Министерство образования, науки и по делам молодежи КБР
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, № 5 с.п. Нартан»
(ГКОУ «ШИ №5 с.п.Нартан» Минобрнауки КБР)

Темаурока: Применение технологий деятельностного типа
при изучении темы «Простые и сложные предложения»
Цели урока:
образовательные:
познакомить учащихся с понятиями «простые и сложные предложения»;
научиться распознавать простые и сложные предложения, определять основные признаки сложного предложения, строить сложное предложение, определять его границы;
познакомить с делением сложного предложения по средствам связи на союзное и бессоюзное;
обратить внимание учащихся на интонационное единство сложного предложения, помогающее определять его границы;
учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия)
развивающие:
развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;
развивать навык чёткого и красивого письма;
развивать познавательный интерес учащихся к русскому языку;
формировать умение следовать устным и письменным инструкциям учителя и учебника;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки учащихся;
закрепить навык определения простых осложнённых и сложных предложений;
закрепить навык постановки запятой в простом осложненном предложении, сложном предложении;
формировать орфографическую зоркость, грамотность учащихся;
развивать навык свободного письма, речь, развивать кругозор учащихся, творческое мышление
воспитательные:
расширять коммуникативные способности детей;
закреплять способы развития работоспособности и профилактики утомления;
воспитывать интерес к русскому языку через языковые средства;
воспитывать культуру общения на уроке, ответственное отношение к учебе;
воспитывать необходимое для красивой и грамотной речи чувство языка
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок развивающего обучения
Методы обучения: проблемно-поисковый метод, наглядный, репродуктивный и другие методы стимулирования учебной деятельности
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая
Оборудование и техническое оснащение: учебник, тетрадь, компьютерная презентация, таблица со схемами предложений, словарь, карточки с упражнениями и тестами.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята!
Когда я готовилась к сегодняшнему уроку, я подумала, как здорово, что мы живём с вами на планете Земля и владеем таким удивительным, неповторимым, многогранным, постоянно меняющимся и развивающимся русским языком.
-Ребята, вы любите мечтать?
Тогда, думаю, вам будут близки строчки стихотворения Элеоноры Барковой «Я мечтаю»
Я мечтаю о звёздных полётах,
Межпланетным я стану пилотом,
Намечаю маршруты путей,
Только б вырасти мне поскорей.
Всё о жизни Сатурна узнаю,
С марсианами дружбу сведу,
По пути на Луне побываю,
К дальним звёздам дорогу найду.
Небо синее ласково манит
И к бескрайним просторам зовёт.
Знаю я, что минута настанет -
В дальний рейс поведу звездолёт.
-Скажите, ребята, близки ли мысли лирического героя вашим мечтам?
Кому-то да, кому-то нет. Кто знает, возможно, после этого урока ваше мнение изменится.
А сейчас мы с вами отправимся в таинственный, интересный, удивительный и волшебный мир русского языка. Он полон тайн, и здесь не счесть возможностей проявить свой ум, находчивость и смекалку.
1. Слайд №2. А начнем мы с блиц-опроса «Кто быстрее»
Ребята, мы продолжаем изучать тему «Предложение»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
(Восклицательные, невосклицательные)
По наличию второстепенных членов предложения? (Распространенные, нераспространенные)
Что такое грамматическая основа предложения? (Грамматическая основа – это подлежащее и сказуемое)
Слайд №3.
2. На интерактивной доске записаны предложения.
У каждого из вас на столе лежит текст.
Прочитайте его. В каждом предложении подчеркните грамматическую основу.
Текст читает ученик выразительно.
1. Наступила осень, светит грустное солнце. 2. На стройных берёзках ещё дрожат жёлтые листочки, лучи осеннего солнца освещают их. 3. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. 4.Земля покрыта разноцветным ковром.
5. Я иду по лесной тропинке, и тонкие паутинки блестят на солнце. 6. В вышине звучат птичьи голоса. 7. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. 8. Интересно узнавать мир вокруг себя.
9. Но вот подул холодный и резкий ветер, и понеслись по небу низкие облака. 10. В воздухе закружились сухие листья, пошел мелкий дождь.
Учитель. Озаглавьте текст, определите тему, стиль, тип речи.
(Осень. Природа.) стиль - художественный, тип речи -описание)
Учитель. Чему учит нас этот текст?
(Любить и охранять природу)
1 группа и 2 группа Прочитайте 1, 2, 9, 10 предложения. Найдите в них общее.
(В этих предложениях по две грамматические основы)
3 группа и 4 Прочитайте 3, 4, 6 ,7, 8, предложения. Отметьте в них общее.
(Это простые предложения, осложненные однородными членами предложения)
3. Формулирование темы и цели урока.
Учитель. Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие — сложными?
(Предложения с одной грамматической основой можно назвать простыми, а предложения с несколькими грамматическими основами — сложными).
Учитель. Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений.
(Тема сегодняшнего урока — «Простые и сложные предложения).
На доске записывается тема урока.
Учитель. Чтобы усвоить новую тему, какие цели вы поставите для себя на этот урок? Используйте опорные слова, написанные на доске
1) Познакомиться с ... и ...;
2) учиться различать ... и ...;
3) учиться ставить ...
На доске записаны предложения.
Прочитайте предложения и подумайте, чем они отличаются друг от друга?
1) Звенит звонок.
2) Ребята заходят в класс.
3) Начинается первый урок.
4) Звенит звонок, ребята заходят в класс, начинается первый урок.
Давайте сначала найдем грамматическую основу каждого предложения, тогда мы поймем, какие это предложения.
1, 2 и 3 предложения простые, так как в каждом из них одна грамматическая основа. Предложение, в котором одна грамматическая основа, - простое предложение.
-А 4 предложение?
4 предложение состоит из трёх простых предложений. В каждой части сложного предложения есть подлежащее и сказуемое. Значит, это предложение сложное.
-Какие предложения называются сложными?
Предложение, в котором две и больше грамматических основ,- сложное предложение. Сложные предложения состоят из нескольких простых предложений.
Части сложного предложения – это не просто соединённые вместе простые. Объединившись, эти части продолжают, дополняют друг друга, превращают разные мысли в одну, более полную.
Сравним схемы предложений и запомним правила постановки запятой
Предложения нашего языка очень разнообразны. Иногда при одном подлежащем может быть несколько сказуемых или при одном сказуемом может быть несколько подлежащих. Такие члены предложения называются однородными. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. В схеме каждый однородный член мы будем обводить в кружок.
-Какой вывод можно сделать из сравнения этих схем?

