Урок решения задач по теме "Последовательное и параллельное соединения проводников"
ШЛЫКОВА ЕЛЕНА ЭРИКОВНА
учитель физики, МОУ УВК «Гармония» г. Донецк
Цель урока:
Повторить и обобщить знания, осуществить коррекцию знаний по теме:
«Последовательное и параллельное соединение проводников»;
Задачи урока:
Образовательная:
Воспитательная:
Развивающая:
Развитие интереса к предмету, логического мышления, внимания, наблюдательности;
Развитие монологической речи с использованием физических терминов.
Формируемые ключевые компетенции: исследовательские, мыслительные, речевые
Тип урока: урок совершенствования знаний, формирования умений и отработки навыков обучающихся
Вид урока: урок-практикум решения задач
Методы обучения: практический, частично-поисковый
Материально-техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор, экран
Ход урока:
1. Оргмомент
2. Актуализация опорных ЗУН и мотивационных состояний
Сообщение темы урока и целевая установка на урок.
Слайд 2, 3. включен в начале урока.
Урок начинается с «Разминки для ума» .
Отвечая на вопросы, обучающиеся, за правильный ответ, получают жетон «УМНИК».
Актуализация знаний.
Что называется электрическим током?
Назовите физические величины характеризующие электрический ток.
Какая физическая величина называется силой тока? В каких единицах измеряется?
Каким прибором измеряется сила тока и как он включается в цепь?
В чем заключается физический смысл силы тока?
Какая физическая величина называется электрическим напряжением? В каких единицах измеряется?
Каким прибором измеряется напряжение и как он включается в цепь?
В чем заключается физический смысл напряжения?
Какая физическая величина называется электрическим сопротивлением? В каких единицах измеряется?
В чем заключается физический смысл сопротивления?
Слайд 4. Установить соответствие между физическими величинами и их буквенным обозначением.
Слайд 5. Законы последовательного и параддельного соединений.
Слайд 6. «Актуальный вопрос».
Слайд 7. «Найдите ошибку»
Слайды 8.9.10,11. Составление и расчет схем.
Слайд 12. Решение графической задачи
Слайд 14, 15. Решение расчетных задач.
Задача 1. Решается у доски. Два последовательно соединённых проводника сопротивлением 6 и 4 Ом включены в сеть с напряжением 20 В. Определите общую силу тока в цепи, силу тока в каждом проводнике, а также напряжение на каждом из них.
Дано
Решение:
R=6 Ом + 4 Ом = 10 Ом.
I=20В/10 Ом=2А,
I1=I2=I=2A .
U1=2 А*6 Ом = 12 В
U2=2 А*4 Ом = 8 В
Формула:
Из закона Ома определим силу тока в цепи:
I=U/R,
где сопротивление
R=R1+R2 .
Сила тока в последовательно соединённых проводниках одинакова, поэтому
I1=I2=I .
Напряжение найдём из закона Ома:
U1=I1*R1
U2=I2*R2
R1=6 Ом
R2=4 Ом
U=20 В
----------------
I=? I1=?
I2=? U1=?
U2=?
Задача 2. Решают самостоятельно. Два проводника сопротивлением 10 и 15 Ом соединены параллельно и подключены к сети напряжением 12 В. Определите общее сопротивление проводников, общую силу тока, а также силу тока в каждом проводнике.
Дано:
Формула
R=R1*R2 /( R1+R2)
Определим общую силу тока в цепи, используя закон Ома: I=U/R
Определим силу тока в каждом проводнике по закону Ома, учитывая, что U1=U2=U:
I1=U/R1
I2=U/R2
Решение
R=10 Ом*15 Ом/(10Ом+15 Ом)=6 Ом
I=12 В/6 Ом =2 А
I=12 В/6 Ом =2 А
I1=12 В/ 10 Ом =1,2 А ;
I2=12 В/ 15 Ом =0,8 А.
R1=10 Ом
R2=15 Ом
U=12 В
----------
R=? I=?
I1=? I2=?
Слайды 16-20. Физический диктант. (5 минут). После диктанта проводится взаимопроверка проверка, обсуждение и выставление оценок.
1вариант 2 вариант
1 2 3 1 4 3
2 3 1 2 3 4
3 4 4 3 2 1
4 1 2 4 1 2

Какой знак второго заряда
+ положительный + положительный
Чему равно сопротивление Какой из проводников имеет
10 Ом. большее и наименьшее
сопротивление
синяя – 1 Ом; красная 2 Ом;
зеленая 4 Ом.

2 1 2 2
Какие формулы следуют из закона Ома?

1 3 2
Слайды 22-26. Решение задач на расчет сопротивления. Силы тока и напряжения по картинкам.

Rобщ1 = 9 Ом
Rобщ2 = 12 Ом
Rобщ3 = 2 Ом
R общ = 1,2 Ом I =
= 20 А
R общ = 10 Ом U= 1 А ·10 Ом. = 10 В.

R общ = 8 Ом
Итог урока.
На сегодня все. Мы с вами научились решать задачи на последовательное и параллельное соединение проводников, закрепили знания о законе Ома для участка цепи. У кого есть вопросы по сегодняшнему уроку?
Давайте подведем итог урока и поставим оценки за урок.
Ребята говорят оценки, которые они считают сами заслуживают.
Домашнее задание. Повторить все формулы и физические величины.