отдельные личности способны были повлиять на становление общества и истории в целом. Примером тому в истории Казахстана нового времени могут быть такие крупные политические и государственные деятели, как ханы Жанибек, Керей, Тауке, Абулхаир, Абылай и Кенесары.
Деятельность этих личностей смогла повлиять на ход развития казахской истории на несколько десятилетий, а то и столетий.
С деятельностью ханов Жанибека и Керея неразрывно связана история становления и развития казахской государственности, основаная в XV веке на территории современного Жетысу и Южного Казахстана, нового государственно-политического образования – Казахского ханства и в конечном счете завершения формирования казахской народности.
Правление хана Тауке ознаменовалось наибольшим укреплением единого, независимого Казахского ханства и созданием степного свода законов «Жеті Жарғы».
Ханы Абулхаир и Аблай по праву могут называться одними из наиболее знаковых политических фигур XVIII века. Осиротев в раннем возрасте, претерпев ряд невзгод, они благодаря своим незаурядным способностям в свое время сумели добиться наивысшего статуса ханской власти, обретя титул старшего хана среди других правителей трех казахских жузов, и возглавить борьбу казахского народа против джунгаров.
С именем хана Кенесары связана одна из ярчайших страниц национально-освободительной борьбы казахского народа за право сохранения своей независимости. Восстание во главе с Кенесары более чем на десять лет отодвинуло имперские планы царского правительства по присоединению казахских земель к России.
Однако история Казахстана нового времени отнюдь не отмечена лишь именами ханов, султанов. Уникальность кочевой цивилизации казахов заключается в том, что наряду с ханами и султанами, обладавшими более привилегированным статусом в социальной иерархии номадов, не меньшее значение и политическое влияние имели казахские бии и батыры. Достаточно упомянуть имена величайших биев своего времени Казыбека Кельдибекулы, Толе би Алибекулы и Айтеке Байбекулы, создавших при хане Тауке свод законов «Жеті Жарғы», а в суровый период в истории казахских ханств сумевших объединить разрозненные казахские рода на совместную борьбу с джунгарами.
С именами многих военных полководцев – батыров связаны героические страницы национально-освободительной борьбы казахского народа XVIII – начала XX веков. К тому же большинство батыров, возглавлявших боевые отряды воинов своих родов и родоплеменных групп, играли видную роль не только в военной, но и в социально-политической жизни кочевников-казахов.Ребята, в конце занятия, я хотела бы еще раз обратить внимание на карту нашего государства. И завершить словами Лидера Нации: «Есть великое понятие – Родина. Когда речь заходит о ее защите, каждый в первую очередь думает о родном шаныраке, об отце с матерью, братьях и сестрах, детях, внуках. И с праведными помыслами идет защищать Отечество. Поэтому надо знать свою историю. Будущее народа, который не знает и не чтит свою историю, весьма туманно. И свои слова подкрепил образным сравнением: "Не будь глубоки корни у старого дуба, не устоять ему в бурю".
VI Анализ оценок 2мин. Собрать лист самооценивания в группе.
V. Задание на дом. 3 мин.
Написать эссе на тему: «Если бы я был ханом…»
Таблица “Толстые и тонкие вопросы” .
Для успешной адаптации учащихся необходимо учить различать вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (“тонкие” ), и вопросы, на которые ответить определённо нельзя (“толстые” ).
? | ? |
Кто… | Дайте объяснение, почему… |
Что… | Почему вы думаете… |
Когда… | В чём разница… |
Составить противоположной команде по три «тонких» и три «толстых» вопросов.
Лист самооценивания в группе
Фамилия, имя уч-ся __________________________________
Я работал устно да нет
Я сделал все письменные работы. да нет
Я играл активную роль, выполняя все работы на занятии. 5 4 3 2 1
Работая в группе, я был лидером
слушателем
генератором идей
За работу в группе на занятии я себе ставлю. 5 4 3 2 1