В первой строке даны схемы сложных предложений,
а во второй строке - схемы простых предложений с однородными сказуемыми (они показаны в кружке).
В простых предложениях с однородными членами и в сложных предложениях между их частями используются одни и те же союзы: и, а, но.
Помни!
1. Перед союзами а, но всегда ставится запятая.
2. Союз и требует особого внимания: соединяет однородные члены – запятая чаще всего не ставится; употреблён между частями сложного предложения - запятая обычно нужна.
4. Закрепление. Работа в парах.
Из простых предложений составить сложные предложения ( Диск №3, работа на интерактивной доске) Один листик на парту. Прочитать, составить сложное предложение из двух простых предложений. Сначала учащиеся работают самостоятельно в парах, затем проверяем на доске.
1 столбик.
Мир строит
Ночью была оттепель
Опустело поле
Труд человека кормит
2 столбик. Ветер гулял на просторе.
Война разрушает.
К утру ударил мороз.
Лень портит.
5. Работа в группах.
У вас на партах есть конверты, откройте их и составьте из слов предложения так, чтобы получились пословицы и поговорки о здоровом образе жизни. Работаем в группах (1 предложение на стол)
В здоровом теле – здоровый дух.
Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Зарядку делай каждый день, пройдет усталость, вялость, лень!
Будем закаляться, спортом занимать!
6. Веселая физминутка.
7. Работа в парах на компьютере.
Онлайн тест в 5 классе Простые и сложные предложения (5 вопросов)
8 . Отправляемся на поиск предложений. Работа в парах.
Ребята, вы будете работать в группах. Помните - важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь значение имеет не только личный результат, но и результат работы группы, который приведет к успеху всего класса.
У вас на партах лежат листочки со схемами. А на слайде вы видите предложения. Найдите предложения, соответствующие схемам.


[– - =]
[О,… ]!
[…], ( что… ).
1) Книга – лучший товарищ.
2) Проводник сказал, что в лесу водятся медведи.
3) Ребята, принимайте активное участие в конкурсах!
4) Море утихло и только изредка глухо вздыхало.
5) Дверь тихонько отворилась, и царевна очутилась в светлой горнице своейв удивительный и волшебныймир русского языка.
Он полон тайн, и здесь несчесть возможностейпроявить весь свой ум,находчивость и смекалку
в удивительный и волшебныймир русского языка.
Он полон тайн, и здесь несчесть возможностейпроявить весь свой ум,находчивость и смекалку
в удивительный и волшебныймир русского языка.
Он полон тайн, и здесь несчесть возможностейпроявить весь свой ум,находчивость и смекалку.
Изучение родного языка дает
в удивительный и волшебныймир русского языка.
Он полон тайн, и здесь несчесть возможностейпроявить весь свой ум,находчивость и смекалку.
Изучение родного языка дает
8. У каждого ученика лежит на столе «График» (Нарисовать заранее график на доске)
Я читаю предложения, а вы ставите точку на графике. Сначала надо определить простое это предложение или сложное. Если это простое предложение, отмечаете цифрой 1, а если это сложное предложение, отмечаете цифрой 2. Когда я прочту все предложения, вы соедините все точки.

![]()
![]()




![]()
2
![]()
![]()
![]()
1 * * * * *

![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Наступили осенние дни, и по небу поплыли серебристые облака.
Наступила осень, и птицы потянулись к югу.
Осенние листья темнеют и теряют свои яркие краски.
Листья потемнели и шуршат при ветре.
Листья падали на землю и устилали ее разноцветным ковром.
Пришла осень, и листья опали.
Выплыло из-за туч солнышко и разослало на землю свои лучи.
птицы и наполнили своим пением лес.
Сверкнула молния, и разразилась гроза.
10. Потянул ветер, и туча заволокла горизонт.
9. Диск №4 Урок 11 ( №16 ) А сейчас мы с вами отправимся в страну грамотных учеников.
Каждому учителю хочется, чтобы все ученики в классе были грамотными.
10. Работа в паре. Задание: конкурс на самое интересное (смешное, длинное, выразительное) предложение.
11. Итог урока. Повторить алгоритм работы над предложением.
Алгоритм работы над предложением.
Находим в предложении все главные члены.
Определяем количество грамматических основ.
Если перед нами сложное предложение, то ищем союз и делаем вывод – союзное оно или бессоюзное.
Простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа.
Сложное предложение – это предложение, в котором две и больше грамматических основ.
Простые предложения в составе сложного могут между собой объединяться при помощи союза – это союзное сложное предложение. А могут объединяться без союза, то есть по смыслу – это бессоюзное предложение.
Спасибо всем, кто активно помогал нам и защищал простые и сложные предложения. Надеюсь, вы все научились их различать.
Давайте подведём итог.
Каким же был для вас урок:
1.Урок полезен, всё понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
3.Ещё придётся потрудиться.
4.Да, трудно всё-таки учиться!
Домашнее задание: Из художественной литературы выписать 3 простых и 3 сложных предложения, сделать синтаксический разбор предложений, нарисовать схемы предложений.